Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды процедур закупок и условия их применения в РБ




Все решения в области госзакупок принимаются только Президентом РБ.

Отношения, связанные с размещением заказов - новый инсти­тут гражданского законодательства, поэтому законодательная база в области госзакупок все еще находится в стадии формирования, ме­няются законодательные акты, вводятся новые.

Положение о госзакупках предусматривает использование сле­дующих процедур (табл. 1).

 

Наименование процедур Ориентировочная стоимость закупки
конкурсы: -открытый конкурс; -закрытый конкурс; -двухэтапный конкурс - при стоимости закупки от 8000 базовых величин и более
- запрос ценовых предложений - от 1000 до 8000 базовых величин
- оформление конкурентного листа - от 30 до 1000 базовых величин
- закупка из одного источника - от 30 базовых величин и выше

 

Положение определяет наиболее предпочтительный способ за­купок продукции путем проведения открытого конкурса и допуска­ет, что заказчик вправе использовать иные процедуры по размеще­нию заказа на закупку продукции, подробно описывая случаи, когда возможно их использование для размещения заказа. К иным спосо­бам размещения заказа в Положении отнесены закрытые и двухэтаж­ные торги, процедуры запроса ценовых предложений, оформление конкурентного листа, закупка из одного источника.

Характеристика процедур закупок в соответствии с Указом Пре­зидента РБ № 529 приведена в табл. 2.

 

Наименование процедур Ориентировочная стоимость закупки Количество участников Наличие задания и графика публикация Квалификация участников Комиссия Справка
Конкурсы: Открытые; Открытые двухэтапные От 8000 базовых величин Не менее двух Задание, график Открытая публикация в бюллетене (обязательна) Участники, победитель Конкурсная комиссия, протоколы обязательна
Конкуры: Закрытые; Закрытые двухэтапные От 8000 базовых величин Не менее двух Задание, график Индивидуальные приглашения Участники, победитель Конкурсная комиссия, протоколы обязательна
Запрос ценовых предложений От 1000 до 8000 базовых величин Не менее 3 Задание Открытая публикация или индивидуальные приглашения Победитель, участники по усмотрению Ценовая комиссия, протокол обязательна
Оформление конкурентного листа От 30 до 1000 базовых величин Не менее 3 - Не требуется Победитель по усмотрению заказчика По усмотрению заказчика -
Закупка из одного источника От 30 базовых величин и выше   Задание Не требуется Победитель по усмотрению заказчика По усмотрению заказчика -

Таблица 2 – Характеристика процедур закупок

 

Открытый конкурс - это способ выбора поставщика (подряд­чика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении кон­курса. Открытый конкурс предусматривает возможность представить свои конкурсные предложения всем заинтересованным претендентам.

Закрытый конкурс. Закрытый конкурс проводится в случае, если информация о закупаемых товарах может повлечь распростра­нение сведений, составляющих государственные секреты.

Проведение закрытого конкурса ограничено количеством лиц, ко­торые могут претендовать на получение заказа. Необходимость отра­жать сведения, составляющие государственную тайну, накладывают обязательства на организаторов конкурса обосновать выбор закрытого конкурса и осуществить согласование его проведения с вышестоящим органом. Приглашение к участию в закрытом конкурсе не подлежит раз­мещению в средствах массовой информации. Заказчик (не позднее, чем за 30 дней до истечения окончательного срока представления конкурс­ных предложений) направляет индивидуальные приглашения известным ему потенциальным поставщикам. Количество участников на момент оценки должно быть не менее двух. Участники закрытого конкурса не допускаются к процедуре вскрытия конвертов с конкурсными предло­жениями. Сведения о результатах закрытого конкурса не публикуются в открытой печати и не представляются участникам.

В остальном, закрытый конкурс проводится в порядке, установ­ленном Положением в отношении открытого конкурса.

Положение ввело двухэтапный конкурс. Он проводится в случаях, если:

Ø невозможно определить характеристики товаров, составить их подробные спецификации;

Ø требуется проведение научных исследовании, экспериментов, изысканий или разработок;

Ø заказчик принял решение о проведении предварительной ква­лификации участников.

Двухэтапный конкурс включает следующие этапы.

Первый - запрос у потенциальных поставщиков предваритель­ных конкурсных предложений, касающихся технических, качествен­ных или иных характеристик закупаемых товаров, договорных усло­вий их поставки; определение участников, соответствующих квалификационным требованиям.

Второй - внесение заказчиком изменений и/или дополнений в кон­курсные документы по результатам первого этапа и запрос окончатель­ных конкурсных предложений у участников, прошедших первый этап. Особенностью проведения данного конкурса в сравнении с междуна­родными требованиями является совмещение в двухэтапном конкурсе двух конкурсов: двухэтапного и открытого с предквалификацией.

Двухэтапный конкурс может быть открытым и закрытым. В со­ответствии с этим к нему применяется порядок, устанавливаемый для открытого или закрытого конкурсов.

