Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двадцать девятая лекция




Смысл и суть моего изложения психологического доказательства бытиябожия, доказательства, которое я определил как характеризующее сущностьхристианства, были те, что доказательство бытия бога или, вернее,бесконечного духа, - потому что в качестве такового бог определяется вхристианстве - есть лишь косвенное, непрямое доказательство бесконечностичеловеческого духа, и, наоборот, - доказательство бессмертия говоритнепосредственным, прямым образом о бесконечности как свойстве человеческогодуха. Дело в том, что христиане умозаключают, что должен быть бесконечныйдух, раз существует конечный; - совершенный, раз существует несовершенный; -всеведущий, раз есть знающий кое-что; - всемогущий, раз есть дух, кое на чтоспособный. Но они точно так же заключают, что должна быть вечная,бесконечная жизнь человека, потому что духовные человеческие силы испособности в рамках этой жизни, этого тела не находят себе места, не могутразвиться в меру своих желаний и возможностей; - что человек долженкогда-нибудь все знать, потому что у него неограниченная жажда познания; -что человек, или человеческий дух, должен когда-нибудь сделаться вполненравственным и счастливым или - как хитроумно выражаются современныерационалисты - если и не вполне совершенным, то, по крайней мере, все болеесовершенным, шаг за шагом, вплоть до бесконечности, потому что у него естьне только бесконечная способность к совершенствованию, но и бесконечноевлечение к совершенствованию и счастью - влечение, которое, однако, на этоймаленькой земле, в этот короткий промежуток времени, в этой юдоли скорбиостается неудовлетворенным. Мы отсюда видим, что умозаключение к богу иумозаключение к бессмертию - по существу одно и то же умозаключение, чтоименно поэтому идея божества и идея бессмертия по существу, в основе своейодна и та же. Умозаключение к богу предшествует только умозаключению кбессмертию; божество есть предпосылка бессмертия, без бога нет бессмертия.Но лишь бессмертие является смыслом и целью бытия божьего или умозаключенияк его бытию. Без бога вера в бессмертие не имеет точки опоры, не имеет ниначала, ни основы, ни принципа. Бессмертие есть сверхчувственное желание инеобузданная мысль, противоречащие свидетельству чувств, которыеудостоверяют реальность смерти. Как могу я верить в истинность этой мысли, восуществимость этого желания, если не существует соответствующего этомужеланию, этой мысли, противоречащего чувствам и сверхчувственного,чрезвычайного существа? Как могу я связать эту веру с природой, с миром? В природе не существует другого бессмертия, кроме продолжения рода, прикотором данное существо продолжается в существах себе подобных, то естьместо умершего индивидуума постоянно заступает новый. У низших животных,как, например, у бабочек, с актом оплодотворения связана даженепосредственно смерть. Бабочка умирает, как только она выпустила в мирдругих бабочек или, по крайней мере яички - их зародыши. Если бы не былоразмножения, не было бы и смерти, потому что в воспроизведении данноесущество исчерпывает свою жизненную силу; приумножением самого себя, или,выражаясь иначе, тем, что оно дает миру много существ себе подобных, своеговида, оно уничтожает неповторяемость и тем самым необходимость своегосуществования. Правда, человек на много переживает потерю своей потребностивоспроизводства; но там, где способность воспроизводства человека исчерпана,там вместо с тем начинается и старость, там он приближается, хотя имедленно, к концу. Как могу я, стало быть, связывать с природой веру вбессмертие? Природа дает смерть, бессмертие же дает только бог. Правда, разчеловек верит в бессмертие, то он находит также и в природе достаточнопримеров и доказательств этой своей веры, то есть он истолковывает природу всвоем духе, благоприятно для своей веры; поэтому то, в чем христианеусматривали, как, например, в смене времен года, в восходе и заходе солнца,доказательства или образы своего бессмертия, своего воскресения - потому чтоони в них верили и смотрели на все сквозь очки этой веры, - в том язычники,которые ни в какое бессмертие не верили, усматривали как раз доказательстваили образы своей тленности, или