Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Формы управленческой деятельности субъектов исполнительной власти




Задачи

Задачи

 

Задача 1. Можно ли на основе анализа гл. 4 Конституции РФ сделать вывод, что Президент РФ, являющийся главой государства, является одновременно и главой исполнительной власти?

При положительном ответе разграничьте прерогативы Президента РФ как главы государства и главы всей системы государственной исполнительной власти.

 

Задача 2. Изучите Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 и определите основы ее организационно-правового положения (административно-правового статуса) в системе органов государственной исполнительной власти.

 

Задача 3. Является ли Администрация Президента РФ органом государственной исполнительной власти? Кто входит в состав Администрации Президента РФ?

 

Задача 4. Проанализируйте Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729, и охарактеризуйте все составные элементы его компетенции.

 

Задача 5. Дайте сравнительную характеристику федеральным министерствам, федеральным службам, федеральным агентствам (назовите их общие и отличительные черты). Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормативные акты.

 

Задача 6. Раскройте различия в функциях и полномочиях помощников, советников и референтов Президента РФ.

 

Задача 7. Охарактеризуйте основы организационно-правового положения и компетенцию полномочных представителей Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в федеральных округах по действующему законодательству.

 

Задача 8. На основе изучения главы 6 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» раскройте основы организационно-правового статуса и компетенции Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, ответив на следующие вопросы:

1) цели и задачи Правительства РФ;

2) осуществляемые им функции;

3) права и обязанности (полномочия);

4) организационно-правовые формы и методы деятельности, то есть реализация полномочий данного органа государственной власти;

5) взаимоотношения Правительства РФ с палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ответ на каждый вопрос обосновывайте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

 

Задача 9. Используя Конституцию РФ и Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», назовите основные звенья системы органов исполнительной власти на федеральном уровне и раскройте их особенности.

 

Задача 10. Вправе ли Президент РФ отменить акт федерального министерства? Обладает ли он подобными полномочиями в отношении:

1) акта губернатора;

2) акта Правительства РФ?

Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормативные акты.

 

Задача 11. Составьте схему основных звеньев системы аппарата исполнительной власти по Конституции РФ и укажите их соподчиненность.

Какие органы исполнительной власти являются:

1) высшими;

2) центральными;

3) территориальными;

4) местными.

 

Задача 12. В каких нормативных правовых актах закреплена система (аппарат) исполнительной государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов?

Какие звенья выделяются в системе органов исполнительной власти на этих уровнях?

 

Задача 13. Какие органы исполнительной власти являются выше-, равно-, и нижестоящими по отношению к Министерству транспорта РФ?

 

Задача 14. Какие правовые акты вправе принимать Правительство РФ? Каков порядок внесения в Правительство РФ и рассмотрения проектов актов. При ответе используйте нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

 

Задача 15. Охарактеризуйте суть компетенции Правительства РФ по каждому из составляющих ее элементов: цели и задачи, функции, права и обязанности, организационные и правовые формы и методы деятельности. Ответ дополняйте ссылками на конкретные нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

 

Задача 16. Применительно к Министерству транспорта РФ (или любому другому министерству по вашему усмотрению) раскройте суть, а также взаимосвязь и соотношение понятий:

1) технико-экономическая отрасль;

2) отрасль государственного управления;

3) система министерства;

4) аппарат министерства.

 

Задача 17. Что представляет собой организационная структура аппарата органа исполнительной власти? Какие виды структурных подразделений составляют организационную структуру аппарата любого органа управления?

 

Задача 18. В организационной структуре аппарата любого государственного органа исполнительной власти можно выделить пять специфических видов структурных подразделений:

1) руководство;

2) функциональные структурные подразделения;

3) отраслевые структурные подразделения;

4) контрольно-надзорные подразделения;

5) вспомогательно-обслуживающие подразделения.

При этом первые четыре из указанных видов призваны обеспечивать законность и дисциплину в аппарате и системе данного ведомства.

Дайте развернутую организационно-правовую характеристику каждому виду структурных подразделений.

 

Задача 19. Со ссылкой на конкретные статьи Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок формирования Правительства РФ.

 

Задача 20. Какими нормативными правовыми актами предусмотрены основания, условия и порядок формирования федеральных министерств и ведомств?

 

Задача 21. Изучите Устав (Основной закон) какого-либо субъекта Российской Федерации и соответствующий закон о правительстве данного субъекта. Назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок формирования всей системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Задача 22. Наукой административного права выработаны различные критерии классификации органов исполнительной власти: по территориальным масштабам деятельности, по характеру компетенции, по методу принятия решений, по порядку формирования.

Дайте характеристику нескольким органам исполнительной власти (не менее пяти по вашему выбору) с точки зрения всех вышеуказанных классификационных критериев.

 

Задача 23. Исторически сложились три основных типа построения аппарата органов управления и, соответственно, три типа организационных структур: линейная, функциональная, отраслевая. Все многочисленные современные модификации структур построения аппарата органов управления основаны на смешении и превалировании одного из этих трех типов.

Дайте содержательную организационно-правовую характеристику линейного, функционального и отраслевого типов организационных структур построения аппарата органов управления.

Изучите структуру центрального аппарата МВД РФ и ФСБ РФ на основе соответствующих положений. Какой тип структуры представлен в данных органах?

 

Задача 24. Категория «штаты» включает в себя три элемента: типовые штаты, штатные расписания и штатные контингенты.