Запрос ценовых предложений - способ выбора поставщика, при котором победителем признается поставщик, предложивший наи­меньшую цену ценового предложения. Применяется при стоимости закупки от 1 ООО до 8000 базовых величин, количество участников (в отличие от конкурсных процедур) должно быть не менее трех.

Оформление конкурентного листа. Процедура оформления конкурентного листа применяется при стоимости закупки от 30 до 1000 базовых величин. При проведении данной процедуры выбор победителя осуществляется посредством сбора информации о цене за единицу продукции не менее, чем у 3 поставщиков. Данная про­цедура не требует разработки задания, обязательного опубликования приглашения к участию и создания комиссии,

Закупка из одного источника - процедура закупки, при которой заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. Применяется при стоимости закупки от 30 базовых величин и выше. Применение процедуры закупки из одного источника может высту­пать в качестве альтернативы всем другим процедурам, однако Поло­жение четко определило области применения данной процедуры.

Закупка из одного источника возможна только в строго ограничен­ных случаях после согласования с вышестоящим органом государ­ственного управления (местными исполнительными и распорядитель­ными органами):

Ø возникла срочная потребность в определенных товарах (рабо­тах, услугах), закупка которых не была предусмотрена планом;

Ø при закупках товаров, работ или услуг, поставляемых или про­изводимых только определенным претендентом;

Ø в случаях, когда при проведении конкурса было представлено только одно конкурсное предложение или при проведении запроса ценовых предложений - менее трех предложений;

Ø участник отказался от заключения договора и комиссией реко­мендовано применение процедуры закупки из одного источника и др.

Выбор процедуры осуществляется на основании стоимости за­купки, определенной в годовом плане закупок, и обосновывается в задании на закупку.

Положение дает право заказчикам, находящимся в подчинении (вхо­дящим в состав) вышестоящего органа, проводить централизованные закупки однородных товаров. Централизованные закупки могут осуще­ствляться уполномоченной организацией или одним из заказчиков.

 

Тема 23. Практика проведения международных тендерных торгов

С точ­ки зре­ния ор­га­ни­за­ции и тех­ни­ки внеш­ней тор­гов­ли меж­ду­на­род­ные тор­ги пред­став­ля­ют со­бой од­ну из раз­но­вид­нос­тей сдел­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ха­низ­ма пред­ло­же­ния и ак­цеп­та. В от­ли­чие от двус­то­рон­них сде­лок, где эти два ак­та ча­ше все­го бы­ва­ют не­об­хо­ди­мы­ми и дос­та­точ­ны­ми для со­вер­шения сдел­ки, пра­кти­ка про­ве­де­ния меж­ду­на­род­ных тор­гов вклю­ча­ет в се­бя, по край­ней ме­ре, че­ты­ре эта­па, на каж­дом из ко­то­рых про­исхо­дит сос­тав­ле­ние или под­пи­са­ние со­от­вет­ству­ю­щих до­ку­мен­тов.

v Во-пер­вых, в сфе­ре при­ме­не­ния: кто име­ет пра­во осу­щес­твлять за­куп­ки от име­ни го­су­дар­ства, ка­кие неп­ра­ви­тельс­твен­ные ор­га­ни­за­ции обя­за­ны соб­лю­дать требования тендера, на ка­кие ви­ды гос­за­ку­пок они рас­прос­тра­ня­ет­ся.

v Во-вто­рых, особенности национального го­су­дар­ствен­ного комитета, име­ю­щего пра­во из­да­вать нор­ма­тив­ные ак­ты по воп­ро­сам гос­за­ку­пок, на ко­то­рый воз­ла­га­ют­ся ме­то­ди­чес­кое ру­ко­вод­ство, кон­троль за соб­лю­де­ни­ем пра­вил за­ку­пок и ад­ми­нис­тра­тив­ное рас­смот­ре­ние жа­лоб.

v у мно­гих стран имеются дли­тель­но ус­та­но­вив­шие­ся свя­зи с оп­ре­де­лен­ны­ми инос­тран­ны­ми фир­ма­ми, ко­то­рым на международных торгах весь­ма час­то пред­остав­ля­ет­ся оп­ре­де­лен­ный (хо­тя и не­за­кон­ный) при­ори­тет;

v про­ве­де­ни­ем не­ко­то­ры­ми го­су­дар­ства­ми дис­кри­ми­на­ци­он­ной по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к дру­гим го­су­дар­ствам;

v не­га­тив­ным от­но­ше­ни­ем к не­ко­то­рым фир­мам (в том чис­ле, по­пав­шим в «чер­ный» спи­сок за учас­тие в сго­во­рах на тор­гах).

На пер­вом эта­пе за­каз­чик уве­дом­ля­ет пре­тен­ден­тов на ис­пол­не­ние за­ка­за о сво­ем на­ме­ре­нии всту­пить в сдел­ку; при этом сос­тав­ля­ет­ся до­ку­мент, име­ну­е­мый в раз­ных стра­нах как «пред­ло­же­ние ука­зать свою це­ну», «при­гла­ше­ние к тор­гам», «конкурс­ная спе­ци­фи­ка­ция» или «конкурс­ная до­ку­мен­та­ция».

