Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы эмпирического исследования




Методы теоретического исследования

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя

 

Методы изыскания определяются исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого объекта, явления и процесса, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

Любой метод имеет ограничения применения, достоинства и недостатки. Поэтому при проведении исследований необходимо помнить, что выбор методов изысканий тесно связан с:

- тем, как поставлен вопрос исследования, какова основная его идея и как сформулирована гипотеза;

- учетом реальных условий их применения на практике;

- отдачей предпочтений тем методам, которые с педагогической точки зрения безупречны;

- учетом уровня подготовки исследователя в области методологии и методики проведения изыскания.

Методы научного познания делятся на: а) общие; б) специальные.

Специальные методы не бывают произвольными, так как определяются характером исследуемого объекта. Общие методы научного познания используются на всем протяжении изыскательского процесса и в самых различных науках. Общие методы делятся на три большие группы:

- методы теоретических исследований;

- методы эмпирических исследований;

- статистические методы и средства формализации в исследовании.

 

Из методов теоретического изыскания широко используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Данный метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — конкретному в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельные этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-кон­крет­ного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении. Оба эти этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны.

 

При проведении эмпирических исследований применяются различные методы сбора информации. Для их выбора на каждом этапе исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур.

Методы исследования делятся на две группы: основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные (сбор материалов исследования и обработка полученных данных). Система методов представлена на рис. 17.



Наблюдениенаиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления и процессы в разных естественных условиях без вмешательства в их течение путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире. Оно целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение) или планом (неформализованное). Оно проводится «скрытно» или же при таком присутствии наблюдающего, когда цели исследования замаскированы.Наблюдения бывают: полевые (в естественных условиях); лабораторные, используемые чаще всего в психологических и социально-психологических изысканиях; систематические по заранее разработанному плану. Изучение объекта в течение определенного времени: несистематические; кратковременные. Проводятся на стадии разведки для формулировки гипотез предстоящего исследования.

 

Рис. 17. Методы исследования в педагогике

Кроме того, наблюдение бывает: а) житейское. Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный характер; б) научно-организованное. Предполагает гипотезу, цель, план, регистрацию, обработку результатов. Для любого наблюдения, в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: включенное наблюдение — наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе; включенное наблюдение — наблюдаемые не знают о нем; невключенное наблюдение — наблюдаемые знают о нем; невключенное наблюдение — наблюдаемые не знают о нем.

Педагогическое наблюдение должно удовлетворять требованиям, важнейшими из которых являются: проводится с заранее четко поставленной целью; осуществляется по заранее продуманному и написанному плану; количество исследуемых признаков должно быть минимальными, и они должны быть точно определены; наблюдатель должен тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупреждать их; адекватность наблюдения его условиям типу взаимодействия субъекта и объекта; степень формализации процедуры; репрезентативность информации.

Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

- выбор объекта, определение цели наблюдения;

- составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе — бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования наблюдения (аппаратура);

- сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

- обработка и оформление результатов наблюдения;

- анализ результатов и выводы наблюдения.

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам (см. рис. 18).

Главное преимущество наблюдения — непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

Недостатки наблюдения заключаются в невозможности гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов побуждений действующих лиц.

Наблюдение обычно применяют в сочетании с другими способами сбора информации, например, опросов, анкетирования и др. Для примера приведем схему наблюдения за поведением личности (см. табл. 3).

 

Рис. 18. Классификация педагогических наблюдений

Таблица 3

Схема наблюдения

Тип поведения Действие Речь
Асоциальное Отворачивается, убегает, защищается Хнычет, плачет, кричит о помощи
Антисоциальное Разрушает, отнимает, гонится, бьет Угрожает, требует, дразнит, ругает
Пассивно социальное Присоединяется, приветствует, старается овладеть Беседует, приветствует, просит
Активно социальное Предполагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу Инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

 

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Дефиницияэкспериментв литературе трактуется как общий эмпирический метод исследования, в процессе которого явления изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях; предполагается активное вмешательство в деятельность испытуемых; создаются наилучшие условия для изучения конкретных педагогических явлений; научно поставленная проверка искусственно вызванного явления проверяется в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. Эксперимент должен проводиться на большой выборке участвующих в нем лиц. Последнее требование ВАК РФ при Министерстве образования и комитете наук — более 100 человек.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления или процесса путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются независимыми переменными.

