Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежного опыта социальной работы




Тема 10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в оп­ределенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех стра­нах. Не является исключением и Россия. И хотя многие исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась лишь с 90-х годов XX столетия, это неверно.

Необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная ра­бота появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный ха­рактер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценива­лась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И, разумеется, такая помощь осуществлялась в России, на Руси, о чем свидетельствуют истори­ческие документы.

Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официаль­ное признание социальной работы как профессии осуществлено было в разных странах в разное время.

Далее, социальная работа становится актуальной тогда, когда общество, страна переживают тяжелые периоды, когда резко обост­ряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной базы соци­альной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в об­ществе, но и в результате социальной политики государства, осу­ществляемой в интересах только определенных групп населения. Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение социальных проблем, т. е. иметь опережающий характер.

Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных стра­нах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития.

Метод системного анализа предполагает типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем соци­альной защиты населения. Именно по этому признаку ныне раз­личают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм по­мощи и поддержки населения). Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социаль­ной работы как целостную систему, включающую в себя такие эле­менты (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, сред­ства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наи­более важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т. е. по направлениям) подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.

Наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы используют и частные методы (наблюдения, анализа документов и т. д.) как в совокупности, так и каждого в отдельности.

Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, кол­локвиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебни­ков и учебных пособий и т. д.

Указанные выше методологические и методические аспекты очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.

10.1. Социальная работа в США

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реали­зовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах, к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственное вспомоществование − за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюд­жетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были ус­тановлены два вида страхования − пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем − пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не свя­занной с производственными травмами), медицинское страхова­ние лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхо­ванием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов су­ществуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т. д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном выплачивается частными страховыми компаниями.

Что касается помощи бедным, то она получила распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелена на обес­печение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, пре­старелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольст­венной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.

Продовольственная помощь осуществляется в основном путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их по­лучают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от до­хода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной по­мощи – школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т. д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы – кол­лективную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим большое значение для большей части трудящихся страны (1/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсион­ные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выпла­чивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.

Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское об­служивание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д.

Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т. д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться та­кие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, соче­тание стационарного обслуживания с диспансерным и т. д.

Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. Как и в других странах, в США также имеются проблемы с со­циальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правитель­ства в начале 80-х годов XX столетия установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого – многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность.

Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн. граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугу­бить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям пре­доставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обу­чения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адапта­цией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении до­машнего хозяйства и т. д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновле­ния детей-сирот.

Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится сле­дующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функ­ционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвра­щения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объ­единившимся с детьми, и т. д. Существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» строится на основе целого ряда про­грамм: базовых программ полиции (они, в частности, предусмат­ривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних); базовых программ су­дов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормаль­ных и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Созданные в 1967 г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных орга­низаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолет­них. Некоторые такие бюро (например, в Калифорнии и других штатах) сами оказывают услуги.

Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сооб­ществ состоят из 12-15 человек. Главные направления работы указанных групп – обмен педагогическим опытом, помощь в про­ведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т. д.

Одной из важных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, амери­канские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамери­канского и азиатского происхождения. Практическая работа с этническими меньшинствами основы­вается на концепции «двойного подхода». Ее суть заключается, с одной стороны, в сознательном и систематическом восприятии и изучении ценностей, взглядов особенностей поведения, при­сущих более крупной общественной структуре, а с другой, в их сравнении с аналогичными характеристиками, относящимися к ближайшему семейному и общинному окружению клиента.

Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны.

10.2. Развитие социальной работы в Канаде

Профессия социального работника и ее образовательная система в Канаде и в других западных промышленно развитых странах (в частности, США) имеют много общего, хотя по многим призна­кам и отличаются. Эти отличия сильно повлияли на развитие социальной работы и социальных программ в стране.

Для Канады характерно многообразие этнических групп. Основ­ными демографическими группами населения являются англичане и французы. Кроме того, здесь проживают также граждане почти из всех стран мира. Например, провинция Калгари, расположенная в Западной Канаде, исторически заселена выходцами из Украины, Словакии и России. Такое богатое смешение культур обусловило некоторые особенности социальной работы в Канаде, где большое значение имеет равенство всех граждан.

