Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение и внушение




 

Рассматривая значение эмоциональной стабильности или неустойчивости, важно знать, какое состояние является для данного человека привычным, сохраняется во многих ситуациях. Если обычно человек эмоционально уравновешен, спокоен, то в условиях, вызывающих сильную тревогу, взволнованность, возбуждение (например, в условиях землетрясения), увеличивается его податливость – к воздействию, внушению, убеждающему воздействию. Подобные наблюдения проводились в экспериментальных и естественных условиях.

Психологи считают, что убеждать следует аудиторию, обладающую большими познавательными способностями, высокообразованную и находящуюся в привычной ситуации; внушение же дает больший эффект в аудитории с невысокими познавательными способностями и в кризисных ситуациях.

Эксперименты, осуществленные в 1950-х годах, первоначально позволяли думать, что невротики, вследствие серьезных затруднений внутреннего свойства, сосредоточенности на собственных переживаниях, слишком негативны, чтобы проявить внимание к чужой точке зрения и должное понимание (а это – важное условие убеждаемости, податливости).

Рассмотрим данные, полученные в эксперименте Джаниса (Human Behavior, 1964, с. 549) (рис. 23.1):

Кроме того, оказалось, что девушки по сравнению с юношами больше поддаются убеждению. Потому пропагандист, выступающий на какую-либо тему в женской или мужской аудитории, при всех прочих равных условиях, вероятно, больший успех будет иметь в первом случае, то есть ему будет легче убедить слушателей в правильности своих позиций.

Оказалось также, что в сугубо мужской аудитории можно выделить группу таких лиц, которые будут в высшей степени «неподдающимися». Это люди с невысоким уровнем собственного достоинства, остро переживающие чувство своей бесполезности, отчужденности, склонные к одиночеству, агрессивные или подозрительные, плохо переносящие трудные ситуации (например, особенно тревожные на экзамене).

Чем выше интеллект, тем больше критичное отношение к предлагаемому содержанию, тем чаще возникает ситуация, когда информация усвоена, однако принятия, согласия с ней нет.

В. Шрамм и другие (Schramm, 1961) показали, что количество детей, которых можно отнести к категориям «понятливых», легко усваивающих телезрителей и «тупых, сонных» (по терминологии авторов), неодинаково в различных возрастных и отличающихся по интеллекту группах (рис. 23.2). Выделив среди шести- и десятиклассников группы низкого, среднего и высокого интеллекта, они обнаружили, что процент «легких» зрителей в целом увеличивается от шестого к десятому классу; в группе с низким интеллектом наблюдаются сравнительно небольшие сдвиги, в то время как в группе с высоким интеллектом за этот же промежуток времени число «легких, понятливых» зрителей увеличилось более чем в два раза (Human Behavior, 1964, с. 536).

Рис. 23.1. Факторы, влияющие на убеждаемость

 

Особое значение приобретает общий познавательный стиль личности. Если этот стиль сформирован, ему всегда сопутствует высокая потребность в познавательной ясности. Такие люди более открыты к новой информации, последовательно приобретают ее, не пугаются неясностей и противоречий, не прибегают к упрощению окружающей действительности и получаемой информации до черно-белых тонов и в целом гораздо легче меняют свои установки и позиции.

 

Рис. 23.2. Роль интеллекта в восприятии телеинформации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.