смертности. Лед, - говорит, например,Гораций, - растапливают зефиры, весну прогоняет лето, которое исчезает, лишьтолько осень принесет свой урожай, и сейчас же вслед за тем возвращаетсяопять безжизненная зима. Однако потери неба возмещаются новыми луннымиоборотами; только мы, однажды спустившись туда, где находятся благочестивыйЭней, богатый Туллий и Анк, становимся прахом и тенью. Как могу я, далее,верить тому, что после видимой, очевидной, бесспорной гибели тела ещеостается так называемая душа, то есть сущность человека, если я не верю, чтосуществует вообще душа, дух без тела, и что этот дух без тела есть наивысшаясущность - та сущность, в сравнении с которой все чувственные и телесныесущества ничтожны, бессильны? Вера в бессмертие предполагает поэтому веру вбожество, то есть человек мыслит себе бога потому, что он не может мыслитьсебе бессмертия без бога. В представлении, в доктрине, в учении бессмертиеесть лишь следствие веры в бога; но на практике или в действительности верав бессмертие есть основа веры в бога. Человек не потому верит в бессмертие,что верит в бога, но он верит в бога потому, что верит в бессмертие, потомучто без веры в бога нельзя обосновать веру в бессмертие. По видимости напервом месте стоит божество, на втором - бессмертие; но на самом деле на первом - бессмертие, на втором - божество. Божествоесть первое лишь постольку, поскольку оно является средством, условиембессмертия или, иначе выражаясь: оно есть первое, потому что оно естьвоплощенное блаженство и бессмертие, будущее существо человека,представленное, олицетворенное в виде наличного существа, так что вера вбессмертие и вера в божество не являются особыми символами или предметамиверы, но вера в бога есть непосредственно вера в бессмертие, и, наоборот,вера в бессмертие есть вера в бога. Против этого утверждения, гласящего, что бог и бессмертие - одно и тоже, что они неразличимы, можно привести то возражение, что в бога можноверить, не веря в бессмертие, как это доказали не только многие индивидуумы,но и целые народы. Однако бог, с которым не связано представление или вера вбессмертие человека, не есть еще настоящий, подлинный бог, он есть лишьобожествленное существо природы; ибо божественность и вечность существаприроды еще не включают в себя и бессмертия человека: природа не имеетсердца, она не чувствительна к человеческим желаниям, ей нет дела дочеловека. Если я мыслю себе, подобно древним персам и другим народам,солнце, луну и звезды как вечные существа, то что из этого для меня следует?Солнце, луна и звезды существовали прежде, чем их увидел человеческий глаз,они существуют не потому, что я их вижу, но я их вижу потому, что онисуществуют; хотя они существуют только для существа, обладающего зрением, новсе же они на мой глаз оказывают то влияние, которое мы называем светом;короче говоря, мое видение их предполагает их бытие; они были прежде, чем яих видел, и они будут, когда я их больше не буду видеть, ибо я полагаю, чтоони не для того существуют, чтобы я мог их видеть. Таким образом, чтовытекает отсюда для бессмертия моего глаза или моего существа вообще? Бог,из бытия которого не вытекает бессмертия, есть, стало быть, или некийпредмет природы, или, хотя и человеческое, но аристократическое существо,как боги политеистов, в частности древних греков. У греков люди называютсясмертными, боги - бессмертными. Бессмертие здесь совпадает с понятиембожества; но оно есть привилегия божества; оно не переходит на человека,потому что боги - аристократы, которые ничем из своих преимущественных правне поступаются, потому что они существа ревнивые, эгоистичные, завистливые.Они, правда, насквозь человеческие существа, у них все пороки и страстигреков; но они образуют все же особый класс существ и поэтому не даютобычной человеческой твари принять участие в их блаженстве и бессмертии."