КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Принципы теории социальной работы
Принцип (лат. principium – основа, начало): 1) руководящая идея, основное правило поведения; 2) основное исходное положение какого-либо учения, науки, мировоззрения; 3) внутреннее убеждение человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В принципах социальной работы находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности. Они отражают не только идеологию социальной работы, критерии эффективности практики, но и познавательные тенденции социальной работы как области научного познания. Складывающаяся отечественная теория и практика социальной работы и зарубежные школы социальной работы имеют собственные традиции в формулировании принципов и концептов. Однако их различие свидетельствует о многообразии форм исследовательской практики, степени разработанности проблемы, исторически сложившихся научных подходах к формализациям и классификациям объективной реальности. 5.1. Основные направления в подходах к принципам социальной работы В отечественной и зарубежной теории социальной работы имеются некоторые отличия в трактовке принципов. 1. За рубежом практика социальной работы является формой модификации социальной реальности, поэтому в ее принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению. В России происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, отсюда принципы имеют дескриптивную и прогнозно-ориентированную направленность. Поэтому приоритет в структуре принципов социальной работы отдается философским принципам и принципам социальных наук. Познавательные тенденции теории социальной работы связывают с интегративной областью ее познания. В контексте этих подходов некоторые исследователи подразделяют принципы социальной работы на общефилософские принципы, общие принципы социальных наук, специфические принципы. Специфические принципы социальной работы в свою очередь подразделяются на принципы содержательные, психолого-педагогические, методические, организационные.
2. Принципы социальной работы за рубежом отражают В России, в силу исторических причин, теоретический плюрализм в подходах к социальной работе только начинает развиваться. Плюрализму позиций не способствует и централизация практики социальной работы, идеология которой развивается в контексте официальных законов и постановлений. Отсюда принципы социальной работы имеют тенденцию отражать установки государственных концептов. 3. За рубежом демократические и гуманистические идеалы В России идет процесс интериоризации идей и принципов гражданского общества, которые выступают как отдаленная перспектива идеологии социальной работы. Поэтому указанные принципы, находя определенное отражение в теоретических подходах к социальной работе, не имеют выхода на широкую практику. Данную тенденцию наглядно демонстрируют подходы, которые сочетают в себе принципы социальных наук и принятые в мировом сообществе специфические принципы социальных работников. При таких подходах принципы социальной работы классифицируются на общефилософские принципы, социально-политические, организационные, психолого-педагогические и специфические. Группа специфических принципов реализуется в сфере оказания социальных услуг населению, включая в себя: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальность, толерантность.
4. Особенности различных парадигм проявляются в том, что в зарубежной теории социальной работы находят отражение принципы из практических концептов социально-психологических областей познания, например, принцип «здесь и теперь». В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». 5.2. Содержание основных принципов социальной работы Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, или имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающие нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных направлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации. 1. Общие принципы социальной работы Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и с умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно. Принцип «среда – личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.
Принцип «личность – среда» отражает сущность стратегий изменения и развития объектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип предполагает, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов. Принцип «здесь и теперь» – общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время. Принцип «там и тогда» представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий. Принцип «я и другие» – принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил. Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.
2. Концептуальные принципы социальной работы Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коннотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы. Многообразие теоретических направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования. Структура научной концепции может включать: концепты; классификации; нормативные модели; принципы. Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления. 3. Операциональные принципы Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом. Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например: Клиент всему начало. Начало контакта с клиентом – начало лечения. Продвигаться вместе с клиентом и т. д. Однако процесс взаимодействия с клиентом не ограничивается только практикой лечения или поддержки, он может иметь более сложные формы, такие, как процесс социализации или обучения. В этом случае операциональные принципы имеют другое содержание и другую установку на взаимодействие. 4. Этические принципы социальной работы Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют многие зарубежные организации социальных работников. В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы: принцип компетентности; принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед обществом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |