Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятое правило – постоянное проявление интереса к своим воспитанникам




Задачи, позиции и установки:

1. Сохранение позиции равноправного партнера, внимательного собеседника, способного «слушать и слышать» проблемы детей.

2. Пробуждение инициативности и активности собеседника.

3. Установление единства интересов партнеров по общению.

Средства достижения: приемы эмпатийного общения; технические приемы выражения заинтересованности, сострадания, «сорадования», сочувствия, дружеской поддержки, «инициирования»; увлечения собеседником; приемы поддерживания продолжительного внимания к собеседнику; техника задавания прямых, косвенных, риторических, «сократических» вопросов и т.д.

 

Шестое правило – оказание и просьба помощи

 

Задачи, позиции и установки:

1. Установление положительного психологического фона и тона сопереживания и одобрения.

2. Авансирование успешности собеседника, снятие страхов и комплексов.

3. Оказание открытой и скрытой помощи.

4. Постоянная готовность откликнуться на проблемы собеседника, разделить с ним его проблемы, помочь в решении его проблем.

Средства достижения: техника формирования успешности детей и авансирование этой успешности; техника оказания скрытой помощи, приемы идентификации (вхождения в проблемы партнера по общению); техника просьбы помощи, возвышающей личность собеседника, его статус и самооценку.

Несомненным достоинством технологии гуманного общения является разработанный Н.Е. Щурковой Пакет форм группового взаимодействия с детьми, который включает в себя такие общенческие дела и игры, как волшебный стул, приглашение к чаю, диалог со временем, разброс мнений, театр-экспромт, открытая кафедра, сувенир друзьям, презентация Мира и т.д.

Безусловно, результативность данной технологии зависит от профессиональных способностей педагога, от уровня сформированности педагогического воображения, самообладания, артистизма, педагогической памяти, владения коммуникативными, перцептивными, интерактивными средствами: вербаликой, мимикой, пантомимикой, паралингвистикой, экстралингвистикой, визуальным общением, проксемикой.

 

РАЗДЕЛ II. ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Пояснительная записка

Развитие педагогического знания от его воспроизводства к пониманию, от понимания к применению и построению собственных смыслов педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязанным представлением учебного материала на лекционных, семинарских и практических занятиях. Лекционный материал, формирующий систему теоретико-методологических знаний и позволяющий описывать, раскрывать и объяснять закономерности педагогической действительности, находит более глубокое теоретическое и практическое отражение на семинарско-практических занятиях. Учебный материал не может лишь репродуктивно усваиваться студентами, он должен выращиваться в рамках их собственного мышления и деятельности. В этом плане особую значимость приобретает логика занятий, технология их проведения, последовательный переход к индивидуально-творческой и исследовательской деятельности в системе НИРС и СРС.

Необходимость овладения деятельностным подходом как способом организации образовательного процесса на содержательном и операционально-технологическом уровнях является одной из ключевых задач курса. Развитие педагогической деятельности будущего учителя проходит ряд уровней: от выполнения педагогической деятельности по образцу (репродуктивная деятельность) к промежуточному уровню (самостоятельная творческая деятельность) до высшего уровня (исследовательская деятельность студента). Развитие деятельности от одного уровня к другому должно сопровождаться дифференциацией и усложнением действий, развитием индивидуально-творческого и исследовательского потенциала педагогической деятельности студентов.

С этой целью на каждом занятии студенты выполняют не отдельные педагогические действия, а реализуют педагогическую деятельность во всей совокупности ее компонентов – сначала в простых формах по образцу, далее при выполнении аналогичных действий вносят элементы индивидуального творчества в системе СРС. При этом немаловажным является реализация последовательного перехода от групповых форм выполнения педагогических действий по образцу на аудиторных занятиях к индивидуально-творческим формам и приемам педагогической деятельности в системе СРС и НИРС.

Таким образом, будущие учителя погружаются в ситуацию, где они выполняют действия целеполагания, планирования, исполнения, оценки и контроля, которые, в свою очередь, обусловливаются анализом и диагностикой педагогического явления, представленного для них в качестве учебной задачи (задания).

Опыт показывает, что в образовательном процессе вуза преподавание каждой дисциплины должно начинаться с рефлексии собственных возможностей и устремлений студента, постановки текущих задач жизнедеятельности, коррекции своей модели поведения, дополнения программы самообразования, составленной на начальном этапе педагогического образования. В связи с этим особую роль на занятиях по курсу играет диагностический компонент образовательного процесса, реализация которого предусматривает систему диагностики и самодиагностики развития педагогических знаний и умений, профессиональной направленности личности будущего учителя, интереса к педагогической науке на семинарско-практических занятиях курса. Каждое занятие сопровождается элементами диагностики и самодиагностики студентов (Приложение 1, 2), результаты которых способствуют развитию профессионального самообразования студентов (коррекции индивидуальных программ самосовершенствования студента, уточнению комплекса тренингов по педагогической технике, упражнений по педагогической рефлексии будущего учителя и т.д.).

В этом плане большое значение имеет обогащение первоначальным опытом организации деятельности и самодеятельности в образовательном процессе вуза.

Логика организации семинарских занятий предполагает практическую отработку профессионально-педагогических умений и навыков в области воспитательной работы. С нашей точки зрения, наиболее приемлемой формой закрепления теоретических знаний и умений является педагогический тренинг. После каждого семинарского занятия студентам предлагается ряд индивидуальных и групповых педагогических тренингов для отработки полученных умений и навыков. Особую значимость в этом плане представляют групповые педагогические тренинги, в которых намного эффективнее осуществляются обратная связь, педагогическая рефлексия, объективная оценка и самооценка своих действий участниками группового тренинга. Групповой педагогический тренинг позволяет вузовскому преподавателю широко использовать ТСО, разнообразный методический материал, комплекс воспитательных ситуаций и педагогических задач. Немногочисленный состав группы (не более 12-13 человек) позволяет контролировать динамику развития профессионально-педагогических умений каждого студента, учитывать их индивидуальные особенности, направлять процесс самообразования и самосовершенствования студентов (Приложение 3).

Таким образом, система аудиторных и внеаудиторных занятий (особенно на начальном этапе) становится для каждого студента своеобразным тренингом для прохождения всех звеньев педагогической деятельности, начиная с диагностирования, целеполагания, планирования, целереализации и завершая анализом и оценкой достигнутых результатов. В процессе вузовского образования будущему учителю нужно не просто сообщать сумму знаний, а формировать внутренне упорядоченную систему действий, умений, позиций, ценностей, обеспечивающую его субъективное развитие (Приложение 4).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.