КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трансмиссии строительных машин
Лекция 3. Трансмиссия (в переводе с французского - передача) – это устройство, обеспечивающее передачу движения от силовой установки к исполнительным механизмам и рабочим органам машины. Она позволяет изменять по величине и направлению скорости, крутящие моменты или усилия. По способу передачи энергии в мобильных строительных машинах получили распространение механические и гидравлические трансмиссии. Основными показателями эффективности трансмиссий являются КПД и передаточное отношение. КПД есть отношение полезно использованной энергии Э2 (мощности N2) на выходном звене Т (соединенном с потребителем) ко всей энергии Э1 (мощности N1), поступающей через входное звено трансмиссии (соединенное с двигателем). Схема передачи энергии приведена на рис. 5. Рис. 5. Схема передачи мощности (энергии): Т - трансмиссия; РО — рабочий орган
КПД передачи определяется по формуле:
где Эпс - часть энергии, затрачиваемой на преодоление сопротивлений (трение и, в конечном счете, выделение тепла) внутри механизма трансмиссии. После преобразований получим Так как Эпс никогда не может быть равной нулю и Э2, то значения КПД будут находиться в интервале О < η < 1. Для трансмиссии вращательного движения где k - коэффициент трансформации крутящего момента: i - передаточное отношение (число): где ω1 и Ml - соответственно угловая скорость вращения вала двигателя и его крутящий момент (на входном валу трансмиссии); ω2 и M2 - соответственно угловая скорость вращения вала рабочего органа и его крутящий момент (на выходном валу трансмиссии). Значения i могут быть также определены исходя из формулы (η), следующим выражением:
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ Механические трансмиссии в строительных машинах по принципу работы делят на: - передачи трением с гибкой связью (ременные, канатные), - передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые и червячные), - гибкой связью (цепные). Достоинства механических трансмиссий следующие: - надежность в работе; - высокое значение КПД; - постоянная готовность к работе в любых условиях эксплуатации. Недостатками механических трансмиссий являются: - трансмиссия копирует механическую характеристику двигателя (не способна смягчать ее жесткие участки); - при большом количестве исполнительных механизмов на машине трансмиссия приобретает громоздкий вид; - сложны в управлении и эксплуатации. В зависимости от назначения передачи выполняются с постоянным или переменным (регулируемым) передаточным числом. В последнем случае при механических трансмиссиях регулирование, как правило, является ступенчатым. Механические трансмиссии могут быть двух типов. Если у них i >l, то они относятся к классу редукторов, а если i <l — то к классу мультипликаторов. К факторам, ограничивающим возможность применения тех или иных типов механических передач, относят максимальную передаваемую мощность, предельное значение передаточного числа, расстояние между осями ведущего и ведомого валов, габариты и массу деталей, осуществляющих передачу, и др. Ременные, канатные и цепные передачи применяют при передаче мощности до 100 кВт и в тех случаях, когда большие расстояния между осями ведущего и ведомого валов не позволяют эффективно применять зубчатые передачи. Зубчатые передачи (ЗП) с помощью зубчатого зацепления передают или преобразуют движение скоростей и моментов. ЗП между параллельными осями осуществляются цилиндрическими колесами (шестернями) с прямыми, косыми и шевронными зубьями; между пересекающимися осями — коническими шестернями.
Для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот служат зубчатые колеса с рейкой. У ЗП в сравнении с другими механическими передачами малые габариты, они обладают большей долговечностью, высоким КПД, постоянством передаточного отношения, что связано с отсутствием проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне изменения моментов и скоростей. К недостаткам ЗП относятся: шум при работе на значительных скоростях и необходимость высокой точности изготовления шестерен. В зубчатых передачах зубья имеют профиль в виде эвольвенты (развертка окружности), и поэтому в точке их контакта не происходит скольжения при обкатке зубьев относительно друг друга, т. е. в точке контакта линейные скорости двух шестерен равны V1=V2. Учитывая, что Получим где ω1 и ω2 - угловые скорости вращения ведущей и ведомой шестерен; do1 и do2 - диаметры основных окружностей соответствующих шестерен. Диаметр основной окружности определяет точку контакта (полюс зацепления) эвольвентного профиля зубьев. Его рассчитывают по формуле где z - количество зубьев шестерни, m — модуль зубьев (стандартизированная величина). Подставив значения формулы и произведя преобразования, получим Передаточное число для цилиндрических шестерен достигает 6, а для конических - 5. Максимальное значение КПД может составлять 0,98. Шестерни большей частью изготавливаются из легированных сталей с последующей термической и химико-термической обработкой поверхности зубьев, реже применяют чугун, пластмассы и другие материалы. Кроме обычных зубчатых передач с неподвижными осями колес в последние годы в строительных машинах стали применять передачи с перемещающимися осями колес, называемые планетарными (рис. 6). Рис. 6. Схема планетарного редуктора: 1 — центральная (солнечная) шестерня; 2 — сателлиты; 3 — венечная (коронная) шестерня с внутренним зацеплением; 4 - водило (на нем закреплены оси сателлитов) Передаточное число планетарного редуктора рассчитывается по формуле Значение i достигает 8 при КПД до 0,99. В планетарной передаче шестерня 3 является неподвижной, а сателлиты 2 вращаются относительно солнечной шестерни 1, которая закреплена на ведущем валу. Ведомым звеном является водило 4.
