Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема и тема исследования




Выбор проблемы исследования — очень важная и трудная фаза любой научной работы. Он, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию изыскания вообще и направление научного поиска в особенности.

Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования [57]; белое пятно на карте науки «знание о незнании» [36]. Проблема изыскания принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. Научная проблема представляет собой осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу её неполноты) в ответе на эти запросы. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема — её исходной, начальной точкой [74].

Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Поэтому возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо выполнить две процедуры: а) определить, какие научные знания необходимы для решения данной практической задачи; б) установить, имеются ли эти знания в науке [28].

Началу научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившее название проблемной ситуации, т.е. когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования. Проблемная ситуация порождает научную проблему. Сформулировать научную проблему — это умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.

Рассмотрим порядок действий, необходимых для постановки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать противоположное описание ожидаемого результата. Чтобы построить проблему, необходимо:

- расщепить её на подвопросы, без ответов, на которые нельзя получить ответ на основной проблемный вопрос;

- сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

- ограничить поле изучения в соответствии с потребностями изыскания и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы следует произвести следующие действия:

- выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.п.;

- проверить наличные возможности и предпосылки;

- выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;

- найти среди решенных проблем аналогичные решаемой;

- установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;

- привести доводы в пользу реальности проблемы, её постановки и решения;

- постараться выдвинуть сколь угодно большое число возражений против проблемы.

Существует ряд вариантов изложения проблемы исследования. Для педагогических исследований наиболее распространенными является: излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта; учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней; приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.

Приведем основные требования к формулировке проблемы исследования. Она должна быть:

- выявлена, как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки, т.е. как «знание о незнании»;

- обоснована и четко сформулирована:

а) приведен обзор литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта;

б) показаны те практические проблемы (запросы практики), на которые наука не может дать ответа в силу своей неполноты;

- структурирована, т.е. должны быть обозначены составляющие её подпроблемы, с которыми далее будут составлены соответствующие пункты гипотезы;

- «переведена» с языка практических вопросов, обращенных к теории, на язык теории.

Формулируется проблема, например, так «Разрешение данных противоречий определяет проблему исследования: каковы пути эффективного формирования готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях?» или «каковы концептуальные основы управления качеством образовательного процесса, повышающие эффективность и системность обеспечения текущего функционирования, обновления и развития учреждения средне-профессионального образования» и т п.

Для решения проблемы исследования изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых представляет новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. Программа изучения проблемы представлена на рис. 6.

 

Рис. 6. Программа изучения проблемы

Выбор темы диссертационного исследования имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное её выполнение.

Тема — это отражение проблемы в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивая рамки изыскания, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами изыскания; предмет изучения, отраженный в определенном аспекте. Тема должна давать определенное представление об актуальности исследования. Иногда она формулируется так, что можно судить об актуальности направления, но не самой темы

Тема должна отражать предмет и проблему исследования. Иногда основной акцент в формулировке темы делается на одном из методов исследования, подчас даже не специфичном для данной работы. Например, подчеркиваются методы моделирования и проектирования и т.п. Естественно, и моделирование и проектирование (как методы) могут быть предметом педагогического исследования.

Выделим как минимум три случая, связанные с «недиссертабельностью» темы:

- выбор темы, объем исследовательской работы по которой требует усилий, превышающих возможности одного исследователя;

- выбор темы, нуждающейся в эксперименте, который в силу обстоятельств нельзя осуществить;

- выбор темы, решение которой еще не подготовлено ходом развития науки.

При выборе темы полезно принять во внимание:

- к какому типу изысканий относится будущая диссертация (фундаментальное исследование или прикладное);

- в какой степени тема диссертации будет соответствовать профилю базового образования диссертанта и опыту его работы;

- общий стаж в избранной области знаний, предыдущий «задел» в ней, а также опыт выступлений на научных семинарах, конференциях, симпозиумах с научными сообщениями;

- актуальность исследования должна быть обусловлена объективными потребностями теории или практики и не зависит от конъюнктурных обстоятельств;

- психологический настрой начинающего исследователя;

- кандидатская диссертация должна решать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать.

