Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нагматуллина Л.К. К вопросу об изучении социализации сельской молодежи в городской среде




ON THE STUDY SOCIALISATION RURAL YOUTH IN THE URBAN ENVIRONMENT

Ключевые слова: социализация, молодежь, субкультура, студент-выходец из села, аккультурация, стратегия социокультурного взаимодействия

Ключевые слова: socialization, youth subculture, a native of the village, acculturation, strategy and cultural interactio

Анализируются различные трактовки понятия«социализация», обозначены аспекты исследуемой проблемы, требующие дальнейшего изучения. Автором ставится вопрос о необходимости осмысления и проработки вопросов, связанных с особенностями социализации молодых людей, приехавших на учебу в город из сельской местности.

Analyses the different interpretations of the notion of «socialization», outlines the aspects of analyzing issues that require further study. The author stresses the need for reflect the peculiarities of the socialization of young people coming to town from the countryside.

Социализация продолжается в течение всей жизни человека – этот тезис у специалистов-социологов сомнений не вызывает, как и то, что в настоящее время без исследования процессов социализации не может быть успешного преподавания и воспитания в высших учебных заведениях, и вообще работы с молодежью.

Дефиниция «социализация» относится к числу широко используемых в социологии. При этом традиционно полагается, что фиксируемое ею является само собой разумеющимся, аксиоматическим. На самом же деле это далеко не так. И при более вдумчивом подходе к этому понятию обнаруживается, что не так уж оно однозначно и определенно, не говоря уже о сложности того процесса, который за ним стоит и который оно «регистрирует».

Представители научных школ и доктрин, давая определение социализации, вкладывают в него различное содержание. Это, очевидно, связано с тем, что одни исследователи основным свойством процесса, который фиксируется этим определением считают одно, другие – другое. Конечно, об этом не стоило бы и говорить, так как многое зависит от точки зрения исследователя, тех задач, которые он ставит перед собой, аспекта рассмотрения проблемы, если бы разногласия не обнаруживались у представителей одних и тех же научных направлений и даже парадигм. Раз возникают разночтения даже сущностных характеристик того или иного процесса, это не может не говорить о его недостаточной изученности.

Наиболее употребляемые трактовки понятия «социализация» следующие. «Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [1, с.318]. В словаре «Современная западная социология» читаем: «Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [2, с.316]. Согласно еще одному подходу это понятие характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, входящих в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяющих функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [3, с.143]. Можно было бы продолжить цитирование, но остановимся на трех наиболее типичных подходах. Объединяет их понимание социализации как процесса усвоения индивидом норм, ценностей и образцов поведения. Разъединяет же эти трактовки понятия «социализация» следующее. Первое: ряд авторов выводят процесс социализации на обучение и даже воспитание, с чем трудно согласиться. Поскольку образование является важнейшим условием динамичного общественного развития, успешного продвижения личности по социальной лестнице, постольку создается институт образования, задачами которого является постоянное, устойчивое, надежное обучение подрастающих поколений. Воспитание же, несмотря на то, что оно тесно связано с обучением, это несколько иное, а именно, целенаправленное привитие обучаемым желаемых качеств. Что касается социализации, то, несомненно, включающая и образование и воспитание, она содержит еще один компонент, который играет в ней доминирующую роль. Речь идет о влиянии на личность макро- и микросреды, причем о влиянии не социально заказанном, не социально контролируемом и не целенаправленно-организованном, а преимущественно стихийном, спонтанном, непрограммируемом. Второе, что обращает на себя внимание – это, так сказать, бессубъектное понимание некоторыми исследователями усвояемых личностью в ходе социализации ценностей, норм и образцов поведения. Нередко трудно понять о ценностях, нормах и образцах поведения каких образований идет речь – того или иного социума в целом, или различных социостратификационных образований, больших или малых социальных групп, формальных или неформальных, групп присутствия или референтных – реальных и воображаемых. Традиционно более изучен вопрос о роли и месте общегосударственных ценностей и норм в процессе социализации. Что касается влияния на нее механизмов социального наследования, социальной памяти, ментальности – своеобразной «закодированности» человека на то или иное восприятие, а соответственно, усвоение окружающего, национально-культурных традиций, то эти вопросы недостаточно изучены.

