Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как гуманитарная дисциплина




Тема 1.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По дисциплине ___________культурология________

1.1. Специфика гуманитарного знания

Культурология относится к гуманитарному знанию. Гуманитарное знание имеет дело с человеком, его ценностями, смыслами, которым люди придают особое значение. Здесь велика роль не только сознания, но и интуиции. Огромное значение в этом комплексе знаний имеет «авантюра мысли», творческое воображение. Иначе невозможно проникнуть в сокровенный мир человека. Вот почему, когда речь заходила о постижении человека, человечества, общества, культуры, человеческого духа, то складывалось впечатление, будто гуманитарное знание менее важно для общественной жизни. Иногда это кажется не совсем конкретным и доказательным.

Однако это вовсе не означает, будто выводы гуманитарных наук менее ценны. Точное знание требует окончательных положений и доказательств. Гуманитарное знание предполагает строгость рассуждения, но оно не всегда имеет форму закона, теоремы или аксиомы.

Когда мы изучаем общество (совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), культуру, осмысливаем их особенности и тенденции, приходится сразу признать, что законы природы, которые кажутся универсальными, здесь имеют ограниченное применение. Мы тотчас же обнаруживаем фундаментальное различие между конкретными науками и гуманитарным знанием. Естественные законы выражают постоянную взаимосвязь и регулярность природных феноменов. Они не могут быть созданы. Один безумец сказал: «Я – автор сорока законов природы». Это, разумеется, откровение сумасшедшего. Природные законы нельзя придумать или нарушить. Они не творятся, а открываются в их истинной природе.

Не случайно Л.Н. Толстой отмечал ограниченность естественной науки. Да, она принесла неоспоримую пользу человечеству, открыла невиданные горизонты. Но она не дает ответа на важные для нас вопросы: «Что нам делать?», «Как нам жить?» Вот почему еще в прошлом веке исследователи пытались установить различия между науками о природе и «науками о духе» (так назывались все науки, которые занимались изучением творений человеческого духа и таких сфер культуры, как искусство, религия, государство, экономика, право и другие).

Хотя ученые давно осознавали различие между науками о природе и науками о культуре (Г. Риккерт), некоторые мыслители, изучая общество, опирались на законы природы. Они считали, что общественная жизнь имеет естественный характер и что социальные процессы можно понять по аналогии с природными. Так, например, еще в античной философии возникла теория «естественного права». Предполагалось, что право существует уже в природе, заложено в самой сущности человека. Естественное право для всех одинаково, т.е. независимо от времени и места, оно также неизменно. Скажем, право распоряжаться своей собственностью, вести войны, строить государство обусловлено природой. Иначе говоря, все люди, уже по тайне своего рождения, обладают такими способностями и правами.

В XIX веке в философии немецкого мыслителя Карла Маркса (1818–1883) появилось представление, будто законы общества тоже во многом обусловлены эволюцией. Развивается природа, значит, если есть развитие, может совершенствоваться и общество. Последователи К. Маркса были убеждены, что его теорию легко сравнить с открытиями Дарвина («Происхождение видов», 1856 г.). Английский естествоиспытатель показал, как возникают виды животных. Немецкий философ доказал, что с такой же природной закономерностью сменяются эпохи в развитии человеческой истории. Однако в обществе действуют и другие законы, которые не коренятся в природе. К. Маркс как раз и пытался выявить те собственно социальные механизмы, которые определяют развитие общества.

В науках о природе ценность закона связана с его общезначимостью. Химическая формула воды справедлива и для Северного полушария, и для Южного, и для созвездия Центавра. В гуманитарных науках выявленные закономерности не обладают такой безоговорочной применимостью. В своеобразных условиях той или иной культуры определенные тенденции могут получить своеобразную направленность.

 

1.2. Антропологический принцип в социальном познании

Многие мыслители на протяжении разных эпох проявляли интерес не к Богу, не к природе, не к человеку, а именно к обществу (социуму). Их интересовали специфические вопросы: что такое общество? Как оно рождается? Почему человечество создало такой феномен? Как общество относится к природе? Каковы механизмы, заставляющие общество развиваться? Каким будет общество в далекой перспективе?

О том, что такое общество, задумывались и философы. Таких мыслителей, которые изучают общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности. Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен, как общество, то можно понять и другие проблемы – например, отчего природа вечна, что такое культура, почему человек наделен сознанием.

В минувшем столетии появилась еще одна наука, которая заметно обогатила знание об обществе. Это культурология – наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.

Культурология (от лат. cultura – возделывание и греч. logos – учение) – гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности развития социальной жизни и выражение в культуре человеческого бытия.