Раскройте организационно-правовую сущность, взаимосвязь и соотношение этих понятий.

 

Задача 25. Используя Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Устав (Основной закон) какого-либо субъекта Федерации и закон о Правительстве данного субъекта, составьте схему всей системы органов государственной исполнительной власти. Выделите при этом структурные звенья (группы органов) по территориальным масштабам деятельности и характеру компетенции.

 

Задача 26. К каким звеньям системы органов государственной исполнительной власти относятся следующие органы государственного управления:

1) Правительство РФ;

2) Правительство Самарской области;

3) Министерство внутренних дел РФ;

4) Саратовское областное управление внутренних дел, районный отдел внутренних дел;

5) Федеральная служба безопасности РФ;

6) Управление ФСБ по Тамбовской области;

7) Управление Приволжской железной дороги;

8) райвоенкомат?

 

Задача 27. Раскройте взаимосвязь и соотношение следующих понятий:

1) организация;

2) учреждение;

3) государственное учреждение;

4) орган государственной власти;

5) орган исполнительной государственной власти (орган государственного управления).

 

Задача 28. Волжское, Камское, Обское, Обь-Иртышское, Северное, Дальневосточное, Енисейское, Амурское и др. управления государственного морского и речного надзора состоят в системе Ространснадзора (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) с подчинением Госморречнадзору (Управлению государственного морского и речного надзора как структурному подразделению Ространснадзора). При этом Волжское управление расположено в Нижнем Новгороде, а Камское – в Перми и т.д.

Помимо Госморречнадзора в структуру центрального аппарата Ространснадзора входят управления Госавианадзора, Госжелдорнадзора, Госавтодорнадзора, транспортной безопасности а также финансовое, государственнной службы, кадров и специальных программ, правового и документационного обеспечения.

Используя Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452, другие нормативные и иные правовые акты, а также, по возможности, официальный сайт Ространснадзора (http://www.rostransnadzor.ru/) и других органов подготовьте обоснованные ответы с применением своих графических схем на следующие задания:

1) проведите, используя описанный пример, разграничение между понятиями «структурные подразделения аппарата органа», «структура аппарата органа исполнительной власти», «территориальные органы федерального органа исполнительной власти», «схема размещения территориальных органов»;

2) на основании какого документа осуществляют свою компетенцию все перечисленные управления Госморречнадзора? В чем в данном случае состоит особенность схемы размещения территориальных органов, если сравнить ее с другими схемами размещения территориальных органов;

3) дайте характеристику приведенной структуры аппарата Ространснадзора. Могла ли она быть иной? Приведите свой вариант возможного иного построения структуры аппарата данного органа.

 

Задача 29. Кто конкретно, какие органы и службы определяют, разрабатывают и обеспечивают реализацию кадровой политики в системе исполнительной власти РФ?

Ответ на этот вопрос постройте в форме комментария к действующему законодательству РФ.

 

Задача 30. Охарактеризуйте основы правовой организации и деятельности кадровых служб в системе органов исполнительной власти по действующему законодательству.

 

Задача 31. На примере Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, или положения о любом другом министерстве, службе, агентстве укажите все составные части компетенции органа исполнительной власти (цели и задачи, функции, права и обязанности, организационные и правовые формы и методы деятельности). Иллюстрируйте ответ ссылками на конкретные пункты Положения.

 

Задача 32. Распределите все существующие федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (см. Структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») на три группы:

1) действующие по исключительным предметам ведения РФ;

2) действующие по совместным предметам ведения РФ и субъектов РФ;

3) обладающие полномочиями и в той, и в другой сфере.

Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

 

Задача 33. Территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) являются главные управления и управления ФССП по соответствующему субъекту РФ и подчиненные им районные (городские), межрайонные и специализированные отделы.

Используя необходимые нормативные и иные правовые акты, а также данные официальных сайтов соответствующих органов исполнительной власти выполните следующие задания:

1) проверьте, используя необходимые нормативные и иные правовые акты, а также данные официального сайта ФССП, имеются ли территориальные органы ФССП на уровне федерального округа. Какие различия по звеньям территориальных органов имеются у ФССП и МВД России, а также, на ваш выбор – Ространснадзора (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) или Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору);

2) имеют ли свои «территориальные» органы органы государственной исполнительной власти субъектов РФ? Дайте ответ на примере любого субъекта РФ.

 

Задача 34. Какие органы государственного управления составляют систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации? В каких нормативных правовых актах закрепляется их компетенция и определяется организационно-правовой статус в системе государственной исполнительной власти?

 

Задача 35. На примере любого субъекта РФ изучите соответствующий закон о правительстве и охарактеризуйте порядок его формирования, внутреннюю организацию, взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти, с областной думой и органами местного самоуправления.

 

Задача 36. На примере любого субъекта РФ охарактеризуйте все элементы компетенции правительства данного субъекта РФ, иллюстрируя их ссылками на соответствующие статьи закона о правительстве.

 

Задача 37. Используя Конституцию РФ, Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав (Основной закон) любого субъекта РФ, перечислите основные полномочия, реализуемые в рамках административно-правовых отношений между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований.

 

Задача 38. Можно ли применить термины «муниципальный» и «местный» к районному отделу внутренних дел (РОВД), райвоенкомату, районному отделу образования? Какие организации (учреждения) и по какому критерию относятся к муниципальным органам местного самоуправления по действующему законодательству?

