Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девятнадцатая лекция




Камчадалы, как рассказывают и выражаются путешественники-теисты, имеютвысшего бога, которого они называют Куткой и которого они считают творцомнеба и земли. Им, говорят они, все сотворено, и от него все произошло. Ноони считают себя гораздо умнее бога и никого не считают таким глупым,бессмысленным и бездумным, как своего Кутку. Если бы, говорят они, он былумен и рассудителен, то он создал бы мир гораздо лучше, не поставил бы такмного непроходимых гор и утесов, не сотворил бы так много бешеных потоков идлительных бурь. Поэтому, когда вы въезжаете зимою на гору или с нееспускаетесь, вы не можете удержаться от того, чтобы не обругать самымужасным образом Кутку. "Мы справедливо приходим в ужас по поводу этихбезумств", - замечает по этому поводу один писатель-рационалист. Я же этомунисколько не ужасаюсь; я гораздо больше удивляюсь тому, что у христиан такмало самопознания и что они не замечают того, что они по существу нискольконе отличаются от камчадалов. Они только тем отличаются от камчадалов, чтоони своему гневу по поводу суровости и грубости природы дают выход не каккамчадалы, в ругательствах, а в действиях. Христиане выравнивают горы или покрайней мере проводят через них проходимые, удобные дороги; они бешенымпотокам противоставят плотины или отводят их; короче говоря, они, сколькотолько могут, меняют природу согласно своему пониманию, для своей пользы.Однако каждое такое дело есть критика природы; я не снесу горы, если япредварительно не рассержусь на то, что она существует, не предам анафеме,не прокляну ее; тем, что я ее сношу, я только превращаю это проклятие вдействие. Против постоянных бурных ветров, дающих камчадалам основаниепроклинать их виновника, христиане, правда, не открыли прямого средстваборьбы, как и вообще воздушное царство всего менее познано и побеждено; нохристиане знают другие средства, которые культура дает им в руки, чтобыпредохранить себя от капризов климата. В Библии, правда, говорится:"оставайся в стране и честно прокармливай себя"; и, однако, христианепутешествуют, разумеется, в том случае, если "провидение" дало им для этогосредства, ездят на воды, вообще в страны, где они находят лучший, для нихболее подходящий климат. Но если я покидаю какое-либо место, то я ею вдействительности проклинаю, ругаю; я думаю или, быть может, сам говорю:здесь совсем проклятый климат; здесь я не могу дольше выдержать; здесь япогибну; итак, вон отсюда. Но когда христианин покидает свое отечество,временно или навсегда, то он практически отрицает тем самым свою веру вбожественное провидение; ибо ведь это оно поместило его в этом месте, потомучто оно сочло это место, несмотря на его неприятный и нездоровый климат или,вернее, благодаря ему, наиболее для него - христианина - подходящим и, сталобыть, предопределило его жительство. Провидение ведь простирается на каждую особь, на каждую единицу;провидение, как его мыслят себе рационалистические теисты, провидение,простирающееся только на род, на общее, на общие естественные законы, естьпровидение разве только по имени. Поэтому, если я покидаю данное место, накоторое посадило меня провидение, если я сношу данную гору, которую оно,очевидно, намеренно поставило такой высоты и как раз на этом месте, если япротивопоставляю плотину данному бурному потоку, который, очевидно, обязансвоей силой только воле и могуществу божиим, то я отрицаю, я отвергаю своейпрактической деятельностью мою религиозную теорию и мою веру в то, что все,сделанное богами, хорошо, что все, созданное богами, мудро, не подлежитпорицанию, не может быть превзойдено, ибо ведь бог создал все не на скоруюруку, так лишь в общих чертах, а каждое в отдельности, Как могу я, сталобыть, делать насильственные изменения, как могу я подчинять божественныепредначертания моим человеческим целям, как могу я противопоставлятьмогуществу бога, выразившемуся в силе того бешеного потока, в высоте этойгоры, человеческую силу? Я этого не могу, если я хочу свою веру подтвердитьна деле. Когда жители Книда, рассказывает Геродот, хотели прорыть частьстраны, чтобы сделать из своей страны настоящий остров, то пифия запретилаим это в следующих стихах: Не смейте Истма прорывать и укреплять! Зевс остров, захоти