Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 1. Образование Московского государства




Тема 1. Образование МОСКОВСКОГО государства

Тесты

1. Назовите главное направление перехода к рыночной экономике в 90-е годы ХХ в.

а) развитие разнообразных форм собственности, либерализация цен и приватизация государственной собственности;

б) сохранение главенствующей роли государства в экономике;

в) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса;

г) комплексная социальная программа.

2. Какова была последовательность преобразований, проводимых в России правительством Е.Т.Гайдара – А.Б.Чубайса?

а) продажа предприятий, с тем чтобы связать накопления населения; либерализация цен при сохранении роли государства в контроле за экономикой;

б) либерализация цен, с тем чтобы стабилизировать рубль; быстрая приватизация госпредприятий; ограничение роли центра в управлении экономикой;

в) полный демонтаж прежней системы хозяйствования, с тем чтобы рынок автоматически поставил все на свои места;

г) разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР.

3. В области внешней политики России в современных условиях ключевой является:

а) концепция биполярного мира;

б) концепция многополярного мира;

в) концепция однополярного мира;

г) концепция конфронтации со «странами-изгоями».

4. Когда Государственная Дума РФ ратифицировала Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии?

а) в 1997 г.;

б) в 1998 г.;

в) в 1999 г.;

г) в 2000 г.

5. Законодательная власть в современной России принадлежит:

а) Федеральному собранию;

б) Президенту;

в) Правительству России;

г) Совету безопасности.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

______________________________________________________________

(XIV – XV вв.)

1. Предпосылки, ход и особенности образования Московского государства (XIV – XV вв.).

2. Многоконцептуальные подходы к проблемам образования Московского государства и возвышения Москвы.

3. Формирование политического строя и социально-эко-номической системы Московского государства в XV в.

 

Для изучения данной проблемы необходимо ознакомиться с предлагаемой к теме литературой. Особое внимание надо уделить содержанию понятия «централизация». Это позволит понять, что речь идет о политической централизации. Затем следует перейти к предпосылкам политического объединения земель и выделить социально-экономические, политические и внешнеполитические предпосылки (экономические связи между русскими землями, примерная синхронность в развитии всех земель, приблизительно одинаковый уровень экономического развития, общие правовые нормы, заложенные «Русской Правдой», общерусское национальное сознание). Особо следует подчеркнуть важность внешнего фактора – необходимость борьбы с Золотой Ордой. Итогом обсуждения данной проблемы является вывод о том, что централизация русских земель – закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии страны. Рассматривая ход политической централизации, важно обратить внимание на конкретную историческую обстановку, выделить этапы централизации и подвести итоги по каждому из них, проследить деятельность московских князей. Особое внимание надо уделить княжению Ивана Калиты, при котором Московское княжество стало самым сильным на Руси. При этом следует ответить на ряд вопросов:

¨ Какие средства использовал московский князь для расширения своих владений и укрепления личной власти?

¨ Как продолжали политику отца его дети – Симеон Гордый и Иван Красный?

¨ Чему способствовало строительство в 1367 г. нового Московского Кремля?

¨ В чем заключается историческое значение Куликовской битвы (1380)?

¨ Означала ли победа русских войск под предводительством князя Дмитрия конец господства Золотой Орды?

Переходя к характеристике второго этапа централизации, вы должны вспомнить, что это было время дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате 20-летней феодальной войны. В чем причины феодальной войны и каковы ее последствия? Какие русские земли перешли под власть Москвы? Только ли мирные средства использовали при этом русские князья? Какими историческими фактами Вы можете подтвердить завершение политической централизации? Какова роль в объединении земель Ивана III? В заключение надо остановиться на особенностях процесса централизации на Руси и объяснить их.

При изучении второго вопроса темы следует помнить о том, что проблема образования Российского государства принадлежит к ключевым в исторической науке. Различные исторические направления и школы всегда предлагали свои подходы и пути решения этой важной темы. Историк В.Н.Татищев рассматривал эту проблему в контексте восстановления в Северо-Восточной Руси самодержавия. Н.М.Карам-зин в создании государства видел результат деятельности отдельных князей и царей, прежде всего Ивана III. Он считал, что только монархическое устройство способно преодолеть удельные тенденции. При этом он подчеркивал благотворное влияние ордынского ига на процесс объединения русских земель. С.М.Соловьев считал, что государственное начало пришло на место началу вотчинному, и обращался к истокам внутреннего, органического развития российской государственности. В.О.Ключевский придерживался подобной точки зрения. Он считал, что русское национальное государство выросло из «удельного порядка», из «вотчины» князей – потомков Даниила Московского.

Необходимо выяснить, в чем сходство и различие в объяснении данных процессов разными теориями. Какая, на Ваш взгляд, дает наиболее полное объяснение происходящих процессов, почему?

При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на предлагаемые в хрестоматии материалы и проанализировать их. В чем заключалась особенность экономического развития Руси в период объединения земель? Назовите основные черты развития сельского хозяйства, ремесла, торговли, рассмотрите виды феодального землевладения. Укажите на их основные отличия (чем конкретно отличалась вотчина от поместья, за счет каких источников увеличивались церковно-монастырские земли, посему черносошные крестьяне были более свободными по сравнению с владельческими). Выделите основные тенденции развития феодального землевладения.

В заключение следует отметить, что завершение политической централизации способствовало расширению экономических связей между различными областями страны, но речь еще не шла о формировании единого всероссийского рынка. Преобладала естественная специализация, натуральное хозяйство сохраняло господствующее положение, для развития оживленных торговых связей слишком мала была доля городского населения, и сами города не занимали столь видного положения, как это было в Европе.

Затем следует остановиться на важных изменениях в социальной структуре общества (см. табл. «Сословная пирамида»). Как и в связи с чем меняется характер общения всех групп феодалов с великими князем? Чем существенно отличаются отношения вассалитета от отношений подданства? Как идет процесс формирования бюрократического аппарата? Завершить изучение третьего вопроса следует анализом политического устройства централизованного государства. В чем сущность самодержавной монархии? Как изменилась власть великого князя с приобретением титула государя всея Руси? Были ли в ней деспотические черты, если да, то в чем проявлялись? Затем следует дать обстоятельную характеристику Боярской думы – совещательного органа при князе и аппарата управления. Как шел процесс формирования государева двора? В чем заключались предпосылки формирования приказной системы? Было ли строгое разграничение функций государственного аппарата или его не существовало, что говорило о пережитках феодальной раздробленности? Можно ли считать, что централизованный аппарат правления был окончательно сформирован?

Завершая изучение проблемы, следует остановиться на Судебнике 1497 г. В нем в общих чертах была определена компетенция должностных лиц и установлены процессуальные нормы наказания за особо опасные преступления (убийства, разбои, кражи). Это была попытка общегосударственного законодательства, но она еще не подкреплялась уровнем централизации. Поэтому на местах великокняжеские советники руководствовались уставными грамотами.

Таким образом, что второй половине XV – первой трети ХVI в. в России установилась самодержавная монархия, т. е. вся полнота власти принадлежала великому князю. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился. Внутри самой Московской земли еще сохранялись уделы. К концу правления Ивана III оставался один удел. Поэтому задачи централизации в полной мере еще не были решены, их предстояло решать последователям Ивана III.

Литература

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.

Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1991.

История России: Социально-экономический и внутриполитический аспекты. Екатеринбург, 1992.

История России. Теории изучения / Под ред.Б.В.Личмана. Екатеринбург, 2001.

История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. / Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России XV – XVI вв. М., 1985.

Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. Брянск, 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.