 

Задача 39. Что может сделать государственный орган власти субъекта Российской Федерации в случае принятия явно нецелесообразного решения прямым волеизъявлением граждан муниципального образования или каким-либо его должностным лицом? Может ли он отменить или приостановить это решение?

Задача 40. В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 мая 1998 г. № 2476-II ГД «О кризисной ситуации в угольной промышленности Российской Федерации» отмечено:

«1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации: (сформулирован целый ряд предложений).

2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации срочно созвать совместное заседание обеих палат Федерального Собрания в целях обсуждения мер по снятию социально-экономической напряженности в угледобывающих регионах Российской Федерации и выступить по этому вопросу.

3. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку целевого использования средств, выделенных в 1997–1998 гг. из федерального бюджета …

4. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации».

Отметьте в тексте постановления явные недоработки и несуразности. Полностью ли указанное постановление соответствует всем нормам Конституции РФ?

 

Задача 41. В ст. 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» говорится, что «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица…».

К какому виду государственной деятельности следует отнести этот государственный орган?

Ответ обоснуйте анализом норм Конституции РФ и вышеназванного Федерального конституционного закона.

 

Задача 42. Каков порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Какими нормативно-правовыми актами он регулируется?

 

Задача 43. Есть ли различия между терминами «учредить орган государственного управления» и «сформировать орган государственного управления»?

 

Задача 44. Определите круг вопросов для решения которых могут быть созданы органы государственной исполнительной власти субъекта Федерации?

 

Задача 45. Руководитель дома ребенка в пределах установленного фонда заработной платы ввел в штат учреждения должность учителя, обучающего компьютерной грамоте, не предусмотренную штатными нормативами, и ввел дополнительную должность, исходя из производственной необходимости (должность медицинской процедурной сестры). Возможно ли совершение данных действий?

 

Задача 46. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» упразднено Федеральное агентство по промышленности с передачей его функций Министерству промышленности и торговли.

Объясните, какие в этой связи конкретные изменения в компетенции указанного Министерства найдут отражение в Положении о нем.

Дайте характеристику функций в системе других элементов компетенции органа исполнительной власти, используя Положение об указанном Министерстве. Какие функции при этом можно назвать специальными, а какие общими (характерными и для других органов)?

 

Задача 47. Включив радио, студент Лосев услышал последние слова очередного выпуска новостей: «...реорганизовать Госкомитет РФ... в Федеральное агентство РФ». Вечером он спросил у знакомого студента-юриста, кто издал нормативный правовой акт о реорганизации государственного комитета, где и когда его можно найти и что изменилось в статусе реорганизованного органа исполнительной власти?

Дайте ответы на поставленные вопросы.

 

Задача 48 . На практическом занятии по административному праву студенту Соловьеву были заданы следующие вопросы:

1) является ли администрация государственного унитарного предприятия органом исполнительной власти?

2) каково соотношение наименований «администрация края» и «правительство края»?

3) какие единоначальные и коллегиальные органы в системе федеральных органов исполнительной власти вам известны?

Студент Соловьев не смог ответить на поставленные вопросы, ответьте вы.

 

 

Задача 49. Губернатор Саратовской области обязал начальника Приволжской железной дороги снизить стоимостные тарифы на железнодорожные билеты для работников областной администрации при проезде в пределах области, а также своим распоряжением обязал начальника УВД области не применять штрафы в отношении военнослужащих — владельцев личных транспортных средств за совершенные административные правонарушения на транспорте.

Как должны поступить должностные лица в отношении исполнения распоряжений главы администрации? Входит ли в компетенцию главы администрации принятие вышеперечисленных решений?

 

Тема 8. Административно-правовой статус государственных и негосударственных служащих. Правовые основы организации государственной службы

 

1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Понятие служащего

2. Виды службы и служащих по действующему законодательству

3. Служба как организационно-правовая категория и элемент государственной организации

4. Понятие государственной службы и государственного служащего. Их виды по сферам государственной деятельности

5. Классификация и основы административно-правового статуса служащих по функционально-должностным признакам. Должностные лица

6. Поступление на государственную и иные виды службы. Способы замещения должностей

7. Прохождение службы и аттестация служащих

8. Меры поощрения и стимулирования деятельности служащих

9. Ответственность служащих за служебные проступки. Понятие и виды дисциплинарной ответственности служащих. Дисциплинарное производство

10. Основания и порядок прекращения государственно-служебных отношений

 

* Нормативные акты [8]

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  5. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в редакции от 26 июня 2008 г.).
  7. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г.).
  8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции от 23 июля 2008 г.).
  9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г.).
  10. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 г.).
  11. Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2001 г.).
  12. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации (приложение к Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32) (в редакции от 12 мая 2008 г.).
  13. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 (в редакции от 28 июля 2008 г.).
  14. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202–1 (в редакции от 1 декабря 2007 г.).
  15. Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.
  16. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.
  17. Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июня 2004 г. № 785 (в редакции 14 февраля 2007 г.).
  18. Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (в редакции от 12 августа 2008 г.).

 

Задача 1. Раскройте содержание понятий «служба» и «служащий» как социальной категории. Назовите характерные признаки служащего, отличающие его от рабочего и других социальных типов трудящихся.

Какие виды службы и служащих предусмотрены ныне действующим законодательством?

 

Задача 2. Назовите виды негосударственной службы и негосударственных служащих. Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами негосударственных служащих. Какими нормативными актами регулируется их статус?