Показателем содержательного охвата темы служит количество слов в её названии. Чем меньше слов в названии темы, тем она шире охватывает более широкую область научного знания, и наоборот. Практика показывает, что формулировки тем докторских диссертаций обычно включают от 5 до 8 слов, кандидатские состоят из 10–15 слов.

При выборе темы диссертации необходимо:

- просмотреть каталог защищенных диссертаций по данной проблеме;

- ознакомиться с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке можно найти свою научную нишу и получить неожиданные результаты;

- оценить состояние разработки методов изыскания, принципов конструирования объектов и технологических приемов применительно к конкретной отрасли. При этом следует обратить внимание на возможность применения уже существующих методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей» области знаний;

- пересмотреть известные научные решения при помощи новых методов, с новых теоретических позиций с привлечением новых существующих фактов, выявленных диссертантом;

- ознакомиться с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике;

- проконсультироваться со специалистами-практиками по предполагаемой теме исследования.

Существенно облегчит выбор именно данной темы её конкретизация. Для этого следует определить задачу, которая должна быть решена в будущей диссертации. Затем следует уяснить:

А) какие явления, предметы, закономерности должно охватить изыскание;

Б) ограничить данную тему от примыкающих к ней других тем.

При выборе темы изыскания обязательно проверить в процессе библиографического поиска, насколько будущая диссертация может удовлетворять требованиям новизны. Для этого необходимо:

- ввести в научный оборот новые, ранее неизвестные факты;

- разработать новые методы или приемы изыскания, а также создать принципиально новые методики;

- пересмотреть старые знания с помощью новой методологии, методики и с новых позиций;

- обобщить и всесторонне исследовать ранее известные материалы, которым была придана не имевшая ранее места обозримость, или разрозненный ранее материал был подчинен единым принципам, приведен в систему;

- выявить новые закономерности и связи.

Выбирая тему, лежащую на стыке наук, нужно определиться, по какой отрасли науки придется её защищать. В этом случае следует знать, что предмет исследования должен находится во всех случаях в той области науки, к которой принадлежит сам соискатель.

Для принятия окончательного решения по выбору темы, необходимо ознакомиться с той информацией, которая характеризует состояние её изученности. Поиск такой информации значительно облегчается, если вначале ознакомиться с историей вопроса, который предположительно может стать объектом будущей диссертационной работы. Изучая историю рассматриваемого вопроса, следует представить основные этапы развития предмета изучения, оттенить переломные моменты и отразить главное направление. В процессе анализа вопроса необходимо установить: а) какие гипотезы были выдвинуты, но не доказаны, не проверены отдельными учеными; б) круг того, что осталось нерешенным, вклад предшественников, значимость и эффективность предложений; в) ценность использованной методики; г) нельзя ли провести то же исследование, но с использованием новых, более совершенных методов, заведомо дающих новые результаты; д) малоизученные проблемы и вопросы, имеющие актуальное значение; е) отношение этих проблем к намеченной теме исследования; з) подходы и позиции научных школ и течений в решении изучаемой проблемы; и) как решают другие исследователи проблему, намечаемого изыскания, на каких принципах и научных подходах и др.

Желательно также уточнить терминологию в данной области знаний, особенно в той, которая еще окончательно не сложилась. Для этого необходимо завести картотеку применяемых терминов и провести тщательный анализ, сравнение, классификацию их, т.е. задать понятийный аппарат будущего изыскания. Если вводятся новые термины, то необходимо соблюдать определенные правила их построения (см. приложение 1).

Для примера приведем формулировки тем докторской и кандидатской диссертаций. «Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже»; «Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования» Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательном учреждении».

