Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор сходства




Сходство

«Приятный человек – это человек, который согласен со мной», – однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце XIX в.). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

В основе этого утверждения лежит принцип когнитивного соответствия, нашедший отражение в целом ряде социально-психологических теорий. Согласно этому принципу, люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности. Социальные установки, верования, чувства, ценности человека взаимосвязаны, и он пытается поддерживать их в согласованности или создать ее, если она утрачена. Одной из наиболее известных теорий, применяющих данный принцип в исследовании межличностной аттракции, является теория коммуникативных актов. Ее основные положения можно сформулировать следующим образом.

нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

 

Межличностная коммуникация – это один из способов, с помощью которого мы пытаемся поддержать состояние когнитивного баланса, или симметрии. Самый простой акт коммуникации может быть представлен как ситуация, в которой один человек (А) сообщает информацию другому человеку (Б) относительно какого-то предмета (X). Если А и Б имеют сходные взгляды и чувства относительно X, их отношения симметричны. Если же их взгляды и чувства относительно X расходятся, их отношения асимметричны. Иными словами, люди, имеющие сходные ориентации (социальные установки), испытывают взаимную привлекательность.

Что делает симметричные отношения столь желанными?

Во-первых, чем выше уровень согласия, тем легче предсказать поведение другого человека. Во-вторых, чем более схожи установки А и Б, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является важным условием положительной Я-концепции, источником поддержания уверенности в себе, повышения самооценки личности. Напряжение, вызванное расхождением взглядов, создает дискомфорт, от которого человек старается избавиться путем согласования своего поведения с поведением другого человека. Эта базовая мотивация получила название «потребность в консенсусе»; она проявляется в том, что люди пытаются придать силу и значимость своим взглядам путем их согласования с другими людьми.

Теория коммуникативных актов использует схематические модели. Знаки «плюс» указывают на положительные чувства, знаки «минус» – на отрицательные; стрелки указывают направление чувств. Любая ситуация, которая содержит четное число знаков «минус» или их отсутствие, является ситуацией сбалансированной или симметричной; если же число знаков «минус» нечетно, мы имеем несбалансированную или асимметричную ситуацию. Рассмотрим пример.

Нина (А) и Сергей (Б) недавно начали встречаться. Они нравятся друг другу, у них много общих взглядов. Однако, когда разговор зашел о феминизме (X), Сергей заявил: «Женщины уже имеют равные права и не подвергаются никакой дискриминации». Нина выразила свое несогласие.

На рисунке 11.1 показано это состояние дисбаланса.

 

Рис. 11.2.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения Нины. Согласно теории баланса, поскольку ей нравится Сергей, она хочет, чтобы ему нравились те вещи, которые нравятся ей. В нашем примере ей важно, чтобы он был согласен с ее оценкой феминизма. Насколько сильно ее будет беспокоить возникшее расхождение, зависит от силы ее чувства как к Сергею, так и к феминистскому движению. Чтобы восстановить баланс, она может прийти к выводу, что Сергей ее разочаровал. Тогда негативная реакция Сергея к феминистскому движению будет сбалансирована негативными чувствами Нины по отношению к Сергею. Рисунок 11.2 показывает это состояние баланса.

У Нины есть и другой выбор. Она может снизить свою преданность женскому движению. Тогда Нина и Сергей будут продолжать любить друг друга и вместе отрицательно относиться к феминизму. Это состояние баланса показано на рисунке 11.3:

 

Рис. 11.4.

 

Наконец, Нина может попытаться изменить отношение Сергея к феминизму. В этом случае, как показано на рисунке 11.4, все элементы будут нести положительный знак: Нина и Сергей любят друг друга и оба восхищаются феминистками.

Множество экспериментов, проводимых в рамках теории когнитивного баланса показывают, что когда мы общаемся с кем-то, кого считаем похожим на нас, мы с большой долей вероятности становимся похожими друг на друга в оценках и взглядах. Кроме того, чем больше мы воспринимаем взгляды другого человека как подобные своим, тем больше вероятность того, что мы нравимся ему. Напомним, однако, о том, что на наши восприятия часто влияют наши ожидания. Мы можем ожидать, что люди, которые нам нравятся, согласны с нами по многим вопросам, и, как следствие, преувеличивать степень их согласия с нами. Подобным же образом можно преувеличить наши различия с теми, кто нам не нравится.

Хотя сходные цели сближают людей, иногда именно сходство может стать фактором, резко снижающим межличностную аттракцию. В ситуациях соперничества два человека, имеющие одинаковые цели, часто начинают ненавидеть друг друга. Вряд ли двое мужчин, добивающихся одной женщины, станут хорошими друзьями. Две женщины, претендующие на одно рабочее место, едва ли понравятся друг другу. Вот почему наличие у двоих людей в чем-то схожих взглядов еще не является достаточным условием для предсказания их взаимной привлекательности.

Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию. Среди них:

1) число вопросов, по которым люди достигают согласия;

2) важность, значимость тех или иных взглядов;

3) взаимность.

Даже с самыми близкими друзьями мы согласны не по всем вопросам. И все же именно с друзьями число тем, в отношении которых мы достигаем согласия, существенно выше, чем с людьми, которых мы не любим. Мы выбираем наших друзей отчасти потому, что с ними у нас много общего во взглядах, и склонны соглашаться с ними по большому числу вопросов, потому что мы – друзья. Более того, один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, но вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными.

Некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, даже если это требуется для достижения симметричных отношений. Поэтому согласие по важным мировоззренческим вопросам оказывается зачастую принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими. Если разногласия возникают по вопросам, не имеющим большого значения для собравшихся вместе людей, то даже их наличие не повлияет на приятельский характер отношений. Если же обсуждаемая проблема имеет большую важность для кого-то из собеседников, то несовпадение в ее оценке скорее всего скажется на отношениях между ними. Поскольку жизненные установки человека формируются в определенной социокультурной среде, такие личностные характеристики, как образование, прошлый опыт, разделяемые духовные ценности и т. д., могут повлиять на то, будет ли другой человек привлекателен для него. Брак между представителями разных рас, религиозных взглядов, социоэкономических групп, разного уровня образования имеет большую вероятность закончиться разводом, чем брак между людьми, имеющими сходство по этим показателям.

Взаимность – еще одна переменная, усиливающая воздействие принципа сходства на межличностную аттракцию. От того, чувствуем ли мы, что тот, кто нам нравится, испытывает те же чувства к нам, что этот человек к нам не равнодушен, во многом зависит, станет ли наше увлечение сильнее. Знание того, что мы нравимся другому человеку, оказывается своеобразной наградой, повышает самооценку. Если же наше чувство не вызывает взаимности, мы постараемся справиться с ним, уменьшая или утрачивая интерес к этому человеку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.