На втором эта­пе пре­тен­ден­ты пред­остав­ля­ют за­каз­чи­ку свои конкурс­ные пред­ло­же­ния, име­ну­е­мые иногда в мировой практике как «офер­та» или «тен­дер».

Тре­тий этап нас­ту­па­ет при оп­ре­де­ле­нии по­бе­ди­те­ля тор­гов. До­ку­мен­таль­но это от­ра­жа­ет­ся офор­мле­ни­ем про­то­ко­ла конкурс­но­го ко­ми­те­та, од­на­ко не яв­ля­ет­ся ак­том юри­ди­чес­ко­го скреп­ле­ния сдел­ки и ве­дет к даль­ней­шим пе­ре­го­во­рам меж­ду за­каз­чи­ком и офе­рен­том.

На четвертом эта­пе в слу­чае ус­пеш­ных пе­ре­го­во­ров зак­лю­ча­ет­ся фор­маль­ная сдел­ка и под­пи­сы­ва­ет­ся кон­тракт.

В меж­ду­на­род­ных тор­гах уве­ли­че­ние мас­шта­бов го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов тре­бу­ет объек­тив­нос­ти в вы­бо­ре фир­мы в ка­чес­тве пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка. В пра­кти­ке ми­ро­вой тор­гов­ли из­вес­тны слу­чаи, ког­да вы­да­ча пра­ви­тельс­твен­ных за­ка­зов, ми­нуя тор­ги, при­во­ди­ла к серь­ез­ным по­ли­ти­чес­ким пос­лед­стви­ям. По­доб­ная тен­ден­ция присуща в пос­лед­нее вре­мя ак­ци­о­нер­ным об­щес­твам, чьи пра­вле­ния не­од­нок­рат­но при­вле­ка­лись по ис­ку ак­ци­о­не­ров ксу­деб­ной от­вет­ствен­нос­ти за зак­лю­че­ние пря­мых двус­то­рон­них сде­лок с «дру­жес­твен­ны­ми фир­ма­ми».

Та­ким об­ра­зом, в настоящее время раз­ви­ва­ются ос­нов­ные тен­ден­ции ста­нов­ле­ния и эво­лю­ции конкурс­­ных ме­то­дов ком­мер­чес­кой де­я­тель­нос­ти. Глав­ным мо­ти­вом ос­та­ет­ся стрем­ле­ние ми­ни­ми­зи­ро­вать це­ну сдел­ки и ар­гу­мен­ти­ро­вать неп­ред­взя­тый вы­бор пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка.

Так, в ос­но­во­по­ла­га­ю­щем до­ку­мен­те по воп­ро­су тор­гов ВТО (ГАТТ) ука­зы­вают­ся три ви­да тор­гов:

1) от­кры­тые, в ко­то­рых мо­гут при­нять учас­тие все за­ин­те­ре­со­ван­ные пос­тав­щи­ки;

2) тор­ги «с от­бо­ром учас­тни­ков», в ко­то­рых мо­гут при­ни­мать учас­тие лишь при­гла­шен­ные пос­тав­щи­ки;

3) еди­нич­ные тор­ги.

По-дру­гому трак­туется воп­ро­с в до­ку­мен­тах ЕС: конкурс­­ные про­це­ду­ры делятся на от­кры­тые, ог­ра­ни­чен­ные, к ко­то­рым до­пус­ка­ют­ся толь­ко при­гла­шен­ные ор­га­ни­за­то­ра­ми, «про­це­ду­ры с пред­ва­ри­тель­ным кон­кур­сным от­бо­ром», где пос­ле об­ще­го при­гла­ше­ния про­исхо­дит пред­ва­ри­тель­ная ква­ли­фи­ка­ция офе­рен­тов, и, на­ко­нец, «про­це­ду­ры пе­ре­го­во­ров без пред­ва­ри­тель­но­го кон­ку­рсно­го от­бо­ра», т.е. вступ­ле­ние в тор­го­вые пе­ре­го­во­ры с пред­при­ни­ма­те­лем, выб­ран­ным за­каз­чи­ком.

Важ­ным мо­мен­том, от­ли­ча­ю­щим про­це­ду­ру тор­гов от обыч­ных двус­то­рон­них пе­ре­го­во­ров, при­ня­тых в ком­мер­чес­кой пра­кти­ке, яв­ля­ет­ся то, что пос­ле по­лу­че­ния пред­ло­же­ний пре­тен­ден­тов боль­шин­ство за­каз­чи­ков, осо­бен­но в го­су­дар­ствен­ном сек­то­ре, об­на­ро­ду­ют пе­ре­чень офе­рен­тов и пред­ло­жен­ные ими це­ны. Иног­да это пред­ает­ся пол­ной ог­лас­ке пу­тем пуб­ли­ка­ции в пе­ча­ти, иног­да пу­тем поч­то­вых от­прав­ле­ний каж­до­му из учас­тни­ков. В раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах пре­ва­ли­ру­ет пра­кти­ка ог­ла­ше­ния пе­ре­чня офе­рен­тов и их цен на за­ра­нее объяв­лен­ных спе­ци­аль­ных соб­ра­ни­ях учас­т­ни­ков тор­гов.