Канаду можно с уверенностью назвать социальным государ­ством. Уже в середине 60-х годов Канада ввела всеобщую систему здравоохранения для своих граждан.

Обучение в средних и высших учебных заведениях является бесплатным для всех студентов. Программа университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени фи­нансируется правительством. После второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, защита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.).

Провинции Канады несут ответственность за выполнение про­грамм здравоохранения, образования и социальной защиты. Напри­мер, брошенные родителями дети или дети, которым не уделяется в семье должного внимания, получают государственную помощь в соответствии с законом о благосостоянии детей.

Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они предостав­ляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 30-х годов помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным муж­чинам.

Члены добровольческих организаций понимали, что те знания, которые они приобретают в ходе работы с группами населения, следует обобщать и систематизировать. По мере расширения социальных услуг все больше людей стало работать по полной программе социальной работы. Правительство начало пользоваться их услугами. Были созданы частные, неприбыльные организации и социальные агентства, которые стали предоставлять более по­следовательно и более качественно помощь нуждающимся людям. Новые масштабы деятельности добровольческих организаций и частных неприбыльных компаний привели к созданию банка дан­ных по проблемам социальной работы, к повышению качества обучения социальных работников.

В Канаде уже в 20-30-х годах XX в. в ряде университетов откры­лись факультеты или школы социальной работы, в которых перво­начально основой обучения были программы социологии (универ­ситеты Мак Гил и Торонто). Сейчас обучение социальной работе проводится в 26 университетах страны. Социальные работники, окончившие университет с дипломом бакалавра или магистра, по­лучают статус профессионала. Они могут работать в правительствен­ных учреждениях, частных неприбыльных компаниях или самосто­ятельно, выступать в качестве советников. Социальные работники помогают людям, имеющим социальные, экономические, психологические и другие проблемы.

Клиентами социальных работников могут быть и дети, и моло­дежь, и взрослые, и пожилые люди. Разработка социальных про­грамм, в которых заняты социальные работники, зависит от сущ­ности проблемы, которая в свою очередь определяет масштаб и направление оказания услуги. Социальные услуги можно разделить на услуги, оказываемые «законодательной правительственной служ­бой», и услуги, оказываемые добровольческими организациями.

Обучение социальной работе в университетах Канады проходит в течение 4-6 лет. Студенты могут дополнительно обучаться от 3 до 5 лет для получения научной степени доктора социальной работы. Университетские программы включают два курса обучения, необходимого для профессионального социального работника. Обучение в первые годы дает возможность получить базовые знания, касающиеся общей практики социальной работы. В част­ности, на курсах обучают работе в качестве консультантов у от­дельных граждан, либо в семье, с группами населения, либо на уровне общины и управления социальными службами.

· Большинство учебных программ включает курсы по содержа­нию социальных программ страны, в том числе изучаются основ­ные направления социальной политики.

Практикум – составная часть учебной программы: студент должен работать в социальном учреждении под наблюдением опыт­ного профессионального социального работника.

За последние 30 лет профессия социального работника получила в Канаде широкое распространение. Многие ежегодно повышают свою квалификацию, для этого существует 26 центров обучения.

Канада занимает первое место в списке стран – членов ООН по уровню жизни населения. Социальная комиссия ООН ежегодно оценивает рейтинг стран-членов по трем основным критериям: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и средний уровень образования. Канада лидирует в этом списке в течение последних лет, начиная с 1992 г.

Канадцы часто называют свою систему социального страхова­ния «системой безопасности». В стране действуют различные за­коны, регулирующие предоставление правительственной помощи. Согласно этим законам житель Канады имеет право на получение льгот по программам государственной материальной помощи и никто не может быть подвергнут дискриминации в какой бы то ни было форме. Программы помощи рассчитаны на все слои об­щества, в частности на детей, безработных и людей старшего возраста. Государство гарантирует каждому жителю страны прожи­точный минимум, т. е. минимально необходимые средства для достойного существования в условиях одной из самых развитых стран мира.

