Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостаточная ролевая дистанция




Существуют люди, которые умело исполняют много­численные роли, но сами не чувствуют дистанции между собой и ролями, то есть превращаются в homo sociologicus или — выражаясь в терминах аналитической психологии — идентифицируются со своей Персоной. Нередко они ведут себя стереотипно или же из-за силь­ной своей идентификации с дивергирующими ролями — поскольку дистанцирующая и интегрирующая личность недостаточно сформирована — у них возникают ролевые конфликты и осложнения с окружением. Прямым след­ствием этого может быть сначала усиление, а затем сни­жение их акционального голода.

В таких случаях психодрама вводится для раскры­тия личности (120). В психодраме протагонисту помо­гают конкретно трансцен-дировать социальный (возмож­но, также психический) ролевой уровень и обрести внутреннюю дистанцию в отношении своего ролевого конфликта. Если это удается, то впредь он уже не бу­дет разрываться между противоречивыми ролями одно­го и того же или разных ролевых уровней, а благодаря внутренней дистанции сумеет креативным образом ин­тегрировать роли в свою личность в качестве частных подсистем.

Пример: Молодой человек настолько идентифициро­вался с ролью врача, что постоянно нагружает себя в больнице все новыми обязанностями. В конце психодраматического изображения одной из таких сцен им овладевает огромная тоска по дому и своей семье. Он стремглав бежит с работы домой. В сле­дующей сцене становится ясно, какое большое на­слаждение он получает от своей роли молодого отца семейства. Вскоре, однако, мысль о несрочной, но незавершенной работе гонит его поздно вечером на­зад в больницу. В роли знающего свое дело врача он задерживается на работе с медсестрами. Совер­шенно неожиданно он снова начинает тосковать по дому. Положив руку на живот в области желудка (он язвенник), усталый и подавленный, он бредет домой. Все эпизоды, в которых протагонист, вер­ный долгу, исполняет свою профессиональную роль, изображаются по правую сторону сцены, эпи­зоды приятного времяпрепровождения разыгрыва­ются по левую сторону сцены. При исполнении од­ного из видов ролей протагонист на какое-то время как бы растворяется в ней, пока наконец другая роль, бывшая до сих пор в латентном состоянии, не начинает его беспокоить и понуждать к актуализа­ции. Когда он актуализирует эту роль, то тот же са­мый механизм начинает действовать в обратном на­правлении. При чередовании психодраматических сцен изображение ролевого конфликта — на психо­аналитическом языке можно было бы говорить так­же об интрапсихическом конфликте между долгом и удовольствием, между «Сверх-Я» и «Оно» — го­нит его от одной стороны сцены к другой. При этом протагонист не производит впечатления человека со слабым «Я». Напротив, в каждой из альтернативных ролей он скорее предстает человеком с силь­ным «Я», который, однако, явно идентифицируясь с теми или иными своими ролями, страдает от роле­вого конфликта. Поэтому ведущий психодрамы просит другого участника группы повторить в роли протагониста уже изображенные ситуации с теми же самыми партнерами, тогда как протагонист, кон­кретно трансцендируя уровень своего ролевого кон­фликта, взбирается на стул (эту технику называют техникой высокого стула). Отсюда свысока он со­зерцает свой интрапсихический конфликт, проявля­ющийся в виде ролевого конфликта, или ролевой конфликт, превратившийся в конфликт интрапси­хический. Интересно понаблюдать, как протаго­нист, следя за событиями на сцене, все ниже накло­няется вперед и уже готов соскочить вниз в свою изображаемую на сцене роль, если бы не дубль, ко­торый в последний момент возникает позади него и произносит: «Действительно, тот внизу ведет себя так, как обычно веду себя я. Но отсюда сверху я сам могу наблюдать и видеть, как гоняю себя туда-сюда. Работа меня бы совершенно не поглотила, не навьючивай я на себя все новые и новые обязанно­сти. Но если это так, то чего я мчусь домой как уго­релый?» Следующую домашнюю сцену комменти­рует уже сам протагонист: «Да, здесь я счастлив, но вместо того, чтобы отложить на завтра не очень-то важную работу, я снова бегу в больницу. Как я комичен! Отсюда сверху я должен над этим посме­яться (смеется). Я знаю, что обе сферы — часть моей жизни и имеют свое право на существование. В отличие от моего переживания в реальности и во время предыдущего изображения мною сцен я, как зритель, чувствую себя здесь наверху хорошо и сво­бодно».

Комментарий: Протагонист не только пережил конф­ликт в психодраме «во Второй Раз», а затем увидел его словно в отражении, но и благодаря конкретному экзи­стенциальному переживанию трансценденции, поднятия на стул, обрел новое отношение к себе и своему окруже­нию и познакомился с собой как с личностью, стоящей над своими ролями — над homo sociologicus. Благодаря новому отношению к самому себе тут же становится ме­нее выраженным и обусловленное ролевым конфликтом нарушение влечений, которое при продолжении терапии устраняется полностью. В данном примере описанная психодрамотерапевтическая процедура вместе с обратной связью потребовала одного занятия продолжительностью примерно два с четвертью часа.

В соответствующих случаях следует предостеречь как психодрамотерапевта, так и группу от стремления повлиять на установку протагониста, его решения или его поведение своими советами и навязыванием личных ценностных представлений. Рано или поздно подобное влияние он будет воспринимать как проявление собст­венной слабости или как насилие над собой со стороны других. Как правило, оно вызывает неуважение к себе, а также агрессию, направленную против советчиков.

Если в результате однократного интенсивного пси­ходраматического занятия или в процессе долговремен­ной психодрамотерапии клиента у него произошло рас­ширенное осмысление сущности конфликта, появилось новое отношение к собственной персоне и усилился акциональный голод, то психодрамотерапия на этом еще не заканчивается. Хотя для клиента и достигнуто этим нечто важное, однако в его взаимодействии с миром еще не введен в действие circulus beatus. Теперь важно раскрыть и креативно осмыслить только что возникшие перспективы. Благодаря изменению установки клиента его прежние отношения с миром уже не просто оказы­вают на него только давление, а требуют от него кре­ативности, необходимой для их преобразования и трансформации.

Поэтому для протагониста из предыдущего примера инсценируются вымышленные сцены в больнице с медсе­страми и коллегами, а также в собственном доме с же­ной, друзьями и детьми. Такие ситуации дают ему воз­можность — как результат его предыдущих психодраматических переживаний — реагировать по-новому. Благо­даря чувствам, пережитым им в ролях реальных партне­ров, а также благодаря ролевой обратной связи партне­ров из группы он приходит к пониманию креативного потенциала своего нового поведения.

Также и в связи с психодраматической репетицией будущего следует предостеречь от желания повлиять на протагониста интерпретациями, общепринятыми цен­ностными суждениями и т.п., способными поставить под сомнение успех терапии. Невозможно себе предста­вить, сколь тяжело, особенно интеллектуалам, отказать­ся в ходе постпсиходраматической обратной связи от шаблонных мнений или идей, в которых они зачастую бессознательно-авторитарным образом стараются убе­дить протагониста, вместо того чтобы просто высказать ему свои пережитые во время психодрамы мысли и чув­ства и предоставить ему «и после игры» достаточно простора и свободы для независимой переработки своих переживаний и самостоятельного решения. Усиленные из-за давления группы ценностные суждения и идеи блокируют спонтанность и креативность протагониста. И наоборот, истинная обратная связь способствует рас­крытию его личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.