 

Задача 3. Раскройте понятие «государственный служащий» на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Перечислите все известные виды государственных служащих. На все ли эти виды и в каких пределах распространяется упомянутый выше Федеральный закон?

 

Задача 4. Раскройте суть, взаимосвязь и различие следующих понятий: «должность», «профессия», «специальность», «квалификация».

Применимы ли эти категории к государственным служащим? Ответ иллюстрируйте примерами.

 

Задача 5. Сформулируйте понятие «государственная должность». Какова взаимосвязь и соотношение этой категории с понятием «государственная должность государственной службы»?

Изучите Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации (приложение к Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32) и назовите не менее десяти лиц, занимающих эти должности в России.

 

Задача 6. Какие категории и группы государственных должностей государственной службы установлены Федеральным законом 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»?

Какую детализацию и конкретизацию эта классификация получила в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574?

Дайте подробную характеристику структуры и содержания этого Реестра.

 

Задача 7. Раскройте содержание понятия «государственная служба» как организационного и правового института и определите сферу действия указанного понятия в данных аспектах.

 

Задача 8. Перечислите все виды государственной службы и, соответственно, государственных служащих по действующему законодательству.

 

Задача 9. На основе изучения Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I

«О прокуратуре Российской Федерации» раскройте суть и особенности данного вида государственной службы и ее прохождения. Данные особенности отнесите к каждому из элементов прохождения государственной службы.

 

Задача 10. Изучите Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202–1 и на этой основе укажите особенности прохождения данного вида государственной службы.

 

Задача 11. На основе изучения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» раскройте содержание и особенности этого вида государственной службы и служащих.

 

Задача 12. Изучите Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и определите, к какому виду государственной службы в отраслевом и функциональном разрезе относится служба судебных приставов, в чем ее сущность и особенности?

 

Задача 13. К какому виду службы относится нотариальная деятельность и какова ее специфика?

Для ответа используйте Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, а также постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»,

 

Задача 14. Изложите свое понимание определяющих должностных квалификационных характеристик каждого государственного служащего:

1) должен знать;

2) квалификационные требования;

3) должностные обязанности.

Где и как именно они отражены в текстуально в законодательстве?

 

Задача 15. Допустима ли работа по совместительству государственных служащих вообще и работников органов внутренних дел, прокуратуры и судей, в частности?

Могут ли, к примеру, областной прокурор и начальник областного управления внутренних дел принять приглашение прочитать курс лекций на юридическом факультете университета на условиях почасовой оплаты, а судья Конституционного Суда РФ дать согласие на назначение его председателем Государственной аттестационной комиссии выпускников этого факультета в определенном году?

 

Задача 16. Проанализируйте все определения понятия должностного лица, имеющиеся в действующем законодательстве, и на этой основе разъясните, кто из перечисленных ниже относится к должностным лицам:

1) директор организации (учреждения);

2) начальник отдела;

3) заведующий оптовой базой (складом);

4) прокурор;

5) губернатор;

6) начальник РОВД;

7) постовой милиционер;

8) секретарь судебного заседания районного суда;

9) врач и главный врач больницы;

10) глава районной администрации и мэр города;

11) доцент кафедры;

12) ответственный секретарь приемной комиссии университета;

13) проректор по административно-хозяйственной работе.

Разъясните, имеются ли различия в понятиях «должностное лицо» в уголовном и административном праве.

 

Задача 17. С учетом сформулированных наукой административного права и закрепленных в законодательстве признаков государственного служащего определите, кто из названных ниже работников является или не является таковым:

1) Президент РФ;

2) Председатель Правительства РФ;

3) председатель районного суда;

4) районный прокурор;

5) районный военный комиссар;

6) призывник, проходящий курс молодого бойца;

7) Председатель Государственной Думы;

8) губернатор области;

9) мэр города;

10) секретарь-референт;

11) главный инженер завода;

12) ректор.

Классифицируйте названных здесь служащих по всем возможным основаниям и критериям.

 

Задача 18. Перечислите все предусмотренные законодательством организационно-правовые способы замещения должностей на государственной и муниципальной службах. Дайте развернутую организационно-правовую и сравнительную характеристику каждому из них.

 

Задача 19. Перечислите закрепленные в законодательстве принципы государственной службы как общие, так и специфичные для отдельных видов государственной службы, раскройте их содержание и формы проявления в организации деятельности государственных служащих.

 

Задача 20. Выделите из следующего круга лиц тех, кто подпадает под понятие «должность»: аспирант, доктор наук, профессор, начальник штаба, полковник, государственный советник юстиции 2 класса, прокурор области, врач, медицинская сестра, инженер, техник, юрист, студент, бомж, безработный.

 

Задача 21. Могут ли быть приняты на государственную службу:

1) иностранец;

2) лицо без гражданства;

3) лицо с двойным гражданством (при наличии его обещания отказаться от второго гражданства)?

 

Задача 22. В каких актах управления отражаются и закрепляются квалификационные требования к служащему и его конкретные должностные обязанности?

 

Задача 23. Через систему каких правовых актов управления осуществляется процесс (процедура) конституирования любой государственной должности государственной службы?

 

Задача 24. К каким видам службы относятся адвокатская, а также частная детективная и охранная деятельность? Для обоснования ответа используйте Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской и постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР».

 

Задача 25. Чем отличаются выборы от конкурса при поступлении граждан на государственную гражданскую службу? Каков порядок проведения конкурса при поступлении граждан на государственную гражданскую службу? Каковы квалификационные требования к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу?