В Канаде существует программа WELFARE («Вэлфер»), направ­ленная на оказание денежной помощи тем, кто временно лишен средств к существованию. Эта программа дополняет другие программы, основанные на соответствующих законах. Предусмотрено страхование по безработице, компенсация рабочим, страхование по причине автомобильной катастрофы и т. д. Действуют закон о пожилых людях, закон о помощи семьям, детям и др.

Средства на осуществление программы «Вэлфер» выделяются из федерального бюджета, но каждая провинция устанавливает свои критерии, определяя круг граждан, которые имеют право на полу­чение такой помощи.

Размер пособия на семью из трех человек составляет около 1100 дол. в месяц. Этих средств достаточно для того, чтобы оплатить аренду квартиры или автомобиля, расходы на питание, одежду, бензин, на обучение и т. д.

Все это позволяет заключить, что в Канаде уделяют большое внимание социальной работе.

10.3. Социальная работа в Великобритании

В 90-е годы XX столетия английская социальная работа пере­живала самые бурные времена. Рост числа обнищавших англичан и резкое сокращение финансовой базы сопровождались враждеб­ностью и оппозицией к социальной работе со стороны государ­ства. При этом 90% всех социальных работников в Англии (а их в начале 90-х годов насчитывалось 25 тыс.) было занято в государствен­ных учреждениях.

Хотя Англия числится в рядах наиболее процветающих стран мира, социальные и экономические условия ее 55-миллионного населения характеризуются неравенством. В старейшей капиталистической стране большинство населения проживает в городах и лишь 2% рабочих занято в сельском хозяйстве, рыболов­стве и лесном хозяйстве. Многие из главных характеристик не­равенства (по классовому признаку, по признакам пола и расы) оставались заметными в течение всего XX в., несмотря на развитие широкой сети государственных социальных служб. Неравенство особенно заметно в главных промышленных центрах, в которых большие группы населения живут в условиях постоянной нищеты и нужды.

Страна разделена по региональному принципу на север и юг. Нищета и социальная незащищенность характерны для старых промышленных центров (север Англии, Ирландия, Уэльс, Шот­ландия), а процветание присуще лишь Лондону и южной Англии с их быстро развивающейся микроэкономикой, опирающейся на новую высокотехнологическую промышленность и финансовые услуги. Эти различия накладывают определенный отпечаток на условия, в которых приходится трудиться социальным работни­кам. Например, социальные работники, занятые во внутренних районах или центрах городов, в которых безработица составляет 55%, жилищные условия и окружающая среда не соответствуют норме, а уровень преступности и насилия остается высоким, вы­нуждены работать в совершенно других условиях, нежели те, кто работает в процветающих и безопасных пригородных зонах.

Социальная работа в Великобритании получила сильное раз­витие во время второй мировой войны и превратилась в важный сектор всех социальных услуг. Она быстро (хотя и неравномерно) развивалась с 1948 по 1975 г. Вершиной ее подъема стал закон 1970 г. о социальных службах местных властей, в котором говорилось о создании агентств по социальной работе в местных органах влас­ти. За этот период государственные расходы наличные социальные услуги выросли более чем на 400%. Что касается общих основ политики, важно подчеркнуть, что все правительства начиная с 1945 г. рассматривали социальную работу как социальную службу, ориентированную на бедные и маргинальные слои общества.

Огромная часть (более 90%) социальных работников Велико­британии занята в государственных или общественных социальных службах департаментов местных правительств. Преобладающая часть других социальных работников занята в добровольческом секторе и лишь крайне незначительная часть − в частном секторе.

Департаменты социальных служб являются частью английской правительственной системы, которая финансируется совместно центральным правительством и через систему местного налогооб­ложения. Их цель – оказать населению широкий спектр услуг, включая предоставление жилья, образования, услуги для отдыха и библиотечное обслуживание, а также личные социальные услуги.