Треть­им спе­ци­фи­чес­ким эле­мен­том тен­дер­ной про­це­ду­ры яв­ля­ет­ся об­щность тре­бо­ва­ний, пред­ъяв­ля­е­мых за­каз­чи­ка­ми к каж­до­му из учас­тни­ков, что вы­ра­жа­ет­ся в по­лу­че­нии ими еди­ных для всех конкурс­­ной спе­ци­фи­ка­ции, кон­трак­т­ных ус­ло­вий, и, на­ко­нец, об­ще­го для всех пе­ри­о­да вре­ме­ни для под­го­тов­ки сво­их пред­ло­же­ний.

При­нцип ра­вен­ства вре­ме­ни в конкурс­­ных про­це­ду­рах соб­лю­да­ет­ся очень стро­го. Его ре­а­ли­за­ция на­чи­на­ет­ся с об­щих для всех учас­тни­ков да­ты и вре­ме­ни, с ко­то­рых они мо­гут по­лу­чить конкурс­­ную до­ку­мен­та­цию. Это же тре­бо­ва­ние рас­прос­тра­ня­ет­ся и на время пре­кра­ще­ния при­ема пред­ло­же­ний за­каз­чи­ком. Дан­ный при­нци­п применяется при предо­ставлении за­каз­чи­ком до­пол­ни­тель­но­го вре­ме­ни для под­го­тов­ки конкурс­но­го пред­ло­же­ния од­но­му из учас­тни­ков по его про­сь­бе и распространяется на всех ос­таль­ных учас­тни­ков тор­гов.

При про­ве­де­нии тор­гов роль ис­пол­ни­тель­ных и за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов стра­ны за­каз­чи­ка оп­ре­де­ля­ет­ся пре­жде все­го тем, что они фор­ми­ру­ют нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу для конкурс­­ных про­це­дур и стро­го кон­тролируют соб­лю­де­ни­е тен­дер­но­го за­ко­но­да­тельс­тва в стра­не. Кро­ме то­го, в от­но­ше­нии круп­ных то­вар­ных сде­лок во всех стра­нах при­ня­та про­це­ду­ра их ут­вер­жде­ния пра­ви­тельс­твен­ны­ми ор­га­на­ми.

Эко­но­ми­чес­кая сущ­ность, при­нци­пы и ос­нов­ные про­це­ду­ры меж­ду­на­род­ных торгов. Меж­ду­на­род­ные тор­ги, яв­ля­ясь про­грес­сив­ной фор­мой сов­ре­мен­ной меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли, пред­став­ля­ют со­бой ме­тод ор­га­ни­за­ции за­ку­пок на ми­ро­вом рын­ке то­ва­ров, ра­бот и ус­луг пос­ред­ством про­ве­де­ния кон­кур­са с за­ра­нее оп­ре­де­лен­ны­ми тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ки­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми. По ре­зуль­та­там это­го кон­кур­са под­пи­сы­ва­ет­ся кон­тракт с тем про­дав­цом, ко­то­рый пред­ло­жил то­вар, ра­бо­ты или ус­лу­ги на бо­лее вы­год­ных для по­ку­па­те­ля ус­ло­ви­ях.

Нап­ри­мер, в Рос­сии в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим Граж­дан­ским ко­дек­сом Российской Федерации, под по­ня­ти­ем «тор­ги» сле­ду­ет по­ни­мать «спо­соб зак­лю­че­ния до­го­во­ра, при ко­то­ром од­на сто­ро­на бу­ду­ще­го до­го­во­ра вы­би­ра­ет дру­гую по за­ра­нее объяв­лен­ным ус­ло­ви­ям, пред­по­ла­га­ю­щим при­вле­че­ние к оп­ре­де­лен­но­му сро­ку на при­нци­пах сос­тя­за­ния пред­ло­же­ний от нес­коль­ких учас­тни­ков». При этом стро­го соб­лю­да­ют­ся два пра­ви­ла: ус­ло­вия тор­гов оди­на­ко­вы для всех; ес­ли объяв­ля­ет­ся по­бе­ди­тель, то сдел­ка с ним со­вер­ша­ет­ся обя­за­тель­но. Тор­ги мо­гут про­хо­дить в ви­де кон­кур­са или аук­ци­о­на. По­бе­ди­те­лем на кон­кур­се при­зна­ет­ся «ли­цо, ко­то­рое по зак­лю­че­нию кон­кур­сной ко­мис­сии, за­ра­нее наз­на­чен­ной ор­га­ни­за­то­ром тор­гов, пред­ло­жи­ло луч­шие ус­ло­вия» (ст. 447 ГК), а на аук­ци­о­не — «ли­цо, пред­ло­жив­шее на­и­выс­шую це­ну». Од­на­ко под тер­ми­ном «меж­ду­на­род­ные тор­ги» при­ня­то по­ни­мать тор­ги на за­куп­ку, про­хо­дя­щие в фор­ме кон­кур­са.

