Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование актуальности темы




Методологические характеристики исследования

Любое диссертационное изыскание предполагает раскрытие его методологических основ и указание на используемые методы.

Этот процесс является начальным этапом любого исследования. В соответствии c [57] актуальный — это важный, существенный для настоящего момента. Под актуальностью изыскания понимается степень его важности в данный момент времени для решения конкретной проблемы, задачи или вопроса [39]. Различают актуальность научную и практическую. Большинство исследований в области педагогики носит фундаментально-прикладной характер. Актуальность — обязательное требование к любой диссертации.

Опыт научной работы показывает, что актуальность темы многие исследователи определяют неполно, с односторонних позиций; во многих диссертационных работах актуальность темы сформулирована нечетко; нередко нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде; часто дело сводится к указанию на недостаточную разработанность проблемы в науке; необходимо также избегать и противоположной крайности, когда актуальность обосновывается лишь недостатками практики и др.

Исследование можно считать актуальным, если: а) изыскание темы отвечает насущной потребности практики; б) полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной задачи.

Актуальность темы проверяется в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, статей постановочного характера и т.п. При обосновании актуальности выбранной темы необходимо убедительно показать, что именно она среди других — самая насущная. Обычно она состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в аспекте выбранного направления научных изысканий. Это также то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1–2 страниц машинописного текста показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность исследования. Следовательно, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения.

В работе [36] приводится пример обоснования практической и научной актуальности темы исследования «Совершенствование и способы формирования методологической культуры будущих учителей в процессе преподавания педагогики» (см. рис. 5).

 

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педаго­ги­ческого процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения Показать недостатки обученности и воспитанности обучающихся, которые следует устранить Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к низкой обученности и воспитанности обучающихся Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать на недостаточно изученные аспекты

Рис. 5. Обоснование актуальности изыскания

В актуальности показывают противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике. Кроме того, противоречие это:

1. Взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения.

2. Положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним.

Формулируется противоречие, например, так: «Без знания (чего-то) сейчас невозможно (что-то). В то же время до сих пор не разработаны …. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения … и отсутствием методик выявления …»; « причинами неразрешенности проблемы формирования готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях являются противоречия, которые образовались между: потребностью образовательных учреждений в профессионально компетентных педагогах-воспитателях и недостаточным уровнем их подготовленности в вузе и системе повышения квалификации; устоявшимися традициями авторитарной педагогики и стремлением перейти к личностно-ориен­тированному, гуманистически направленному воспитанию; потенциальными возможностями системы воспитания и реальностью воспитательно-образовательной деятельности; несоответствием требований, предъявляемых к личности педагога, и условиям его труда» и т.п.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема и тема исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.