Эксперимент позволяет: изучать то или иное явление в «чистом виде»; исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; осуществлять многократные эксперименты при изучении того или иного объекта.

Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если требуется проверить влияние другого фактора, то проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и т.д. Общая классификация экспериментов приведена на рис. 19.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет следующие преимущества:

- наблюдение за ходом опыта, измерение нужных параметров, описание явлений или процессов, характеризующих определенные их закономерности;

- анализ и обобщение полученных результатов;

- формирование выводов, предложений, оценка теоретического и прикладного значения полученных фактов и аргументов.

 

Рис. 19. Виды экспериментов

Наиболее частыми формами эксперимента являются лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент протекает в специально организованных условиях и по инструкции. Он может быть с использованием аппаратуры или без технических средств. Естественный эксперимент происходит в естественных условиях с соблюдением всех требований метода.

В основном различают три вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контролирующий. Констатирующий проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета. Данные этого вида эксперимента применяются для организации следующих видов эксперимента. Формирующий эксперимент означает такое развитие педагогического явления или процесса, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки. Контролирующий проводится с целью принятия окончательного решения о полезности данного педагогического продукта для использования его в реальном образовательном процессе.

При проведении эксперимента важно иметь постоянное творческое общение с опытными педагогами-экспериментаторами.

План эксперимента включает: цель и задачи эксперимента; место и время проведения эксперимента, его объем; характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов; подготовка участников эксперимента; описание материалов, используемых для эксперимента; описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования; методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента; описание методики обработки результатов эксперимента.

Количество принимаемых в эксперименте людей (объем выборки), степень достоверности получаемых результатов можно определить с помощью правил математической статистики.

Метод обобщенных независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех явлениях, полученных от разных людей. Это могут быть эксперты.

Опрос-метод предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование, когда вопросы представлены в печатном варианте: опросные листы, анкеты) и устным, когда устанавливается личный контакт с испытуемым. Опрос-метод включает: беседу, анкетирование, интервью.

Беседа — это метод исследования, который можно рассматривать как:

1) метод психолого-педагогического изыскания, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации;

2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Анкетирование — метод сбора информации об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемых (респондентов), проводимый по определенному плану. Ответы даются в предусмотренной форме и подлежат дальнейшему анализу. Анкетирование осуществляется с помощью анкеты, которая представляет собой опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет и включает в себя список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для социологических исследований.

Интервьюспособ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Тестированиеметод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия, выполняют тестовые задания исследователя. Тест (от англ. test — проверка, опыт) представляет собойобъективную и стандартизированную процедуру испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических и других качеств личности. Он состоит из ряда заданийили вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе стандартных способов оценки выполнения теста. В настоящее время используются тесты успешности, тесты развития и др.

Анализ документов и продуктов деятельности — метод непосредственного изучения педагогического явления по практическим результатам испытуемых, предметам труда, в которых воплощены знания, умения, навыки, способности и пр. Он направлен на получение надежной социальной информации, зафиксированной в документах. Необходимым условием получения достоверной информации с помощью данного метода является проверка надежности документального источника. Все многообразие способов анализа документов условно сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу; формализованному (количественному) анализу.

 

5.3. Статистические методы и средства формализации
в исследовании

Данные методы используются для обработки результатов педагогического исследования. К ним можно отнести:

1. Анализ дисперсий. Предназначен для выявления влияния отдельных независимых друг от друга признаков, традиционно называемых (А, В, С, …), на некоторый наблюдаемый признак (У). Он состоит в выделении и сравнении между собой различных компонент дисперсии признака У.Метод применяется для анализа данных.

2. Анализ качественный регрессионный — группа методов многомерного анализа данных, позволяющих оценивать влияние нескольких качественных независимых признаков (Х-ов) на зависимый признак У. К таким методам относятся: анализ регрессионный с дихотомическими переменными; множественный классификационный анализ; множественный номинальный анализ.

