Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика раздражителей и свойства возбудимых тканей




ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Введение

В цикле медико-биологической подготовки студентов факультета физической культуры физиология человека дает знания о закономерностях функционирования организма в условиях физиологического покоя и при мышечной работе.

Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, опирается на новейшие достижения биохимии и биофизики, служит фундаментом для естественнонаучного обоснования дисциплин профессионально педагогического цикла – психологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта, спортивной медицины и т.д. Раздел «Физиология физического воспитания и спорта» позволяет выяснить особенности адаптации человека к физическим нагрузкам, знакомит с физиологическими особенностями занятий отдельными видами спорта, с основами спортивно - массовой работы.

Цель преподавания дисциплины: -изучить физиологические закономерности функционирования клеток, органов, систем и организма в целом в условиях физиологического покоя и при адаптации к физическим нагрузкам. Приобретенные знания будут полезны в педагогической и тренерской работе для проведения занятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, на укрепление здоровья, на развитие навыков здорового образа жизни.

Задачи изучения дисциплины:

- изучить функционирование различных тканей, органов, систем с позиций их регуляции, а также специфичности структуры, кровоснабжения, метаболизма и энергообеспечения;

- сформировать представление об организме, как едином целом, который осуществляет жизнедеятельность при морфофункциональном единстве взаимодействия субклеточных структур, клеток, тканей, органов, физиологических и функциональных систем, объединенных по иерархическому принципу;

- изучить физиологическую характеристику состояний организма при спортивной деятельности;

- выяснить особенности механизмов адаптации организма человека к мышечной работе;

- определить возрастные, половые и индивидуальные различия способностей человека для обоснования норм и характера двигательной активности в спортивно - массовой работе;

В результате усвоения данного курса студент должен знать основные принципы работы двигательного аппарата и механизмы регуляции физиологических функций.

 

 

Клетка (ткань, орган и организм в целом) может находиться в состоянии покоя или активности. При отсутствии извне специальных раздражающих воздействий наблюдается состояние покоя (отсутствие специфических реакций). Живые ткани и клетки при действии раздражителей изменяют функциональную активность: переходят из состояния физиологического покоя в состояние физиологической активности (мышечное волокно сокращается, нейрон генерирует импульс): ответной реакцией живой ткани (клетки) является возбуждение. К истинно возбудимым относятся нервная, мышечная и железистая ткани.

Раздражители – факторы внешней или внутренней среды, способные вызвать ответную специфическую реакцию – возбуждение. По природе раздражители могут быть: электрические, механические, химические, температурные и т.д.. По биологической значимости раздражители разделяют на адекватные и неадекватные. Адекватные действуют на возбудимые ткани в естественных условиях (световые лучи на фоторецепторы сетчатки глаза). Однако ощущение вспышки света может возникнуть при перегревании или механическом воздействии (на неадекватные раздражители).

По силе раздражитель может быть пороговым, подпороговым и надпороговым. Раздражитель минимальной силы, способный вызвать ответную реакцию называется пороговым. На подпороговый раздражитель (слабый) ответная реакция ткани (клетки) отсутствует. Сила порогового раздражителя является мерой возбудимости ткани: чем ниже порог раздражения, тем выше возбудимость ткани. Возбудимость ткани изменчива: разминка повышает до оптимального уровня, а физическая работа снижает возбудимость нейронов, контролирующих функцию двигательного аппарата и вегетативных органов (дыхания, кровообращения и т.д.).

Основные свойства возбудимых тканей: возбудимость, проводимость, рефрактерность и лабильность (функциональная подвижность). Возбудимость – способность ткани отвечать на раздражение формированием биопотенциалов. Проводимость – способность ткани проводить биопотенциалы. Рефрактерность - временное снижение возбудимости ткани после возбуждения. Лабильность – способность ткани отвечать на раздражение определенное количество раз в единицу времени.

Основные свойства возбудимых тканей определяются структурными и функциональными особенностями клеточных мембран. Все клетки имеют мембрану, которая обладает специфической ионной проницаемостью и несет электрический заряд, способный изменяться при действии раздражителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.