он, сотворил бы сам. И когда Риму было сделано предложение отвести притоки Тибра, чтобывоспрепятствовать его разливам, то реатинцы, как рассказывает Тацит в своих"Анналах", воспротивились этому, говоря, что природа - что в данном случае,очевидно, то же, что бог, - наилучшим образом позаботилась о человеческихинтересах, дав рекам их устье, их течение, их исток, точно так же, как и ихвпадение. Поэтому все культурные средства, все изобретения, которые сделалчеловек, чтобы оберечь себя от насилий природы, как, например, громоотводы,последовательная религиозная вера осуждала, как посягательства противбожеского управления, осуждала - кто бы мог это подумать? - еще даже в нашевремя. Когда был открыт и применен серный эфир в качестве болеутоляющегосредства, то - как мне рассказал один вполне заслуживающий доверия человек -теологи одного протестантского университета, университета в Эрлангенезапротестовали против этого, а именно против применения его при тяжелыхродах, ибо в Библии сказано: "в муках будешь ты рождать", следовательно,рождение в муках есть прямое предписание, волеизъявление бога. Таким глупыми таким одновременно дьявольским делает человека теологическая вера!Вернемся, однако, опять назад от протестантских теологов и университетов ккамчадалам, у которых гораздо больше разума, ибо они совершенно правы, когдатворца крутых, человеческой культуре не доступных, гор, бешеных потоков,уничтожающих посевы и нивы, постоянных бурных ветров считают за неразумное ибессмысленное существо, ибо природа слепа и лишена разума; она есть то, чтоона есть, и делает то, что она делает, не намеренно, не умышленно, а понеобходимости, или, если мы человека, как и следует, причислим к природе -ведь он тоже естественное существо, создание природы, - то она имеет свойразум только в разуме человека. Ведь только человек своим устроительством исвоими учреждениями накладывает на природу печать сознания и разума, толькоон, чем дальше, тем больше с течением времени преобразует Землю в разумное,человеку соответствующее жилище и когда-нибудь преобразует ее в еще болеечеловеческое, более разумное жилище, чем то, которое существует теперь. Ведьдаже климат изменяется под влиянием человеческой культуры. Что такое сейчасГермания и чем она когда-то была, даже еще во времена Цезаря! Но каксогласовать такие насильственные преобразования, произведенные человеком, сверой в сверхъестественное, божественное провидение, которое все сотворило ио котором говорится: "бог взглянул на псе, что он сотворил, и оказалось, что все былохорошо". Еще одно утверждение должен я разъяснить в немногих словах. Я сказал,что существование провидения пытались доказать главным образом такимиявлениями природы, которые помогают или предохраняют против последствийсуществующего или естественно-необходимого зла. В особенности усмотрелипоэтому доказательства особого провидения в оружии животных, которым онизащищаются против своих врагов, и в защитных средствах органов человеческогои животного тела. Так, "глаз защищен ресницами от проникновения в негомешающих ему материальных частиц, бровями - от капающего со лба пота,глазными костями - против поранении, а веком он может быть совсем прикрыт".Но почему не защищен глаз от пагубных последствий удара кулаком, брошенногокамня или других влияний, разрушающих глаз или по крайней мере нарушающихсилу зрения? Потому что существо, образующее глаз, не есть всемогущее ивсезнающее существо, не есть бог. Если бы глаз сотворило всевидящее око ивсесильная рука, то и глаз был бы защищен против всех возможных опасностей.Но существо, образовавшее глаз, не подумало при образовании его о брошенномкамне, об ударе кулака и о бесчисленных Других разрушительных воздействиях,потому что природа вообще не думает, а следовательно, и не знает наперед обопасностях, могущих постигнуть какой-либо орган или существо, как это знаетбог. Каждое существо, каждый орган защищен лишь против определенныхопасностей, против определенных воздействий, и эта защита едина сопределенными свойствами этого существа, этого органа, едина с егосуществованием, так что без этой защиты он и существовать не мог бы. Разчто-нибудь должно существовать, то оно должно иметь и средства длясуществования, раз что-нибудь должно жить и хочет жить, то оно