Поскольку вся система социальной работы основана на едином законодательстве и финансируется из правительственных источ­ников, в ее практике существует значительная доля единообразия. После создания в начале 70-х годов департаментов социальных служб большинство социальных работников стало работать в не­больших группах, клиентами которых были одновременно дети, пожилые, семьи и т. д. В последнее время социальные работники стали ориентироваться на работу с различными группами населе­ния (в большинстве это дети, пожилые, умственно отсталые люди).

До середины 70-х годов в департаментах социальных служб применялся широкий набор методов, включая групповой и общин­ный. Однако вследствие финансовых ограничений большинство социальных работников переключилось на работу с индивидуаль­ными клиентами. Вмешательство социального работника теперь имеет кратковременный характер, и социальная работа носит не профилактический характер, она скорее следует за событием.

Создание департаментов социальных служб привело к изменению структуры профессиональной карьеры социального работника в Великобритании. Профессионально подготовленные социальные работники могут быстро продвинуться по служебной лестнице и получить должность менеджера или администратора. Кроме того, их заработная плата такова, что ставит социального работника на уровень учителя школы.

Однако результаты и влияние в обществе профессиональной организации социальной работы – Британской ассоциации со­циальных работников (БАСР) невелики. Лишь небольшая часть социальных работников является ее членами, большинство же состоит в профсоюзах.

С 1970 г. вопросами обучения социальных работников занима­ется Центральный совет по обучению социальных работников, который финансируется государством. По решению Совета про­фессиональную квалификацию социальных работников подтверж­дает либо сертификат социальной службы, либо квалификационный сертификат социального работника. Более 85% всех социальных работников, занятых в департаментах социальных служб, имеют такие сертификаты. Без них практически невозможно получить работу в департаментах. Обладатели первого сертификата, как правило, работают в центрах дневного пребывания клиентов и в социальных службах по месту жительства. Обладатели второго сертификата в основном заняты в департаментах социальных служб общин и муниципалитетов. Обладатели первых сертификатов − это выпускники колледжей, обладатели вторых − выпускники университетов. В программах учебных заведений половина учеб­ного времени идет на изучение теории, другая половина − на прак­тическую деятельность.

Оба сертификата в конце 90-х годов были заменены на единый национальный документ, называемый дипломом социальной ра­боты. Новый диплом выдается студентам после двух лет обучения. По новой учебной программе студенты могут выбирать узкую специализацию социального работника. В отличие от прошлой практики учебная программа колледжей и университетов разраба­тывается учебными заведениями не самостоятельно, а в сотрудни­честве с социальными службами.

Несмотря на возникшие в последние годы финансовые и иные трудности, социальная работа как профессия является популярной и привлекает множество студентов.

В 80-е годы консервативное правительство М. Тэтчер предпри­няло беспрецедентную кампанию по дискредитации всей системы государственной благотворительности и в особенности социальной работы.

Под лозунгом «сбросить с себя обузу государства» М. Тэтчер и ее сторонники пытались «загнать» решение социальных проблем в рамки семьи без помощи государства. Итогом этой политики стало резкое уменьшение роли государства в ре­шении социальных проблем, сокращение социального бюджета страны. Английская пресса резко ополчилась против социальной роли государства и самих социальных работников, обвинив их в том, что они не смогли сократить масштаба социальных проблем, связанных с изменившейся структурой семьи, увеличением числа беспризорных детей и т. д.

Не прекращая нападки на социальные функции местных орга­нов власти, неоконсерваторы занялись перестройкой их структуры и сокращением роли и численности социальных работников в этих органах. В результате обострились противоречия между социаль­ными работниками и клиентами, которых они обслуживают.

Социальные работники стали объектом критики со стороны клиентов, так как сократились возможности в оказании помощи последним. На этой почве появились даже случаи убийств соци­альных работников. В последние годы усилилась напряженность и в отношениях между социальными работниками и руководством Департамента полиции, других министерств Великобритании.