Свой ответ обоснуйте ссылкой на Конституцию РФ, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112.

 

Задача 26. Для чего и как проводится аттестация государственных и муниципальных служащих, в каких нормативных правовых актах регулируются основания, условия и порядок ее проведения?

Каковы особенности аттестации судей и нотариусов?

 

Задача 27. Управлением государственной службы и кадров Правительства одного из субъектов РФ в марте 2005 г. был объявлен конкурс на замещение двух следующих вакантных государственных должностей в аппарате Уполномоченного по правам человека: начальника отдела информации и правового просвещения и главного специалиста отдела по восстановлению прав граждан.

Поступление на какой вид государственной службы (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») осуществляется в описанной ситуации? Какими актами регулируется проведение конкурса по замещению данных должностей? Возможно ли их замещение в ином порядке? Каковы правила проведения конкурса, оформления его результатов и последующего заключения служебного контракта? Законно ли установление в контрактах победителям конкурса испытательного срока?

Дайте детальную характеристику названным наименованиям государственных должностей по различным (не менее пяти) классификационным критериям, используемым Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Задача 28. Изучите закон любого субъекта РФ о государственной службе в данном субъекте. Сопоставьте его с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Исходя из Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, предложите свой проект Реестра государственных должностей и государственных должностей государственной службы данного субъекта РФ.

 

Задача 29. На основе изучения Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и закона любого субъекта РФ о муниципальной службе в данном субъекте, сформулируйте понятие «муниципальный служащий», охарактеризуйте основы его правого положения. Дайте классификацию муниципальных служащих.

 

Задача 30. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих.

Изучите содержащиеся в данном документе профессионально-этические и иные нормы служебного поведения и дайте им характеристику со следующих позиций:

1) можно ли рассматривать эти нормы в качестве обязанностей государственного служащего, нарушение которых влечет его ответственность;

2) относится ли предписание о том, что государственный служащий призван «избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа», также и к его внеслужебному поведению?

Где еще в действующем законодательстве содержатся нормы, определяющие обязанности государственных служащих, касающиеся их внеслужебного поведения?

 

Задача 31. Законом Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» предусматривалось, что «государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом местного представительного органа власти» (п. 2 ч. 1 ст. 11). Однако эти ограничения не распространяются на государственных служащих, избранных депутатами Государственного Совета Республики Коми и местных представительных органов власти, до вступления в силу данного Закона (ч. 4 ст. 28). В действовавшем на момент вступления данного закона в силу Государственном Совете Республики Коми 15 из 50 его депутатов продолжали занимать различные должности в исполнительных органах государственной власти.

Соответствовала ли ч. 4 ст. 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» Конституции РФ? Если не соответствует, то каким именно ее нормам?

В каком порядке и кому именно надлежало принять соответствующие меры к прекращению совмещения государственной службы с осуществлением депутатских полномочий?

Для решения этой задачи можете использовать постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми»»

 

Задача 32. Гражданин П. является руководителем предприятия. Он принял на работу машинистом компрессорной установки одного из цехов Г., который является братом жены П.

Законно ли принятие на работу Г.?

Дайте юридический анализ ситуации.

 

Задача 33. Гражданин В., считая неправомерным увольнение его с должности начальника отдела по ценным бумагам федерального министерства, обратился в суд с иском о восстановлении его на работе. Но за несколько дней до рассмотрения дела в суде В. госпитализировали ввиду болезни. Не желая откладывать рассмотрение дела, он поручил своему бывшему сослуживцу Л., который продолжал работать в министерстве на должности начальника правового управления, выступить в суде с поддержанием его иска о восстановлении на работе. Поручение было оформлено в соответствующем порядке доверенностью.

Может ли Л. выступать в суде по данному делу?

 

Задача 34. По представлению декана факультета приказом ректора университета студенту Н. был объявлен выговор «за грубое и нетактичное поведение на профсоюзном собрании», а ассистенту К. объявлено замечание «за нарушение преподавательской этики» на этом же собрании.

Дайте юридический анализ ситуации и правомерности данного приказа.

 

Задача 35. В городской газете была опубликована статья о том, что в городе стала обычным явлением самовольная постановка металлических гаражей во дворах домов или жилых комплексов без надлежащего письменного разрешения. Среди других были упомянуты районный прокурор и водитель его служебного автомобиля.

Как может отреагировать на эту публикацию городской или областной прокурор?

 

Задача 36. Заведующий секретариатом – помощник руководителя департамента министерства – в своем выступлении на собрании коллектива для иллюстрации несоблюдения работниками департамента служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка сослался на факт, что состоящая в штате секретариата и находящаяся в непосредственном подчинении помощника, референт руководителя Л. в марте трижды приходила на работу с опозданием на полтора-два часа, не давая по этому поводу убедительных объяснений.

Присутствующий на собрании директор департамента спросил заведующего секретариатом, почему он не представил официальных докладных записок по этим фактам. Помощник ответил, что из чисто человеческих побуждений пожалел женщину и поверил, что больше этого не повторится.

Не удовлетворившись таким ответом и не считая вопрос исчерпанным, директор департамента потребовал после собрания представить письменные объяснения по этим фактам. Ознакомившись с ними на следующий день, 19 июня, издал приказ, в котором объявил строгий выговор референту Л. «за неоднократные нарушения дисциплины», а заведующему секретариатом – выговор «за непринятие своевременных мер законного реагирования по фактам нарушения трудовой дисциплины непосредственно подчиненным работником».