должно быть ив состоянии отстоять свою жизнь, защитить ее, стало быть, против враждебныхнападений. Жизнь есть борьба, война; непосредственно вместе с жизнью даноодновременно и оружие как средство ее сохранения. Глупо поэтому нарочито выдвигать оружие, средства защиты и делать ихдоказательством существования провидения. Если жизнь необходима, тонеобходимо и средство сохранения жизни. Раз есть война, то есть и оружие:нет войны без оружия. Стало быть, если хотят удивляться средствам защитыоргана, защиты животного, то следует удивляться существованию этого органа,этого животного. Все эти средства защиты по своей природе ограничены исоставляют нечто единое со свойствами данного органа, данного существа; ноименно в силу своего единства с природой существа, с природой органа, они неявляются доказательствами наличия намеренно или произвольно творящегосущества, и именно в силу своей ограниченности не являются доказательствамисуществования всемогущего и всезнающего бога, ибо бог защищает существо,защищает орган против всех, какие только возможны, опасностей. Каждоесущество возникло при условиях, заключавших в себе не больше того, что былодостаточно для создания данного существа, каждое существо стремится посильноотстоять себя, сохранить себя, сколько это только возможно, сколькопозволяет ему его ограниченная природа; каждое существо имеет инстинктсамосохранения. Из этого инстинкта самосохранения, который, однако, един синдивидуальной природой органа или существа, но отнюдь не от всемогущего ивсезнающего существа происходят оружия, средства защиты животных и органов. Наконец, я должен еще упомянуть об одном возражении, которое делаюттеисты против прежних атеистов, или натуралистов, производивших людей иживотных из природы без участия бога, производивших, впрочем, способом, неявлявшимся, разумеется, достаточно научным. Если природа некогда создалаживотных и людей, первично произведя их на свет без уже имеющихся животных илюдей, то почему этого не случается больше теперь? Я отвечаю: потому чтовсему в природе есть свое время, потому что природа может лишь то, к чемуданы необходимые условия; если поэтому теперь уже больше не происходит того,что происходило некогда, то были тогда такие условия, которые теперьотсутствуют. Но, может быть, когда-нибудь наступит время, когда природасделает опять то же самое, когда старые породы животных и люди исчезнут иновые люди, новые породы возникнут. Вопрос, почему этого больше непроисходит теперь, представляется мне таким же, как если бы спросили, почемудерево дает плоды только осенью, а цветы - весной, разве не могло бы оно безперерыва цвести и давать плоды? Или почему данное животное лишь в данноевремя находится в периоде течки, разве не могло бы оно постоянно вожделеть ибеременеть? Только индивидуальность, только, так сказать, неповторяемостьесть соль земли, соль природы; только индивидуальность есть оплодотворяющееи творческое начало; только совершенно индивидуальные условия или отношенияна земле, революции земли, которые в том виде, как они были, больше неповторились, создали органические существа, по крайней мере те, которые современи последней геологической эпохи на земле существуют, и в том виде, какони существуют. И человек, или дух человеческий, не всегда, не во всякоевремя создает оригинальные вещи; нет! всегда бывает только определеннаяэпоха в жизни человека, счастливейшая, наиболее благоприятная, бываютсобытия в жизни, жизненные моменты, жизненные условия, которые позже невстретятся, не повторятся, по крайней мере в своей первичной свежести,только в эти моменты человек создает оригинальные произведения; вбольшинстве же других моментов он только повторяется, он только умножаетсвои оригинальные создания путем ординарного, обычного их воспроизведения. Этим замечанием я заканчиваю главу о природе. Я этим выполнил первуючасть своей задачи. Эта задача заключалась в том, чтобы доказать, чточеловек должен вести свое происхождение не от неба, а от земли, не от бога,а от природы, что человек должен начинать свою жизнь и свое мышление вместес природой, что природа не есть действие отличного от нее существа, но - какговорят философы - есть причина себя самой, что она не творение, несущество, сделанное или созданное из ничего, а существо