С ис­то­ри­чес­кой точ­ки зре­ния меж­ду­на­род­ные тор­ги и аук­ци­о­ны яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее из­вес­тны­ми фор­ма­ми со­рев­но­ва­тель­ной тор­гов­ли, по­я­вив­ши­ми­ся го­раз­до рань­ше то­вар­ных бирж. Ре­гу­ли­ру­ю­щая роль меж­ду­на­род­ных тор­гов бы­ла опи­са­на фран­цуз­ским уче­ным-эко­но­мис­том Ка­мю де Мезь­е­ром в кни­ге «Нас­тав­ле­ние же­ла­ю­щим стро­ить» еще на ру­бе­же XVIII—XIX вв. Од­на­ко на­и­боль­шее рас­прос­тра­не­ние международные торги по­лу­чи­ли в кон­це XX в., че­му спо­соб­ство­ва­ли уси­ле­ние гло­ба­ли­за­ции и ли­бе­ра­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки, а так­же по­вы­ше­ние ро­ли меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. Кро­ме то­го, под вли­я­ни­ем раз­ви­тия на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го про­грес­са, уг­луб­ле­ния меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да и обос­тре­ния кон­ку­рен­тной борь­бы воз­рос­ли мас­штаб­ность и слож­ность пред­ме­тов тор­гов­ли, что зас­та­ви­ло пос­тав­щи­ков на­ря­ду с ис­поль­зо­ва­ни­ем тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов сбы­та изыс­ки­вать но­вые.

Объек­та­ми за­ку­пок на международных торгах мо­гут быть са­мые раз­но­об­раз­ные то­ва­ры, ра­бо­ты и ус­лу­ги. Каж­дая из этих групп ха­рак­те­ри­зу­ет­ся су­щес­твен­ны­ми осо­бен­нос­тя­ми с точ­ки зре­ния пред­поч­ти­тель­нос­ти тех или иных ме­то­дов за­ку­пок и со­дер­жа­ния кон­трак­тов. Международные тор­ги про­во­дят по­ку­па­те­ли и за­каз­чи­ки го­су­дар­ствен­но­го и час­т­но­го сек­то­ров эко­но­ми­ки как раз­ви­ва­ю­щих­ся, так и про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран. За­ко­но­да­тельс­тва боль­шин­ства раз­ви­тых стран раз­ре­ша­ют ор­га­ни­за­ци­ям с учас­ти­ем го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­ла раз­ме­щать за­ка­зы толь­ко че­рез тор­ги, кро­ме слу­ча­ев за­куп­ки уни­каль­ных то­ва­ров, эк­стрен­ных за­ку­пок для лик­ви­да­ции пос­лед­ствий сти­хий­ных бед­ствий, а так­же при­обре­те­ний в счет спе­ци­аль­ных меж­пра­ви­тельс­т­вен­ных сог­ла­ше­ний. Дру­ги­ми сло­ва­ми, на сов­ре­мен­ном эта­пе международные торги являются не толь­ко эф­фек­тив­ным сред­ством ре­гу­ли­ро­ва­ния уров­ня цен кон­трак­тов, но и эле­ментом го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­э­ко­но­ми­чес­ких свя­зей.

В меж­ду­на­род­ных тор­гах учас­тву­ют за­каз­чик, ор­га­ни­за­тор тор­гов, тен­дер­ный ко­ми­тет и офе­рен­ты. За­каз­чик — юри­ди­чес­кое ли­цо, осу­щес­твля­ю­щее за­куп­ки то­ва­ров, ра­бот или ус­луг, об­ла­да­ю­щее все­ми не­об­хо­ди­мы­ми ин­вес­ти­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми и пра­вом осу­щес­твлять за­куп­ки. Ор­га­ни­за­тор тор­гов — юри­ди­чес­кое ли­цо, упол­но­мо­чен­ное за­каз­чи­ком, или сам за­каз­чик, он фор­ми­ру­ет, кон­тро­ли­ру­ет и про­во­дит лик­ви­да­цию тен­дер­но­го ко­ми­те­та; ут­вер­жда­ет ре­зуль­та­ты тор­гов; рас­смат­ри­ва­ет апел­ля­ции на ре­ше­ние тен­дер­но­го ко­ми­те­та; оп­ла­чи­ва­ет все рас­хо­ды по под­го­тов­ке и про­ве­де­нию тор­гов.

Тен­дер­ные ко­ми­те­ты вы­пол­ня­ют всю ор­га­ни­за­ци­он­ную и тех­ни­чес­кую ра­бо­ту по про­ве­де­нию тор­гов. В их сос­тав обыч­но вклю­ча­ют­ся ав­то­ри­тет­ные и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные эк­спер­ты по тех­ни­чес­ким и ком­мер­чес­ким воп­ро­сам, а так­же пред­ста­ви­те­ли мес­тной ад­ми­нис­тра­ции. Офе­рен­та­ми мо­гут быть как от­дель­ные пос­тав­щи­ки или под­ряд­чи­ки, так и кон­сор­ци­у­мы — со­ю­зы юри­ди­чес­ки и хо­зяй­ствен­но обо­соб­лен­ных ком­па­ний, соз­да­ва­е­мые в це­лях ко­о­пе­ри­ро­ва­ния для про­извод­ства и сбы­та то­ва­ров, а так­же пред­остав­ле­ния под­ряд­ных и иных ус­луг. Ос­нов­ной за­да­чей кон­сор­ци­у­ма яв­ля­ет­ся по­вы­ше­ние кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти про­изво­ди­мых и сбы­ва­е­мых на рын­ке то­ва­ров, ра­бот и ус­луг.

