Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консультирования. Исламова Зульхиза Исмагиловна




Профессионального

Основы

Ф.С. Исмагилова

Учебное пособие

Исламова Зульхиза Исмагиловна

Эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, эмоционального переживания, образного мышления, духовных потребностей.

Этнопедагогика – свод правил, норм и традиций воспитания, сложившийся в рамках отдельного региона, этноса.

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Тематика, краткое содержание и методическое обеспечение лекций ………………………………………………………….

Тема 1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс..

Тема 2. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса ………

Тема 3. Целеполагание и планирование воспитательного процесса ……….

Тема 4. Содержание воспитания ………………………………………………

Тема 5. Система методов воспитания ………………………………………..

Тема 6. Система форм воспитательной работы ……………………………...

Тема 7. Система воспитательной работы средней общеобразовательной школы ……………………………………………………………………………

Тема 8. Современные концепции и технологии воспитательного процесса

РАЗДЕЛ II. Тематика и методическое обеспечение семинарских занятий ………………………………………………………………………….

Семинарское занятие 1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс ………………………………………………………..

Семинарское занятие 2. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса …………………………………………………………………………

Семинарское занятие 3. Целеполагание и планирование воспитательного процесса …………………………………………………………………………

Семинарское занятие 4. Содержание воспитания ……………………………

Семинарское занятие 5. Система методов воспитания ……………………..

Семинарское занятие 6. Система форм воспитательной работы …………..

Семинарское занятие 7. Система воспитательной работы средней общеобразовательной школы …………………………………………………

Семинарское занятие 8. Современные концепции и технологии воспитательного процесса …………………………………………………….

РАЗДЕЛ III. Методические материалы для самостоятельной работы студентов ………………………………………………………………………

1. Тематика контрольных работ ……………………………………………..

2. Тематика рефератов ………………………………………………………..

3. Тематика курсовых работ ………………………………………………….

4. Вопросы к зачету ……………………………………………………………

5. Вопросы к экзамену ………………………………………………………...

6. Литература для организации педагогических тренингов и упражнений...

7. Основная литература по теории и методике воспитания ………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………

Приложение 1. Самотестирование по темам ………………………………...

Приложение 2. Самотестирование «Проверь себя в ситуациях» …………..

Приложение 3. Педагогические тренинги и упражнения …………………..

Приложение 4. Карта готовности студента к воспитательной работе ……..

ТЕЗАУРУС …………………………………………………………………….

 

 

 

Теория и методика воспитания:

 

Редактор Т.В. Подкопаева

 

Учебное пособие

 

Екатеринбург 1999


ББК Ю95

И 87

 

 

Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 238 с.

 

 

В учебном пособии изложены методология и технология профессионального консультирования; рассмотрены вопросы, актуальные для социальных работников службы занятости, консультантов, сотрудников консалтинговых фирм, центров оценки персонала, менеджеров по работе с персоналом, особенно для тех из них, кто в силу своих должностных обязанностей специализируется в области профессионального консультирования.

Пособие адресовано студентам психологических специальностей, а также слушателям факультетов повышения квалификации.

 

 

Рецензенты: доц., канд. психол. наук Н. С. Глуханюк (Уральский государственный профессионально-педагогический университет); кафедра теории и практики управления Института переподготовки кадров Уральского государственного технического университета

 

 

ISBN 5-8050-0017-2 Ó Уральский государственный

профессионально-педагогический

университет, 1999

 


Введение

В практике профессионального консультирования до сих пор сохранились представления о том, что профконсультации востребованы прежде всего в двух случаях: во-первых, на этапе выбора профессии и, во-вторых, в ситуации безработицы. Однако в настоящее время экономическая ситуация изменяется столь стремительно, что качественные и количественные потребности организаций в персонале не могут оставаться постоянными. Становятся высокодинамичными требования не только к профессиональной квалификации и компетентности специалиста, но и к количеству исполнителей профессиональных функций. В результате у специалиста остается все меньше шансов, что он сможет стабильно трудиться на одном и том же рабочем месте длительное время, выполняя при этом одни и те же функции. Смена рабочего места, специализации, специальности и даже профессии – неизбежное следствие интенсивного развития экономики. Таким образом, практически ни у кого не остается сегодня шансов избежать ситуации смены работы. Вот почему профконсультанты становятся востребованными практически на всех этапах профессионального развития специалиста, во всех организациях, стремящихся наращивать и сохранять свою конкурентоспособность.