3. Анализ кластерный — метод классификации объектов и признаков, описывающих эти объекты. Этот метод называется также таксономия, распознавание образов без педагога. Цель классификации — разделение рассматриваемой совокупности на однородные группы объектов (признаков), близкие между собой по определенному критерию и отличающиеся от объектов в других группах. Классификация признаков осуществляется на основе различных коэффициентов парной корреляции. При группировке объектов эта процедура используется в качестве предварительного этапа для отбора и построения признаков классификации. Важное значение, при использовании этого метода, имеет выбор адекватной меры близости между классифицирующими объектами и алгоритмами классификации. Среди алгоритмов анализа кластерного выделяют следующие основные типы: иерархические алгоритмы; оптимизирующий заданный критерий качества классификации; поиска «сгущения объектов».

4. Анализ латентно-структурный позволяет по ответу респондентов на некоторое множество вопросов выявить их распределение по некоторому скрытому (латентному) признаку. Этот признак нельзя измерить непосредственно, но использованное исследователем множество вопросов позволяет зафиксировать различные его проявления. Этот метод относится к методу статистического анализа эмпирических данных.

5. Анализ факторный объединяет группу методов анализа корреляций наблюдаемых признаков. Основное положение анализа факторного заключается в том, что наблюдаемые в исследовании группы тесно коррелированных между собой признаков можно объяснить и количественно описать небольшим числом скрытых факторов. Анализ факторный представляет собой определенный способ группировки признаков. Методами анализа факторного устанавливается число факторов. Методы факторного анализа различаются математической интерпретацией основного предположения и соответственно способами оценки общего числа скрытых факторов.

Методы, используемые как на эмпирическом
уровне исследования, так и на теоретическом

К этой группе методов можно отнести следующие: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, объяснение, систематизация, классификация и др. Рассмотрим их краткое описание.

I. Абстрагирование. Сущность метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами изыскания и, прежде всего, с анализом и синтезом.

II. Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

III. Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

IV. Аргументирование — логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (тезис доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов, доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства: тезис доказательства необходимо сформулировать ясно и четко; в ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение.

Основные ошибки в построении тезиса: а) потеря тезиса; б) полная подмена тезиса; в) частичная подмена тезиса.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать такие положения, истинность, которых была доказана или вообще ни у кого не вызывает сомнение, т.е. аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивыми;

4) аргументы должны быть достаточны.

Рассмотрим кратко содержание вышеперечисленных требований.

1. Требование истинности аргументов определяется тем, что они являются фундаментом, на котором строится всё доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы они ни у кого не вызывали сомнения в их бесспорности или они должны быть доказаны ранее. Нарушение этого требования приводит к двум ошибкам.

А. «Ложный аргумент», т.е. используется в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которого не было и т.п.

Б. «Предвосхищение основания» — это когда истинность аргумента не устанавливается с несомненностью, а только предполагается. В этом случае в качестве аргументов используются недоказанные или произвольно взятые положения.

2. Требование автономности аргументов означает, что аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Иначе сам аргумент надо будет доказывать. Поэтому прежде чем доказывать тезис, необходимо проверить аргументы.

3. Требование непротиворечивости аргументов означает, что они не должны противоречить друг другу.

4. Требование достаточности аргументов определяется тем, что они в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто проявляется в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Здесь встречаются две ошибки: а) недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным»; б) чрезмерное доказательство. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда бывает целесообразным. Достоверность аргументов следует понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

Очень часто авторы допускают ошибки в способах доказательства, т.е. ошибки в демонстрации. Они связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом, т.е. отсутствием связи между тем, чем доказывают, по отношению к тому, что именно доказывают.

Часто случается, что исследователь приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. Создается внешнее впечатление, что его речь достаточно аргументирована, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения — аргументы «не склеиваются» с конечным выводом — тезисом. В общем виде это означает, что отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования».

Можно назвать формы такого несоответствия:

- неоправданный логический переход от узкой области к более широкой;

- переход от говоренного с условием к сказанному — безусловно.

В научной работе, например в диссертации, очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов.Опровержение, таким образом, направлено на разрушение доказательства других исследователей путем установления ложности или необоснованности их утверждений.

Операция опровержения может быть выполнена тремя способами: критикой тезиса; критикой аргументов; критикой демонстрации.

1. Критика (опровержение) тезиса. Ее цель — показать несостоятельность (ложность или ошибочность) выставленного пропонентом (предлагающий что-либо на обсуждение) тезиса. Опровержение такого тезиса может быть прямым или косвенным. Прямоеопровержение строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде: вначале условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически из него следствие.

2. Критика аргументов. Поскольку операция доказательства — это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, следует пользоваться аргументами (доводами), истинность которых не вызывает сомнений. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент и т.п.