Боги сделали уделом бедных людей страх и страдание; они же сами живутсчастливо и беззаботно",- говорится в "Илиаде". Впрочем, по крайней мере дляГомера, отца или крестного отца греческих богов, бессмертие богов так же неслишком много значит, ибо, хотя они в действительности и не умирают, номогут все же умереть. Или же бог, с которым не связано бессмертие, естьнациональный бог, как бог древних евреев. Евреи не верили в бессмертие, нолишь в продолжение рода через размножение, они желали себе лишь долгой жизнии потомства, как вообще древние, в том числе восточные народы, у которыхсчиталось величайшим несчастьем - и считается до сих пор - покинуть этотмир, не оставив детей. Но бог Иегова, по крайней мере древний, по своемусуществу ничем не отличается от существа древних израильтян. Чтоизраильтянин ненавидел, то ненавидел и его бог; что израильтянин охотнообонял, то и господу было приятным запахом. "Ной при выходе из ковчегапринес жертву, и господь обонял приятный запах". Яства, которые они самивкушали, были и яствами их бога. С национальным богом может связываться лишьидея бесконечного распространения и длительности существования нации. "Яхочу, - сказал Иегова родоначальнику евреев, Аврааму, - я хочу благословитьтвое семя и размножить, как звезды на небе и песок на морском берегу". Бог, который не внушает человеку сознания его бессмертия, который длячеловека не является порукой, что тот будет вечно жить, есть лишь бог поимени, но не на деле. Таким номинальным богом является, например, богнекоторых так называемых спекулятивных философов, отрицающих бессмертие идержащихся за бога; но они потому за него держатся, что они многого без негоне могут мыслить и объяснить, потому что им нужно заполнить пробелы ихсистемы, их ума; он поэтому - только теоретическое, философское существо.Таким богом является, далее, бог некоторых рационалистическихестествоиспытателей, который есть не что иное, как олицетворенная природа,или естественная необходимость, вселенная, с чем, разумеется, не согласуетсяпредставление о бессмертии, ибо в представлении о вселенной человек теряетсебя из виду и видит, как он исчезает, - или же этот бог не что другое, какпервая причина природы, или мира; но первая причина мира еще далеко не естьбог. Первой причиной мира я могу мыслить себе простую силу природы. Бог естьпо существу предмет почитания, любви, поклонения; но природную силу я немогу любить, религиозно почитать, ей поклоняться. Бог не есть естественноесущество, естественная сила; бог есть сила абстракции, сила воображения исердца. Бог существует только в сердце, бог, говорю я в предпоследнемпараграфе своего трактата о "Сущности религии", который лежит в основе этихлекций, бог не есть вещь, которую ты можешь найти телескопом наастрономическом небе или лупой в ботаническом саду, минералогическиммолотком в рудниках геологии или анатомическим ножом во внутренностяхживотных и людей: ты его найдешь только в вере, только в способностивоображения, только в сердце человека; потому что он сам не что иное, каксущность фантазии, не что иное, как сущность человеческого сердца. Поэтомупо своей сущности бог есть существо, исполняющее желания человека. Но кжеланиям человека, по крайней мере человека, который не ограничивает своихжеланий естественной необходимостью, принадлежит прежде всего желание неумереть, жить вечно; и это желание есть последнее и высшее желание человека,желание всех желаний, потому что жизнь есть понятие, включающее в себя всеблага; бог, который поэтому не выполняет этого желания, который неуничтожает смерти или не заменяет, по крайней мере, ее другой, новой жизнью,- не есть бог, по крайней мере, не есть истинный бог, соответствующийпонятию бога. Как вера в бессмертие лишена основания без веры в божество,так и вера в бога бессмысленна без веры в бессмертие. Бог есть по существусвоему идеал, прообраз человека; но прообраз человека существует не длясебя, а для человека; его значение, его смысл, его цель лишь те, чтобычеловек сделался тем, что представляет собой его прообраз; прообраз естьлишь олицетворенная, представленная в виде отдельного существа будущаясущность человека. Бог есть поэтому по существу своему коммунистическое, ане аристократическое существо; всем, что он собой представляет и что он имеет, он делится с человеком;все его свойства становятся свойствами человека, и притом с полным правом:они ведь произошли от человека, они ведь взяты от человека, а потому в концеконцов и возвращаются опять к человеку. "Бог блажен,- говорит, например,Лютер, - но он не хочет быть блаженным в одиночестве". Религия представляет бога в виде самостоятельного, личного существа:она видит поэтому в бессмертии