Дайте юридический анализ ситуации и правомерности данного приказа руководителя.

 

Задача 37. В областной газете была опубликована статья, в которой сообщалось, что районный судья, следователь районной прокуратуры и водитель прокурорского автомобиля уличены в браконьерской охоте. Имея просроченную лицензию на отстрел лося, они убили лосенка, отказались подписать составленный госохотинспектором протокол, грубили ему и даже угрожали.

Что могут и должны предпринять председатель областного суда и руководство областной прокуратуры в отношении своих работников, убедившись, что эта информация полностью соответствует действительности?

 

Задача 38. Студент 2 курса юридического факультета университета обратился с жалобой к ректору на решение деканата о лишении его стипендии до конца семестра за систематическое непосещение лекций. Свою жалобу он мотивировал тем, что, во-первых, в отличии от времен административно- командной системы сейчас, в условиях демократии, посещение лекций не должно быть обязательным; во-вторых, действующее законодательство не предусматривает лишения рабочих и служащих заработной платы в качестве меры дисциплинарного воздействия; в-третьих, по его мнению, он не заслуживает столь сурового наказания, так как неудовлетворительных оценок на экзаменах никогда не получал.

Обоснованы ли изложенные аргументы студента?

Что бы вы могли противопоставить им на месте декана, строго следуя законодательству?

 

Задача 39. Приказом главного редактора областной газеты был уволен с работы корреспондент за самовольное строительство гаража на не отведенном участке. Основанием для этого приказа, по словам главного редактора, послужило возмущенное коллективное письмо в редакцию граждан — окрестных жителей.

Обоснуйте неправомерность данного приказа.

 

Задача 40. Следователь районной прокуратуры по настоятельной просьбе секретаря-машинистки этой же прокуратуры выдал ее брату, электросварщику вагонного депо, фиктивную повестку о вызове его в прокуратуру в качестве свидетеля для участия в следственных действиях. С помощью этой повестки электросварщик пытался оправдаться за совершенный им прогул. Этот факт стал известен районному прокурору и начальнику вагонного депо.

Как они должны поступить в данном случае?

 

Задача 41. Что такое «позитивная ответственность», чем она отличается от «ретроспективной, негативной ответственности»?

К каким видам юридической ответственности могут привлекаться служащие? Перечислите все ее виды и проиллюстрируйте примерами.

 

Задача 42. Дайте понятие дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, назовите ее характерные особенности и отличительные признаки от других видов юридической ответственности. Раскройте специфику дисциплинарной ответственности через краткую характеристику всех элементов ее структуры.

Подлежат ли дисциплинарной ответственности лица, состоящие на государственных должностях РФ и субъектов РФ?

 

Задача 43. Какие виды дисциплинарной ответственности предусмотрены действующим законодательством для различных категорий служащих?

Каким видам дисциплинарной ответственности подлежат: губернатор области, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, председатель областного суда, прокурор области и водители служебных автомобилей этих должностных лиц?

Какими конкретно законодательными актами регламентируются правовые основания, условия и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности каждого из них?

 

Задача 44. Ч. обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении на службе в ОВД Сысольского района Республики Коми и взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Ч. был уволен за нарушение обязательств по служебному контракту со ссылкой на п.1 ч.1 ст.10 Закона РФ 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и ст. 34, п. «д» и «л» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I. Основанием увольнения Ч. явилось заключение результатов служебного расследования по результатам инцидента, имевшего место между Ч. и Т.: поздно вечером в баре «Ассоль» в с. Визинга между ними произошла ссора, перешедшая в драку, в ходе которой друг другу были причинены побои. В тот же день Ч. обратился в милицию с заявлением о защите своих прав и свобод. Данное событие произошло во внеслужебное для Ч. время, и ввиду примирения сторон в возбуждении уголовного дела было отказано. В исковом заявлении Ч. указал, что не считает произошедшее законным основанием его увольнения, к тому же приказ об увольнении не формулирует конкретных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении им обязательств служебного контракта.

1) какое решение должен принять суд? Изменится ли правовая позиция, если Ч. – следователь районной прокуратуры или сотрудник районного налогового органа? Что такое служебное расследование и как оно урегулировано в законодательстве?

2) дайте сравнительную характеристику правовых требований, предъявляемых к поведению государственных служащих в системах:

а) органов внутренних дел;

б) органов прокуратуры;

в) федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.

 

Задача 45. Л. приказом начальника УВД Пермской области был уволен по п. «м» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I в связи с установлением факта его судимости. Учитывая, что на момент издания приказа судимость была погашена, Л. обратился с исковым заявлением к УВД в суд.

Свердловским районным судом г. Перми Л. был восстановлен на службе в должности водителя-сотрудника автохозяйства при УВД Пермской области и с УВД в пользу Л. была взыскана соответствующая денежная сумма в счет оплаты вынужденного прогула. В решении суда указывалось, что правовые последствия снятия и погашения судимости распространяются не только на уголовно-правовые, но и на все другие правоотношения, в том числе и на служебные отношения в органах внутренних дел. УВД области не согласилось с решением районного суда и обратилось с кассационной жалобой в областной суд.

1) изложите доводы кассационной жалобы и судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда, отменившей решение районного суда. Для каких еще государственных должностей судимость выступает препятствием пребывания на государственной службе?

