Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая организация малой социальной группы




Классификация малых социальных групп

Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп

Социально организованные общности. Их классификация

Толпа – временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения.

Поведение людей в социально неорганизованной общности

Социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида дезорганизуется.

 

 

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности – толпа.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.

Толпа не говорит и не плачет, а галдит и мычит. Она страшна даже воодушевленная добром. Она задавит, даже встречая святыню!

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями – маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. (Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе.) Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией – слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.

Регулятивный механизм поведения толпы – коллективная бессознательность – особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, "коллективные рефлексы", по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.

Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на "мы" и "они", примитивизацию социальных отношений.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы: 1) случайная (оказиональная); 2) экспрессивная (совместно выражающая общие аффективные чувства – ликования, страха, негодования, протеста); 3) конвенциональная (основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях); 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую – возмущающуюся действиями властей.

Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением – распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника – групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений*.

* Термин "паника" происходит от имени греческого бога Пана – покровителя пастухов и стад. По-древнегреческому поверью, гнев бога Пана вызывает безумие в стаде: животные начинают метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду.

 

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. (Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.)

Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.

Паника – это крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения массы людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания

 

 

В отличие от структурно аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиально отличительные особенности. В зависимости от уровня социального развития они подразделяются на ассоциацию, корпорацию и социальные группы.

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – объединение людей на основе временного совпадения личных эпизодических целей (экскурсионная группа, пассажиры одного купе). Социальные связи здесь эпизодические и неустойчивые.

Корпорация – объединение людей на основе частичного совпадения их устойчивых целей. Так, отдельные группы экскурсантов могут объединяться для совместного питания, посещения тех или иных объектов; нуждающиеся в жилой площади – для построения кооперативного дома.

 

Рис. 96. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы

 

Развитая структурированная форма социальной общности – социальная группа: устойчивая социально организованная общность, объединенная общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа – коллектив.

Основная функция социальной группы – регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенные позиции по отношению к взаимоотношениям других членов группы.

Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек – только при этом возникают внутригрупповые отношения (рис. 96).

Глава 3. Социально-психологическая организация социальных групп

 

 

Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Социальная группа – субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.

Большая социальная группа – количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков – демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы, обладая некоторыми признаками больших социальных групп, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено – руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют "мозговой центр" группы; основная масса группы – исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места. Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.

Непосредственно окружающая человека социальная среда – микросреда – совокупность различных малых групп. Они – один из основных факторов формирования поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований – девиантного.

 

 

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Референтная (от лат. referentis – сообщающий), или эталонная группа – группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен – на нормы ему известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе.

Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнило социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзацкультуры.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения), асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.) и антисоциальные – преступные группы.

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т.п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и т. п.).

В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе – наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям – создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа – они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определены порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей (табл. 16).

 

Таблица 16

Классификация социальных групп

 

Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов поведения – явления социально-психологические.

К проблемам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы, и специализацией деловых и межличностных отношений, реализуемых в процессе общения.

Различные группы могут находиться на качественно различных уровнях социального развития. Уровень группового развития определяется степенью опосредованности межличностных отношений общесоциальными ценностями. В развитой группе – коллективе индивидуальные цели и ценности совпадают с общесоциальными – возникает эффект групповой сплоченности.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация – взаимозависимость формально-ролевых положений (директор завода – начальники цехов, участков – бригадиры – рабочие) и неформальная групповая дифференциация.

Неформальная групповая дифференциация определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию – одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту – похвала, насмешка) и организованные, формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

Каждый член группы занимает в ней определенное положение – имеет определенный групповой статус, определяемый его ролью в деятельности группы. Престиж и авторитет индивида зависят от соответствия его поведения групповым ожиданиям – экспектациям (от англ. expectation – ожидание), тем требованиям, которые предъявляются к исполняемой им социальной роли.

Социальная роль – общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности (роль учителя, врача, следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут охватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека – его жизненная позиция – ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Различаются три типа социальных ролей. 1) институциональные – закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия); 2) конвенциональные – роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.), 3) межличностные – роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации – основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, – социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

Каждая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения – социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель милицейской машины может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и поведенческих стереотипов.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.