самостоятельное,объяснимое лишь из себя и производимое лишь из себя, что происхождениеорганических существ, происхождение Земли, происхождение даже Солнца, еслимы его мыслим себе происшедшим, всегда было естественным процессом, что мы,чтобы наглядно представить себе их происхождение и сделать его понятным,должны исходить не от человека, художника, ремесленника, мыслителя,строящего мир из своих мыслей, а от природы, как древние народы, которые,следуя своему верному природному инстинкту - по крайней мере в своемрелигиозном и философском учении о происхождении мира - сделали естественныйпроцесс, процесс рождения, прообразом и творческим принципом мира, что какрастения произошли от ростка, животное от животного, человек от человека,так и все в природе от естественного существа, ему подобного, емуродственного по своему веществу и существу, короче говоря, что природа неможет быть произведена от духа, не может быть объяснена из бога, ибо всесвойства бога, поскольку они не очевидно человеческие, сами взяты ипроизведены от природы. Но как ни очевидно само собой, что чувственное, телесное существоприроды не может быть выведено из духовного, то есть абстрактного, существа,- есть все же в нас нечто, что делает для нас это выведение правдоподобным изаставляет казаться естественным, даже необходимым, нечто, что противитсятому, чтобы естественное, чувственное, телесное существо мыслить себе какпервое, изначальное, как существо, через которое нельзя перейти; есть в нас нечто, из чего вышла вера, представление о том, что мир,природа, есть продукт духа, что она даже произошла из ничего. Но я этовозражение уже устранил и разъяснил, показав, что человек из чувственноговыводит общее и это общее затем предпосылает чувственному как основание. Поэтому способность человека к абстракции и с ней связанная силавоображения (потому что только силой своего воображения делает человексамостоятельными абстрактные, общие понятия, мыслит себе их как существа,как идеи) побуждают его выйти за пределы чувственного и производитьтелесный, чувственный мир от нечувственного, абстрактного существа. Но глупоэту субъективную, человеческую необходимость делать объективной потому, чточеловек, когда он возвысился однажды от чувственного к сверхчувственному, тоесть к мыслимому, абстрактному, общему, - затем от общего, абстрактногоспускается к конкретному и это конкретное выводит из общего, глупо, незамечая этого, выводить это конкретное из общего. Что это ошибочно, явствуетуже из того, что для того, чтобы телесное, материальное иметь возможностьвывести из духа, приходится прибегать к пустому, фантастическомупредставлению о сотворении из ничего. Но если я говорю, что мир сотворен изничего, то я этим ничего не говорю; это ничто есть пустая отговорка, припомощи которой я уклоняюсь от вопроса: откуда же взял дух недуховные,материальные, телесные вещества для мира? Это ничто, хотя оно было некогдатаким же священным пунктом веры, как и существование бога, есть не что иное,как одно из бесчисленных теологических, или поповских, ухищрений и уловок,которыми в течение веков обманывали людей. Сказать, как Яков Беме и Гегель,вместо: бог создал мир из ничего,- он создал его из себя как из духовнойматерии, - значит лишь уклониться от этого "ничего". Как я уже раньшепоказал, я таким образом не подвинусь ни на один шаг вперед, ибо как вывестииз духовной материи, из бога вообще материю действительную? Сколько быпоэтому ни измышляли теологических и спекулятивных ухищрений и уловок, чтобыиметь возможность произвести мир от бога, но одно остается в силе: то, чтоделает мир миром, чувственное - чувственным, материю - материей, есть нечто,что теологически и философски не может быть откуда-нибудь выведено иобъяснено, нечто непроизводное, имеющее просто свое бытие, нечто, что можнобрать лишь как таковое, понимаемое лишь из себя и через посредство себя.