Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двадцатая лекция




Всякий предмет не только может почитаться, но и на самом делепочитается человеком за бога, или-что то же, - религиозно почитается. Этаточка зрения есть так называемый фетишизм, когда человек без всякой критикии различения делает своими богами всевозможные предметы и вещи, будут ли ониискусственными или естественными произведениями природы или человека. Так,например, негры в Сиерра-Леоне избирают себе своими богами рога, раковыеклешни, гвозди, булыжники, раковины улиток, головы птиц, корни; носят их нашее в мешочке, убранном бусами и другими украшениями (Бастгольм, в указанномместе). "Таитяне поклонялись флагам и вымпелам европейских кораблей,мадагаскарцы считали за богов математические инструменты, остяки оказывалирелигиозное почитание нюренбергским часам, имевшим фигуру медведя" (Майнерс,в указанном месте). Но почему люди делали своими богами раковины улиток,раковые клешни, флаги и вымпела? Тому причиной фантазия, сила воображения,которая тем могущественнее, чем более велико невежество человека. Дикари незнают, что такое часы, флаг, математический инструмент; они поэтомувоображают, что эти предметы представляют собой что-то иное, чем ониявляются в действительности; они делают из них фантастическое существо,фетиша, бога. Теоретическая причина, или источник, религии и ее предмета,бога, есть поэтому фантазия, сила воображения. Христиане обозначают теоретическую способность к религии словом вера.Религиозный и верующий для них - одно и то же; одно и то же - неверие иотрицание бога, или нерелигиозность. Но если мы ближе исследуем, чтообозначает это слово, то окажется, что оно не что иное, как силавоображения. Вера, говорит Лютер, величайший авторитет в данной области,величайший герой веры среди немцев, как его называли, немецкий апостолПавел, "вера", говорит он, например, в своем толковании первой книги Моисея,"поистине всемогуща... Для верующего все возможно. Ибо вера делает так, чтоничто становится чем-то, и из предметов, как бы они ни были невозможны, онаделает возможное". Но это всемогущество веры есть лишь всемогуществофантазии, силы воображения. Символами христианской веры - по крайней мере,согласно вере Лютера - являются крещение и причастие. Вещество, материякрещения есть вода, материя причастия вино и хлеб, но для веры естественнаявода крещения есть духовная вода, как говорит Лютер, хлеб есть тело, вино -кровь господа, то есть это сила воображения превращает вино в кровь, хлеб втело. Вера верит в чудеса, можно даже сказать, что вера и вера в чудесаедины; вера не связывает себя законами природы; вера свободна, неограничена;она полагает все возможным. "Разве для господа что-нибудь невозможно?" Ноэта не связанная никакими законами природы сила веры, или сила бога, именнои есть сила воображения, для которой нет ничего невозможного. Вераустремляет свой взор на невидимое; "вера относится не к тому, что видимо, -говорится в Библии, - а к тому, что невидимо". Но и сила воображения имеетдело не с тем, что видимо, а с тем, что невидимо. Сила воображения имеетдело только с предметами и существами, которых уже более нет, или еще нет,или которых, по крайней мере, нет налицо. "Вера, - говорит Лютер в указанномтолковании, - непосредственно тяготеет к тому, что еще есть сплошное ничто,и ждет, чтобы оно стало всем". "Вера, - говорит он в другом месте, ужеотмеченном в моем "Лютере", - имеет дело, собственно говоря, только сбудущим, а не с настоящим". Поэтому верующий не падает духом, если емусейчас плохо; он надеется на лучшее будущее. Но главный предмет силывоображения есть именно будущее. Прошлое, хотя и является также предметомфантазии, не занимает нас, не интересует нас так, как будущее; ибо оно лежитпозади нас; оно неизменно; оно прошло. Чего же нам о нем много заботиться?Но другое дело - будущее, которое нам еще предстоит. И, конечно, в этомотношении Лютер совершенно прав, когда он порицает неверие в будущее, когдаон порицает человека за то, что тот отчаивается, не находя выхода внастоящий момент, ибо сегодняшний день не есть день светопреставления;настоящее не есть конец истории. Все еще может сложиться по-иному, чем внастоящее время, как бы ни был печален взгляд на настоящее. В особенностиэто относится к социальным и политическим делам, к делам, которые касаютсячеловечества в его целом; ибо отдельного человека постигает, конечно,несчастье, когда надежда на улучшение или на перемену исчезает, когда"отчаяние является обязанностью". Бог, говорят христиане, не есть предмет чувственности; его нельзявидеть, нельзя чувствовать; но он не является также, говорят, по крайнеймере, правоверные христиане, и предметом разума; ибо разум опирается толькона чувство; бога нельзя доказать, в него можно лишь верить, или бог несуществует для чувств, для разума; он существует лишь для веры, то есть онсуществует лишь в воображении. Лютер говорит в своем "Собрании церковныхпроповедей": "Я часто говорил, что бог в отношении к людям проявляет себятаким, каким он мыслится, каким ты мыслишь бога, в какого веришь, таким тыего и имеешь. Кто его рисует себе в своем сердце милостивым или гневным,добродушным или угрюмым, тот его таким и имеет. Когда ты думаешь, что он натебя сердится и тебя не хочет знать, то так тебе и будет. Но если ты можешьсказать: я знаю, что он хочет быть моим милостивым отцом и так далее, то ты егои имеешь таким". "Каким мы его чувствуем, - говорит он в своих "Проповедях опервой книге Моисея",- таков и он по отношению к нам. Если ты мыслишь егосебе гневным и немилостивым, то он и на самом деле немилостив". "Если тыего, - говорит Лютер в своем толковании второго послания св. Петра, -считаешь за бога, то он и действует для тебя, как бог". Это значит: богтаков, каким я его себе представляю в своей вере, каким я его воображаю;или: свойства бога зависят от свойства моей силы воображения. Но то, чтоотносится к свойствам, относится и к бытию бога. Если я верю, что бог есть,то бог есть именно для меня; и точно так же: если я не верю, что он есть, тодля меня и нет никакого бога. Короче говоря, бог есть существо, созданноевоображением, существо, принадлежащее фантазии; и так как фантазия естьформа или орган поэзии, то можно также сказать: религия есть поэзия, богесть поэтическое существо. Если религию представляют себе и определяют как поэзию, тонапрашивается вывод, что тот, кто уничтожает религию, то есть кто разлагаетее на ее составные части, уничтожает и поэзию, и искусство вообще. И насамом деле такие выводы делались из моих разъяснений сущности религии, и посему случаю воздымались в ужасе руки ввиду отвратительного одичания, котороевносится этим учением в человеческую жизнь, ибо оно лишает человечествопоэтического воодушевления и вместе с религией разрушает поэзию. Но я был бысумасшедшим, безумцем, если бы хотел упразднить религию в том смысле, какоймне в своих обвинениях приписывают противники. Я не упраздняю религии, неупраздняю субъективных, то есть человеческих, элементов и оснований религии,- чувства и фантазии, стремления опредмечивать свой внутренний мир иолицетворять его, что уже заложено в природе языка и аффекта, не упраздняюпотребности очеловечивать природу, делать ее предметомрелигиозно-философскопоэтического воззрения, но делать это необходимоособым, существу природы отвечающим способом, как он известен нам благодаряестествознанию. Я упраздняю лишь предмет религии, вернее, той религии,которая существовала до сих пор; я хочу лишь, чтобы человек не привязывалсябольше своим сердцем к вещам, которые уже больше не соответствуют егосуществу и потребности и в которые он, стало быть, может верить, которыеможет почитать лишь в противоречии с самим собой. Есть, правда, много людей,у которых поэзия, фантазия привязаны к предметам традиционной религии и укоторых, отняв эти предметы, отымаешь и всякую фантазию. Но многие - все жене все, и что для многих необходимо, - не есть еще необходимость сама посебе, и что сегодня необходимо, не является еще необходимым на вечныевремена. Разве человеческая жизнь, история, природа не дают нам достаточноматериала для поэзии? Разве живопись не имеет другого содержания, крометого, какое она черпает в христианской религии? Я не только не упраздняюискусства, поэзии, фантазии, наоборот, я уничтожаю (aufhebe) религию лишьпостольку, поскольку она является простой прозой, а не поэзией. Мы приходим,таким образом, к существенному ограничению положения: религия есть поэзия.