Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Александра I и Николая I




 

XIX столетие в истории России началось новым, последним дворцо­вым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1801 – 1825). Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирож­денного самовластия», либерализма и деспотизма.

Александр считался с «духом времени», с влиянием французской революции на умы. Он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. В начале царствования Александр I провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Он приблизил к себе друзей юности – П.А.Строганова, Н.Н.Новосильцева, В.П.Кочубея, А.А.Чарторыйского, составивших летом 1801 г. так называемый Негласный комитет, в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Задуманную в первые годы царствования Александра I програм­му либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере, носили непоследовательный и противоречивый характер. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепос­тных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдель­ными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Однако до конца царствования Александра I было отпущено на основании указа только 0,5% всего крепостного населения страны.

Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Указы 1808 – 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмар­ках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.

Уступкой новым экономическим процессам явилось издание в 1801 г. указа о покупке земли недворянами – купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий менее 3% своей земли.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обу­чения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты.

В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, на­родного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел. Коллегии были заме­нены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата.

С 1807 г. активную политическую деятельность начинает М.М.Сперанский (1772 – 1839). Выходец из семьи бедного сельского священника, Сперанский, благодаря сво­ему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру. В 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В 1809 г. М.М.Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями – Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права предоставлялись дворянству и лицам «среднего состояния» (купечеству, государственным крестьянам). Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором. Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако он выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо не могло быть наказано без суда.

Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против его реформаторских замыслов, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения была изложена Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

Отечественная война 1812 г. и последовавшие за ней войны за осво­бождение Европы обусловили патриотический подъем в русском об­ществе и армии. Пребывание за границей дало русским офицерам возможность ознакомиться с идейными течениями, социальными от­ношениями и политическими учреждениями европейских стран. В Ев­ропе существовали два типа организаций – антинаполеоновского характера и политические конспиративные организации, готовившие перевороты с целью введения либеральных конституций (итальянс­кие «карбонарии»). Западные идеи нашли свое отражение в дея­тельности декабристов.

Не случайно поэтому в 1815 – 1825 гг. во внутренней политике самодержавия усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась местным представительным органом с законодательными функциями – сеймом. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

По поручению Александра I Н.Н.Новосильцев приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом – сеймом, состоявшим, как в Польше, из Сената и Посольской палаты; Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818 – 1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты. А.А.Аракчеев разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн р. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816 – 1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики.

К 1821 – 1822 гг. сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Внутриполитический курс самодержавия с 1822 – 1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии. Создание военных поселений позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Вся их жизнь подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась.

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. В ноябре 1825 г. Александр I умер в Таганроге. (Существует легенда, что на самом деле Александр I ушел в сибирский скит под именем Федора Кузьмича, однако достоверных доказательств этому нет.)

Николай I (1825 – 1855), вступивший после смерти брата, оценил восстание 14 декабря 1825 г. как результат слишком либеральной политики Александра I. Поэтому, стремясь не допустить новых выступлений, главной задачей правительства он счел недопущение в России распространения либерализма. Императором было сделано два важных вывода: 1) реформы, в том числе крестьянская, явля­ются назревшим делом и потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению. Отсюда – постепенная подго­товка крестьянской реформы без участия общества, бюрократическим путем; 2) дворянство перестало быть надежной опорой власти, потому что в значительной степени ушло в оппозицию, необходима иная опора. Отсюда – быстрый рост центральной бюрократии. Если в 1796 г. в России насчитывалось 15-16 тыс. чиновников, то в 1847 г. – уже 61,5 тыс., а в 1857 г. – 86 тыс. При Николае I «завершено было здание русской бюрократии» (В.О.Ключевский). По мнению С.В.Мироненко, общей тенденцией перестройки государс­твенного управления при Николае I была военизация государствен­ного аппарата. Обычное гражданское управление постепенно прев­ращалось в военное. К концу его правления во главе 41 губернии из 53 существовавших находились военные губернаторы.

Отказ от проведения каких бы то ни было изменений приводил к быстрому окостенению политической системы управления, что в условиях усложнения государственных задач снижало эффективность деятельности государственного аппарата. Снижение дееспособности государственной машины пытались компенсировать разрастанием чиновничества, но фактически это лишь увеличивало беспорядок, неразбериху и волокиту. К тому же результату вело и усиление централизации, в частности перевод значительной части правительственных функций в ведение собственной его величества канцелярии. Были созданы 5 отделений Императорской канцелярии: первое, исполнявшее личные поручения императора; второе, имевшее цель упорядочить законодательство; третье, над­зиравшее за политическими настроениями в обществе; четвертое, образовательное и благотворительное; пятое, занимавшееся госу­дарственным имуществом и казенными крестьянами. Существование двух аппаратов с похожими функциями усложняло деятельность и без того неповоротливой системы государственных органов.

