Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формальное и неформальное межличностное общение




 

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное» и «неофициальное», поскольку официальные отношения «руководитель–подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функциональная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает все виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии. В функциональном ролевом межличностном общении, которое протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой своей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера. Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального межличностного общения, и может снижаться или увеличиваться, если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения.

Например, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования. Доверительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного «провокатора» соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и неформального общения в разных видах профессиональной и производственной деятельности давно поставлен Э. Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.