Да, она - поэзия, но с тем отличием от нее, от искусства вообще, чтоискусство не" выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самомделе, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает своивымышленные существа за существа действительные. Искусство не заставляетменя считать данный пейзаж за действительную местность, данное изображениечеловека - за действительного человека, религия же хочет, чтобы я даннуюкартину принимал за действительное существо. Простая точка зрения художникаусматривает в древних статуях богов лишь произведения искусства; религиознаяже точка зрения язычников в этих произведениях искусства, в этих статуяхвидела богов, действительные, живые существа, для которых они делали все,что постоянно делали для почитаемого и любимого действительного существа(17). Они привязывали изображения богов для того, чтобы они не убежали, ониодевали и украшали их; угощали их дорогими кушаньями и напитками, укладывалиих на мягких застольных диванах - это делалось, по крайней мере, у римлян, сбогами-мужчинами, богиням же не дозволялось лежать за столом, как когда-то иримлянкам, - их купали и умащали, снабжали всеми принадлежностямичеловеческого туалета и тщеславия, зеркалами, полотенцами, щетками, слугамии служанками, делали им по утрам туалет, как знатным господам, услаждали ихзрелищами и другими развлечениями. Августин приводит рассказ Сенеки проодного старого и дряхлого комедианта, который ежедневно давал своепредставление в Капитолии, точно он мог доставлять богам удовольствие, послетого как люди уже давно им были пресыщены. Именно потому, что изображениябогов или статуи назывались богами и были богами, - и скульптор или вообщетот, кто делал изображения, назывался теопойосом, то есть делателем богов;искусство скульптора называлось искусством делания богов. То же, что мы видим здесь у образованнейших народов древности, мывстречаем и в настоящее время у народов некультурных - с той лишь разницей,что их боги и идолы не являют собой шедевров человеческого искусства,подобно греческим и римским. Так, например, остяки имеют своими идоламидеревянные куклы с человеческими лицами. Большинство из них, однако, теперьхристиане. "И этих своих идолов они снабжают нюхательным табаком и прилагаютпри этом немного мочалки, убежденные, что идол, понюхавши табак, заткнетпо-остяцки нос этой мочалкой. Если случится, что проезжие русские похитятэтот табак ночью, когда все спят, то на утро остяки дивятся, как мог идолупотребить так много табаку" (Бастгольм, в указанном месте). Не толькоязычники, но и христиане были, и отчасти являются еще и до сих пор,почитателями изображении, и они считали и считают отчасти и до сих поррелигиозные картины за действительные существа, даже за те самые предметы,которые на этих картинах представлены. Правда, ученые христиане отличалиизображение от предмета; они говорили, что чтут только предмет черезпосредство изображения, а не самое изображение, чтут и молятся ему; но народне считался с этим тонким различием. В греческой церкви, как известно,христиане в течение двух столетий даже вели друг с другом борьбу за и противпочитания икон, пока, наконец, не победило почитание. Среди христианособенно выделяются наши милые восточные соседи, русские, в качествепочитателей икон. "Каждый русский имеет обыкновенно медное изображение св.Николая или другого какого-либо святого в своем кармане. Всюду носит он егос собой. Иногда можно видеть, как солдат или крестьянин вынимает своегомедного бога из кармана, поплюет на него, вытрет его рукой, вычистит,поставит перед собой, упадет перед ним на колени, бесчисленное число разкрестясь, вздохнет и сорок раз произнесет: "господи помилуй". Затем онсвоего бога кладет опять в карман и идет дальше". Далее, "каждый русскийимеет у себя дома несколько икон, перед которыми он возжигает свет. Если мужложится спать со своей женой, то он предварительно завешивает иконы платком.