и Других божественных свойствах, к которымприобщается человек, как бы дар божественной любви и доброты. Но истиннаяпричина, почему человек при том вырождении религии, при котором мы сейчасприсутствуем, становится в учении о последних вещах божественным существом,- та, что бог, по крайней мере христианский, есть не что иное, как существочеловека. Но если существо человека есть божественное существо, тонеобходимым следствием является то, что и индивидуумы, отдельные люди сутьбоги или становятся ими. Идеалом или образцом и в то же время порукойбожественности и бессмертия не только отвлеченной сущности человека, котораяесть дух, разум, воля, сознание и которая обожествляется в лице невидимого,неосязаемого бога, так называемого бога-отца, но также и отдельного, то естьдействительного, человека, индивидуума, является в христианстве богочеловек,Христос, в котором поэтому явственно дает себя знать и обнаруживается то,что божественное существо есть существо, не отличающееся от человека.Современный рационалист в своей половинчатости, бестактности иповерхностности отказался от богочеловека, но сохранил бога, отказался отвывода, от необходимого следствия веры в бога, но основание ее оставил; он,как я уже показал по другому поводу, сохранил учение, но отверг применение,пример, индивидуальный частный случай, подтверждающий данное учение.Рационалист сохранил дух: бог есть дух, говорит подобно правоверномухристианину рационалист, но, несмотря на свой дух и свою разумную веру, онпотерял голову; у него дух лишен головы, тогда как правоверный христианинсовершенно разумным и естественным образом придал божественному духу в лицесвоего богочеловека голову, как необходимый орган и символ духа. Рационалистпризнает божественную волю; но без необходимых условий и внешних средств дляэтой воли, без двигательных нервов и мускулов, одним словом, без тех орудий,при посредстве которых христианский бог чудесами богочеловека подтверждает идоказывает, что он имеет действительную волю; рационалист говорит обожественной благости и провидении, но он устраняет человеческое сердцебогочеловека, сердце, без которого благость и провидение - лишь пустые словабез истинного содержания; рационалист основывает бессмертие на идее бога - правда, не целиком наней, но отчасти; он говорит о божественных свойствах как ручательствебессмертия: "как верно то, что есть бог, так верно и то, что мы бессмертны";тем не менее он отвергает свидетельство неразрывности, единства божества ибессмертия, ибо отвергает единство божественного и человеческого существа вбогочеловеке как идолопоклонническое суеверие. Заключение: "как истинно то,что есть бог, так истинно то, что мы бессмертны", оправдывается лишь в томслучае, если оно имеет своей предпосылкой положение или может бытьположением, гласящим: "как истинно то, что бог есть человек, так истинно ито, что человек есть бог, а стало быть, истинно также и то, что свойствобога не подлежать смерти и не подвергаться уничтожению есть свойствочеловека". Вывод о бессмертии человека, следующий из понятия бытия божьего,основывается только на единстве, то есть на отсутствии различия междубожественным и человеческим существом. Даже религиозная вера, хотя она ипредставляет бессмертие как следствие благости божией, как дело милосердия,свободной воли бога, основывается в то же время на родственностибожественного и человеческого существа и духа. Но родственность предполагаетединство и одинаковость существа или природы, или, лучше, она есть лишьчувственное выражение для единства и одинаковости. Поэтому - и этим яограничиваю и поправляю ранее высказанное положение - вера человека вбессмертие, разумеется не в смысле христианского бессмертия, может бытьсвязана с безразличным и не имеющим никакого отношения к человеку предметом,существом природы, с солнцем и другими небесными телами; но лишь при условии, что человек рассматривает себя как существо,родственное этим небесным телам, что он верит, что его существо и существоэтих небесных тел имеют одну и ту же природу. Если я небесногопроисхождения, имею небесное существо, то я, разумеется, так же мало могуумереть, как и эти небесные тела, если я их мыслю себе бессмертными. Ихбессмертие ручается за мое собственное, ибо как мог