Главной задачей всех мероприятий по укреплению государственного аппарата являлось стремление не допустить распространения либеральных идей в стране. Основным заслоном на их пути должен был стать полицейский аппарат. Чтобы он смог справиться с этой миссией, был предпринят ряд мер по реорганизации этой системы. Все дела по политическим преступлениям были переданы в III отделение Императорской канцелярии, созданной в 1826 г. Это учреждение вместе с корпусом жандармов поставило под жесткий контроль общественную жизнь в стране.

Характерным примером стало дело петрашевцев. Кружок М.В.Буташевича-Петрашевского представлял из себя небольшую группу либерально настроенных интеллигентов, собиравшихся для обсуждения волновавших их общественных проблем. Жестокость наказания, которой были подвергнуты петрашевцы (смертная казнь, замененная в последний момент на каторгу) явно не соответствовала тяжести совершенного ими.

Другой мерой борьбы с либерализмом стало ужесточение цензуры. Закрывались журналы либерального направления («Московский телеграф», «Телескоп»), писателей, публицистов, посмевших высказать в печати взгляды, не совпадавшие с официальными, подвергали репрессиям (ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина, арест И.С.Тургенева). Одним из самых больших рассадников «крамолы» правительство считало университеты с их независимостью от властей и самоуправлением. Естественной политикой государства по отношению к ним было стремление к полной ликвидации их автономии. Закрывались кафедры философии, истории, ограничивался прием в университеты.

Тем не менее правительство пыталось провести необходимые изменения в жизни страны, прежде всего найти способ разрешения крестьянского вопроса. В 1830 – 40-х гг. было создано девять секретных комитетов, занимавшихся разработкой проектов отмены крепостного права. Некоторые из выдвинутых ими предложений были даже воплощены в жизнь. Так, была запрещена продажа крестьян без земли, помещики потеряли право отдавать своих крепостных в горнозаводские работы.

Наиболее заметной стала реформа государственных крестьян, проведенная под руководством П.Д.Киселева. По замыслу она должна была упорядочить управление государственными крестьянами, для чего в 1837 г. было создано специальное Министерство государственных имуществ с губернскими и уездными управлениями на местах при допущении некоторого крестьянского самоуправления. Изменилось управление государственными деревнями на основах крестьянского самоуправления (население этих деревень составляло более 40% всех крестьян России). Зна­чительно увеличились наделы государственных крестьян.

В отношении крепостных крестьян дело не пошло дальше некоторого ограни­чения помещичьего произвола (запрещена продажа крестьян без зе­мли и с «раздроблением семейств», ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь). Закон 1842 г «Об обязанных кресть­янах» давал помещикам право освобождать крестьян от крепостной зависимости, давая им земельный надел. Однако помещики не жела­ли освобождать своих крепостных, было отпущено на волю всего около 25 тыс. крестьян.

На деле реформы свелись лишь к передаче крестьян из ведения одних чиновников в руки других, что нередко не только не улучшало, но, напротив, усложняло положение крестьянского населения. Крестьянский вопрос в целом так и не был разрешен и продолжал являться важнейшим фактором социальной нестабильности в стране. Сохранение крепостного права чрезвычайно болезненно сказывалось и на экономическом развитии России. Прежде всего, это выражалось в замедлении темпов экономического роста, он был заметно ниже потенциальных возможностей российской экономики.

Финансовая политика во время правления Николая I диктовалась исключительно интересами государс­твенного бюджета. За период с 1825 по 1854 гг. государственные расходы увеличились со 115 до 313 млн р. в год, а доходы – со 110 до 260 млн р. За это время численность армии и флота воз­росла почти на 40%, а ежегодные расходы на их содержание увели­чились на 70%. Покрытие постоянного дефицита бюджета было глав­ной заботой правительства.

С 1823 по 1844 гг. пост министра финансов России занимал Е.Ф.Канкрин. Он унаследовал от своих предшественников крайне расстроенную денежную систему с низким и постоянно колеблющимся курсом бумажных денег, ассигнаций. В 1839 – 1843 гг. Е.Ф.Канкрин провел финансовую реформу, произвел девальвацию ассигнаций, установив, что 350 р. ассигнациями равняется 100 р. серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги – «кредитные билеты», цен­ность которых обеспечивалась собранным им металлическим размен­ным фондом. Результатом реформы стало временное укрепление фи­нансов России.

Кризисность ситуации, вполне очевидная для российской общественности еще со времен декабристов, не была в должной степени оценена властями вплоть до середины 50-х годов XIX в. Только военные неудачи в Крымской войне (1853 – 1856) заставили правительство пойти на осуществление необходимых реформ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.