3. Критика демонстрации. Показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Когда тезис не вытекает из аргументов, то он как бы повисает в воздухе и считается необоснованным.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают доказательство. Заявлять о том, что тем самым опровергается и сам тезис противоположной стороны, нельзя. О нем можно лишь сказать, что он требует нового обоснования, так как опирается на неубедительные доводы (аргументы) или доводы (аргументы) не имеют прямого отношения к тезису.

V. Индукция — вид рациональной (эвристической) оценки (интерпретации) фактов, позволяющих предвидеть или предсказывать явления природы, общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия. Роль индукции в практике научного исследования определяется познавательной необходимостью обобщений из опыта: индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Индукции бывают полными и неполными. Полная индукция — выражается схемой дедуктивного вывода. Неполная индукция. В ней число сходных случаев конечно -необозримо или бесконечно.

VI. Дедукция (выведение):

- переход в познании от общего к частному и единичного из общего;

- в логике и методологии науки — процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики.

Дедуктивные умозаключения используются в процессе объяснения, а также в ходе обоснования, выдвигаемых гипотез. Методы дедукции изучаются логикой, теорией познания, методологией и психологией. Дедукция связана с анализом — раскрытием компонентов посылок дедуктивного, содержательного вывода, а также с синтезом и индукцией.

VII. Метод моделирования — замещение реального объекта для изучения возможного протекания процесса и явления, решения задач и др. Моделирование — метод изыскания объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. В этом методе широко используются современные средства информатизации.

Формы моделирования разнообразны и зависят от применяемых моделей и сферы использования моделирования. По характеру моделей (мера, образец, норма) выделяют предметные и знаковые (информационные) моделирования. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования — оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите.

Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами изыскания. Особенно тесно связано с экспериментом. Моделирование необходимо предполагает использование процедур абстрагирования и идеализации.

VIII. Обобщение — это такой синтез знаний, когда исключают из понятия изучаемого объекта менее общие признаки и заменяют их более общими. Обобщение — это переход от: отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); одного понятия, суждения (одной мысли) и т.д. к другому более общему понятию (другой более общей мысли) и т.д.

IX. Классификация — процесс мысленного разделения и последующего объединения объектов по каким-либо основаниям.

X. Систематизация — процесс мысленного разделения и последующего объединения групп и классов на основе общности признаков.

XI. Объяснение — форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Оно является одной из основных и важнейших функций науки. Научное объяснение представляет освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира, чтобы, раскрывая такие связи, выяснять законы, которым они подчиняются, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения.

В логике различают несколько видов научного объяснения: причинное, когда логическое выведение или дедукция, строится на основе установленных причин, которые породили объясняемые явления; объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются; объяснение законов, когда закономерности (соответствие, отвечающее законам), подлежащие выявлению, стремятся подвести под общий закон или группу законов, чтобы показать, что они служат частным случаем общих законов.

XII. Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания; слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. Сравнить — установить черты сходства или различия, сопоставить [50]. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а это, как известно — ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Сравниваться должны лишь такие явления и процессы, между которыми может существовать определенная объективная общность.

2. Для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане познавательной задачи) признакам.

Для исследования сложных объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом изыскания становится история объекта.

ХIII. Измерение — более точное познавательное средство; процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность измерения в том, что оно дает точные количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Она зависит от усердия ученого, от применяемых им методов и от используемых измерительных приборов.

ХIV. Описание — анализ результатов научного исследования. Оно может быть в виде научного отчета (краткого и полного), справки и т.д. Описание выполняется после проведенного исследования. В нем фиксируются основные результаты изыскания.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы влияют на выбор методов исследования?

2. Назовите классификацию общих методов исследования.

3. Методы теоретического исследования, их характеристика.

4. Методы эмпирического исследования, их классификация.

5. Назовите основные характеристик наблюдения и его и классификацию.

6. Какие Вы знаете важнейшие требования к наблюдению?

7. Назовите основные характеристики эксперимента и его классификацию.

8. Какие этапы включает в себя план эксперимента?

9. Дайте характеристику опрос-метода исследования.

10. Назовите виды статистических методов и дайте их краткую характеристику.

11. Назовите методы, используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом.

 

ТЕМА 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ





Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2695; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.91.30
Генерация страницы за: 0.21 сек.