Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учета определен ст. 230 ТК РФ




Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховом случае третий экземпляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведений расследования и составления акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами государственной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ).

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ.

Возмещение вреда потерпевшему включает:

• выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части - в зависимости от степени утраты трудоспособности;

• компенсацию дополнительных расходов;

• выплату единовременного пособия;

• возмещение морального вреда.

Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления, а в исключительных случаях - общие заболевания. Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Министерством здравоохранения РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.

Экономический ущерб связан с потерями и затратами, возникающими в основном за счет: гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;

• снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат на освоение новых земель и ее рекультивацию;

• снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;

• более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданийи сооружений, жилищного фонда городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;

затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.

Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого-экономический ущерб, который связан с потерей природных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов, исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира. Кроме того, это вызывает и социальные потери из-за нарушения привычного уклада жизни людей, разрушения сложившейся среды обитания человека.

Экономический ущерб, наносимый человеку и природной среде, может быть оценен в стоимостном выражении.

Различают несколько видов ущерба:

• прямой ущерб, возникающий на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;

• косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;

• социально-экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья;

• эколого-экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.

Снижение загрязнений окружающей среды возможно по следующим направлениям:

технологическое направление, включающее создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов;

экономическое направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это внедрение более жестких нормативов на вредные выбросы, обязательность платежей всеми хозяйствующими субъектами за выбросы вредных веществ, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер;

административное и юридическое направление, повышающее ответственность за правонарушения в области охраны природы. Здесь можно выделить такие меры воздействия, как прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности;

просветительское направление - создание системы экологического образования, просвещения, воспитания, перестройка потребительского отношения к природе.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа.

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу и включает общие сведения о правилах поведения и основных мерах безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях, мерах электробезопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики.

Первичный инструктаж проводится при допуске к самостоятельной работе на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного трувд.

После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышенной опасности - раз в квартал).

Текущий (целевой) инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, перед началом работ повышенной сложности и опасности с обязательным оформлением наряда-допуска, разрешения и других документов.

Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: при введении в действие новых или изменении нормативных актов по охране труда; изменениях в технологическом процессе, замене или изменении средств и предметов труда; при нарушении работниками требований безопасности, несчастном случае на производстве; по требованию органов государственного контроля и надзора; при длительных перерывах в работе (более 60 дней, а для работ с повышенными требованиями к безопасности - более 30 дней).

Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны и способны нанести существенный ущерб здоровью людей.

Поскольку социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе, следует создать адекватную правовую систему, которая может быть основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.

Профилактика социальных опасностей заключается в психологических, педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление психологического и физиологического равновесия человека.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Главной ценностью общества должен стать человек, его здоровье и безопасность. Принимая любое политическое, экономическое решение, органы власти должны предвидеть последствия его влияния на каждого гражданина. Критериями ответственности власти наряду с экономическими показателями должны быть конкретные и достоверные параметры благополучия общества. Это прежде всего здоровье в виде баланса рождаемости, заболеваемости, продолжительности жизни, смертности; условия жизни в виде приемлемого состояния экологии, качества питания, лечения, доступности занятий физкультурой, спортом, туризмом, организованным отдыхом; духовное состояние общества с низким уровнем преступности, наркомании, алкоголизма, количества самоубийств; нахождение общества в состоянии войны или мира.

 

ВЫВОДЫ

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные задачи, функции и систему управления государственной безопасностью жизнедеятельности.

2. Перечислите основные нормативно-правовые акты по охране окружающей среды и органы управления по ее защите.

3. Охарактеризуйте правовое и нормативное обеспечение охраны труда по стране и на предприятиях.

4. Кто осуществляет государственный, ведомственный и общественный надзор и контроль соблюдения законодательства по охране труда?

5. Назовите органы, осуществляющие защиту работников на производстве.

6. Каков порядок расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве?

7. Назовите основные виды экономического ущерба и методы его определения.

8. Какова методика определения затрат ущерба и расчета экономического эффекта?

 

 

Лекция 7

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономических возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фундаментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.


Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей - индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартамжизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется следующими обстоятельствами:

• степенью открытости, экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

• мерой притязаний других стран на экономическую или политическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

• наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защищенности;

• степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значительной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Таким образом, объектом экономической безопасности являются экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям экономической безопасности.

Анализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление и включает:

• экономическую безопасность страны в целом;

• экономическую безопасность, региона;

• экономическую безопасность отрасли и отдельного предприятия;

• экономическую безопасность отдельного гражданина и предпринимателя.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

• мониторинг имеющейся информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

• выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

• разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

• локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны;

• устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

• противодействие носителям всех угроз жизненно важным интересам страны;

• контроль за состоянием экономических отношений в стране;

• программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности указанные меры представляют собой политику обеспечения экономической безопасности.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безопасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опасность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

Экономическая безопасность организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Угрозы интересам России в области обеспечения экономической безопасности многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся в течение всех лет реформирования ростом цен, снижением платежеспособного спроса, ухудшением состояния рынка ценных бумаг, криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, снижением инновационной активности. Эти проблемы обусловлены тем, что в переходный период рыночные отношения слаборазвиты и не создают сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста, а в отдельных случаях даже создают угрозу экономической безопасности.

Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные отрасли экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу.

Угрозы негативного изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

• реальные;

• потенциальные;

• целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;

• актуальные;

• отдаленные и т. д.

Ущербы подразделяются на:

• фактические и возможные;

• восполнимые и безвозвратные (некомпенсируемые);

• физические;

• социальные;

• политические;

• экономические.

С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 7.2).

Таблица. Общая классификация угроз экономической

Угрозы экономической безопасности
Внутренние Внешние
1. Продолжающийся спад производства 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия
2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта
3. Низкая конкурентоспособность продукции 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала 4. Высокий уровень внешнего долга
5. Свертывание научной сферы 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта
6. Структурная деформированность экономики 6. Скупка за бесценок российской собственности
7. Рост безработицы 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов
8. Усиление имущественного расслоения населения  
9. Слабое использование разведанных недр  
10. Криминализация экономики  
11. Региональный сепаратизм  
12. Слабость нормативно-правовой базы  
13. Локальная концентрация бедных слоев населения  
14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции  
15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов  
16. Просчеты политики реформирования  

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах..

Серьезными внутренними угрозами в экономической области являются:

• незавершенность экономических преобразований;

• возрастание неравномерности развития регионов;

• спад производства.

Главная внешняя угроза в экономической области связана с тем, что открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики может ослабить экономическую самостоятельность России, привести к деградации ее технологического и промышленного потенциала.

Несмотря на отдельные позитивные моменты (поддержание дефицита бюджета на относительно низком уровне, замедление темпов падения промышленного производства и др.), обострение кризиса продолжается: сокращается производство в ряде ключевых отраслей экономики, растет внешний долг.

Серьезную угрозу экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер ее внешнего долга, тем более если он постоянно растет. Государство отвлекает на его погашение значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т. д.

К ряду факторов, непосредственно работающих против экономической безопасности, относится инвестиционный кризис. Замедление инвестиционных процессов уже сказывается на ее настоящем, превращая технологическую опасность и угрозу чрезвычайных ситуаций в повседневный факт современной хозяйственной жизни.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает следующие элементы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.

Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:

• создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;

• информационное взаимодействие всех органов власти;

• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;

2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.

скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.

Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетенцией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности. Это следующие уровни:

государственно-региональная модель - на уровне Федерации и субъекта Федерации;

ведомственно-отраслевая модель - в отраслях с преимущественно государственной собственностью;

смешанная модель - в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;

корпоративная модель - для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.

Параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.

 

ВЫВОДЫ

Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т. д.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите составляющие национальных интересов России.

2. Каковы основные элементы экономической безопасности?

3. Какие меры направлены на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики?

4. Назовите уровни экономической безопасности.

5. Что понимается под угрозами экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы.

6. В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны?

7. Какие цели мониторинга экономической безопасности являются главными?

 

Лекция 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:

• международные организации;

• международные конвенции и соглашения;

• многосторонние и двусторонние связи.

Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.

Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.

Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.

Деятельность Союза известна по таким публикациям, как Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы», «Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.

Представительство МСОП было открыто в Москве в рамках европейской региональной программы в 1994 г. Деятельность представительства направлена на укрепление сотрудничества правительственных, научных и общественных организаций, координацию их взаимодействия для улучшения состояния окружающей среды и сохранения биологического биоразнообразия.

Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.

Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована а,ля каких-либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.

Международное агентство по атомной энергии проводит международные конференции и другие совещания для обсуждения вопросов использования атомной энергии, направляет в различные страны (главным образом в развивающиеся) специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов.

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

Такое широкое поле деятельности охватывают многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез и лепру; ликвидация оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и пр.

Международное сотрудничество необходимо также в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства,, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.

Конвенция вводит Россию в новый этап разоружения. Она запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

России, унаследовавшей крупнейшие в мире запасы химического оружия (40 тыс. т отравляющих веществ), предстоит решать весь спектр разоруженческих задач. С 1987 г. бездействуют ее производственные объекты, которые следует сносить. Стоит вопрос о конверсии некоторых из них. Россия в год будет принимать 30-40 международных инспекций ОЗХО на своих объектах, подпадающих под действие Конвенции.

Наиболее сложными являются задачи по уничтожению запасов химического оружия и бывших производств. Их масштабы беспрецедентны. Ни одна страна мира не избавлялась еще от столь огромных запасов химического оружия в предельно сжатые сроки (10-15 лет) с учетом стандартов по экологии и безопасности и на промышленной основе.

Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование гражданской обороны, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие. По решению IX сессии Генеральной ассамблеи Международной организации гражданской обороны (МОГО) в странах - членах этой организации, в том числе и в России, 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской защиты.

Межправительственная океаническая комиссия (МОК) была создана в 1960 г. в целях исследования значения океана для человечества. Вскоре было заключено более 250 международных договоров, соглашений, конвенций, имеющих природоохранительное значение. Среди них такие важные, как московский договор 1963 г. «О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», который подписали более 100 стран. В мае 1972 г. было подписано межправительственное соглашение между СССР и США, охватывающее 11 крупных проблем в рамках 39 конкретных проектов.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - международная межправительственная организация. Она начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение - Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Программа предусматривает укрепление возможностей стран-членов в области мониторинга климата, обнаружения изменения климата, разработки баз климатических данных, проведения исторических обследований, а также применения климатической информации в различных видах социально-экономической деятельности. Важным компонентом ВКП является Всемирная программа исследований климата (ВПИК), которая координирует научные исследования климатической системы, ее изменчивости и предсказуемости с помощью различных проектов, включая проекты и циркуляции Мировбго океана, а также по глобальному циклу энергии и воды.

Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» («Зеленый мир»), образованная в 1971 г. В настоящее время «Гринпис» имеет 27 отделений в разных странах мира, в том числе в России и на Украине. В России «Гринпис» существует с 1992 г. Основными направлениями деятельности организации являются:

1) кампания по биоразнообразию: борьба против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, сохранение существующих и создание новых охраняемых природных территорий и т. д.;

2) кампания по защите атмосферы: сокращение выброса парниковых газов, вызывающих «парниковый эффект», прекращение использования озоноразрушающих веществ;

3) антиядерная кампания: сокращение ядерных арсеналов, запрещение ядерных испытаний, свертывание опасных программ развития ядерной энергетики и постепенный отказ от нее;

4) кампания по токсическим веществам: запрещение опасных технологий, решение проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнением окружающей среды сильноядовитыми веществами.

Основными направлениями работ (кампаний) российской «Гринпис» являются следующие:

• лесная кампания: за сохранение «легких» планеты - русского леса;

• антиядерная кампания: против радиационного заражения окружающей среды;

• токсическая кампания: против химического загрязнения;

• байкальская кампания: за сохранение первозданной чистоты озера Байкал;

• морской проект: против браконьерства в морях России;

• нефтяной проект: против загрязнения окружающей среды нефтью и газом;

• проект по климату: предотвращение катастрофических изменений климата;

• всемирное наследие: подготовка номинаций в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и контроль над их сохранностью. Основная цель данного проекта - придание территориям статуса всемирного наследия для дополнительной гарантии сохранности уникальных природных и природно-культурных комплексов. В проекте участвуют 19 российских территорий.

Огромный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес Римский клуб - международная научная правительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, которые могут помочь избежать грозящей экологической катастрофы.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) - крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн. индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Фонд начал работу в России в 1994 г. и уже вложил более 12 млн. долл. в природоохранные проекты в стране. В настоящее время он ведет более 50 проектов в 35 регионах России.

Основные направления деятельности российской программы Фонда:

• создание и поддержание уникальной системы особо охраняемых природных территорий России. При поддержке Фонда площадь заповедников в России увеличилась почти на 25%, а в Арктике - удвоилась;

• организация охраны редких животных и растений. Стерх, краснозобая казарка, амурский тигр и дальневосточный леопард, снежный барс и аргали, европейский зубр - все эти редкие и исчезающие виды находятся под патронажем российского представительства Фонда.

Международный социально-экологический союз (МСоЭС) - единственная общественная некоммерческая организация, объединяющая независимо работающие неправительственные организации и группы из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Испании, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии и Шотландии. МСоЭС - самое крупное общественное экологическое объединение на территории бывшего Советского Союза.

Согласно Уставу МсоЭС цель этой организации - «объединение интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов Союза во имя защиты природы Земли и населяющих ее живых существ, для сохранения и восстановления природного и культурного наследия человечества, физического и духовного здоровья людей, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития».

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) - это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ПР ЮНЕП) и Всемирным банком. В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд. долл., с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.

«Повестка дня на XXI век» - это программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная Конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Эта программа охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровне. Для устойчивого развития, отмечается в «Повестке дня на XXI век», необходимо учитывать экономические, социальные, культурные, политические и экологические факторы, а также проблемы здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Деятельность, которая обеспечит переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

В указанном документе рассматриваются все сферы развития, особенно охрана окружающей среды. Однако большое внимание уделяется также международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам. Подчеркиваются ключевые аспекты социального развития, в том числе равноправие, усиление роли общественности, проблемы образования.

В «Повестке дня на XXI век» здоровье человека рассматривается как основа его устойчивого развития. Здоровье понимается как результат действия на человека всех факторов, с которыми он сталкивается в течение жизни. Необходимое условие перехода к устойчивому развитию - должное внимание ко всем факторам, которые в совокупности определяют здоровье людей. Многие принципы «Повестки дня на XXI век» и стратегии ВОЗ «Здоровье для всех» совпадают, а предполагаемые мероприятия дополняют друг друга.

Слово «здоровье» в тексте «Повестки дня на XXI век» упоминается более 200 раз, в том числе в таких аспектах, как профессиональные заболевания и безопасность труда, первичная медицинская помощь, здоровье матери и ребенка, бедность и здоровье, оценка влияния промышленной продукции на здоровье, жилищные условия и здоровье, экологическая инфраструктура, транспорт и здоровье, ядовитые отходы, радиоактивные отходы, влияние атмосферных изменений на здоровье, исчезновение лесов и ультрафиолетовое излучение, связь здоровья с состоянием воды и санитарными условиями, влияние на здоровье структурных перестроек экономики, твердые отходы, учет здоровья в расчетах стоимости и отдачи, образование и информация, необходимость привлечения общественности к обсуждению и планированию устойчивого развития, необходимость межведомственного сотрудничества в вопросах здоровья.

Значительная часть материалов «Повестки дня на XXI век» посвящена городской среде обитания. В документе определяется роль городов в разработке практических подходов к устойчивому развитию. На местном уровне деятельность по устойчивому развитию разворачивается в рамках инициативы «Местная повестка дня на XXI век». Как «Повестка дня на XXI век», так и «Местная повестка дня на XXI век» отмечает, что местные власти играют ключевую роль в образовании, мобилизации сил и ресурсов и взаимодействии с общественностью в рамках перехода к устойчивому развитию. В значительной степени «Местная повестка дня на XXI век» - это процесс развития сотрудничества между городской администрацией и другими организациями и общественностью города.

«Повестка дня на XXI век» содержит много конкретных рекомендаций, касающихся здоровья населения. Основные рекомендации включают разработки городских планов здоровья и усиления сотрудничества между городами в этой области деятельности.

Все учреждения системы ООН призваны сыграть ключевую роль в осуществлении «Повестки дня на XXI век» в рамках своих сфер компетенции. Для достижения четкой координации и во избежание дублирования деятельности при осуществлении «Повестки дня на XXI век» необходимо обеспечить эффективное разделение труда между различными подразделениями системы ООН на основе сфер их компетенции и сравнительных преимуществ. Государства-члены, действуя через соответствующие руководящие органы, могут обеспечить надлежащее выполнение этих задач. Для облегчения оценки деятельности учреждений и распространения информации о проводимых ими мероприятиях следует предложить всем органам системы ООН регулярно готовить и публиковать доклады о своей деятельности, связанной с осуществлением «Повестки дня на XXI век». Кроме того, им будет предложено постоянно проводить всесторонний анализ своей политики, программ, бюджетов и мероприятий.

Важное значение для осуществления «Повестки дня на XXI век» имеет постоянное активное и эффективное участие в этих мероприятиях неправительственных организаций, научных кругов и частного сектора, а также местных групп и общин.

Россия разработала основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (одобрены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236).

Основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития заключаются в следующем:

• экологически обоснованное размещение производительных сил;

• экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

• неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов;

• рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

• расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

• совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В области охраны среды обитания человека предусматриваются следующие основные направления деятельности:

• создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

• улучшение качества продуктов питания;

• обеспечение, населения качественной питьевой водой;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

• обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

•экологическое воспитание и образование населения.

Данные положения отражены в Указе Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

В сентябре 2002 г. в Йоханессбурге (ЮАР) прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию. На форуме были рассмотрены итоги выполнения «Повестки дня XXI века», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., выявлены новые глобальные вызовы и определены приоритеты дальнейшего продвижения к устойчивому развитию.

 

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ И СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международные конвенции и соглашения по экологическим и жизнеобеспечивающим проблемам принимаются с XIX в. Приведем основные экологические конвенции и соглашения, подписанные Россией.

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, Швейцария, 1989). Участники - 71 государство (Российская Федерация - с 1990 г.) и ЕЭС.

Основные положения: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., создание национальных компетентных органов, внедрение системы письменных уведомлений на право трансграничного переноса опасных и других отходов.

2. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участники - 120 государств (Российская Федерация - с 1988 г.) и ЕЭС.

Основные положения: сотрудничество в области исследования веществ и процессов, которые влияют на изменения в озоновом слое; создание альтернативных веществ и технологий; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в области разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое; обмен научной, технической, социально-экономической, коммерческой и юридической информацией; сотрудничество в области разработки и передачи технологий и научных знаний.

3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, Франция, 1972). Участники - 124 государства (Российская Федерация - с 1988 г.).

Основные положения: ответственность за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия; включение охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по правовой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддержка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение оборудованием; предоставление займов и субсидий.

4. Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, Ямайка, 1982). Участники - 157 государств и ЕЭС.

Основные положения: определение границ территориальной морской и смежной зон; использование проливов для международного судоходства; определение границ исключительной экономической зоны; освоение континентального шельфа; предотвращение, снижение и контроль за загрязнением морской среды; проведение научных исследований.

5. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участники - 33 государства (Российская Федерация - с 1983 г.) и ЕЭС.

Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга, политики и стратегических решений; сотрудничество в проведении научных исследований.

6. Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, Финляндия, 1991). Участники - 27 государств и ЕЭС.

Основные положения: принятие стратегических, юридических и административных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о негативных воздействиях; проведение исследований по улучшению методов оценки воздействия на окружающую среду.

7. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участники - 44 государства (Российская Федерация - с 1948 г.).

Основные положения: создание международной Комиссии по китовому промыслу; проведение научных исследований, сбор и анализ статистических данных, оценка и распределение информации о китовом промысле и запасах; принятие правил, регулирующих охрану и использование запасов.

8. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, США, 1992). Участники - 59 государств (Российская Федерация - с 1994 г.).

Основные положения: защита системы формирования климат та, составление национальных списков по выбросам и мерам по их устранению; разработка и реализация программ по контролю за изменением климата; сотрудничество в области создания и развития сетей и программ научных исследований по изменению климата; принятие финансового механизма реализации Конвенции.

9. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971). Участники -61 государство (Российская Федерация - с 1977 г.).

Основные положения: выявление национальных участков для включения в список водно-болотных угодий международного значения; определение международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих; создание охраняемых водно-болотных угодий, обмен информацией, обучение персонала по управлению водно-болотными угодьями; сбор и распространение информации.

10. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны

и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участники - 119 государств.

Основные положения: осуществление лицензирования торговых операций; проведение исследований состояния популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранительных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.

11. Соглашение об охране белых медведей (Осло, Норвегия, 1973).

Участники - 5 государств (Российская Федерация - с 1976 г.).

Основные положения: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных и охранных целей; препятствие нарушению управления другими живыми ресурсами; сохранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен информацией по управлению ресурсами и охране вида.

12. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, Финляндия, 1992). Участники - 24 государства.

Основные положения: обязательства участников в отношении предупреждения, контроля и сокращения загрязнения трансграничных вод; соблюдение принципа справедливости в их использовании; ограничение распространения загрязнения; использование принципа «загрязняющий платит» в качестве меры для предупреждения загрязнения; сотрудничество в области исследований и развития; введение системы мониторинга.

13. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, Финляндия, 1974). Участники - 8 государств (Российская Федерация - с 1980 г.).

Основные положения: ограничение и контроль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источников; предотвращение загрязнения от морских судов, отходов и хозяйственного использования морского дна; борьба с морским загрязнением; составление списков веществ, использование которых подлежит контролю; учреждение Комиссии по охране морской среды Балтики.

14. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов ( Лондон, Великобритания, 1972 г.). Участники - 64 государства (Российская Федерация - с 1972 г.).

Основные положения: установление запрета на сброс веществ; присоединение государств, заинтересованных в использовании определенных акваторий, к региональным соглашениям по предотвращению загрязнения моря; сотрудничество в областях профессиональной подготовки, предоставление оборудования для проведения научных исследований и мониторинга, обработки отходов; принятие мер по предотвращению загрязнения моря отходами радиоактивного и иного происхождения, в том числе при изучении морского дна.

 

ДВУСТОРОННИЕ И МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более 100 лет. Примерами двусторонних договоров могут служить:

1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики в области защиты населения, по вопросам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуацийи взаимной помощи в случае стихийных бедствий или аварий (от 16 июля 1993 г., г. Москва);

2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (от 9 августа 1994 г., г. Хельсинки);

3) Соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством иностранных дел Королевства Норвегия о сотрудничестве в области обеспечения готовности к гуманитарным чрезвычайным ситуациям и проведения операций по оказанию помощи (от 4 марта 1997 г., г. Осло);

4) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 8 июля 1997 г.,г. Стокгольм);

5) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 6 мая 1998 г., г. Москва).

В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений, и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях - серьезных изменений в экономике.

Например, выполнение требований Конвенции об охране озонового слоя может негативно сказаться на химической промышленности России. Неудивительно, что достигнутые договоренности (особенно при многостороннем сотрудничестве) иногда годами не могут вступить в силу.

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.) ряд соглашений был принят в более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. При заключении договора и вступлении его в силу главным стимулом соблюдения его условий является пока престиж страны, а этого недостаточно, учитывая важность регулируемых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо разумнее использовать экологические инструменты воздействия.

Активную работу в этом направлении ведут такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Существует международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств.

ВЫВОДЫ

В настоящее время в международных отношениях одной из главных является проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды.

Проблемы сохранения окружающей среды и безопасности человека решить только на уровне отдельных стран стало невозможно. Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более 100 лет. На данный период заключено около 200 важных международных соглашении, конвенций, и за каждым стоит кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы государств.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и по обеспечению безопасности человечества.

Вопросы для самопроверки

1. По каким основным направлениям осуществляется международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды?

2. В чем проявляется глобальность проблем взаимодействия общества и природы?

3. Назовите крупные международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности.

4. Раскройте содержание программы деятельности по устойчивому развитию «Повестка дня на XXI век».

5. Сформулируйте основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

6. В чем проявляется деятельность международных экологических организаций - Римский клуб и «Гринпис»?

7. Какие основные экологические конвенции и соглашения, подписанные Россией, вы знаете?

8. В чем заключаются особенности двусторонних договоров?

 

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - М.: «Дашков и К», 2004.-496 с.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.-336 с.

3. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь.-К.: Гл. ред. МСЭ, 1989.

4. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельнос




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.297 сек.