Русские публичные женщины так же почтительны к своим святым. Когда онипринимают гостей и хотят им отдаться, то они раньше всего закутывают своииконы и гасят зажженные перед ними свечи" (Штейдлин, Сборник по историирелигий). Мы видим, заметим кстати, на этом примере, как легко человекобращается с моралью, исповедуя религию, с упразднением которой обычнопредполагают и упразднение морали, как будто мораль не имеет своихсамостоятельных основ. Ему достаточно всего только завесить изображениесвоего бога; но ему достаточно, если он не хочет поступать так аляповато,как поступает русская публичная женщина и русский крестьянин, ему достаточнонад божественным правосудием раскинуть только плащ христианской любви,божественного милосердия, чтобы беспрепятственно делать то, что емузаблагорассудится. Я привел эти примеры поклонения иконам только для того, чтобы на нихпоказать различие между искусством и религией. Обоим им обще то, что онисоздают изображения - поэт создает образы из слов, живописец - из красок,скульптор-из дерева, камня, металла, - но художник, если в его дело невмешивается религия, ничего другого не требует от своих изображений, кактолько того, чтобы они были верны и прекрасны; он дает нам видимостьдействительности; но он эту видимость действительности не выдает задействительность. Религия же, напротив того, обманывает человека или,вернее, человек обманывает себя сам в религии; ибо она выдает видимостьдействительности за действительность; она делает из изображения живоесущество, существо, которое, однако, живет лишь в воображении; вдействительности же изображение есть только изображение, - существо, котороеименно поэтому есть божественное существо и божественным называется. Ибосамая сущность бога заключается в том, что он есть созданное воображением,недействительное, фантастическое существо, одновременно предполагаемоесуществом реальным, действительным. Религия не требует поэтому от своихизображений, подобно искусству, чтобы они были верны, соответствовалиизображаемому предмету и были прекрасны; наоборот, истинно религиозныеизображения - самые некрасивые, безобразные. До тех пор, пока искусствослужит религии, а не принадлежит самому себе, оно создает постояннопроизведения, не могущие еще претендовать на название произведенийискусства, как это доказывает история греческого и христианского искусств.Религия больше требует от своих изображений, чтобы они были полезнычеловеку, Чтобы они помогали ему в нужде; поэтому - так как ведь толькоживые существа могут помогать - она придает своим изображениям жизнь ипритом человеческую жизнь не только по видимости, по фигуре, как это делаетхудожник, а и на деле, то есть придает им человеческое чувство, человеческиепотребности и страсти, приносит сама им в дар пищу и питье. Как, впрочем, нибессмысленно, что остяк ждет помощи от идола, который всем, что он имеет ичто он собой представляет, обязан добродушию и силе воображения,ограниченности и невежеству остяка, что вообще человек ждет помощи от картини статуй, - в основании этой бессмыслицы лежит, однако, тот смысл, что,собственно говоря, только человек может помочь человеку, что бог, для того,чтобы помочь человеку, должен иметь человеческие чувства и, следовательно,человеческие потребности, ибо иначе он не будет иметь и сочувствия кчеловеческой нужде. Кто никогда не испытал, что такое голод, не поможет и внужде голодающему. Но то, что имеет силу помочь, имеет силу и вредить.Религия, стало быть, в отличие от искусства, рассматривает изображения,создаваемые ею, как предметы чувства зависимости, как существа, которыеимеют силу приносить пользу и вред, как существа, которым человек поэтомувозносит хвалы и приносит жертвы, перед которыми он падает на колени,которым он молится, чтобы расположить их к себе. Я привел, однако, примеры поклонения иконам не для того, чтобы показатьна них различие между искусством и религией только применительно к такназываемым идолопоклонническим религиям; я привел их, потому что в нихнаглядным, доступным чувствам образом дает себя знать как сущность религиивообще, так и сущность христианской религии. Человеку приходится постоянноотправляться от чувственного, как от самого простого, бесспорного иявственного, и уже отсюда переходить к предметам сложным, абстрактным,удаленным от глаза. Различие между христианской религией и языческойзаключается лишь в том, что изображения христианской религии, по крайнеймере там, где она сохраняет свое отличие от язычества, где она сама неязыческая и языческой не делается, являются не каменными, металлическими,деревянными или красочными изображениями, а изображениями духовными.