бы отец допустить гибельи смерть своих собственных детей? Он бы тем самым выступил против своихсобственных плоти и крови, против своего собственного существа. Как небесноесущество производит лишь небесные, так и бессмертное существо производит всвою очередь лишь бессмертных детей или существ. Поэтому человек ведет своебытие от бога, дабы тем самым заверить свое божественное происхождение ичерез него божественность, то есть бессмертие своего существа. Кто хочетвыйти из рамок смерти, этого следствия естественной необходимости, тотдолжен выйти и из рамок ее основания, из рамок самой природы. Кто не хочеткончить в рамках природы, тот не может и начинать в рамках природы, а тольколишь вместе с богом. Не природа, нет! сверхъестественное, божественноесущество есть творец, есть моя причина, то есть, попросту говоря: ясверхъестественное, божественное существо; но основанием моейсверхъестественности и божественности является не мое происхождение отсверхъестественного существа; наоборот, я произвожу себя от такового потому,что я в глубине моего существа до такого выведения уже рассматриваю себя кактаковое, и поэтому не могу себя мыслить происшедшим от природы, от мира. "Мывидим, - говорит Лютер в своем толковании 1-й книги Моисея, - что человекесть особое творение, что он создан потому, что он причастен к божеству ибессмертию, ибо человек есть более совершенное творение, чем небо и земля совсем, что на них имеется". "Я есмь человек, - говорит он же в другом месте,уже приведенном в одном из моих более ранних сочинений, - и это значитбольше, чем быть князем. Причина же та, что князя бог не сотворил, носотворил человека, что я есмь человек, это сделал один только бог". Точнотак же говорит языческий философ Эпиктет, в своих учениях и представлениях ввысшей степени приближающийся, однако, к христианству: "Если бы кто твердоусвоил себе, что мы все имеем главной причиной бога, что бог есть отец людей(и богов), то он" наверное, никогда не подумал бы о себе неуважительно илинизко. Если бы император тебя усыновил, то никто не мог бы вынести твоейгордости. Не должна ли, стало быть, мысль о том, что ты сын божий, тебяподымать, делать тебя гордым?". Но не есть ли и каждая вещь, и каждоесущество также создание божие? Согласно религии, не сотворил ли бог все? Да,но он не есть в том же смысле творец животных, растений, камней, как он естьтворец людей; в отношении к людям он отец, но он не отец животных, иначе быхристиане заключили братство с животными, как они из того, что бог есть отецлюдей, выводят, что все люди - братья и должны быть братьями. "Он (бог), -говорит, например, Лютер, в своем собрании церковных проповедей, - он ведьваш отец, и только ваш отец, а не отец птиц, гусей или уток (а также и небезбожных язычников)". Точно так же и платоники, у которых была почти та жетеология, как и у христиан, но не было христологии, различали между богомкак строителем, демиургом и богом как отцом; бога, как создателя духовныхсуществ - людей, они называли отцом, бога, как творца неодушевленных существи животных, они называли строителем, демиургом (см. Плутарх, Платоновскиевопросы). Смысл учения, что бог есть отец людей, или что люди - дети бога,заключается, стало быть, в том, что человек - божественного происхождения,сущность его божественна, а стало быть, и бессмертна. Бог как общий отецлюдей есть не что иное, как олицетворенное единство и одинаковостьчеловеческого рода, понятие рода, в котором все различия людей уничтожены,устранены, но при этом родовое понятие в отличие от действительных людейпредставляется в виде самостоятельного существа. Поэтому совершенно естественно и необходимо, чтобы божественныесвойства стали свойствами человека; ибо то, что относится к роду, относитсяи к индивидуумам. Род есть лишь то, что охватывает всех индивидуумов, то,что обще всем. Поэтому там, где верят в бога без веры в бессмертие, там либоистинный смысл и понятие божества еще не найдены, либо опять утрачены. Аэтот смысл заключается в том, что бог есть олицетворенное родовое понятиечеловека, олицетворенная божественность и бессмертие человека. Поэтому верачеловека в бога, - разумеется, в бога, поскольку он не выражает собойсущества при роды, - есть, как я это говорил в "Сущности христианства", лишь