В нашем изложении будет использован антропологический принцип. (Антропология – наука о человеке). Это означает, что изложение материала будет начинаться не с общих вопросов культурологии, а с человека. Прежде чем перейти к обществу, культуре, надо привести хотя бы основные сведения, которые сложились в результате философского постижения человека. Ведь это именно он чем-то обладает, за что-то борется, творит какие-то социальные формы, устремляется к будущему.

 

1.3. Культурология и антропологическое знание

Как соотносятся между собой различные научные дисциплины, посвященные теории и практике мировой культуры? Помимо культурологии, которая часто охватывает и сумму философских представлений о культуре, существуют еще социология культуры, культурная и социальная антропология, этнология и другие отрасли знания. Как разграничить их между собой?

Соотношение философии и культурологии не составляет особой загадки. Отграничение философского ракурса от конкретного знания – процедура довольно знакомая. Разные объекты познания – природа, человек, культура, общество, история, техника, знание воскрешают одно и то же противостояние между философией и наукой. Возможен взгляд на природу со стороны натурфилософии и естествознания. Человек оказывается предметом внимания в философской антропологии и в теоретической антропологии. Конкретное знание о культуре несет культурология, метафизическое – философия культуры. Об истории рассуждает философ истории, а историк описывает события. Философия техники противостоит техниковедению. Философия истории сопоставляется с социологией. Философия знания надстраивается над описанием и осмыслением знания.

Термин «социология культуры» был введен Альфредом Вебером (1868–1958) в начале прошлого столетия. Предмет этой дисциплины – взаимоотношения общества и культуры. Социология культуры нередко создает различные картины мира. (Социокультурный – обусловленный культурой и обществом.)

Картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. Формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок.

Парадигма – исторически конкретная научная картина мира. Антропоцентризм – картина мира, в центре которой находится человек. Культурная антропология – особая область научных исследований, которая изучает, в основном, взаимоотношения человека и культуры. Эта область исследований возникла в европейской культуре в ХIХ в. и окончательно оформилась в последней четверти ХIХ в. Иногда культурная антропология понимается в узком смысле. В этом случае она изучает человеческие обычаи, разнообразные формы поведения людей. В более широком смысле культурная антропология изучает происхождение человека как творца и творения культуры.

 

1.4. История культурологии

Культурология – сравнительно новая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она оформилась в начале ХХ столетия. Термин «культурология» связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии Лесли Уайта (1900–1975). В западной литературе проблематика культуры рассматривается, как правило, в философии культуры, в культурной антропологии. Эти дисциплины позволяют обновить методологию в области истории, этнографии, истории культуры.

В нашей стране культурология стала зарождаться в 60-е годы. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые работы по культурологии. Однако само название дисциплины долгое время было неприемлемым по идеологическим соображениям. Первым специалистам по теории культуры приходилось с трудом добывать эмпирические сведения, «вводить в обиход» имена крупных исследователей.

Древние греки противопоставляли собственную «воспитанность» варварству. Вместе с тем они осознавали, что человек живет не просто в физической, но и в символической вселенной. Это символический мир мифологии, языка, искусства, который «сплетается» вокруг человека в прочную сеть. Культура – специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Поиски человека до культуры не имеют смысла, появление его на арене истории можно рассматривать как феномен культуры.

В средние века слово «культура» отождествлялось с городским укладом жизни, несло в себе комплекс обозначений, с которым позже стали связывать понятие цивилизации. Культура также соотносилась с возможностями индивидуального духовного развития, а в эпоху Возрождения характеризовала полноту гуманистического идеала человека. Начиная с XVII в., под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Со второй половины этого столетия оно окончательно укоренилось в европейском сознании.

Отождествляя культуру с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, мыслители XVIII в. приступили к разработке своеобразной теории культуры. Что такое культура? Как она возникла? Каковы ее связи с историей? Эти вопросы получили различную разработку в философии. В Германии в XVIII в. культура как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей противопоставляется «цивилизации», которая понимается как нечто утилитарно-внешнее, вторичное для человека.

Понятие культуры во множественном числе впервые было употреблено в XVIII в. Во второй половине XIX в. в немецкой общественной мысли под цивилизацией стали понимать труды, направленные на улучшение социального устройства, а под культурой – условия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человеческой личности. В контексте XVIII–XIX вв. возникли новые вопросы: каковы закономерности развития культуры? Чем объяснить разрыв в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и возрождаются отдельные феномены культуры?