Христианская религия опирается не на чувства, а - как я говорил мимоходом водной из своих первых лекций - на слово, на слово божие, как называли Библиюдревние верующие христиане, которую они, как особое откровение божие,противопоставляли природе; не на силу чувственности, как язычники, которые силе чувственной любвии деторождения приписывали бытие, сотворение мира, а на силу слова; богсказал; "да будет свет, - и был свет", да будет мир, - и был мир. "Словобожие, - говорит Лютер, - есть, следовательно, драгоценный, дорогой дар,который бог настолько высоко ценит и чтит, что он даже и небо, и землю,солнце, луну и звезды за ничто ставит по сравнению с этими словами, ибо,ведь, словом созданы все творения". "Небо и земля прейдут, но мои слова непрейдут". Или, так как слово (субъективно для человека) имеет своимпосредником слух, то можно сказать, как я уже раньше мимоходом заметил, чтохристианская религия опирается также на чувство, но только на слух. "Отымислово, - говорит Кальвин в своем "Учении о христианской религии", - и неостанется веры". "Хотя человек, -говорит он же, - и должен серьезно обращатьсвой взор на созерцание божьих творений (то есть природы), но прежде всего ив особенности должен он устремить свои уши для восприятия слова, ибо образбожий, запечатленный в чудесной форме мира, недостаточно действенен". Именнопоэтому и ратует Кальвин против всякого телесного изображения бога, ибовеличие его не может быть уловлено глазом, и отвергает положение,высказанное вторым Никейским собором, гласящее, "что бог познается не черезодно лишь выслушивание слова, но и через созерцание изображений. КорнелийАгриппа фон Неттесгейм говорит в своем сочинении о недостоверности и тщетенаук: "Мы (а именно, христиане) не должны учиться из запрещенной книгиизображений, но из книги божией, которая есть книга священного писания. Кто,следовательно, хочет познать бога, пусть не ищет его в изображенияхживописцев и скульпторов, а изучает, как говорит Иоанн, в писании, ибо оносвидетельствует о нем. Те же, кто не могут читать, должны слушать словописания, ибо вера их, как говорит Павел, идет от слуха. И Христос говорит уИоанна: - мои овцы слушают мой голос". "Слово божие, - говорит Лютер в своемтолковании 18-го псалма, - есть такое слово, что если не закрыть все другиечувства и не внимать ему одним слухом и с верой, то его нельзя восприять". Поэтому христианская религия устраняет чувства, кроме слуха, не делаяих предметом своего почитания. Напротив того, языческий бог есть предмет идругих, даже низших чувств: языческий бог, который имеет свое бытие вдеревянных, каменных, красочных изображениях, который открывается и являетсячеловеку, тот может быть даже осязаем руками, но именно поэтому может бытьразрушен и разбит; язычники сами разбивали своих богов и бросали их в яростив грязь, если считали себя ими обманутыми, если не получали от них помощи.Короче говоря: языческий бог, как телесная вещь, подвержен всем возможнымкапризам природы и человеческого мира. Отцы церкви смеялись над язычникамиза то, что те почитают за богов существа и вещи, к которым даже ласточки идругие птицы имеют так мало уважения, что их пачкают своим пометом.Христианский же бог, наоборот, не есть такое хрупкое и подверженноеразрушению, такое ограниченное в своем местопребывании, запертое или могущеебыть запертым в храме существо, как каменный или деревянный бог язычников;ибо он есть только словесное и мысленное существо. Слово же я не в состоянииразбить, не могу запереть его в храм, не могу его видеть глазами, осязатьруками; слово есть бестелесное, духовное существо. Слово есть нечтовсеобщее; слово "дерево" означает и обнимает собой все деревья - грушевые,буковые, ели, дубы - баз различия, без ограничения; но телесная, чувственнаявещь, почитаемая язычником, есть нечто ограниченное и находится только вэтом месте, но не в другом. Христианский бог есть поэтому существо всеобщее,вездесущее, неограниченное, бесконечное; но все эти свойства применимы и кслову. Короче говоря, сущность христианского, духовного бога, как существа,которое не может быть воспринято чувствами, которое обнаруживает своюнастоящую сущность не в природе или искусстве, а в священном писании, являетнам собой не что иное как сущность слова. Или, иначе