верачеловека в свое собственное существо. Бог есть лишь существо, исполняющее,осуществляющее желания человека, но как могу я верить в существо,осуществляющее мои желания, если я заранее или одновременно не верю всвятость, в существенность и правомерность, в безусловную значимость моихжеланий? Но как могу я верить в необходимость исполнения моих желаний, внеобходимость, которая является основой необходимости существованияисполнителя желаний - бога, если я не верю в себя, в истинность и святостьмоего существа? То, чего я желаю, - это мое сердце, мое существо. Как могу яотличить мое существо от моих желаний? Поэтому вера в бога зависит лишь отверы человека в сверхъестественное величие его существа. Или - вбожественном существе опредмечивает он свое собственное существо. Вбожественном всеведении находит он - чтобы еще раз коротко сформулироватьсказанное - исполнение своего желания все знать, или овеществляетспособность человеческого духа в своем знании не ограничиваться тем илидругим предметом, но охватывать все; в божественном вездесущии илиповсеместности осуществляет он лишь желание не быть связанным ни с какимместом, или опредмечивает способность человеческого духа в своих мыслях бытьвсюду; в божественной вечности, или принадлежности ко всем временам,осуществляет он желание не быть связанным ни с каким временем, не иметьконца, или опредмечивает бесконечность и (по крайней мере, если онпоследовательно мыслит) безначальность человеческого существа, человеческойдуши, ибо если душа не может умереть, прекратить свое существование, то неможет она возникнуть, иметь начало, как многие в это совершеннопоследовательно верили; в божественном всемогуществе осуществляет он лишьжелание все мочь, желание, связанное с желанием все знать или являющеесялишь его следствием; ибо человек что-нибудь может лишь в той мере, в какой,как говорит англичанин Бэкон, он знает, потому что кто не знает, как делаюткакую-нибудь вещь, тот и не может ее сделать; способность делатьпредполагает знание; поэтому кто хочет все знать, тот хочет и все мочь; или- в божественном всемогуществе человек опредмечивает и обожествляет лишьсвое всемогущество, свою неограниченную способность ко всему. Животное, -говор11т один христианский мыслитель, который сам писал об истинностихристианской религии, Гуго Гроций, может только либо то, либо это; номогущество, способность человека неограниченны. В божественном блаженстве исовершенстве человек осуществляет лишь желание самому быть блаженным исовершенным, а стало быть, и морально совершенным; ибо без моральногосовершенства нет блаженства: кто может быть блажен при наличии у негоревности, зависти и недоброжелательства, злобности и мстительности, жадностии пьянства? Божественное существо есть, стало быть, существо человека, но нето, которое имеется в прозаической действительности, а то, котороесоответствует поэтическим требованиям, желаниям и представлениям человека,которое, вернее, должно быть и когда-нибудь будет. Но самое горячее, самоеискреннее, самое святое желание и мысль человека есть или, по крайней меребыло некогда, желание бессмертной жизни и стремление стать бессмертнымсуществом. Поэтому существо человека, поскольку он желает и мыслитбессмертие, есть божественное существо. Иначе бог есть не что иное, какбудущее бессмертное существо человека, мыслимое - в отличие от телесного,чувственно существующего человека - самодовлеющим, духовным существом. Богесть нечеловеческое, сверхчеловеческое существо; но будущий бессмертныйчеловек есть также существо, стоящее над нынешним, действительным, смертнымчеловеком. Как бог отличен от человека, так же отличен и составляющийпредмет веры будущий или бессмертный человек от действительного, нынешнего,или смертного, человека. Короче говоря, единство, неразличимость божества ибессмертия, а следовательно, божества и человечества, есть разрешеннаязагадка религии, в частности христианской. Как, стало быть, природа какпредмет и содержание человеческих желаний и воображения, есть сущностьестественной религии, так и человек как предмет и содержание человеческихжеланий, человеческого воображения и абстракции есть сущность религии духа,христианской религии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.