У планетарных передач любое из звеньев может быть ведущим, а одно - неподвижным. Редукторы - это агрегаты, которые служат для понижения частоты вращения и увеличения крутящих моментов выходного вала без регулирования передаточного отношения. Они состоят из одной или чаще нескольких пар зубчатых колес или червячных передач, помещенных в специальный корпус. Большие зубчатые колеса редуктора в нижней своей части погружены в трансмиссионное масло. Передаточное число редуктора равно произведению передаточных чисел каждой пары:
Коробка перемены передач (КПП) - это агрегат, который служит для ступенчатого изменения угловой скорости выходного вала без разрыва или с разрывом потока мощности в трансмиссии (т.е. с остановкой или без остановки машины при переключении передач в КПП). В настоящее время в землеройно-транспортных машинах (ЗТМ) широко используются КПП с многорядными планетарными передачами, которые позволяют реализовать большие значения i при малых габаритах и массе (рис. 7). Рис. 7. КПП с двухрядной планетарной передачей Передаточное число КПП с двухрядной (двухпоточной) передачей определяется по формуле: ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ Наряду с многорядными планетарными КПП в трансмиссии ЗТМ могут использоваться гидротрансформаторы. Такие комбинированные трансмиссии называют гидромеханическими (рис. 8).
Рис. 8. Схема гидромеханической трансмиссии бульдозера: ГТ - гидротрансформатор; КПП - многорядная планетарная коробка перемены передач; Ред — раздаточный и бортовые редукторы; ХМ - ходовой механизм (гусеничный или пневмоколесный)
Гидродинамическая передача (ГДП) - это гидравлическая трансмиссия, состоящая из лопастных колес с общей рабочей полостью, в которой крутящий момент передается за счет изменения момента количества движения рабочей жидкости (гидравлического масла). Она состоит из соосно расположенных насосного и турбинного колес, сближенных так, что они образуют торообразную полость, заполненную рабочей жидкостью.
Насосное колесо, соединенное с двигателем, приводит в движение жидкость, энергия которой передается турбинному колесу, соединенному с приводным агрегатом. При такой компоновке ГДП называется гидромуфтой, которая имеет одинаковые крутящие моменты на обоих валах (без учета потерь в самой гидромуфте). Гидромуфта применяется для защиты двигателя от пульсации внешней нагрузки, а также перегрузки (за счет проскальзывания турбинного колеса). ГДП, у которой три колеса и более (насосное, турбинное и реактора), называется гидротрансформатором (ГТ). В отличие от гидромуфты в гидротрансформаторе циркулирующая жидкость дополнительно проходит через реактор, который изменяет направление потока и позволяет бесступенчато регулировать крутящий момент или частоту вращения ведомого (турбинного) вала. В таком случае гидротрансформатор подобен бесступенчатому редуктору в механических передачах. В обычном ГТ реактор неподвижен, а в комплексном ГТ реактор установлен на обгонной муфте. При малых нагрузках реактор вращается свободно под действием потока жидкости и не изменяет крутящий момент. В этом случае ГТ работает как гидромуфта с высоким значением КПД. При больших внешних нагрузках обгонная муфта заклинивается, реактор становится неподвижным и изменяет величину потока жидкости, направляемой на турбинное колесо. При этом происходит трансформация крутящего момента на выходном валу и возникшие перегрузки преодолеваются. Недостатками ГТ являются сравнительно низкий КПД (ηmах=0,85) и необходимость применять дополнительные устройства для охлаждения гидромасла (рис. 9). Рис. 9. Внешние характеристики гидротрансформатора ГТ, работая совместно с ДВС, отличается от дизеля своей механической характеристикой, которая является мягкой. При стопорении ведомого вала внешней нагрузкой, приложенной к рабочему органу, на турбинном колесе создается момент, в 2-3 раза превышающий входной момент на насосном колесе ГТ. Коэффициент трансформации крутящего момента и передаточное число ГТ определяются по следующим формулам: где Мн, ωн - крутящий момент и частота вращения вала насосного колеса ГТ, соответственно; Мт, ωт - крутящий момент и частота вращения вала турбинного колеса ГТ, соответственно. Мр - крутящий момент на реакторе.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 6849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |