Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные вопросы. Существует расхожее представление о том, что реклама увеличивает издержки производства, а следовательно




РЕКЛАМА И ЦЕНЫ

Существует расхожее представление о том, что реклама увеличивает издержки производства, а следовательно, и цены, которые были бы ниже, не будь рекламы вообще.

Как уже отмечалось ранее, массовое производство снижает средние издержки. Но методы массового производства не могут применяться до тех пор, пока не существует массового сбыта продукции. Без рекламы создать такой рынок крайне трудно. Однако если с помощью рекламы может быть создан емкий рынок сбыта для данного товара, то экономия на масштабах производства компенсирует затраты на рекламу. Таким образом, расходы на рекламу целесообразны до той степени, пока она не носит гипертрофированный характер.

Предположим, что фирма А проведет рекламную кампанию и «украдет» у фирмы В ее покупателей. Точно так же поступит затем фирма В ¾ она проведет рекламную кампанию и «украдет» покупателей у фирмы А. В этом случае объем продаж каждой фирмы изменится весьма незначительно. А возросшие расходы на рекламу повлекут за собой рост издержек производства и цен.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

ГЛАВА 18. ФИРМА И МЕНЕДЖМЕНТ

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

1.В чем сущность менеджмента? Что это за процесс? Что он предполагает?

2. В чем отличие управления экономикой на макро- и микроуровнях?

3. Что такое оптимизация численности управленческого персонала?

4. Как вы понимаете «моральные стимулы профессионала»?

5. Возможно ли найти оптимальное соотношение централизации и децентрализации?

6. Определите основные этапы развития управленческой системы и опишите их особенности.

7. Кратко охарактеризуйте сущность различных подходов к управлению.

8. Чему должна научить теория управления? Каковы ее задачи?

9. Каковы проблемы российского менеджмента?

10. Почему говорят, что управление ¾ это искусство?

 

18.1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ? ЕГО УРОВНИ

Слово «management» буквально переводится как «управление».

Менеджмент ¾ это процесс рационального использования ресурсов (трудовых ресурсов, капитала, земли, информации, финансов) с целью достижения определенных задач по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Менеджмент имеет три уровня:макроуровень ¾ управление национальной экономикой, медиумуровень ¾ управление отдельной территорией (региона, города, района и т. д.), микроуровень ¾ управление фирмой.

На всех уровнях управления менеджмент ¾ процесс принятия управленческих решений:

¨ на макроуровне ¾ государственный менеджмент, или государственное управление;

¨ на медиумуровне ¾ управление территорией;

¨ на микроуровне ¾ это управление фирмой.

Общий вывод: менеджмент ¾ это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью в рыночных условиях.

Менеджмент имеет как международное, так и национальное лицо: американский, японский, германский или менеджмент в России. Из этого ясно, что нельзя вслепую переносить опыт управления из одной страны в другую. Везде есть своя специфика. Отсюда совершенно непонятно, почему России была навязана система управления, сложившаяся в США. И что мы получили? Системный кризис. Результат весьма плачевный. Более подробно остановимся на характеристике менеджмента фирм.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

18.2. УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Управление фирмой ¾ процесс в организации, основанный на отборе оптимальных решений, т. е. постоянном учете как внутренних условий производства, так и меняющейся внешней экономической среды.

Организация ¾ открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений), работающая с определенной целью и имеющая в своем распоряжении ресурсы:

¨ людские;

¨ материальные (оборудование и т. п.);

¨ финансовые;

¨ информационные;

¨ временные.

Управление фирмой можно сравнить с управлением автобусом: когда вы попадаете в море движущихся машин, то нужно иметь уверенность, что: 1) ваша машина в полном порядке (прошла техосмотр ¾ это так называемые внутренние условия для безопасного движения) и 2) вы умеете управлять в постоянно меняющейся дорожной ситуации, т. е. адаптироваться, а значит, всех пассажиров доставите по назначению. К слову сказать, адаптивное управление ¾ управление, приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными.

Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В этих организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т. д.

Неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т. п.

В теории менеджмента существуют различные школы управления:

¨ Классическая (традиционная) школа управления:рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

¨ «Теория человеческих отношений»:учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом;

¨ «Эмпирическая школа управления»:основывается на практике управления. Ее представители ¾ крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определенный результат в своей деятельности;

¨ «Школа социальных систем»: исследуются взаимоотношения человека в коллективе, процесс формирования рабочих групп, связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;

¨ «Новая школа управления»:основывается на математических методах, вычислительной технике, компьютерных сетях и т. д.

В теории менеджмента известны несколько подходов к управлению:

1) процессный подход:управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;

2) системный подход:обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели: система разбивается на подсистемы, организация на подразделения (см. рис. 18.1);

3) ситуационный подход:анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

При рассмотрении фирмы (§ 2 гл. 12) мы отмечали, что существует внутренняя и внешняя среда организации, и к последней относили международное окружение (см. рис. 18.2). Рассматривая данную тему более глубоко, дополним ранее рассмотренные понятия. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологией производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда ¾ это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор, государство, а также культура, мораль, нравственность, религиозные особенности народа.

Рис. 18.1. Системный подход

Рис. 18.2. Внешняя и внутренняя среда организации
с учетом международных отношений

В процессе перехода России от централизованной системы управления к рыночной изменяется как структура самих предприятий, так и среда их функционирования. А среда функционирования ¾ это и есть менеджмент. В современной экономике менеджмент выделяется в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными ¾ капиталом, трудом и землей. Именно в связи с этим необходимо изучение теории и практики менеджмента.

Каковы же основные принципы управления фирмой?

Во-первых,определение целей, формирование задач, доведение их до непосредственного исполнителя и контроль за их выполнением.

Во-вторых,организация работы людей, или определенный стиль управления. Под стилем управления понимаются манера и способ поведения менеджера. Стиль управления составляют сущность, формы и методы руководства в трудовом коллективе, характеристика различных типов лидерства, а также особенности управления конфликтами в организации.

В-третьих,четкое взаимодействие всех уровней руководства. Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим авторитетом или статусом и имеют определенные функции. Выделяются три уровня управления: низшее звено (органы оказания услуг), среднее звено (распорядительство и организация), высшее руководство (уровень, определяющий общую политику фирмы).

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.