Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения




Проблемные вопросы

1. Что такое предложение? Как определяется величина предложения? Чем отличается закон предложения от закона спроса?

2. Почему кривая предложения имеет направление снизу вверх?

3. Какую роль играет цена для продавца? Какова связь между ценой и величиной предложения?

4. Составьте таблицу неценовых факторов, влияющих на изменение предложения.

5. Способствовало ли установление свободных цен в России увеличению предложения?

6. Как спад производства влияет на предложение?

7. Как вы понимаете различие между изменением в предложении и изменением величины предложения?

8. Почему предложение одних товаров эластично, а других ¾ неэластично? Как определяется коэффициент эластичности предложения?

9. Каково значение эластичности предложения для производителей?

 

Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.

Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это волнует мало.

Величина предложения ¾ количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 ед. данного товара (продукта) в неделю.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 5.1). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.

Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

Рис. 5.1. Кривая предложения любого товара

Исходя из анализа рис. 5.1 видим, что кривая предложения S ¾ восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения ¾ прямая связь.

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени ¾ за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

5.2. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Изменение предложения, как и изменение спроса, зависит от цены. Но величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких ценах. А величина спроса больше при низких ценах и меньше при высоких ценах.

Если цена на данный товар увеличивается, то его производство становится более выгодным. Растущие прибыли будут стимулировать рост производства и привлекать в эту отрасль другие фирмы.

При падении спроса на товар цена снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар окажется в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.

Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, напротив, со снижением цен сокращается предложение.

Цена ¾ основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовыми) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

1. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность: снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т. е. перемещает кривую предложения вправо (S2) (см. рис. 5.2). И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т. е. сместит кривую предложения влево (S1).

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно производить единицу продукции, т. е. с меньшей затратой ресурсов.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И, напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. Чем больше число продавцов (поставщиков), тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо (S2). Чем меньше в отрасли фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево (S1).

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения ¾ такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо (S2), уменьшение предложения смещает ее влево (S1) (см. рис. 5.2).

В противоположность этому изменение величины предложения под влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки «А» на другую точку «С» на постоянной кривой предложения. Это видно на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Кривые предложения

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.