Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предвоенный дизайн в СССР




Метро

В 30-е годы в Советской России разрабатывалось несколько глобальных проектов с участием большого числа художников, архитекторов, оформителей и дизайнеров. Прежде всего, это строительство Московского метро и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проектиро­вание Дворца Советов [11].

Московский метрополитен был первым крупным достижением нарождавшегося советского дизайна в сфе­ре средств массового общественного транспорта [14, С. 59-60]. С самого начала его строительства была ориента­ция на создание лучшего в мире метрополитена, образ­цового по технике, точности, безотказности. Кроме того, в нем должно было быть преодолено ощущение подзе-мель", оторванности от внешнего мира.

Киоски и разменные кассы для метро были решены


Предвоенный дизайн в СССР

в характерном для транспортного дизайна 30-х годов «аэродинамическом» стиле с преобладанием мягких кри­волинейных поверхностей и блестящими металлическими накладными деталями. В такой стилистике прочитывался особый образ метро как технически безукоризненной системы, все детали которой подогнаны друг к другу и работают четко как часы. Особое место в метро занимали средства визуальной коммуникации. Необходимо было не только показать схему линий метро, обозначить места пересадок, но и выбрать хорошо читаемый шрифт, раз­работать технологию изготовления надписей.

Для машинистов, дежурных по станции, и даже продавцов мороженого в метро была разработана специ­альная фирменная одежда. Метрополитен получил еди­ный фирменный логотип в виде буквы "М", имевшую плотную и устойчивую конструкцию (автор художник-график Лазарь Раппопорт) [11].

Чрезвычайно важен был так же и тот "невидимый" дизайн, который с первых дней составил гордость мос­ковского метро. Речь идет об исключительно точной и ритмичной работе службы движения метрополитена, гра­фике движения, пунктуальности в прибытии и отправле­нии поездов - все это составляло славу советского метро с момента его открытия. И с этой точки зрения орга­низация движения метро 1930-1950-х годов действитель­но являлась одним из первоклассных образцов дизайна, как дизайна процесса. [14, С. 63].

Московское метро стояло в одном ряду с лучшими мировыми достижениями дизайна. Известный немецкий архитектор Ханс Майер, предпоследний директор Бауха­уза, был восхищен великолепно продуманной архитек­турной композицией станций метро, их световым и цве­товым решением. Я вспоминаю, - писал он, - подземные станции Лондона, Берлина, Гамбурга. Их архитектурная ценность ничтожна. Их внутренние пространства убоги -это гигантские суповые миски, запроектированные без­душными рационализаторами [14, С. 63].

К чисто техническим новинкам для 1930-х годов



       
 
   
 



История дизайна

относились и движущиеся лестницы - эскалаторы. С инженерной точки зрения они были особенно интересны на станциях глубокого заложения. К использованию до­стижений автоматики, только что входившей тогда в практику, относилось устройство на станции "Охотный ряд" автоматического включения эскалатора с помощью фотоэлемента [14, С. 62]

Глиссер-экспресс «ОСГА-25»

В середине 30-х гг. под руководством конструктора Владимира Гартвига в СССР началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана «ОСГА-25».

Несмотря на значительные размеры (24 метра в длину и 12 в ширину), судно имело компактную и цельную форму. Конструкторам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив в передней части между поплавками смотровой салон. И мост, и поплавки были композиционно объединены плавной пара­болической линией верхней палубы.

Интерьер салона, выполненный выпускником ВХУ-ТЕИНа Владимиром Мещериным, имел подчеркнуто вер­тикальные членения облицовки - как бы выделяя секции, из которых собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического кар­каса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку, чтобы не загромождать пол.

При постройке глиссера было налажено серийное производство отдельных деталей - кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших в своей форме все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля. Все эти детали выполнялись методом объемного формования из металла или только-только начинавшей применяться на транспорте пластмассы.

К 1938 году постройка была завершена, и глиссер


Владимир Мещерин

Глиссер-экспресс "ОСГА-25"

рисунки и чертежи внешнего вида, кресла

для 1-го класса, 1936-1937


94


История дизайна


Предвоенный дизайн в СССР


 


       
   
 
 


Н.Мусатов, Б.Родионов, Н.Трошин. Оформление пл. Свердлова в Москве 1 мая 1933 года. Декоративные установки "Блю­минг" и "МТС"


В оформлении площади Свер­длова в Москве к 1 мая 1933 года был применен метод ком­плексного художественно-аги­тационного показа средствами света, музыкального оформ­ления, радио и изобразитель­ного искусства. Неподвижные фанерные сооружения про­шлых лет были заменены дви­жущимися, пронизанными го­лубыми лучами прожекторов моделями [18, Табл. 370].


 



Агит-самолет "Максим Горький", внешний вид, кабина пилота, места пассажиров, 1935

Агитповозка "Красная повозка"


Передвижные агитустановки

стали особой сферой творче­ства советских дизайнеров. Первыми такими объектами стали агитпоезда, затем агит- пароходы, агитавтомобили, гу­жевые агитповозки и даже агитсамолет "Максим Горький". Агитавтомобили создавали широкие возможности конст­руирования на их базе самых различных в функциональном отношении элементов - биб­лиотек-читален, киноустановок, театральные сцены. Широко использовался для передвиж­ных агитустановок гужевой транспорт. Такие агитповозки проникали в самые отдален­ные деревни и села [17, С. 133]



А. Родченко. Пожарная лестница (1925), Детали "АМО" (1922), Коленчатые валы (1929)

История дизайна

использовался на пассажирской линии Ялта-Севастополь. Он мог перевозить в пассажирских салонах обоих кор­пусов до 150 пассажиров со скоростью 80 км. в час. У глиссера было 4 двигателя от торпедных катеров для основного хода и два вспомогательных резервных двига­теля. Это было уникальное по всем показателям судно. Своего рода чудо техники. И по скорости, и по чисто техническим, конструктивным новациям, и по внешнему виду.

В начале второй мировой войны, когда началась оккупация Одессы, корабль был уничтожен.

Агит-самолет «Максим Горький»

В 1934 году во многих газетах был опубликован призыв писателей помочь в строительстве гигантского агит-самолета «Максим Горький». Предлагалось вносить свои взносы, гонорары, сбережения на специальный счет постройки агитэскадрильи.

Самолет «Максим Горький» по конструкции был одним из вариантов военного транспортного самолета АНТ-20 (конструкторского бюро Туполева), который предпола­галось использовать даже как авиаматку. Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюра­люминия. Такая технология не давала возможности сде­лать поверхности сложной двоякой кривизны, и самолет напоминал скорее корабль с закругленным носом, чем летательный аппарат. Для повышения мощности и увели­чения подъемной силы на корпусе над крыльями было установлено еще два двигателя конструкции Микояна. Один был с тянущим, другой с толкающим винтом.

«Максим Горький» был наполнен совершенно уни­кальным оборудованием, разместившимся на площади около 100 квадратных метров: пневматическая почта для общения команды, кинопроекционное оборудование и складной экран размером 4,5x6 метров (при установке его конструкция служила одновременно и радиомачтой), ки­ностудия, не говоря уже о буфете, умывальниках, душе­вых, туалетах. Впоследствии на самолете была установ­лена и типография - специально изготовленная и спро-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 5512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.