Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды системного анализа




Вид анализа Характеристика вида анализа
   
Целевой анализ Критерием выделения системы является рассмотрение ее со стороны целевого назначения. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели. Важно правильно выделить системное основание, т.е. уровни, которые лежат в основе функционирования системы. Системные основания выделяют в соответствии с задачами системы.
Структурный анализ Проводится анализ внутренней организации системы. Объект изучается с различных сторон, при различных срезах, как полиструктурное многоуровневое образование.
Окончание табл. 1
   
Компонентный анализ Устанавливаются границы существования системы и ее экстремальные значения (т.е., по сути, условия существования системы).  
Функциональный анализ Проводится описание механизмов внешнего и внутреннего функционирования, отношения функциональной соподчиненности и координации между компонентами системы. Положение об иерархии систем является одним из основных в методологии системного подхода. Согласно этому положению, каждая подсистема рассматривается как составная часть вышестоящей, при этом, с одной стороны, она подчинена ей в своих проявлениях, а с дру- гой ¾ сама определяет свойства вышестоящей системы на основе собственных свойств. Вышестоящие системы вовлекают в деятельность подчиненные системы сугубо избирательно, в соответствии с целями деятельности, только в меру их содействия в получении запрограммированного результата. Анализ внешнего функционирования предполагает выявление адаптивной и адаптирующей активности системы.  
Генетический анализ Изучается происхождение, развитие, перспективы существования системы.  

Рекомендуемая литература

Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр. М.; Воронеж,1996.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов н/Д, 1996.Т. 1.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

 

 

1. 3. Концепция как теоретический

инструментарий профконсультанта

Концептуальный подход в консультировании

Определяя методологическую базу, профконсультант решает очень важную принципиальную задачу: он формирует собственное профессиональное мировоззрение, тот угол зрения, под которым он будет воспринимать, оценивать и интерпретировать проблему клиента.

Выбор концептуальной основы определяет понятийный инструментарий консультанта, принципы, которым он собирается следовать, положения, из которых он будет исходить при построении своих умозаключений в работе с клиентом.

Любой специалист всегда принимает решения, опираясь на привычные, давно усвоенные им жизненные и профессиональные принципы и ценности, осознает он это или нет. В профессиональном сознании они объединены в более или менее стройную взаимосвязанную интеллектуальную конструкцию, назначение которой – облегчить поиск решений задач, встречавшихся в прошлом опыте, помочь использовать уже имеющиеся решения вместо того, чтобы каждый раз отыскивать их заново. Эта работа сознания помогает значительно экономить интеллектуальные усилия и время.

В современной психологии описаны многочисленные механизмы, с помощью которых человек использует свой прошлый опыт. В большинстве своем эти механизмы неосознаваемы, и потому их появление и влияние на мышление, как правило, человек не регулирует. Однако консультант, как никакой другой специалист, должен ставить перед собой задачу не только осознавать их, но и выбирать из них те, которые будут оптимальными для успешного решения профессиональных задач в данных конкретных условиях жизни и деятельности и которые можно пересмотреть, когда условия изменятся.

В этом случае человек строит свое поведение на основе определенных, сознательно и критично отобранных им принципов, а не под влиянием случайных, некритично усвоенных им социальных установок, стереотипов, предписаний, интроектов.

Наличие такого интеллектуального аппарата, как концепция профессиональной деятельности менеджера, послужит важным условием того, что решения будут продиктованы осознанной профессиональной и личностной позицией, а не приняты под влиянием случайных или устаревших установок и интроектов, которые вполне могут оказаться не адекватными ситуации.

Следование определенной концепции позволяет профконсультанту выработать последовательную, целесообразную, оптимальную для конкретных условий систему взаимосогласованных подходов, методов, приемов в соответствии со своими профессиональными задачами. Концепция включает в себя:

· теоретические положения, обосновывающие выбор подходов к решению задач;

· основополагающие принципы, на основе которых консультант строит свою деятельность и поведение;

· методы, методики и техники, согласованные с теоретическими положениями и принципами;

· основные цели и главные задачи профессиональной деятельности консультанта.

Таким образом, концепция предстает как система профессиональных взглядов, убеждений и позиций консультанта и определяет логику и тактику его действий в профессиональной области.

Следует обратить внимание на различие в формировании концепции психолога-консультанта и профконсультанта, работающего в организации. Концепция профконсультанта должна быть предельно согласована с идеологией, стратегий, традициями и организационной культурой той организации, в которой он работает. Требуется особенное согласование концепции профконсультанта с концепцией управления персоналом. И наконец, желательно, чтобы имело место согласование со стратегическим планом развития и миссией организации.

Пример. Придя из центра занятости в быстро развивающуюся коммерческую организацию, профконсультант узнал, что одна из его функций ¾ быть активным помощником “heads-hunter”, т.е. “охотников за головами”. Так образно называют специалистов (чаще всего это менеджеры по работе с персоналом), которые должны любыми путями отыскивать и привлекать в организацию перспективных, опытных, высококвалифицированных специалистов. Подобная практика ведения кадровой политики получает сегодня в России достаточно широкое распространение (по аналогии с практикой зарубежных фирм). Целью деятельности профконсультанта, таким образом, становится следование интересам своей организации, а целью профконсультации – убедить нужного кандидата перейти на работу в данную организацию. На прежнем месте работы целью профконсультации было формирование профессионального плана клиента службы занятости, и профконсультант стремился строить свою работу в максимальном согласии с интересами клиента. Несмотря на то что в новых функциях, закрепленных за ним в коммерческой организации, не было ничего противозаконного, они вызвали у профконсультанта определенный протест. У него возникло серьезное опасение, что он не сможет перестроиться на такую модель консультации и принять те принципы, на которых должна строиться его профессиональная деятельность. Вскоре он уволился.

В современной психологической теории существует достаточно разнообразных концепций профессионализации личности. Многие из них проверены на практике, многие имеют конкретное назначение, многие завоевали популярность и стали инструментом не только для психологов, но и для менеджеров (например, теория самоактуализации А. Маслоу). Окончательный выбор остается за профконсультантом.

Рассмотрим некоторые исторические тенденции, научные концепции и теоретические подходы к проблеме профессионализации личности и профессионального консультирования.

 


Краткий исторический очерк опыта

профконсультирования в России и за рубежом

Характерной особенностью социально-экономического развития послереволюционной России и зарубежных стран конца ХIХ – начала ХХ века была потребность в рациональном распределении рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 20–30-е годы в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.

В 30-е годы в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. Задача работающих в службе консультантов – помогать работникам компании в решении их профессиональных проблем. К этому времени в России уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора [11].

Профконсультация этого периода отвечала социальным нормам своего времени и помогала распределению трудовых ресурсов. Как отечественные, так и зарубежные авторы уделяли значительное внимание профконсультации молодежи, поскольку эта категория населения более всего нуждалась в социальной поддержке и защите в сложных экономических условиях и вместе с тем была наиболее перспективной производительной силой.

Американский социолог Фрэнк Парсонс предложил подход к организации процесса управления выбором профессии, использовав для этого определенную последовательность действий консультанта. Предложенная Ф. Парсонсом модель профконсультации включает три этапа: 1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учебу); 2) изучение требований профессии к человеку; 3) сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендации о выборе профессии. В этой модели само консультирование как процесс диалога с клиентом, который американцы считают “чисто американским продуктом”, проводится лишь на третьем этапе, когда человек непосредственно выбирает профессию [47].

Система оказания профконсультационных услуг молодежи, выбирающей профессию, стала активно развиваться во многих странах. Развитие практики профконсультационной работы, ее востребованность в технически развивающемся обществе способствовали совершенствованию методов изучения индивидуальных психофизиологических особенностей и появлению на их основе методов оценки и отбора.

В 1883 году английский психолог Ф. Гамильтон впервые предложил применять тестовые испытания для диагностической оценки личности. Его идеи развил Г. Мюнстерберг, директор психологической лаборатории Гарвардского университета, разработав психотехнические тесты для целей профессионального отбора.

Отечественные ученые (А.П. Болтунов, Н.Д. Левитов, Н.А. Рыбников) сместили акцент в профессиональном отборе с рабочего места на человека. Они считали важнейшей задачей профконсультации нахождение оптимального соответствия между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Практическая и теоретическая работа в области профконсультации осуществлялись в русле получившей широкое распространение диагностической концепции, основу которой составляла теория врожденной профессиональной пригодности человека [22].

Профконсультирование опиралось прежде всего на диагностические методы и в результате практически сводилось к профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах (“штифты”, аппарат Пиорковского, прибор Хайдера и др.), наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии. Преобладал не подбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подбор человека к той или иной профессии. Подобная практика профконсультационной работы была вызвана тем, что заказчиками профконсультационных услуг были организации, стремившиеся решать свои проблемы поиска и подбора подходящих кадров для выполнения профессиональных функций. Тем самым не только нарушался принцип гуманного отношения к личности, но и ценностью личности становилась степень соответствия ее индивидуальности определенному требуемому профессией стандарту.

Профконсультационную деятельность в России осуществляли специалисты-психотехники, прошедший курс обязательной специальной подготовки. Для их работы требовались специально разработанные и апробированные описания профессий – профессиограммы. Они стали появляться сначала на относительно несложные виды профессиональной деятельности (например, водитель трамвая), а затем и на более сложные профессии.

Психотехники стали рассматривать школу как основное звено в работе по профотбору учащихся. Они считали, что именно в школе могут быть составлены характеристики динамики и индивидуальных особенностей развития для определения тех способностей и склонностей учащегося, которые необходимы при выборе профессионального направления.

Важность профконсультации для оказания помощи подростку в выборе профессии отмечали Н.А.Рыбников, Н.Д.Левитов, О.Липман и др. Они же подчеркивали необходимость введения специальной должности школьного психолога.

После постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” в России была прекращена всякого рода психотехническая деятельность, а вместе с ней остановлены и работы в области профконсультации.

Однако в 20–30-е годы сформировались основные теоретические и практические направления профконсультирования, а именно:

· профессиональная консультация, базирующаяся на трехфазовой модели Ф. Парсонса;

· профессиографический подход, основанный на изучении профессий и требований, которые они предъявляют к человеку;

· ориентация на целостное изучение индивидуально-психологических особенностей личности.

Состояние профконсультационной деятельности в нашей стране с конца 30-х до конца 50-х годов связано с застоем в широкомасштабной профориентационной работе. Прекратили свою работу профконсультационные пункты и другие службы. Это было обусловлено и известным постановлением ЦК ВКП(б), и войной, и восстановлением разрушенного народного хозяйства, для чего требовались все новые кадры. В профконсультации доминирует директивный подход. Однако постепенно в русле зарождающейся инженерной психологии разворачивается проблематика анализа операторской деятельности и отбора операторов.

Характеризуя этот период, можно отметить, что профконсультация в России не была ориентирована на интересы личности, решающей проблему профессионального выбора, так как по своим задачам она фактически являлась средством селекции, отбора учеников в школе и после ее окончания.

В зарубежной науке и практике в послевоенное время усиливается интерес к профориентации и профконсультации. Поднимается вопрос о важном значении для успешной профессиональной деятельности не только профессиональной пригодности работника, но и его профессиональной удовлетворенности. Начинается активное обсуждение проблемы мотивации человека в труде.

Обзор основных подходов к

профконсультированию, сформировавшихся

за последние 20 лет

Разнообразие теоретических подходов к профконсультационной деятельности за рубежом положило начало переходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального развития. В центр внимания все чаще ставились процессы целостного развития личности, признавалась необходимость непрерывности профконсультационной деятельности, содействующей осознанию того, что профессионализация проходит сквозь всю жизнь человека, а не сводится лишь к выбору профессии.

Профессиональная консультация в 70–80-е годы развивается в рамках воспитательной концепции профориентации и является важным условием осуществления индивидуального подхода к личности выбирающего профессию с учетом формирования его профессиональной направленности. К сожалению, реальная практика в целом не обеспечивала декларируемого профессионального развития личности. В начале 80-х годов все острее ощущалось противоречие между теоретическими подходами, провозглашавшими идею приоритета личности, и практикой профконсультации, ориентированной на обслуживание потребностей народного хозяйства в кадрах.

Несмотря на то что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее подготовке к выбору профессии. Основная задача при этом заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования к психологическим знаниям самих профконсультантов: от них требуются знания о психологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале.

Одновременно с этим формируется подход, в частности, английского исследователя А. Г. Уоттса, который замечает, что многие из тех, кто занимается профконсультированием, как правило, имеют специальное психологическое образование. Поэтому в ходе профконсультации больше внимания уделяется анализу проблемы клиента, его личностных особенностей, оказанию помощи в процессе принятия решения, чем процессу информирования клиента о мире профессий, их возможностях и требованиях. Именно задачу информирования клиента А. Г. Уоттс считает приоритетной в профконсультировании [22].