2) дайте сравнительную характеристику оснований и последствий прекращения служебных правоотношений в системах:

а) органов внутренних дел;

б) государственной гражданской службы Российской Федерации.

 

Задача 46. А., ст. лейтенант юстиции, был уволен с должности следователя органов внутренних дел за грубое нарушение дисциплины (п. «к» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) в связи с неявкой к несению службы в составе оперативно-следственной группы. Он явился в РОВД спустя полтора часа после начала службы, чтобы предупредить о невозможности явки на ночное дежурство по состоянию здоровья в связи с получением травм после дорожно-транспортного происшествия.

А., считая приказ об увольнении незаконным, обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении на службе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Прилагаемыми к иску материалами подтверждались факты дорожно-транспортного происшествия с участием А. и обращение его за медицинской помощью на следующий день после дежурства. В исковом заявлении А. также указал, что дежурство в составе оперативно-следственной группы «вообще никак не зафиксировано документально как служебная обязанность следователя».

1) дайте правовой анализ ситуации со ссылками на необходимое законодательство. Объясните, что действующим законодательством рассматривается в качестве оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих. Укажите различия режимов дисциплинарной ответственности, установленной для всех работников (т.е. по Трудовому кодексу РФ) и для государственных служащих:

а) органов внутренних дел;

б) государственных гражданских служащих.

2) как закреплены в законодательстве обязанности и права государственных служащих, а также содержание

а) административных регламентов государственного органа;

б) должностных регламентов?

Применимы ли последние к организации государственно-служебной деятельности в органах внутренних дел, службах судебных приставов, учреждениях исполнения наказаний?

 

Задача 47. Директору Самарского специализированного комбината «Радон» Г. приказом руководителя федерального органа исполнительной власти был объявлен строгий выговор «за упущения в работе и нарушение положений контракта». Приказ был издан с учетом выводов акта ревизии, проведенной КРУ Минфина России по Самарской области. В акте отмечались в качестве существенных нарушений нецелевое использование автомобилей, списание бензина по завышенным нормативам. Кроме того, указывалось, что Г. учредил ООО «Элвис», на котором работал в качестве дозиметриста и которому создавал выгодные условия деятельности (расходы по содержанию службы радиационной безопасности, спецпитанию работников, ежегодному медицинскому обследованию персонала фактически нес спецкомбинат).

Законен ли приказ и каким актом законодательства он должен быть обоснован? Какой вид дисциплинарной ответственности имеет место в данном случае (по Трудовому кодексу РФ или по законодательству о государственной гражданской службе)? Является ли директор специализированного комбината «Радон» как федерального государственного унитарного предприятия государственным служащим?

 

Задача 48. Кто может (не может) быть уволен с занимаемой должности за «однократное грубое нарушение дисциплины»? В чем может выражаться последнее по действующему законодательству (какому именно)?

 

Задача 49. Может ли быть привлечен к дисциплинарной ответственности федеральный судья?

Если да, то каковы юридические основания, условия и порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности по действующему законодательству?

 

Задача 50. Раскройте особенности правовых оснований, условий и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей по действующему законодательству.

 

Задача 51. Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900, предусмотрены правила проведения служебной проверки в отношении участкового уполномоченного милиции по фактам совершения преступлений лицами, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел (приложение № 9 к Инструкции).

Какой из институтов дисциплинарной ответственности представляют эти правила?

Как регулируется механизм служебной проверки применительно к дисциплинарной ответственности других государственных служащих?

Считаете ли вы возможной регламентацию процедур служебной проверки на уровне законодательства субъекта Российской Федерации (применительно к государственной службе республики, края, области и применительно к муниципальной службе)?

 

Задача 52. Какому виду ответственности подлежат работники прокуратуры, не являющиеся прокурорскими работниками, и на основании какого нормативного правового акта они привлекаются к дисциплинарной ответственности?

Чем она отличается от дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей прокуратуры?

 

Задача 53. Председатель Краснодарской городской общественной организации по защите прав человека К. в острой критической статье в Российской газете (за 23 мая 1998 г.), гневно обличая судью и прокурора в личной пристрастности при рассмотрении обстоятельств одной конфликтной ситуации, писал: «Много чего не учел суд, зато полностью учел интересы строительной фирмы. Да так учел, что даже в деле обнаружились подложные протоколы о якобы мировом соглашении... Видимо, уж очень далеко зашел суд в «дело»... Представитель той же самой прокуратуры, участвующий в суде, самоотверженно отстаивал интересы строительной фирмы. Полнейшее нежелание защищать закон...»

Кто и как именно обязан отреагировать на эту статью по действующему законодательству?

Если факты соответствуют действительности, кто и в каком порядке может привлечь судью и прокурора к ответственности?

 

Задача 54. К прокурору обратился его помощник с просьбой разрешить ему временно в течение года работу по совместительству на государственном предприятии в должности юрисконсульта.

Что может ответить прокурор на просьбу?

 

Задача 55. Министр областного правительства в своем приказе «строго указал» трем подчиненным ему руководителям организаций системы данного министерства «на допущенные недостатки, обусловленные отсутствием должной инициативы в работе».

Двое из названных в приказе руководителей не согласились с этим оценочным моментом их деятельности, рассматривая его как незаслуженную и незаконную дисциплинарную санкцию, и решили обжаловать этот приказ.