Традиционно при оказании профконсультативной помощи консультант обращается к потенциалу человека, пытаясь максимально объективно оценить его способности, склонности, интересы, устремления. Вместе с тем до сих пор, на наш взгляд, не используется как важный источник сведений о человеке его жизненный и профессиональный опыт.

Опыт человека имеет не только некую формально описываемую структуру (знания, умения, навыки), но и свою поверхностную и глубинную структуру. Обращение к глубинной структуре профессионального опыта позволяет выявить и актуализировать те внутренние ресурсы, которыми клиент располагает, но при этом неадекватно их оценивает. Обращение к профессиональному опыту как более или менее структурированной части психического делает, в свою очередь, более эффективным и обращение к жизненному опыту. Нередко клиенту бывает сложно самостоятельно продуктивно отрефлексировать связь профессионального и жизненного опыта, динамику их взаимопроникновения и обогащения. Совместно с психологом или профконсультантом это становится возможным.

Таким образом, данное пособие отличает, во-первых, то, что в нем рассматриваются прежде всего профессиональные проблемы взрослого человека, имеющего определенный профессиональный опыт. И во-вторых, в пособии излагаются методология и технология профессионального консультирования, созданные на основе принципов системного анализа профессионального опыта субъекта.

Методологической основой данной работы является системный анализ проблемы, который предполагает необходимость, во-первых, помещения в центр психологического анализа в ситуации профконсультирования прежде всего профессионального и жизненного опыта субъекта, во-вторых, изучения феномена профессионального опыта как системы, в которой единицей системного анализа является событие профессиональной жизни, приобретшее для субъекта личностный смысл, в то время как профессиональный опыт, в свою очередь, сам становится частью системы жизненного опыта человека.

В основу методологии положен системный подход, при котором предметом анализа становятся две взаимосвязанные системы: жизненный и профессиональный опыт человека как активного субъекта, формирующего этот опыт осознанно или неосознанно.

Пособие создавалось в ходе многочисленных встреч со специалистами, решающими проблемы занятости. Оно также является отражением личного опыта автора в сфере профессионального консультирования и обучения безработных и откликом на запрос тех слушателей, которые повышали квалификацию на базовой кафедре Российского учебного центра Министерства труда и социального развития.

 

 


Глава 1. Методологические основы

профессионального

консультирования

1.1. Виды психологической помощи

Понятие профессионального консультирования

в психологической теории и практике

К основным видам психологической помощи обычно относят:

· психологическое интервью,

· психодиагностику,

· психологическое просвещение,

· психопрофилактику,

· психологическое консультирование,

· психологическую коррекцию,

· психотерапию.

Под психологическим консультированием понимают вид психологической помощи, направленной на совместную работу с клиентом, в результате которой клиент оказывается способным решить возникшие у него проблемы психологического плана. Исходя из такого понимания, можно рассматривать профессиональное консультирование как особый вид психологического консультирования. Отличительной особенностью профессионального консультирования является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.

Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.

В современных условиях профессиональное консультирование может выступать: 1) как функция профессиональной деятельности; 2) как профессиональная деятельность.

Как функция консультирование все чаще осуществляется менеджерами по работе с персоналом или психологами-консультантами в современных организациях корпоративного типа.

Как вид профессиональной деятельности оно имеет место в социальных службах (как государственного типа, так и коммерческого характера). Так, в городских и районных центрах занятости населения предусмотрена должность профконсультанта, в связи с чем Федеральной службой занятости населения (существующей сегодня в структуре Министерства труда и социального развития) разработана и внедрена система подготовки и повышения квалификации профконсультантов.

Профконсультанты работают также в городских и районных центрах профориентации, обслуживающих преимущественно молодежь и школьников, решающих проблемы выбора профессии.

 

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы занятости и состояние российского рынка труда: Сб. науч. тр. / Рос. учеб. центр М-ва труда и соц. развития; Под общ. ред. В. С. Боровика, В. А. Похвощева. М.,1997.

Федеральная программа содействия занятости населения // Человек и труд.1996. № 1.

Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. М.,1997. Гл. 3: Система управления персоналом организации.

 

1. 2. Системный анализ как научный метод

консультирования

Изучение полисистемных связей в психологии

Все существующие на сегодняшний день направления в профконсультировании оставляют широкое поле для профессионального выбора, так что ориентироваться при выборе технологий консультирования весьма сложно. Имеющийся в арсенале современного консультанта инструментарий настолько велик, многообразен и нередко противоречив, что прежде чем воспользоваться им, необходимо провести его тщательный отбор. Основным условием эффективности его применения в практической деятельности можно уверенно назвать разработанность системы и методологии консультационной деятельности специалиста. Такой подход позволит не только системно мыслить, но и системно действовать, используя принцип системности как основной инструмент анализа и решения проблем.