Важ­ней­шим при­нци­пом меж­ду­на­род­ных тор­гов яв­ля­ет­ся от­кры­тость. Суть его состоит в том, что все эта­пы про­ве­де­ния международные торги, на­чи­ная с ус­та­нов­ле­ния ус­ло­вий про­ве­де­ния тор­гов и заканчивая объяв­ле­нием по­бе­ди­те­лей, осу­щес­твля­ют­ся пуб­лич­но.

При­нцип спра­вед­ли­вос­ти зак­лю­ча­ет­ся в том, что ус­ло­вия про­ве­де­ния тор­гов, кри­те­рии и по­ря­док оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ра­нее и оди­на­ко­вы для всех учас­тни­ков. Кро­ме то­го, пра­ви­ла про­ве­де­ния международные торги не поз­во­ля­ют ме­нять ус­ло­вия в хо­де их про­ве­де­ния. Ка­те­го­ри­чес­ким тре­бо­ва­ни­ем яв­ля­ет­ся не­до­пу­ще­ние дис­кри­ми­на­ци­он­ных мер по от­но­ше­нию к ко­му-ли­бо из учас­тни­ков. Все это при­зва­но создавать ус­ло­вия для сво­бод­ной кон­ку­рен­ции сре­ди по­тен­ци­аль­ных пос­тав­щи­ков с целью по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти рас­хо­до­ва­ния средств при за­куп­ках. Вмес­те с тем в от­дель­ных слу­ча­ях мо­гут ис­поль­зо­вать­ся и эле­мен­ты ог­ра­ни­чи­тель­ной тор­го­вой пра­кти­ки, ча­ще все­го в ви­де ус­та­нов­ле­ния пре­фе­рен­ций для мес­тных про­изво­ди­те­лей, что­бы спо­соб­ство­вать раз­ви­тию на­ци­о­наль­ной про­мыш­лен­нос­ти, по­вы­ше­нию за­ня­тос­ти.

При­нци­пы эко­но­мич­нос­ти и эф­фек­тив­нос­ти на первый взгляд ка­жут­ся схо­жи­ми, но эко­но­мич­ность оз­на­ча­ет, что са­ми про­це­ду­ры международные торги дол­жны осу­щес­твлять­ся с ми­ни­маль­но воз­мож­ны­ми зат­ра­та­ми, в то вре­мя как ре­а­ли­за­ция при­нци­па эф­фек­тив­нос­ти на­це­ли­ва­ет на мак­си­маль­ный ко­неч­ный ре­зуль­тат про­ве­де­ния международные торги, по ито­гам ко­то­рых дол­жны быть осу­щес­твле­ны за­куп­ки тре­бу­е­мых ре­сур­сов с мак­си­маль­ной эко­но­ми­чес­кой вы­го­дой для по­ку­па­те­ля.

Чрез­вы­чай­но важ­на при про­ве­де­нии за­ку­пок ре­а­ли­за­ция при­нци­па по­дот­чет­нос­ти, оз­на­ча­ющего ответственность ор­га­ни­за­тора тор­гов за все пун­кты кон­трак­та, ко­то­рый он за­к­лю­чил, и невмешательство ру­ко­вод­ства в ус­ло­вия кон­трак­та.

Та­ким об­ра­зом, ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми кон­кур­сной про­це­ду­ры, от­ли­ча­ю­щи­ми ее от ме­ха­низ­ма обыч­ной двус­то­рон­ней сдел­ки, яв­ля­ют­ся ее мно­гос­ту­пен­ча­тый пуб­лич­ный ха­рак­тер, об­щность тре­бо­ва­ний ор­га­ни­за­то­ра тор­гов для всех учас­тни­ков и воз­мож­нос­ть про­ве­де­ния пред­ва­ри­тель­ной ква­ли­фи­ка­ции сре­ди пре­тен­ден­тов, а так­же на­ли­чие со сто­ро­ны пос­лед­них по­вы­шен­ных обя­за­тельств, вы­ра­жа­ю­щих­ся в пред­остав­ле­нии спе­ци­аль­ных форм га­ран­тий:

га­ран­тии серь­ез­нос­ти пред­ло­же­ния — от 2 до 5 % об­щей сум­мы пред­ло­же­ния (при­зва­на ис­клю­чить воз­мож­ность от­ка­за офе­рен­тов от сво­их пред­ло­же­ний);

га­ран­тии ис­пол­не­ния обя­за­тельств — от 5 до 10 % об­щей сум­мы по­лу­чен­но­го за­ка­за (ог­раж­да­ет за­каз­чи­ка от не­с­по­соб­нос­ти пос­тав­щи­ка или под­ряд­чи­ка вы­пол­нить свое обя­за­тельс­тво по до­го­во­ру);

га­ран­тии аван­со­во­го пла­те­жа — га­ран­тий­ная сум­ма, как пра­ви­ло, со­от­вет­ству­ет ве­ли­чи­не аван­са (в слу­чае, ес­ли офе­рент не осу­щес­твит пос­тав­ку и не смо­жет вер­нуть аванс, она обес­пе­чи­ва­ет за­каз­чи­ку воз­врат сум­мы аван­са).