Один из них обратился с письмом к губернатору области, а другой – с исковым заявлением в районный суд. Судья отказал в приеме искового заявления по мотивам отсутствия факта привлечения истца к юридической ответственности. Губернатор по докладу помощника о содержании письма распорядился списать эту информацию в архив.

Дайте юридический анализ ситуации и юридическую оценку решениям судьи и губернатора.

 

Задача 56. Что входит в систему государственных наград по действующему российскому законодательству? Охарактеризуйте порядок награждения государственных и муниципальных служащих. Ответ иллюстрируйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства.

 

Задача 57. Со ссылкой на конкретные нормативные акты перечислите все меры поощрения, которые могут применяться к государственным и муниципальным служащим.

 

Задача 58. К 70-летнему юбилею, находящемуся на пенсии заместителю главного архитектора города пообещали представление к присвоению звания «Почетный гражданин города». Однако рассматривавшая его документы комиссия при городской мэрии отдала предпочтение кандидатурам известного спортсмена, артиста, писателя и композитора. Объявляя о решении комиссии, заместитель мэра города пояснил: «Заслуги у вас есть, но как человек — вы неизвестны, можно сказать».

На эту сентенцию архитектор-пенсионер с достоинством заявил: «Я тоже известен специалистам и руководству города и области своими профессиональными проектно-строительными решениями и многолетней добросовестной трудовой деятельностью на благо города, хотя, конечно, имя мое не столь популярно среди городского населения, как имена артиста, спортсмена, писателя и композитора».

Как бы вы поступили в этой ситуации, не теряя своего лица и не обижая заслуженного человека?

Какие возможности предоставляет действующее законодательство для поощрения этого человека за его высокопрофессиональный многолетний добросовестный труд?

 

Задача 59. Кто и в каком порядке может представлять государственных и муниципальных служащих к присвоению почетных званий Российской Федерации и к награждению почетной грамотой Правительства РФ?

Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.

 

Задача 60. Что такое конфликт интересов и как он регулируется применительно к государственной службе? Какие ограничения при прохождении государственной службы установлены в законодательстве для:

а) государственных гражданских служащих;

б) государственных служащих таможенных органов;

в) прокуроров и следователей органов прокуратуры?

Распространяются ли данные ограничения на должностных лиц администрации государственных предприятий и государственных учреждений?

 

Задача 61. Работая в высшем военном учебном заведении, полковник Белов одновременно занимал должность заведующего кафедрой негосударственного высшего учебного заведения.

Как вы считаете, возможно ли такое совмещение должностей?

 

Задача 62. Руководитель Управления Федеральной регистрационной службы А. освободил от замещаемой должности своего заместителя Д. Свое решение А. обосновал тем, что Д. является председателем местного общественного объединения, что мешает ему должным образом осуществлять свои служебные полномочия.

Правомерно ли такое решение? Изменится ли ваше мнение, если Д. Будет являться членом политической партии?

 

Задача 63. Районный прокурор своим приказом поощрил подчиненных ему следователя и помощника прокурора денежными премиями в размере месячного должностного оклада, а секретаря и водителя служебного автомобиля — ценными подарками, также на сумму их месячных должностных окладов, за счет поступивших к празднику — Дню прокуратуры — спонсорских средств.

Через несколько дней прокурор области затребовал от районного прокурора письменное объяснение по поводу допущенных нарушений законодательства о поощрениях и наградах работников прокуратуры.

Районный прокурор в своем письменном объяснении указал, что ему известны правила прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, но в данном случае он посчитал целесообразным отступить от требований, поскольку награждение осуществлялось в виде юбилейного распределения спонсорских средств.

Как может в данном случае поступить областной прокурор, не вступая в противоречие с требованиями закона?

 

Задача 64. По результатам проведенной аттестации государственного служащего Н., представитель нанимателя вынес решение о направлении Н. на профессиональную переподготовку. Н. отказался, сославшись на то, что со своими обязанностями он и так, хорошо справляется, дисциплинарных взысканий к нему не применялось. Как должен поступить в такой ситуации представитель нанимателя?

 

Задача 65. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Предусмотрены ли действующим законодательством (если да, то каким именно) ограничения для граждан при поступлении на государственную службу РФ?

 

Задача 66. Гражданину Лобову, находящемуся на государственной службе в аппарате Правительства РФ, исполнилось 65 лет. Он написал на имя своего непосредственного начальника заявление о продлении ему срока нахождения на государственной службе еще на 2 года. Начальник в удовлетворении данного заявления отказал. Лобов обратился с жалобой к заместителю председателя Правительства РФ.

Почему Лобову было отказано в продлении срока государственной службы? Прав ли Лобов, решив обжаловать действия непосредственного начальника?

 

***Библиографический список (Раздел II)

1. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М Конина., Ю.Н. Старилова.. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006.

2. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права / Д.Н. Бахрах // Административное право и административный процесс: Актуальные проблемы / отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина.- М.: Юристъ, 2004. С. 72 - 89.

3. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. № 7.

4. Елистратов А.И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. 1994. № 4. С. 84–90.

5. Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агенств // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – С. 148-155.

6. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005. – (Серия учебно-методических комплексов).

7. Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: Велби, 2008.

8. Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. № 6. С. 25–34.

9. Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4. С. 9–15.

10. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. № 11. С. 22–31.

11. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1998. № 8. С. 21–24.

12. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003.

13. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.

14. Манохин В.М. Российское административное право (истоки и основы): учебник. – М.: Юристъ, 2009.

15. Правовое обеспечение государственн




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.433 сек.