Сильное влияние на социализацию личности оказывают различные социокультурные традиции. Одно своеобразие есть у личности социализация которой проходила преимущественно в координатах западной социокультурной традиции, другое у той, которая усваивала социальный опыт через призму восточной, третье у тех – чье становление, формирование и развитие происходило на «стыке» двух социокультурных суперсистем.

При исследовании процессов социализации важно учитывать и то, что на нее, помимо ценностей и норм доминирующих культур, всегда влияют существующие внутри них автономные культурные комплексы – городские, сельские, профессиональные, возрастные, территориальные и прочие, то есть субкультуры. В этой связи представляются интересными, требующими своего осмысления и внимательной проработки вопросы, связанные с изучением особенностей социализации молодых людей, приехавших на учебу в город из сельской местности. Перемещение в новое социокультурное пространство имеет как позитивные, так и негативные последствия для человека. Являясь носителем сельской субкультуры, определенных образцов поведения, традиций, норм и ценностей, обладая своеобразной ментальностью, сельчанин при переезде в город оказывается перед необходимостью корректировки устоявшихся представлений. С одной стороны, безусловно, расширяется поле для реализации его личностных возможностей и самоопределения, а с другой, накладываясь друг на друга, процессы адаптации и аккультурации могут привести к повышенной утомляемости, напряженности, конфликту между вновь усваиваемыми образцами городской культуры и интериоризованными в ходе социализации ценностями и нормами сельской среды. Жизнь в общежитии, на квартире, у родных и знакомых также требует адаптации и аккультурации, особенно если соседями являются представители иной национальной культуры. Две социокультурные традиции: Запад и Восток, идущие из глубины веков, «работают» и здесь. Различаясь отношением к человеческому «Я», к окружающей действительности, а также спецификой познавательного процесса они могут породить проблемы для сельчанина не только в сфере образовательной, но и частной, досуговой. Хорошо, если эти проблемы «снимаются» путем ориентации во внеучебное время на референтные группы земляческого характера, где связи, нормы поведения строятся по «местным правилам». Гораздо хуже, когда студент тяготеет к делинквентно ориентированным группировкам в стремлении реализовать потребность в защищенности. Функционально-ролевой, обезличенный характер городского общения может способствовать тому, что студент-выходец из села становится подверженным пагубным пристрастиям, таким как алкоголизм и наркомания.

В процессе адаптации к новым условиям учебы, быта, проведения свободного времени, возможны различные стратегии поведения, которые необходимо учитывать в воспитательной работе. Смысл одной заключается в пассивном усвоении новых ценностей и норм, но при установлении межличностных контактов сохраняется тяготение к людям, выросшим в аналогичной субкультуре. Суть другой – в добровольном усвоении новых ценностей, принципов и моделей деятельности. Причем они принимаются не пассивно, а преломляются через собственный социальный опыт. Характерными особенностями ее являются, во-первых, избирательность, то есть человек заимствует лишь то, в чем есть необходимость и что наиболее приемлемо для него как носителя сельской субкультуры. А во-вторых, данная стратегия социокультурного взаимодействия связана не с односторонним восприятием каких-то ценностей, а их взаимным обменом. Поэтому не только вчерашние сельчане заимствуют нормы, стандарты и образцы городского образа жизни, но и городская молодежь заимствует у сельской, например, уважительное отношение к природе, являющееся одним из составляющих экологической культуры.

Осуществление специальных мероприятий по облегчению «вживания» вчерашних сельчан в новую среду, создание условий для развития различных субкультур и их носителей, безусловно, будет способствовать не только успешной социализации сельчан, но и снятию многих вопросов учебной и воспитательной работы, с которыми сталкиваются коллективы вузов.

 

Список литературы

1. Краткий словарь по социологии /Под общ. Ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. - М., 1988.- 479с.

2. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990. – 432с.

3. Кравченко А.И. Социология /А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640с.

 

Сведения об авторе

Нагматуллина Людмила Константиновна, кандидат социологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ, [email protected], 89047650073

Nagmatullina L.K., candidate of sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Political Science and Management of the Kazan National Research Technical University by A.N. Tupolev-KAI, [email protected], 89047650073

УДК 340.111.5 (574)

Ахметов А.С.

Akhmetov A.S.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.