Эмпирические науки долгое время изучали свой предмет, используя для этого традиционно аналитический подход: путем расчленения проблемы на составные части и последующей оценки каждой из них в отдельности. Однако методологи подчеркивали, что такой подход оказывается малоуспешным там, где предметом внимания становится организованная специальным образом, динамично развивающаяся сложность.

Исследовать и разработать структуру означает следующее: используя определенное логическое основание, разбить целое на отдельные составляющие и в дальнейшем компоновать из них различные варианты новых структур.

Пример. Можно составить список опытных специалистов организации и произвольно комплектовать из них рабочие группы или временные творческие коллективы.

Исследовать и разработать систему означает:

1) выделить систему как целое из окружающей среды, обозначив все ее существенные связи со средой;

2) рассмотреть все составные части системы;

3) рассмотреть все связи между частями;

4) изучить систему в развитии;

5) исследовать все возможности, цели, функции системы.

Пример. Помогая руководителю в подборе команды, консультант совместно с ним может выполнить следующее:

* выявить подходящих кандидатов, учитывая их связи и место в системе социальных отношений организации;

* оценить возможности и ограничения каждого кандидата;

* спрогнозировать, как будут развиваться их деловые и личные контакты друг с другом, в чем они будут взаимно дополнять друг друга, а что может выступить причиной противоречий между ними;

* обратить внимание на потенциал каждого кандидата;

* четко определить назначение и возможности данной команды как единого целого.

В разработке принципа системности в психологии огромная роль принадлежит Борису Федоровичу Ломову. И хотя он всегда подчеркивал преемственность развиваемых им идей, его подход сегодня сам служит для многих психологов одним из источников развития и использования в теории и практике системного принципа.

В соответствии с идеями Б.Ф.Ломова, ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений:

1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации.

2. Психические явления многомерны.

3. Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение.

4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств.

5. Психические явления системно детерминированы.

6. Психические явления – явления динамические, развивающиеся [26].

 

Системный анализ профессионального опыта

Владимир Дмитриевич Шадриков считает, что для описания любой системы используются, как правило, одни и те же характеристики [51]. К общим для всех систем характеристикам, которые должны быть описаны, если описывается или создается система в целом, можно отнести следующие:

1. Система представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей среды.

2. Эта целостность носит функциональный характер.

3. Система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами.

4. Отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы.

5. Свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов.

6. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой.

7. Система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах.

8. Системы могут обладать свойствами адаптивности.

9. Разные системы могут производить один и тот же результат.

10. В одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения.

11. Конфигурация и характер связей внутри системы являются ее структурой, остающейся неизменной при изменениях (в определенных пределах) системы, например при изменениях состава элементов.

В любой системе можно выделить ведущее звено – системообразующий фактор, через который устанавливается определенный характер отношений между отдельными детерминантами или группами детерминант.

Предметом системного анализа может стать любой сложный психологический феномен, выбранный в зависимости от цели анализа. В современной психологической науке предметом системного анализа выступают такие категории, как деятельность (Б. Ф. Ломов), генезис профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков), личность (А. В. Петровский, К. К. Платонов), сознание (А. Н. Леонтьев), организация психических процессов и функций человека (Б. Г. Ананьев), функциональная система (П. К. Анохин), свойства нервной системы (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын).

В практике профконсультирования чаще всего оказывается полезным обращение к имеющемуся у специалиста профессиональному, а иногда и жизненному опыту. Рассмотрим профессиональный опыт как систему, используя в качестве основных шагов для проведения анализа общие характеристики систем, перечисленные выше.

1. Профессиональный опыт, согласно основным его определениям ¾ это совокупность знаний, умений и навыков, т. е. нечто, представляющее собой завершенную целостность, легко отделимую от большего целого – жизненного опыта субъекта.

2. Данная целостность несомненно носит функциональный характер в том смысле, что опыт может выступать, в частности, как достаточно мощный мотивационный блок, побуждающий личность к активности, нацеленной на реализацию, использование, применение имеющегося опыта в своей профессиональной деятельности и жизненной практике.

Помимо мотивационной, профессиональный опыт выполняет не менее важную оценочную функцию, смысл которой заключается в “примеривании” субъектом на себя всевозможных новых форм жизненной и профессиональной активности, в определении степени субъективной новизны той или иной деятельности, а также своей способности выполнять ее с теми или иными заданными характеристиками.