Таким образом, в конце 80-х годов отечественные и зарубежные авторы склонны рассматривать профконсультацию как процесс творческого совместного взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого оптант осознанно подходит к формированию своего профессионального плана и определяет пути его реализации. В этот период в теории и практике профессиональной консультации намечается отход от директивной консультации, актуализируется ее личностная направленность, основой которой становится активизация позиции самого клиента.

 

Общая характеристика теории Д. Сьюпера

Американский ученый Д. Сьюпер считает, что консультация стала необходима только тогда, когда у молодежи появилась свобода выбора профессии. Это оказалось возможным вследствие появления многообразия профессий и специальностей, а предлагаемое разнообразие профессиональных образовательных возможностей делает эту свободу реальной. Наряду с этим глобальные процессы демократизации благоприятствуют признанию и развитию индивидуальных возможностей, интересов, способностей.

Д. Сьюпер отмечает, что на определенном жизненном этапе человек, выходящий на рынок труда или выбирающий вид профессиональной подготовки, пытается реализовать “Я-концеп-цию”. Таким образом, Д.Сьюпер рассматривает выбор профессии через реализацию “Я-концепции”, а профессиональное развитие – как составную часть общего развития личности. Он предлагает трактовать профессиональное развитие в соответствии с пятью возрастными этапами:

· этап роста: от рождения до 14 лет (развитие интересов, способностей и других индивидуально-психологических особенностей);

· этап исследования: от 14 до 25 лет (апробация своих сил во внешкольной профессиональной деятельности, на временной работе и т.п.);

· этап утверждения: от 25 до 44 лет (целенаправленное профессиональное образование и упрочение своих профессиональных позиций);

· этап поддерживания: от 45 до 64 лет (сохранение устойчивого положения в профессиональной деятельности);

· этап спада: от 65 лет и далее (уменьшение профессиональной активности, постепенное или неожиданное прекращение профессиональной деятельности).

Д.Сьюпер подчеркивает важность понимания консультантом положительной “Я-концепции” клиента, указывает на значительную роль не только способностей, но и ценностей клиента в правильном профессиональном выборе. Он считает весьма важным довести до сознания клиента соответствие выбираемых способов поведения и развития его жизненному этапу. Уровня профессиональной зрелости, по мнению Д. Сьюпера, человек достигает, проходя последовательно через все жизненные этапы.

В свою очередь, оценивая степень профессиональной зрелости клиента, консультант должен определить, к какого рода решениям относительно своего профессионального пути или образования готов в данный период клиент.

Работа в жизни современного человека играет неоднозначную роль: для одних она средство выживания, для других – способ достижения какого-либо положения в обществе, самореализации. Однако, как замечает Д. Сьюпер, профессиональная деятельность для многих людей не может являться сферой самореализации личности. Все это отразилось на организации процесса профконсультации, ориентированной на запросы личности.

Вызывает интерес концепция Д.Сьюпера, которую он представил в виде “радуги жизненных карьер”. Д. Сьюпер определил понятие “карьера” в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В профессиональном консультировании, по мнению Д. Сьюпера, надо проявлять заботу о развитии личности и уделять внимание “Я-концепции”, анализу чувств и мыслей клиента о приоритетности роли работника по сравнению с другими жизненными ролями.

 

Теория самоактуализации А. Г. Маслоу

В своей последней работе “Дальние пределы человеческой психики” Абрахам Гарольд Маслоу представил описание того, что он вкладывает в понятие “самоактуализация”, и того, что представляет собой личность с высокой степенью самоактуализации. Данный подход интересен тем, что он задает профконсультанту два очень важных ориентира: 1) некую ценность, к достижению которой следует устремлять свои силы; 2) социальный, психологический и биологический портрет человека, достигающего вершин расцвета своей личности [28].

Создавая портрет, А.Маслоу высказывает критическое отношение к поискам определения понятия “норма” и попыткам ее задать. Он излагает свой подход к феномену человека, в котором признает его огромные потенции и одновременно выражает глубокое разочарование тем, насколько редко и неполно они реализуются. Его пугает, что, задавая среднестатистическую норму, наука тем самым невольно вводит определенные ограничения, как будто эта “нормальность” – лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому следует довольствоваться только ею. А. Маслоу твердо убежден в том, что практически каждый человек мог бы добиться в своей жизни большего, чем он достиг на самом деле. В каждом из нас, считает А.Маслоу, есть нереализованные или нераскрытые возможности.

