Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации




 

В сборнике «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений», который вышел в 1978 г. в МГУ (авторы: Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), приводятся разнообразные опросники; дается психологическая интерпретация получаемых показателей, свидетельства надежности и валидности, ключи и тексты опросников.

В сборнике представлены следующие методы:

1. Шкалы любви и симпатии (2 шкалы по 7 суждений в каждой);

2. Тест на удовлетворенность браком (16 суждений);

3. Распределение ролей в семье (по 3 вопроса на каждую из 7 выделенных семейных ролей: воспитание детей, обеспечение эмоционального климата, организация развлечений, материальное обеспечение, роли «хозяина» и «хозяйки», сексуальный партнер, организация семейной субкультуры);

4. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (32 ситуации конфликтного взаимодействия);

5. Измерение установок в семейной паре (40 суждений по 10 значимым сферам совместной жизни: отношение к людям, альтернатива между чувством долга и удовольствием, отношение к детям, отношение к автономности и независимости, отношение к разводу, отношение к романтической любви, оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни, отношение к «запретности секса», отношение к деньгам и, наконец, отношение к устройству семьи – патриархального типа или эгалитарного);

6. Общение в семье (48 вопросов);

7. Измерение уровня самоактуализации личности (CAT).

CAT – «Измерение уровня самоактуализации личности». В основе этой методики лежит адаптированный тест Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. Тест POI (Personal Orientation Inventory) содержал 150 пунктов, из которых 23 пункта составляли шкалу ориентации во времени и 127 пунктов – шкалу внутренней или внешней поддержки; на этой основе было выделено также 10 дополнительных шкал, таких как блок межличностной чувствительности, блок самовосприятия и др. Шкалы этого теста были подобраны на основе опроса психотерапевтов (Э. Шостром являлся директором Института терапевтической психологии).

В 1981-84 гг. этот тест адаптировали Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешина (кафедра социальной психологии МГУ). Первоначально он назывался САЛ (самоактуализация личности), позднее закрепилось название CAT – самоактуализационный тест.

В нем осталось 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера.

К106 пунктам, оставшимся после проверки на разброс, было добавлено еще 18 при введении шкал 13 и 14. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующее его взглядам и убеждениям. Ответ фиксируется в ответном листе и оценивается при обработке в 1 балл (при соответствии ключу).

Базовые шкалы и дополнительные шкалы в основном соответствуют опроснику Э. Шострома. При обработке учитывается, что чем выше балл по любой шкале теста, тем выше самоактуализация субъекта.

Описание шкал (в скобках дается число пунктов, образующих шкалу):

1. Ориентация во времени(И) – базовая шкала, которая измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Высокий балл по шкале означает, что человек живет настоящим, его не мучает раскаяние в своих поступках, воспоминания о нанесенных ему обидах (как это бывает с ориентированными на прошлое), он не строит нереальных планов на будущее (ориентация на будущее); Человек правильно ориентирован во времени, не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его все же в единстве с прошлым и будущим.

2. Поддержка (91) – базовая шкала, показывающая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами, или он подвержен влиянию извне, конформен. Признак самоактуализации – «изнутри» направляемая личность, обладающая «внутренней поддержкой».

3. Ценностная ориентация (20) – эта и все последующие шкалы являются дополнительными. Данная шкала измеряет, насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности.

4. Гибкость поведения (24) – измеряет гибкость поведения в различных ситуациях, отсутствие догматизма. Вместе с предыдущей шкалой составляет блок ценностей.

5. Сенситивность (13) – измеряет меру рефлексии и чувствительности к собственным переживаниям и потребностям.

6. Спонтанность (14) – измеряет способность выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях, открытость, раскованность, естественность. Шкалы 5 и 6 образуют блок чувств.

7. Самоуважение (15) – измеряет способность уважать себя за силу духа и проявление собственного достоинства.

8. Самопринятие (21) – измеряет способность принимать себя вопреки своей слабости. Шкалы 7 и 8 – блок самовосприятия.

9. Взгляд на природу человека (10) – оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

10. Синергичность (7) – измеряет способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию взаимосвязи противоположностей. Шкалы 9 и 10 образуют блок осознания целостности бытия.

11. Принятие агрессии (16) – измеряет склонность принимать свою агрессию как неизбежное и естественное проявление человеческой природы.

12. Контактность (20) – измеряет способность человека к установлению глубоких и тесных контактов, отсутствие трудностей и барьеров в общении. Шкалы 11 и 12 – блок межличностной чувствительности.

13. Познавательные потребности (11) – измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

14. Креативность (14) – измеряет выраженность творческой направленности личности.

Опросник рассчитан на респондентов, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому он не рекомендуется для работы с людьми, не имеющими высшего образования. Тест может быть предложен для одновременного заполнения целой группе испытуемых. Время заполнения теста в среднем составляет 30 минут.

Примечание: Свой вариант адаптации теста Э. Шострома предложила Н. Ф. Калина. С описанием шкал и ключами опросник («САМОАЛ») опубликован в послесловии к книге А. Маслоу «Психология бытия» (М., 1997, с. 285-300).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.