Но наиболее важной все же остается операциональная, или инструментальная, функция, по сути, позволяющая человеку, используя в отдельности или комбинируя и развивая имеющиеся знания, умения и навыки, выступать активным субъектом профессиональной деятельности.

3. Опыт дифференцируют на составляющие его знания, умения и навыки. Знание рассматривают как адекватное отражение в мышлении человека проверенного практикой результата познания действительности. Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность для выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Каждая из перечисленных составляющих обладает собственными отличительными свойствами. Знание имеет свойства, присущие всякой информации. Навык обладает всеми свойствами действия и, кроме того, его отличает такое качество, как автоматизм. Умение имеет отличительное свойство гибкости.

4. Признавая на практике значение содержания опыта специалиста для определения его профессиональной пригодности и компетентности, фактически опыт как таковой, как нечто целостное обычно не делали предметом анализа, расчленяя его на составляющие: знания, навыки, умения (что именно данный специалист знает, умеет, к чему способен). При этом подразумевалось, что знания должны непременно дополняться соответствующими умениями, которые, в свою очередь, основаны на навыках и т.п. Именно этим взаимодействием и обеспечивается возможность человека решать поставленные перед ним профессиональные задачи.

5. Профессиональный опыт, представая как система, обнаруживает собственные системные свойства. Эти свойства нельзя разложить на отдельные знания, умения, навыки; они могут быть не характерны для отдельных событий профессиональной жизни. Системные свойства профессионального опыта могут становиться или не становиться свойствами личности.

К числу таких свойств предположительно можно отнести гибкость, технологичность, индивидуализацию, степень разнообразия, интуитивность, ограниченность, степень специфичности, степень соответствия индивидуальным особенностям и потребностям и т.д.

Такое качество, как гибкость, позволяет оценивать опыт как легко адаптируемый к профессиональным и личностным изменениям или, напротив, как жестко привязанный к привычным условиям осуществления профессиональной деятельности.

Технологичность опыта оценивается как уровень организованности, и с этой точки зрения опыт может оцениваться как высокоорганизованный или, напротив, хаотичный, нечетко структурированный.

Степень разнообразия можно описать через характеристики уровня разноплановости опыта (на противоположном полюсе тогда появляется такая характеристика, как “монологичность”, однообразность).

Интуитивность указывает на преобладание интуиции в опыте или, напротив, на отсутствие опоры на интуицию.

Ограниченность опыта характеризует степень его закрытости или открытости: опыт может представлять собой открытое к изменениям образование (по типу периодической системы элементов Д. И. Менделеева), а может быть жесткой замкнутой структурой, характеризующейся косностью и инертностью.

Степень специфичности может оцениваться по частоте, с которой встречается подобный опыт в профессиональной среде, по его уникальности.

Системные качества, описанные выше, разумеется, не охватывают весь спектр особенностей профессионального опыта субъекта. Напротив, легко можно обнаружить, что сочетание нескольких свойств дает новое системное свойство, которое обогащает опыт, делая его более или менее эффективным. Перечень свойств может быть расширен: темпоритм деятельности, темпоритм подачи и потребления информации, уровень автономности и т.д.

6. Каждая система включена в более глобальную по сравнению с ней систему. Так, профессиональный опыт включен в профессиональное пространство субъекта. Именно это профессиональное пространство и продуцирует события профессиональной жизни. Аналогично жизненный опыт обусловлен жизненным пространством субъекта и включен в него. Такой подход позволяет установить динамичные, в достаточной мере условные, но все же существующие границы опыта как открытой к внешним связям и при этом условно ограниченной системы.

Развитие системы профессионального опыта зависит от способности субъекта обогащать профессиональный опыт событиями не только профессиональной жизни, но и жизни в целом, определяя для себя их личностный смысл. Данная способность субъекта связывает обе системы динамичной системной связью.

Таким образом, встает вопрос о зависимости богатства и эффективности профессионального опыта от следующих моментов:

1) особенностей личности;

2) ее отношения к деятельности;

3) содержания ее профессиональной деятельности.

К числу особенностей личности, от которых зависит опыт, можно отнести:

· способность к рефлексии;

· способность к развитию.

Отношение к деятельности может быть определено через:

· интерес к профессиональной деятельности и профессиональной жизни;

· способность к формированию индивидуального стиля деятельности.

Наконец, изучаемыми характеристиками содержания деятельности выступают:

· разнообразие деятельности;

· степень ответственности за принимаемые решения;

· возможность принимать самостоятельные решения.

7. Если попробовать отследить изменения профессионального опыта в ходе профессионализации субъекта, то попытка генетического анализа системы профессионального опыта предположительно даст такую картину.