 

1.5. Кризис европоцентризма

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. И казалось, для этого взгляда есть все основания. В Древней Греции родилась наука, философия, профессиональное искусство. Все это создавало представление о превосходстве Европы перед другими народами.

Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие «Восток» они применяли к Персии и другим землям, находящимся восточнее греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим, в него вкладывался более широкий смысл. Разграничение Запада и Востока стало формой обозначения эллина и варвара, «цивилизованности» и «дикости».

Понятно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Подобный взгляд со временем оформился в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Ведь Греция явилась отправной точкой развития европейской культуры Нового Времени.

Античные философы ощущали единство человеческого рода. Однако масштабы вселенского самочувствия были еще незначительными. Другие народы, «варвары» не воспринимались как равные грекам. Собственно к человеческому роду относились не все племена. «Пайдейя», т.е. образованность, мыслилась как родовой признак человечества, в лоно которого могли войти все народы.

Крестовые походы и путешествия, которые привели к великим географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны – все это в конечном итоге воплощенные в реальных исторических деяниях проявления европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность.

Мысль о разъединенности людей в европейской философии поддерживалась концепцией избранности Запада. Предполагалось, что другие народы относятся к человечеству условно, поскольку еще не достигли необходимого культурного и цивилизационного уровня. Разумеется, они идут дорогой прогресса. Однако при этом народы многих стран проживают вчерашний и позавчерашний день Европы. Идущие по социально-политической лестнице народы далеко не всегда оценивались с позиции человеческой соборности, общности. Это было не человечество, а скорее народы разных ойкумен.

Кризис европоцентризма. Гегель отводил Древнему Ирану роль первого восприятия духовного начала как огня и светоносной сущности, Индии – рассеяние этого духовного начала на многообразие внеположенных ему растительных и животных форм, Египту – самопорождение духа, но пока еще в опредмеченной, почти инстинктивной форме.

Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) в книге «Закат Европы» оценивал схему европоцентризма – от древности к Средневековью и затем к Новому миру – как бессмысленную. По его мнению, Европа как небольшое «пятнышко» неоправданно становится “центром тяжести” исторической системы. Он отмечал, что с таким же правом китайский историк мог бы, в свою очередь, выстроить всемирную историю, в которой крестовые походы и эпоха Возрождения, Цезарь и Фридрих Великий были бы обойдены молчанием как события, лишенные значения. О. Шпенглер называл птолемеевской, то есть устаревшей, привычную для европейца схему, согласно которой высокоразвитые культуры совершают свой бег вокруг Европы. Современный европоцентризм поддерживается концепцией модернизации мира, то есть его осовременивания. Он утверждает, что другие культуры должны принять современный жизненный уклад. Своеобразная разработка европоцентризма содержится в концепции американского исследователя Фрэнсиса Фукуямы, который, развивая концепцию «постистории», исходит из того, что либеральная идея непременно станет универсальной.

 

1.6. Исторические судьбы и перспективы культурологии

Статус культурологии в системе современного образования

Интерес к феномену культуры в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

Именно поэтому в современном образовании статус культурологии весьма значителен. Культурология сегодня представлена системой научных и образовательных организаций – отраслевыми научно-исследовательскими институтами Министерства культуры, отделами и секторами в составе многих академических и отраслевых НИИ, рядом специальных культурологических учебных заведений, несколькими сотнями культурологических кафедр, созданных фактически во всех вузах страны, как гуманитарного, так и технического профиля.

Исторические судьбы культурологии и ее горизонты

Человек, который не знаком с культурологией, живет в пространстве одной культуры. Он ничего не знает о других культурных космосах. Культурология знакомит людей с духовным богатством разных культур, всего человечества. За время своего существования культурология как учебная дисциплина и как научная специальность добилась огромных успехов. По всей стране развернулись культурологические исследования, которые превратились в весьма значительный фактор гуманитарного знания. Достаточно сказать, что в стране сложилась культурологическая школа (назовем хотя бы некоторые имена – В.С. Библер, А.Л. Доброхотов, Г.С. Кнабе, Е.М. Мелетинский), получившая всемирное признание.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.

Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.

Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. —1990. № 1. Бубер М. Я и Ты. — М., 1993.

Жаров С. Н. Наука и религия в интегральных механизмах развития познания // Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. — М, 1988. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопр. философии. — 1982. №10.

Мещерякова Н. А. Наука в ценностном измерении //Свободная мысль.—1992. № 12. Мещерякова Н. А., Жаров С. Н. Концептуальные основания философского мето­да и содержание вузовского курса философии // Наука, образование, человек — М., 1991.

Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. — 1987. №6. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. — М., 1993.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.