Все это свидетельствует о кризисе, в котором находится система социальной работы в Великобритании. Однако, несмотря на все осложнения, социальная работа в Ве­ликобритании как профессия выжила и продолжает играть важ­ную роль в жизни общества.

10.4. Развитие социальной работы в Германии

XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Ста­новлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало поль­зоваться социальными услугами. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

С 1880 г. существует Германский благотворительный союз заботы о бедных. Он служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социаль­ной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990г.) число участников Союза возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединения благотворительности для рабочих, ка­толический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заве­дения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

Главная его цель – воплощение идей соци­альной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Основными задачами Союза являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятель­ность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кад­ров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития соци­альной работы в других странах, развитие международного сотруд­ничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не только в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются самые высокие инстанции на федеральном уровне.

В 1898 г. в Берлине был основан «Союз по защите детей от жес­токого обращения и эксплуатации». Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за детьми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворитель­ностью.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессию попечитель­ницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от независимых благотворительных организаций к государству. После войны все социальное обеспе­чение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов XX столетия независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество независимых основных со­юзов по благотворительности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведом­ство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, мас­совым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя, прежде всего, вопрос о причинах нужды. Позаимствованный из США метод базируется на принципах ува­жения человеческой личности, активности и сознательного учас­тия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником собственных сильных и слабых сторон, ответствен­ности отдельных лиц перед обществом.

С приходом фашистов к власти в Германии было приостановлено демократическое развитие страны. Человеконенавистничество имело тогда место и в социальной сфере. Так, благотворительность была подменена «гигиеной расы». Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из полити­ческих орудий нацистов.

После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно ис­пользовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие, особенно в середине 50-х годов XX в., когда социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США работа с семь­ями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.

С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан еди­ный подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и, степени социального поражения. Смысл единого подхода заключался в том, что в коллективы нуждающихся в психологи­ческой социальной поддержке подбирали людей с одинаковыми или близкими социальными проблемами, для того чтобы индиви­дуумы, взаимодействуя в коллективе, могли осознать себя лич­ностями и самостоятельно впоследствии решать свои задачи, находить путь выхода из сложных жизненных ситуаций.

70-е годы XX столетия стали годами переосмысления социаль­ной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ происходили дискуссии о пользе системных подходов в соци­альной работе. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в Федеративной Республике Германии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между со­циальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой о клиенте. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непо­средственного воспитания и образования клиентов.- Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты – дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных пробле­мах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента.

Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще находит рабочее место в благотворительных учреждениях, опла­чиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из госу­дарственных средств. Задача социального работника как профес­сионала − оказать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное положение.

В деятельности социального работника на практике воплоща­ется социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. В случае его бездеятельности последние могут привести к социальному взрыву. Здесь видна реальная увязка решения социальных и экономичес­ких проблем как гарантия существования правового социального государства. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами доб­ровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала. Населе­ние опасается бюрократизации государственного социального обес­печения, поэтому все чаще среди пострадавших возникают формы взаимопомощи или самопомощи.

Взаимосвязь экономики и социальной работы была бы непол­ной, если не принять во внимание то, что социальный работник должен умело распоряжаться полученными денежными средствами. Здесь речь идет о социальном менеджменте. Социальный работ­ник обязан быть в курсе финансовых проблем своих клиентов. Он должен знать о долгах клиентов, оплате нужд личного хозяйства со стороны социальных служб, оплате за аренду помещений, лекарств, о затратах на культурную программу, на уплату налогов, погаше­ние страховки и т. д. Финансовая сторона в деятельности социального работника играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от пред­приятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих социальным целям.

Кроме того, есть и другие источники финансирования: боль­ничные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кре­диты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

Далее отметим, что развитие социальной работы в конце 60-х − начале 70-х годов XX в. дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. Только в середине 90-х годов наблюдался некоторый спад роста таких учреждений. Мнение немецких ученых таково, что социальные, оздоровительные и возрастные проблемы будут играть и в буду­щем для ФРГ существенную роль. Учитывая такую перспективу, немецкие ученые считают, что в практике работы социальных учреждений ФРГ недостаточно внимания уделялось вопросам хозрасчета, менеджмента, оптимального руководства. Вопросы управления и менеджмента остро возникали не только там, где нужно было решить наболевшие вопросы, но и там, где социальное предприятие, находясь на грани банкротства и решения вопроса «что делать?», определяло дальнейшую судьбу учреждения. Так как появилась тенденция к убыточности, а немецкая экономика после объединения ФРГ и ГДР и вхождения в Европейский Союз стала давать сбои, то усвоение социальными работниками основ соци­ального менеджмента стало актуальным для ФРГ.

На начало 90-х годов XX столетия социальной работой в ФРГ занималось более 6000 служб и организаций. Годовой оборот этих учреждений составлял 50 млрд. немецких марок. Здесь работали более 700 тыс. штатных сотрудников, 1,5 млн. человек привле­кались к работе в качестве добровольцев. Сюда же надо отнести 410 тыс. учреждений самопомощи, которые финансировались час­тично из бюджета упомянутых учреждений, а частично из других источников. Цифры, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в современных условиях в ФРГ значение менеджмента и управ­ления для режима хозяйствования, решения финансово-экономи­ческих и организационных задач, а также повышения квалификации руководящих кадров становится особенно актуальным.

В ФРГ идет реформа социальной помощи. Социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу пре­одоления их клиентами зависимости от социальной помощи, вклю­чения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социаль­ного государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

В Германии около 17 млрд. немецких марок тратится на погаше­ние расходов на услуги по уходу за нуждающимися в социальной помощи. Примерно 13 млрд. марок расходуется на помощь инва­лидам.

1. В зависимости от степени заболевания и потребностей клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специ­алистам.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) пра­вовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, т. е. они финансиру­ются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т. д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Какие же профессии существуют в социальной сфере?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Гер­мании обозначения: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престаре­лыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипло­мированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощ­ник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; со­циальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работ­ник с молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению положения в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следу­ющие сложившиеся условия:

· вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

· трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

· ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье,
высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей;

· в ФРГ, как и в других странах, социальные работники – преимущественно женщины; эта работа мало оплачиваема, недостаточно престижна.

В заключение отметим, что объем материала не позволяет сде­лать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степени защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.

10.5. Социальная работа в Швеции

Основы работы по социальному благосостоянию как профес­сии были заложены в Швеции примерно в 1851 г. Шведское обще­ство дьяконов начало подготовку дьяконов-женщин − первый курс такого рода в Скандинавии. В программах обучения использовались навыки социальной работы, применявшиеся в ранних христиан­ских обществах.

В 1883 г. Армия спасения начала подготовку «христианских сес­тер». Затем конфессиональное обучение было дополнено другими видами учебы и подготовки, которые основывались на требованиях и потребностях социальной деятельности в шведских коммунах и губерниях.

В 1908 г. по инициативе Шведского общества бедноты была начата подготовка социальных менеджеров для домов престарелых и детских домов. В 30-е годы это общество было переименовано в Шведское общество социального ухода. С таких курсов в Швеции началась подготовка специалистов по социальному уходу и социальной педагогике при высших социальных курсах, которые финансировались на уровне губерний.

Другой тип обучения социальной работе возник в 1921 г. в рамках Социального института в Стокгольме. Была учреждена должность профессора по национальной экономике и социальной политике. Уровень обучения стал более высоким, значительно возросло общественное признание социальных работников, рас­ширилась география действующих учебных центров.

В 1944 г. в Гетеборге был создан Социальный институт, в 1947 г. аналогичный учебный центр возник в Лунде. Затем образовался институт в Умео (1962), Эребру (1966) и Эстерсунде (1971). Соот­ветственно, появились новые общественные потребности и новые требования к обучению.