Раз­ме­ще­ние за­ка­зов че­рез меж­ду­на­род­ные тор­ги да­ет зна­чи­тель­ное пре­иму­щес­тво по­ку­па­те­лям, так как про­ве­де­ние тор­гов обос­тря­ет кон­ку­рен­цию меж­ду пос­тав­щи­ка­ми и привлекает к участию в них круп­ные ком­па­нии. В ре­зуль­та­те это­го за­ка­зы по­лу­ча­ют ком­па­нии или кон­сор­ци­у­мы, не­ред­ко поль­зу­ю­щи­е­ся эко­но­ми­чес­кой под­дер­жкой сво­их пра­ви­тельств и име­ю­щие воз­мож­ность при учас­тии в меж­ду­на­род­ных тор­гах пред­ла­гать на свои то­ва­ры и ус­лу­ги бо­лее низ­кие це­ны, обес­пе­чи­вая тем са­мым по­лу­че­ние при­бы­ли и свер­хпри­бы­ли за счет го­су­дар­ствен­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния эк­спор­та.

В сов­ре­мен­ной меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле ис­поль­зу­ют­ся.

1. От­кры­тые тор­ги (пуб­лич­ные) — меж­ду­на­род­ные тор­ги, к учас­тию в ко­то­рых при­гла­ша­ют­ся все же­ла­ю­щие ино­с­тран­ные и мес­тные фир­мы и ор­га­ни­за­ции. О про­ве­де­нии та­ких тор­гов пуб­ли­ку­ют­ся объяв­ле­ния в пе­ри­о­ди­чес­кой пе­ча­ти. Тен­дер­ный ко­ми­тет не всту­па­ет в пе­ре­го­во­ры с учас­тни­ка­ми тор­гов по вопросам улуч­ше­ния пред­ло­жен­ных ими ус­ло­вий (це­ны, ус­ло­вия кре­ди­та и т.д.). Обыч­но от­кры­тые тор­ги про­во­дят­ся при раз­ме­ще­нии за­ка­зов на мас­со­вые то­ва­ры, нес­лож­ное обо­ру­до­ва­ние и ус­лу­ги, ко­то­рые мо­гут пред­ло­жить мно­гие фир­мы.

2. Зак­ры­тые тор­ги — меж­ду­на­род­ные тор­ги, к учас­тию в ко­то­рых при­гла­ша­ет­ся ог­ра­ни­чен­ное чис­ло фирм и кон­сор­ци­у­мов. При­гла­ше­ния к учас­тию в та­ких тор­гах рас­сы­ла­ют­ся не­пос­ред­ствен­но их ус­тро­и­те­ля­ми на­и­бо­лее из­вес­тным пос­тав­щи­кам и под­ряд­чи­кам, име­ю­щим дос­та­точ­но вы­со­кий ав­то­ри­тет на ми­ро­вом рын­ке, как пра­ви­ло, это на­и­бо­лее мощные фир­мы (5—7) или кон­сор­ци­у­мы из круп­ней­ших фирм дан­ной от­рас­ли. Ре­зуль­та­ты зак­ры­тых тор­гов в от­кры­той пе­ча­ти не пуб­ли­ку­ют­ся. Как пра­ви­ло, та­кие тор­ги ис­поль­зу­ют­ся тог­да, ког­да за­каз­чик счи­та­ет не­э­ко­но­мич­ным и не­це­ле­со­об­раз­ным соз­да­вать не­ог­ра­ни­чен­ную кон­ку­рен­цию там, где в си­лу ря­да об­сто­я­тельств толь­ко нес­коль­ко из­бран­ных по­тен­ци­аль­ных учас­тни­ков международные торги дос­та­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ва­ны или пра­во­моч­ны учас­тво­вать в тор­гах та­ко­го ро­да (при за­куп­ках до­ро­гос­то­я­ще­го обо­ру­до­ва­ния с вы­со­ки­ми тех­ни­чес­ки­ми ха­рак­те­рис­ти­ка­ми, слож­ных под­ряд­ных ра­бо­т, тре­бу­ю­щих вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, и т.д.).