Этим я заканчиваю первую часть своей задачи. Я перехожу теперь ко второй, и последней, части моей задачи, котораязаключается в том, чтобы доказать, что бог отличный от природы есть не чтоиное, как собственное существо человека, точно так же, как в первой частимне надлежало показать, что отличный от человека бог есть не что иное, какприрода или существо природы. Или: в первой части мне нужно было доказать, что существо естественнойрелигии есть природа, что в природе и естественной религии ничто другое нераскрывается и не обнаруживается, как природа; теперь мне надлежит доказать,что в религии духа ничто другое не выражается и не раскрывается, каксущество человеческого духа. Я уже в своих первых лекциях объяснял, что я вэтих лекциях не касаюсь второстепенных различий в религии, что я свожурелигию всего лишь к двум разновидностям или противоположностям, кестественной религии и к религии человеческой, или духовной, - к язычеству ихристианству. Я перехожу теперь поэтому от сущности естественной религии,или язычества, к сущности христианства. Но прежде, чем переходить к самомухристианству, необходимо, по крайней мере вкратце, охарактеризоватьпереходные ступени, те побуждения, которые отвлекают человека от природы,возвращают его назад к самому себе, заставляют его искать свое спасение невне себя, а в себе; при этом, однако, необходимо подробно коснуться и техмоментов, которые одинаково относятся и к религии духа, и к естественнойрелигии, следовательно, к религии вообще, и которые имеют чрезвычайнуюважность для понимания сущности религии; эти моменты, однако, соответственнотой последовательности, которой человек вынужден следовать как в речи, так ив мышлении, могут быть лишь теперь разобраны, по крайней мере, полностью. Опереходе от естественной религии к теизму в собственном смысле слова, илимонотеизму, говорят в "Сущности религии" параграфы 26-41. Природа есть первый предмет религии, но природа там, где она религиознопочитается, является для человека предметом не как природа, какой онаявляется нам, а как человекоподобное или, вернее, человеческое существо.Человек, стоя на точке зрения естественной религии, молится солнцу, потомучто он видит, как все от него зависит, как ни одно растение, ни одноживотное, ни один человек не может без него существовать, но он все же непочитал бы его религиозно, не молился бы ему, если бы не представлял себесолнце в виде существа, которое по собственной воле, как человек, движетсяпо небу, если бы не представлял себе действия солнца в виде добровольныхдаров, которые оно исключительно по доброте своей посылает земле. Если бычеловек рассматривал природу такой, какова она есть, глазами, которыми мы еерассматриваем, то отпало бы всякое побудительное основание для религиозногопочитания. Ведь чувство, влекущее человека к почитанию какого-либо предмета,предполагает заранее, что предмет к этому почитанию не нечувствителен, чтоон, стало быть, имеет чувство, что он имеет сердце и притом человеческоесердце, чувствительное к человеческим обстоятельствам. Так, греки во времяперсидской войны молились ветрам, принося им жертвы, но только потому, чтоони смотрели на них, как на соратников, как на союзников против персов.Афиняне особенно почитали Борея, северный ветер, и просили его о содействии,но они и рассматривали его, как рассказывает Геродот, как им дружественное идаже родственное существо, ибо он имел своей женой дочь их царя Эрехтея. Ночто же превращает естественный предмет в человеческое существо? Фантазия,сила воображения. Это она представляет нам существо иным, чем оно есть вдействительности; это она заставляет природу являться человеку в томчарующем и заколдовывающем глаз, ослепляющем свете, для которогочеловеческий язык придумал выражение: божественность, божество, бог: этоона, стало быть, создала богов людей. Я уже говорил, что слово "бог","божество" есть первоначально только общее имя, а не имя собственное, чтослово "бог" первоначально означало не субъект, а определение, то есть несущество, а качество, подходящее или прилагаемое к каждому предмету, которыйпредставляется человеку в свете фантазии божественным существом, которыйпроизводит на человека, так сказать, божественное впечатление. Всякийпредмет может поэтому сделаться богом, или, что то же, предметомрелигиозного почитания. Я говорю, что одно и то же: бог или предметрелигиозного почитания; ибо нет другого отличительного признака длябожества, как религиозное почитание: бог есть то, что религиозно почитается.Но религиозно почитается предмет только в том случае, если и поскольку онявляется существом, предметом фантазии или силы воображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.