В 1964 г. социальные институты были переданы в государствен­ное ведение и получили статус высших школ. В 1977 г. они стали частью университетов. Появилась новая научная дисциплина − социальная работа. Шведский профессор социальной работы должен решать следующие задачи:

· изучение социальных проблем и разработка мер по их решению;

· анализ социальных причин этих проблем;

· анализ различных типов решений, развитие знаний, результатом которых могут быть профилактические меры и их практическое применение.

Сюда же включены такие виды деятельности, как социальное планирование, социальные услуги для специальных групп, работа в общинах, деятельность в соседних округах и социальная психо­логическая терапия. Социальные работники в Швеции имеют статус одной из круп­нейших и общественно важных профессиональных групп. Социальная политика занимается разработкой законодательства, затрагивающего социальные проблемы. Социальные работники оказывают «человеческую помощь и помогают людям оказать помощь самому себе». Это означает, что на основе анализа общей ситуации человека, попавшего в тяжелое положение, необходимо дать ему возможность выйти из него.

Социальная политика Швеции в современном понимании раз­вивалась вместе с промышленным ростом в XIX в. С началом XX в. социальная политика в большей степени, чем в большинстве других стран, формировалась для всего населения. Исходным пунктом явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 г. С тех пор менялся характер перераспределения экономических средств. Сначала это была гарантия обеспеченности в интересах тех, чье положение было наихудшим («основополага­ющая социальная безопасность»), которая постепенно превраща­лась в гарантию определенного уровня обеспеченности. Здравоохранение, социальные услуги и обслуживание, насколько возможно, стали доступными для всех вне зависимости от дохода и профессии.

В 90-е годы такой принцип «благосостояния для всех» подвергся осуждению в ходе общественных дебатов. Однако и сейчас прин­цип всеобщего благосостояния имеет широкое политическое и общественное понимание и поддержку. Шведы исходят из того, что подобная система должна финансироваться за счет государст­венных или коммунальных средств (налогов).

Закон о здравоохранении (1982) гарантирует предоставление медицинских услуг на одинаковых условиях для всего населения. Учреждения здравоохранения осуществляют «открытый» уход за пациентом (без помещения в больницу), «закрытый» (в больнице) и «домашний» уход, т. е. о лечении на дому). Есть еще родственный уход.

Существует система контроля здоровья детей и беременных. Когда ребенок идет в школу, контроль над его здоровьем берет на себя школьная система здравоохранения. Такие же службы орга­низованы и на предприятиях.

Социальные работники Швеции, имеющие профессиональное образование, составляют штаты всех социальных учреждений стра­ны: организации социального благосостояния, центры социальной реабилитации в отношении неблагополучных семей, трудных под­ростков и молодежи, пожилых людей, инвалидов, алкоголиков и наркоманов, системы уголовной исправительной работы, в армии и полиции. По сути, на каждом государственном или частном предприятии трудится социальный работник. Его специализация зависит от условий работы.

Некоторые социальные работники специализируются на работе с индивидуумом и семьей, что получило английское название «social case work». В основе работы таких специалистов лежат идеи 3. Фрейда с его психотерапией. Социальный работник составляет тщательно продуманный план беседы с клиентом и систему кон­сультаций с ним. Кроме того, в Швеции применяется также общинный метод социальной работы, т. е. работа сразу с группой людей, имеющих аналогичные проблемы.

В последние десятилетия резко возросла доля пожилых людей в шведском обществе и соответственно увеличилось число занятых в этом секторе социальных работников. Обобщенно можно выделить три формы ухода за пожилыми – уход при проживании в социальных учреждениях, предоставление общественных услуг или услуг по семейной линии при прожива­нии дома.

Обучение социальной работе. Учебные программы социальной работы имеются в университетах шести шведских городов (Гетеборг, Лунд, Стокгольм, Умео, Эребру и Эстерсунд). Первоначально школы имели полуакадемический статус, но в 1964 г. их учебная про­грамма была пересмотрена, и они получили статус университетов. В то время они еще оставались независимыми единицами, имея свой специальный Национальный совет по обучению социальной работе и государственной администрации.

