Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Тема 2. Свобода и рациональность потребительского поведения




Тема 2. Свобода и рациональность потребительского поведения

Суверенитет потребителя - независимость потребителя от производителя, т.е. возможность свободного и независимого выбора товаров в соответствии с законными потребительскими правами.

Свобода потребителя – возможность самостоятельно принимать потребительские решения.

Ограничители потребительской свободы – факторы, сдерживающие потребительскую свободу (доход и законы).

Рациональность потребителя – стремление избрать наиболее выгодную стратегию действий, позволяющую согласно представлениям и ожиданиям данного лица избежать ошибок и достичь желаемой им цели в соответствии с ресурсными возможностями на основе критерия предпочтительности.

Экономический эгоизм – экономически рациональное поведение, основанное на стремлении сэкономить ресурсы.

Правило максимизации полезности – поведение, целью которого является максимизация полезности товара на единицу потребительских затрат.

Аксиома «жадности» -случай, когдаиз двух одинаковых по полезности благ потребитель выбирает более дешевое, руководствуясь соображениями экономии средств.

Эффект Гиффена – повышение спроса натовары массового спроса за счет переключения спроса с более дорогих товаров на более дешевые при одновременном повышении цен на них.

Экономический альтруизм – явление добровольного жертвования экономических средств во имя той или иной выгоды (качество, престиж, статус и др.).

Эффект «цена – качество» -повышение спроса на товар после повышения его цены вследствие ассоциативной связи с повышением его качества.

Эффект престижа – повышение спроса на дорогостоящие товары исходя из соображений престижности их приобретения.

Эффект Веблена – величина повышения спроса на дорогие товары под влиянием стремления потребителей продемонстрировать свою принадлежность к высшему классу.

Эффект «вагона» -величина, на которую увеличится спрос, если товар начнут покупать другие потребители (эффект подражания большинству).

Эффект снобизма – величина, на которую уменьшится спрос, если товар начнут покупать другие потребители.

Эффект Гелбрейта – величина, на которую увеличится спрос под влиянием продвижения товара (реклама, брендинг, мерчандайзинг и т.п.).

Эффект подражания образу – увеличение спроса, обусловленное импульсивными покупками и психологическими факторами.

Иррациональное поведение – удовлетворение потребности неразумным способом, приводящее к последствиям по схеме «удовольствие – боль – сожаление».

Задания

 

1. Опишите случаи из Вашей жизни, касающиеся

· сдерживания свободы потребительского выбора;

· предоставления реального потребительского выбора;

· предоставления мнимого потребительского выбора;

· предоставления избыточного потребительского выбора.

Какие факторы определяли степень свободы и широту потребительского выбора? Как они повлияли на Ваше поведение?

 

2.Опишите случаи собственного рационального и иррационального потребительского поведения при посещении магазина, ресторана, рынка, ателье и т.п. Какие факторы определили степень рациональности Вашего поведения? К какому типу потребителей Вы себя отнесете?

 

3.Приведите примеры собственного потребительского поведения, соответствующего

· экономическому эгоизму;

· экономическому альтруизму.

4. Выберите правильные ответы:

 

4.1. Суверенитет потребителя – это

 

а) независимость совершения покупок от влияния государства

б) независимость потребительского поведения от факторов маркетинговой среды

в) самостоятельное принятие решения о покупке

г) реализация прав потребителя

д) возможность свободного и независимого выбора товаров

4.2. Максимизация полезности товара при минимальных потребительских издержках – это

а) потребительский эффект

б) экономический эгоизм

в) экономический альтруизм

г) предельная полезность

д) нерациональный выбор

4.3. Максимизация полезности товара при оптимальных потребительских издержках – это

а) экономический рационализм

б) нерациональный выбор

в) экономический альтруизм

г) предельная полезность

д) экономический эгоизм

 

4.4. Свобода потребительского выбора прежде всего зависит от

а) решений правительства

б) типа рынка

в) дохода потребителя

г) маркетинговых усилий

д) сочетания названных факторов

4.5. Условия свободы потребителя – это

а) суверенитет потребителя

б) конкурентное предложение

в) рынок потребителя

г) обратная связь

д) все ответы правильные

е) нет правильного ответа

 

4.6. Законы влияют на потребительскую свободу

а) только писаные (нормы права)

б) только неписаные (нормы морали)

в) влияют те и другие

г) нет влияния в условиях суверенитета потребителя

д) оказывают несущественное влияние

 

4.6. Правило максимизации полезности – это

а) стремление потребителя получить любую выгоду от использования продукта

б) желание удовлетворить потребность на максимально возможном уровне

в) действия потребителя по оптимизации соотношения полезности и цены

товара

г) стремление получить наибольший эффект полезности при минимуме потребительских затрат

д) стремление получить максимум экономической выгоды при наличии минимального полезного эффекта

 

4.7. Покупка самого дешевого маргарина для выпечки является случаем

а) экономического альтруизма

б) экономического эгоизма

в) эффекта снобизма

г) эффекта вагона

д) эффекта Веблена

 

4.8. Покупка престижного коттеджа является случаем

а) эффекта подражания образу

б) экономического эгоизма

в) эффекта снобизма

г) эффекта вагона

д) эффекта Веблена

4.9.Покупка эксклюзивной марки спортивного автомобиля является случаем

а) эффекта подражания образу

б) эффекта вагона

в) эффекта снобизма

г) эффекта Гелбрейта

д) эффекта Гиффена

 

4.10. Покупка вкусной селедочки «Матиас» от «Санта Бремор» предпочтительно всем другим аналогам является случаем

а) эффекта Гиффена

б) эффекта Гелбрейта

в) эффекта Веблена

г) эффекта снобизма

д) эффекта подражания образу

 

4.11. Стойкие предпочтения хлебо-булочных и молочных продуктов в условиях растущих цен являются случаями

а) эффекта Гиффена

б) эффекта Веблена

в) эффекта Гелбрейта

г) эффекта «вагона»

д) проявлением консервативности потребителей

4.12. Приобретение одежды для новорожденных будущими мамами, папами и бабушками является случаем

а) эффекта вагона

б) эффекта Гиффена

в) эффекта Веблена

г) эффекта подражания образу

д) эффекта Гелбрейта

 

4.13. С точки зрения маркетинга нерациональное потребительское поведение – это

а) неправильное использование товара

б) неправильное распределение доходов потребителя

в) удовлетворение потребностей неразумным способом

г) совершение крупных покупок, не соответствующих финансовым возможностям и/или статусу потребителя

д) нарушение правила максимизации полезности

д) импульсивные покупки

 

4.14. С точки зрения маркетинга рациональный потребитель – это тот, кто

а) осуществляет разумный, осознанный выбор

б) максимизирует полезность товара при устраивающем его уровне затрат

в) оптимизирует соотношение своих расходов по статьям потребления

г) получает максимум удовлетворения от покупки разумным способом

д) осуществляет осознанно либо импульсивно выбор (потребление) товаров цивилизованным способом

е) использует товар по назначению

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.