выражаясь: различиямежду христианским богом и языческим сводятся лишь к различию между словом ичувственными веществами, из которых состоит языческий бог. Поэтому изхристианского и еврейского бога, строго говоря, не вытекает искусства, ибовсякое искусство чувственно; самое большее, что вытекает, - это поэзия,находящая свое выражение в слове, но отнюдь не живопись и не скульптура. Нашзаконодатель, говорит ученый иудей Иосиф, запретил нам делать изображения,потому что он искусство делать изображения считает за нечто, не приносящеепользы ни богу, ни человеку. Но там, где бог человека не должен и не можетбыть представлен чувственно, в виде изображения, где чувственность исключенаиз всего того, что достойно почитания, из божественного, из высшего, там иискусство не в состоянии достигнуть наивысшего, там оно и вообще не можетпроцветать, или может процветать только в противоречии с религиознымпринципом. Тем не менее, однако, и христианский бог есть тоже продукт силывоображения, есть изображение, как и языческий бог, только изображениедуховное, неосязаемое, изображение, каким является слово. Слово, имя естьпродукт силы воображения - разумеется, действующей разумно согласночувственным впечатлениям, - есть изображение предмета. В речи человекподражает природе; звук, интонация, шум, производимый предметом, естьпервое, что человек подхватывает у природы, что он делает отличительнымпризнаком, или знаком, при посредстве которого он представляет себе предмети которым он его называет. Впрочем, это сюда не относится. В христианстверечь идет не о слове, как о выражении, изображении внешнего, а как овыражении, изображении внутреннего. Следовательно, так как христианский бог раскрывается и высказывается нев изображениях из камня или дерева, а также и не непосредственно в природе,а стало быть, не представляет собой ничего телесного, чувственного, а естьнечто духовное, слово же есть то же изображение, то отсюда вытекает, что ихристианский, даже рационалистический, бог есть изображение силывоображения, а значит - если поклонение изображениям есть поклонение идолам,то и духовное поклонение богу христиан есть идолопоклонство. Христианствоупрекало язычество в идолопоклонстве; протестантизм упрекал видолопоклонстве католицизм, древнее христианство, а теперь рационализмупрекает в идолопоклонстве протестантизм, по крайней мере протестантизмстарый, ортодоксальный, потому что он почитал за бога человека, а сталобыть, изображение бога, - ибо человек ведь есть такое изображение - вместосамого оригинала, вместо настоящего существа. Я же иду еще дальше и говорю:и рационализм, да и всякая религия, всякая религиозная разновидность,возглавляемая богом, то есть существом недействительным, от действительнойприроды, от действительного человеческого существа произведенным и от нихотличным, и делающая его предметом своего поклонения, есть поклонениеизображениям и, следовательно, идолопоклонство, если вообще поклонениеизображениям есть, как сказано, идолопоклонство. Ибо не бог создал человекапо своему образу, как значится в Библии, но человек создал бога по своемуобразу, как я показал это в "Сущности христианства". И рационалист,исповедующий так называемую веру в мысль или разум, создает бога, которогоон почитает, по своему образу; живой прообраз, оригинал рационалистическогобога есть рационалистический человек. Всякий бог есть существо, созданноевоображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человекполагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа (18).Подобно тому как человек сочиняет себе богов не для того, чтобы сочинять,подобно тому как его религиозная поэзия или фантазия не являетсянезаинтересованной, бескорыстной, так не является она и безмерной, инеограниченной, но ее закон, ее мера есть человек. Ведь сила воображенияустремляется сообразно существенным свойствам человека; мрачный, боязливый,всего пугающийся человек рисует себе в своем воображении страшные существастрашных богов; жизнерадостный, веселый человек, напротив того, рисует ивеселых, приветливых богов. Как различны люди, так же различны создания ихвоображения, их боги; правда, можно сказать и наоборот: сколь различны боги,столь же различны и люди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.