Согласно шведскому закону об образовании 1977 г., все школы социальной работы и другие независимые школы, имеющие статус вузов, были реорганизованы в единую университетскую систему во главе с Национальным советом университетов и колледжей. Кроме прочего это означало, что школы или департаменты соци­альной работы должны следовать общим правилам в том, что ка­сается вопросов обучения социальной работе, и должны иметь финансовую систему в пределах лимитов, утвержденных правитель­ством.

Правительство определяет число обучающихся студентов, од­нако определенная степень свободы в принятии решений сохра­няется. Каждая школа или департамент (факультет) имеет комитет по учебной программе, состоящий из представителей школы, препо­давателей, студентов. Он решает вопросы учебной программы, содержания учебников, экзаменационной формы и т. д.

Прием в школы ограничен. Каждый год в Швеции принимают на обучение около тысячи студентов (три четверти из которых − женщины). Например, в университете Лунда в год принимают 150 студентов. Полная учебная программа занимает 3−3,5 года в зависимости от периода практики. Специалист, получивший диплом бакалавра науки по социальной работе, называется социономом.

Кроме общих требований, применяемых во всех университетах Швеции, студент должен обладать определенными знаниями в области социальной науки и математики. Имеются также определенные критерии для великовозрастных студентов и студентов со стажем работы более четырех лет. Инос­транные студенты должны доказать свои знания шведского языка (как устного, так и письменного).

Обучение студента начинается с основного учебного курса (40 пунктов: 20 пунктов эквивалентны одному семестру полного обучения – 20 недель), который включает изучение следующих предметов: со­циальная структура и социальная политика, право, в частности социальное, политические науки, психология и методы социаль­ной работы.

После первого года обучения в течение одного семестра студент проходит практику под наблюдением инструктора. Практика про­ходит в различных местах, инструкторы назначаются школой. На практике студенты работают вместе с консультантами, которые обеспечивают индивидуальное планирование работы каждого студента и осуществляют контакты в течение всей практики со студентами и инструкторами. Студенты, не имеющие опыта работы с клиентами, должны проходить практику в течение двух семестров и под наблюдением инструкторов. Студенты, имеющие опыт социальной работы, про­ходят упомянутую программу в течение одного семестра. В этом случае второй семестр, который был отведен для про­хождения практики, будет посвящен вопросам изучения теории социальной работы.

На практике студент получает возможность применить свои теоретические знания и наметить план для последующих теорети­ческих исследований. Задача состоит в том, чтобы передать сту­денту профессиональный опыт и помочь работать самостоятельно. После первой практики в течение двух семестров изучается сама дисциплина социальной работы, состоящая из психосоциальной работы, социального права и социальных проблем и планиро­вания.

Затем студент проходит вторую практику, после чего он выби­рает один из трех курсов, рассчитанный каждый на 20 пунктов. Эти исследования в социальной работе предполагают изучение раз­личных направлений и областей работы с группами населения.

В завершение учебной программы студент получает диплом бакалавра социальной работы.

Подготовка исследователей социальной работы. До реформы 1977 г. исследовательские возможности в шведских школах социальной работы были ограничены. После реформы ситуация изменилась. Была создана новая академическая дисциплина − социальная работа на основе объединения соответствующих разделов тради­ционных академических дисциплин.

В университетах Гетеборга, Стокгольма, Лунда и Умео была вве­дена должность профессора социальной работы.

Социальная работа, будучи новой областью для исследований, имеет дело с профессиональным осуществлением социальной по­литики. Она включает анализ основных причин возникновения социальных проблем, касающихся людей, групп, общин и т. д., а также изучение проблем в отношениях между индивидуумами и окружающей их социальной средой.

Эта наука включает анализ различных решений социальных проблем и профилактические меры, которые можно было бы реа­лизовать.

Докторская программа предусматривает возможность исследо­вательской работы. Она включает в себя изучение поведенческих аспектов и теории социальной науки, методы эмпирического ис­следования, теорию и методы развития социальной работы. Как правило, для подготовки докторской диссертации отводится четыре года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.