В начале своей профессиональной деятельности каждый человек переживает состояние неопределенности. Это вызвано не столько недостатком информации, сколько ее избытком. Если попытаться условно выделить основные сферы профессионального опыта, то в первую очередь это будут интеллектуальная, инструментальная, коммуникативная и эмоциональная сферы. Задача, которую решает начинающий профессионал, связана с вычленением в каждой из этих сфер главных, определяющих, эффективных элементов и отказом от малоэффективных и, конечно, деструктивных.

В результате мы наблюдаем процесс изменения профессионального опыта, для которого характерны:

· обращение к одним и тем же информационным сигналам и параметрам, использование одних и тех же решений в интеллектуальной сфере;

· постепенный отсев лишних, ненужных действий в инструментальной сфере;

· сокращение числа и типов оценок и контактов, их избирательность в коммуникативной сфере;

· сдерживание эмоциональных переживаний, не вписывающихся в привычный ритм, выработка единого способа реагирования на профессиональную ситуацию в эмоциональной сфере.

Изначально необходимый как условие оптимизации профессиональной деятельности, этот процесс сужения границ профессионального опыта постепенно начинает приобретать негативные характеристики:

· в интеллектуальной сфере происходит сужение области поиска допустимых решений, устаревает или попадает в зону опущения ориентировочная основа действия;

· в инструментальной сфере наблюдается утрата гибкости переключения от привычных действий к действиям нового типа, обеднение и однообразие поведенческих реакций;

· в коммуникативной сфере устанавливается доминирование установок и привычных форм взаимодействия, шаблонизация оценок коммуникативных партнеров;

· наблюдается обеднение эмоциональной сферы, утрата искренности и непосредственности.

Процесс динамики профессионального опыта, таким образом, связан с постепенным упрочением, стереотипизацией (следовательно, схематизацией и шаблонизацией) восприятия, объяснения реальности и ориентации в ней. Модель мира в сознании профессионала, изначально открытая к изменениям и в достаточной мере гибкая, существенно обедняется. Выпадают не только эффективные звенья, но и те, что лишь когда-то могли бы стать таковыми. Все это составляет фон формирования и динамики профессионального опыта.

Таким образом, можно предположить, что динамика профессионального опыта может быть описана через следующие стадии:

1) максимальной открытости к обогащению профессионального опыта, отсутствия границ;

2) относительной стабильности профессионального опыта, формирования “прозрачных” границ;

3) упрочения границ профессионального опыта и его стереотипизации;

4) сужения границ профессионального опыта, расширения зон опущения значимых элементов событий профессиональной жизни.

8. Изменения профессионального опыта, описанные выше, по сути есть результат адаптации специалиста к существующему профессиональному пространству. В результате адаптации происходят два процесса: изменение профессионального пространства в соответствии с представлениями профессионала об идеальном для него пространстве и изменение опыта профессионала в соответствии с требованиями профессионального пространства.

9. Специалисты с различным опытом работы могут одинаково успешно справляться с тем или иным профессиональным заданием. Различие может обнаруживаться в скорости выполнения, особенностях индивидуального стиля, выборе способов решения поставленных задач.

10. В зависимости от задачи становятся более или менее востребованными те или иные составляющие профессионального опыта. Отдельные навыки и умения (или их сочетание в опыте) либо оказываются актуальными и приобретают ценность, усиливая конкурентоспособность обладающего ими человека на рынке труда, либо отодвигаются на задний план, становятся невостребованными как устаревшие или недостаточно качественные.

11. Конфигурация и характер связей внутри опыта как системы остаются неизменными на протяжении жизни человека. При этом набор событий профессиональной жизни меняется постоянно. Конфигурация и характер связей профессионального опыта представлены на рис. 1.

 

Выделение планов анализа систем

Подход к явлению или деятельности как к системе означает, что они будут рассматриваться и оцениваться так, как этого требует проведение системного анализа.

Теоретически проведение системного анализа включает в себя выделение следующих возможных планов анализа: целевого, структурного, компонентного, функционального, генетического. Именно такой подход предлагают Е. С. Кузьмин и В.Д. Шадриков.

 

Жизненное пространство субъекта  

Жизненный опыт субъекта
Профессиональное пространство субъекта
Профессиональный опыт субъекта

 

Актуальная зона (события, имеющие личностный смысл)

 

Рис.1. Конфигурация и характер связей опыта как системы

 

Характеристика каждого из перечисленных видов анализа (по В. Д. Шадрикову) представлена в табл. 1.

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.