Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторное занятие № 5




Данная методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует медицинского вмешательства.

Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних степенях – к полному срыву деятельности.

Отличительная черта хронического утомления – его длительное «подспудное» накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При сильных степенях хронического утомления распад деятельности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме массированного «обвала».

Поэтому своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности человека.

Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и постарайтесь понять, насколько точно оно описывает Ваше самочувствие в течение последних нескольких месяцев. Если утверждение совпадает с типичными для Вас ощущениями – зачеркните ответ "да", в противном случае – зачеркните ответ "нет". Если Вы затрудняетесь в выборе ответа, подчеркните оба предложенных варианта "да – нет"».

1. Чаще всего у меня хорошее самочувствие «да – нет»

2. Я стал(а) раздражительным(ой) «да – нет»

3. В последнее время я стал(а) хуже видеть «да – нет»

4. Я стал(а) забывчивым(ой) «да – нет»

5. После работы я чувствую себя разбитым(ой) «да – нет»

6. Мне нравится работать в коллективе «да – нет»

7. У меня часто бывает подавленное настроение «да – нет»

8. Я чувствую постоянную тяжесть в голове «да – нет»

9. У меня отекают ноги «да – нет»

10. У меня бывают головокружения «да – нет»

11. У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть «да – нет»

12. Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу

и уйти домой «да – нет»

13. После сна я обычно встаю вялым(ой) и плохо отдохнувшим(ей) «да – нет»

14. Мой рабочий день обычно пролетает незаметно «да – нет»

15. Я стал(а) часто ссориться со своими близкими «да – нет»

16. После пробуждения я засыпаю с трудом «да – нет»

17. Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах «да – нет»

18. В последнее время меня стали раздражать вещи,

к которым раньше я относился(лась) спокойно «да – нет»

19. Я стал(а) вялым(ой) и безразличным(ой) «да – нет»

20. Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые нужно

сделать сегодня «да – нет»

21. В последнее время мне стало трудно работать «да – нет»

22. У меня ровный и спокойный характер «да – нет»

23. Меня мучают боли в висках и во лбу «да – нет»

24. У меня часто бывают приступы сердцебиений «да – нет»

25. Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея «да – нет»

26. У меня часто возникает ощущение тошноты «да – нет»

27. У меня часто болит голова «да – нет»

28. Моя работа мне перестала нравиться «да – нет»

29. Я постоянно хочу спать днем «да – нет»

30. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер «да – нет»

31. Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза «да – нет»

32. Чаще всего у меня беспокойный сон «да – нет»

33. Я с удовольствием прихожу на работу «да – нет»

34. Я все время чувствую себя усталым(ой) «да – нет»

35. В последнее время я чувствую общее недомогание «да – нет»

36. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком «да – нет»

Обработка и анализ результатов:

Основные группы симптомов:

– симптомы физиологического дискомфорта (пункты 3, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32);

– снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт (пункты 1, 4, 5, 8, 19, 20, 21, 34, 35, 36);

– нарушения в эмоционально-аффективной сфере (пункты 2, 7, 15, 18, 22, 30);

– снижение мотивации и изменения в сфере социального общения (пункты 6, 12, 14, 28, 33).

Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме.

Полученные ответы по каждому пункту методики переводятся в трехбалльную оценочную шкалу с учетом типа формулировки утверждения:

– прямые утверждения (пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 15, 16,17,18,19,20,21,23,24,25,26): «да» = 2 балла; «да –нет» = 1 балл; «нет» = 0 баллов;

– обратные утверждения (пункты 1, 6, 14, 22, 33, 36): «да» = 0 баллов; «да – нет» = 1 балл; «нет» = 2 балла.

Индекс хронического утомления

Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагностического суждения о степени хронического утомления используются следующие градации ИХРУ:

– ИХРУ < 17 баллов: отсутствие признаков хронического утомления;

– 17 < ИХРУ ≤ 26 баллов: начальная степень хронического утомления;

– 26 < ИХРУ ≤ 37 баллов: выраженная степень хронического утомления;

– 37 < ИХРУ ≤ 48 баллов: сильная степень хронического утомления;

– ИХРУ > 48 баллов: переход в область патологических состояний (астенический синдром).

Для более полной качественной интерпретации результатов целесообразно также подсчитать удельный вес разных групп симптомов в общем индексе хронического утомления (см. выше). Поскольку количество утверждений, входящих в разные группы симптомов, неодинаково, то имеет смысл подсчитать процентное отношение набранных по соответствующим пунктам опросника баллов к их максимально возможному числу:

– симптомы физиологического дискомфорта – 15 пунктов, max = 30 баллов;

– снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт – 10 пунктов, max = 20 баллов;

– нарушения в эмоционально-аффективной сфере – 6 пунктов, max =12 баллов;

– снижение мотивации и изменения в сфере социального общения – 5 пунктов, max =10 баллов.

Преобладание той или иной группы симптомов свидетельствует о глубине соматизации негативных последствий хронического утомления и указывает на сбои в работе тех регуляторных механизмов деятельности, которые прежде всего нуждаются в корректировке.

Так же как и уровень личностной тревожности, степень развития хронического утомления является важным опосредующим фактором, который обусловливает особенности актуального ФС. Общая астенизация организма связана с истощением адаптационных ресурсов человека, что существенно ограничивает возможности человека адекватно реагировать на профессиональные нагрузки. Она приводит также к необходимости актуализировать в деятельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенапряжения и истощения.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Баранов А.А., Дандарова Ж.К., Реан А.А. и др. / под ред. А.А. Реана. Общая психология и психология личности: учебник для вузов АСТ Издательство 2009.

2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.

3. Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб.: Питер. 2000.

4. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004.

5. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – М.: Инфра, 2005.

6. Психические состояния: хрестоматия / Сост. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000.

б) дополнительная литература:

1. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. I. – Л., 1991. С. 47-55.

2. Герасимова И.В. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия. - Владивосток: ДВГМА, 2002.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.

4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

5. Киршбаум Э.И. Психические состояния / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1990.

6. Психология: учебник / ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2007.

7. Соломин В.П., Шатров О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М.: Дрофа, 2008.

8. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

3. http://www.psy.su – Психологическая газета

4. http://www.psyworld.info – Мир психологии

5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

Заполните таблицу «Объективные и субъективные признаки эмоциональных переживаний» // Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С. 150

Эмоции Субъективные признаки Объективные признаки
Боязнь    
Удивление    
Недоумение    
Догадка    
Сомнение    
Злость    
Обида    
Стыд    
Увлечение    
Интерес    
Любознательность    
Воодушевление    
Любопытство    
Безразличие    
Разочарование    
Скука    
Радость    
Удовольствие    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.