А. Маслоу указывает на эмпирически установленный факт, что люди с высокой степенью самоактуализации гораздо реже основной массы людей сомневаются в себе, меньше размышляют о том, правильно или неправильно они поступают. Их нисколько не смущает, замечает он, что девяносто пять процентов человечества поступает иначе. А. Маслоу указывает на несомненное сходство таких людей между собой. Это сходство обнаруживается также в оценке фактов, как будто эти люди ощущают некую высшую реальность, лежащую за пределами обычного человеческого сознания, а не основывают свои оценки на собственном или чьем-либо житейском опыте, который, как известно, нередко страдает однобокостью и предвзятостью.

В конечном счете А. Маслоу приходит к выводу, что потребности, от удовлетворения которых зависит душевное и физическое здоровье и благополучие человека, могут быть разделены на базовые и высшие, метамотивационные.

К базовым он относит такие, как потребность в безопасности, любви, самоуважении и т.д. (так называемая пирамида потребностей, широко известная как “пирамида Маслоу”).

Неудовлетворение метамотивационных потребностей он считает аналогичным утрате человеком ценностных ориентиров и полагает, что такая утрата, вполне свойственная людям, которых можно с полным основанием отнести к самоактуализирующимся личностям, способна привести их к расстройствам – “метапатологиям”.

 

Теория личности в профессии Дж.Голланда

В зарубежной практике профконсультации широкое распространение получил подход, предложенный американским исследователем Джоном Голландом. В своей концепции он объединил теорию личности с теорией выбора профессии.

Выбирая между доминантами интеллектуальных и личностных качеств, Дж.Голланд отдает предпочтение качествам личности, считая, что профессиональный выбор и успешность профессиональной деятельности человека обусловливаются прежде всего такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения и т.п. В свою очередь именно уровень развития направленности определяет уровень развития и содержательные характеристики интеллектуального потенциала человека.

Далее на основе выявленных им ведущих компонентов личностной направленности – интересов и ценностных ориентаций – Дж. Голланд создал типологию личности, которая и используется в целях профконсультации. Теоретическая модель каждого из выделенных Дж. Голландом типов личности описывается по схеме: цели, ценности, “Я-образ”, образовательные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь.

Дж. Голланд описал по этой схеме 6 типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический. Хотя исследователь подчеркивал, что каждый человек обладает в какой-то мере свойствами, характерными для разных типов, он предложил тест по определению типа личности. Обоснованием для теста Дж. Голланда выступают следующие положения: 1) большинство людей можно отнести к тому или иному типу, поскольку у них преобладают и ярко выражены соответствующие черты; 2) изредка встречаются люди, у которых черты нескольких разных типов представлены примерно одинаково, такой смешанный тип скорее исключение из правил, чем статистическая норма; 3) можно описать модель личности человека, ранжируя в порядке убывания проявления типологических особенностей.

Основная идея профконсультирования Дж.Голланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, а следовательно, и удовлетворенность своим профессиональным трудом определяются прежде всего тем, в какой степени тип личности профессионала соответствует типу профессиональной среды. Профессиональная (а точнее, организационная) среда сегодня все чаще рассматривается как один из наиболее мощных факторов профессионального (или организационного) поведения человека.

Профессиональная среда, по утверждению Дж. Голланда, – это определенное социальное окружение, которое создается личностями с общими или схожими взглядами и наклонностями, реакциями и предпочтениями. Тип профессиональной среды зависит от того, какого типа личности в ней преобладают. Соответственно Дж. Голланд описывает реалистичную, интеллектуальную, социальную, конвенциональную, предприимчивую и артистическую профессиональную среду.

Дж. Голланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 2). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

 

 

Р И

 
 

 


К А

 

 

П С

 

Рис.2. Модель Дж. Голланда для определения совместимости личности и среды:

Р ¾ реалистический тип; И ¾ интеллектуальный;

С ¾ социальный; К ¾ конвенциональный;

П ¾ предприимчивый; А ¾ артистический

 

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с артистическим типом личности такие типы среды, как интеллектуальная и социальная, а наименее – конвенциональная. Все возможные взаимосвязи представлены в табл. 2.


Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.