3. Дву­хэ­тап­ные тор­ги. Пред­став­ле­ние и рас­смот­ре­ние кон­кур­сных за­я­вок про­хо­дит в два эта­па. На пер­вом эта­пе пос­тав­щи­ки пред­став­ля­ют кон­кур­сную за­яв­ку, со­дер­жа­щую тех­ни­чес­кие, тех­но­ло­ги­чес­кие, ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки пред­ла­га­е­мой про­дук­ции, ра­бот или ус­луг, дан­ные о сво­ей ква­ли­фи­ка­ции и воз­мож­ные ус­ло­вия про­даж без ука­за­ния це­ны. На вто­ром эта­пе, ку­да до­пус­ка­ют­ся пос­тав­щи­ки, за­яв­ки ко­то­рых не бы­ли от­кло­не­ны на пер­вом эта­пе, в кон­кур­сных за­яв­ках ука­зы­ва­ет­ся вся ин­фор­ма­ция, тре­бу­е­мая кон­кур­сной до­ку­мен­та­ци­ей, вклю­чая пред­ла­га­е­мую це­ну. Они так­же мо­гут быть как от­кры­ты­ми, так и зак­ры­ты­ми.

По сво­им про­це­ду­рам дву­хэ­тап­ные тор­ги яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее слож­ны­ми и при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ког­да за­каз­чик не име­ет воз­мож­нос­ти на на­чаль­ной ста­дии чет­ко оп­ре­де­лить под­роб­ные спе­ци­фи­ка­ции тре­бующихся ему про­дук­ции, ра­бот или ус­луг, или ес­ли для вы­пол­не­ния за­ка­за тре­бу­ет­ся пред­ва­ри­тель­но про­вес­ти зна­чи­тельные на­уч­ные изы­с­ка­ния, ис­сле­до­ва­ния и эк­спе­ри­мен­ты. Вслед­ствие это­го дан­ный вид меж­ду­на­род­ных тор­гов име­ет ряд осо­бен­нос­тей:

¨ пред­став­ле­ние и рас­смот­ре­ние кон­кур­сных пред­ло­же­ний осу­щес­твля­ет­ся в два эта­па;

¨ на пер­вом эта­пе за­каз­чик впра­ве про­во­дить пе­ре­го­во­ры с лю­бым учас­тни­ком по су­щес­тву со­дер­жа­ния его пред­ло­же­ния;

¨ пос­ле рас­смот­ре­ния пред­ло­же­ний на пер­вом эта­пе за­каз­чик впра­ве вно­сить из­ме­не­ния в пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант кон­кур­сной до­ку­мен­та­ции, вклю­чая фун­кци­о­наль­ные, тех­ни­чес­кие или ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки за­ку­па­е­мой про­дук­ции, кри­те­рии и по­ря­док оцен­ки кон­кур­сных пред­ло­же­ний и оп­ре­де­ле­ния по­бе­ди­те­ля;

¨ лю­бой учас­тник, про­шед­ший пер­вый этап, пос­ле зна­ком­ства с ус­ло­ви­я­ми тор­гов на вто­ром эта­пе впра­ве вый­ти из чис­ла учас­тни­ков без по­те­ри фи­нан­со­вых средств, пред­став­лен­ных им как обес­пе­че­ние за­яв­ки.

При­вле­ка­тель­ной чер­той дву­хэ­тап­ной про­це­ду­ры тор­гов яв­ля­ет­ся то, что при­ме­ня­е­мая дол­жным об­ра­зом она да­ет по­ку­па­те­лю воз­мож­ность боль­ше­го кон­тро­ля над тех­ни­чес­ким уров­нем пред­ло­же­ний и уве­рен­ность в том, что про­шед­шие от­бор учас­тни­ки тор­гов пред­ста­вят пред­ло­же­ния, от­ве­ча­ю­щие тех­ни­чес­ким тре­бо­ва­ни­ям на при­емле­мых для по­ку­па­те­ля ус­ло­ви­ях.

При­ве­ден­ная клас­си­фи­ка­ция тор­гов яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щей — в раз­лич­ных ис­точ­ни­ках меж­ду­на­род­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов име­ют­ся оп­ре­де­лен­ные рас­хож­де­ния. Напри­ме­р, не­ред­ко вы­де­ля­ют глас­ные и нег­лас­ные между­на­род­ные торги. В пер­вом слу­чае тен­дер­ный ко­ми­тет вскры­ва­ет пред­ло­же­ния, ог­ла­ша­ет их ос­нов­ные ус­ло­вия в при­сут­ствии пред­ста­ви­те­лей фирм, учас­тву­ю­щих в тор­гах, а так­же пуб­ли­ку­ет в от­кры­той пе­ча­ти све­де­ния о том, ка­кая фир­ма или кон­сор­ци­ум ка­ких фирм по­лу­чил за­каз, с ука­за­ни­ем его объе­ма и об­щей сум­мы под­пи­сан­но­го кон­трак­та. А во вто­ром — никакие из оговоренных процедур не осу­щес­твляют­ся. Обыч­но та­кие тор­ги про­во­дят за­каз­чи­ки, раз­ме­ща­ю­щие пов­то­ря­ю­щи­е­ся за­ка­зы, что­бы не сни­жать кон­ку­рен­ции меж­ду пос­тав­щи­ка­ми (под­ряд­чи­ка­ми).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 6870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.