Как ранее отмечалось, формулировка проблемы и темы требует больших поисковых исследований. Для примера приведем алгоритм, который дан в работе [16]. Блоки, входящие в его структуру, показаны на рис. 7. Рассмотрим поэтапно содержание предложенного алгоритма.

Этап 1. Современный массив информации по данной проблеме огромен. Следовательно, необходимо сразу вычленить проблему или два-три вопроса, по которым будет осуществлен поиск. Наиболее целесообразно начинать его с реферативных журналов. После привязки проблемы поиска к определенным разделам и соответствующим рубрикам в них аналогичную операцию проводят с систематическим каталогом в выбранной для работы библиотеке. Затем определяют ключевые слова и переход к блоку 2.

 

Рис. 7. Блок-схема алгоритма поисковых научных исследований

Этап 2. Экстрагирование информации может осуществляться двумя способами: логическим и формализованным. Выбор того или иного способа зависит от наличия средств. Самым современным и быстрым формализованным путем является поиск в международной сети Интернет и создание базы данных. Медленным, но зато более полным будет поиск, который осуществляется с использованием предметного и авторского указателей реферативных журналов. Способ логического абстрагирования заключается в просмотре рефератов в реферативных журналах и библиографических карточек в каталоге (включая просмотр аннотаций).

Этап 3. К началу третьего этапа накапливается значительное количество первичной информации по исследуемой проблеме. Её необходимо разделить на три группы: информация, которая обязательно будет использована или принята во внимание; информация, которая не будет использоваться; временная информация, не отнесенная ни к одной из двух вышеназванных групп. На этом этапе у исследователя в основном работает логический аппарат с подключением интуитивного. Составив банк информации из источников первой группы, переходят к представлению её в наиболее удобном виде.

Этап 4. На данном этапе исследователь использует блоки 4 и 5.

Блок 4. В большинстве случаев из объемных источников исследователь применяет не более 1–2 % содержания. Если требуется обобщенное содержание книги или монографии, то выполняется реферирование или аннотирование источника. Если в дальнейшем потребуются отдельные детали — делают выписки. Использование компьютерной техники на этом этапе существенно облегчает поисковую работу, но играет вспомогательную роль в отличие от этапа 2. Работа на этом этапе затрудняется так называемым «информационным мусором» — публикациями ни о чем, дублированием исследовательских работ вследствие недостаточного координирования.

Блок 5. Среди отобранных источников могут оказаться и такие, которые содержат лишь библиографические данные. По этим данным необходимо найти первоисточники или хотя бы реферат. В таких случаях обращаются в библиотеки или ищут в сети Интернет развернутые — вторичные или первичные источники информации.

Блоки 4 и 5 могут выполняться независимо друг от друга. В результате получаем банк литературных источников, приведенных к «общему знаменателю», более удобных для дальнейшей работы с ними.

Этап 5. Он разграничен с последним, шестым этапом условно. На практике часто выполнение этих двух этапов происходит одновременно. Лишь в редких случаях последовательность 5 и 6 этапов меняется. Как правило, это связано с работой интуиции исследователя, нахождением решений задач на подсознательном уровне.

Этап 6. В любом случае на этапах 5 и 6 исследователь использует все возможные методы теоретических исследований: индукция, дедукция, сравнение и т.д. На этих этапах максимально проявляется творческий уровень исследователя. Блоки 7 и 8 по своей значимости могут быть близкими, потому что правильно сформулировать проблему подчас труднее, чем её решить.

Этап 7. Творческая составляющая присутствует в небольшой степени. Основная роль отводится логическому препарированию новых данных. Но это не снижает ответственность этапа, так как форма (статья, доклад, тезисы и др.) может оттенить содержание как положительно, так и отрицательно. Завершением научно-исследовательской поисковой работы следует считать её опубликование.

Использование вышеназванного алгоритма поиска информации позволяет исследователю целенаправленно накапливать научные данные по выбранной области изыскания и правильно их применять в процессе выполнения научно-исследовательской работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 26962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.