Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные словари и энциклопедии




6.7.

6.6.

6.5.

6.4.

6.3.

6.2.

1.5.

6.7.

Работы

Методические материалы для самостоятельной

1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

Вопросы к экзамену (зачету) даны в общей логике курса. Цифрами обозначены номера глав и параграфов, в которых освещены данные вопросы: по ним студен­там легко будет найти ответ, чтобы подготовиться к за­чету или экзамену. Преподавателю, ведущему курс «Те­ория и методика воспитания», легко будет составить би­леты к экзамену. Кроме того, используя данные вопросы, можно проводить рейтинговую оценку знаний студен­тов в процессе всего периода обучения. Для начинаю­щих воспитателей-практиков данный перечень вопросов может послужить критерием их теоретической и мето­дической подготовленности к практике воспитательной работы и даст возможность найти источники пополне­ния багажа необходимых знаний.

1.1. Воспитание как общественная категория. Историчес­кий характер воспитания.

Современная трактовка понятия «воспитание». Процесс воспитания в современной школе: пози­тивное и негативное, проблемы. Прогрессивные идеи в современной теории воспи­тания.

Современная трактовка воспитания и отражение ее в массовой педагогической практике.


Современный педагог (воспитатель) в свете прогрес­сивных идей теории воспитания.

1.2. Понятие и сущность воспитания.
Характерные признаки воспитания как педагогичес­
кого явления.

Ребенок (подросток, юноша) как объект и субъект вос­питания. Диалектика развития его субъектного начала в школьном возрасте; изменение позиции воспитателя. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.

Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания.

Три формы проявления отношения как основа для определения содержания воспитания. Воспитание как средство, процесс и результат.

1.3. Понятия «ребенок», «дети», «детство». Характерные
особенности детства.

Характеристика трех периодов возрастного развития

школьников с позиции воспитания.

Индивидуальные различия школьников и учет их в

воспитании.

Школьные кризисы развития и учет их в воспитании.

Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие

в развитии школьника.

1.4'. Педагог-воспитатель: его назначение в обществе, ос­новные черты и качества.

Понятие «педагогическое мастерство» (применитель­но к статусу воспитателя); слагаемые педагогичес­кого мастерства.

Интеллигентность как стержневое качество педаго­га-воспитателя.

Проблемы педагогического творчества в процессе воспитания и возможные пути их решения.

1.5. Педагогическая наука и педагогический опыт, их

взаимодействие.

Явление «педагогическое новаторство»: сущность,

конкретные примеры, проблемы.



Методические материалы


Методические материалы



 


Роль педагогической науки и практической деятель­ности в становлении и развитии профессионально­го педагогического мастерства воспитания. Опыт «новых школ» в истории зарубежной и отече­ственной педагогики и современные инновацион­ные процессы в воспитании. Исследовательская позиция учителя-воспитателя. Авторские концепции и авторские школы воспитания. Программа личностного и профессионально-педа­гогического роста воспитателя; методика составле­ния и работы по ней.

Основные идеи гуманистической педагогики; их вли­яние на формирование современной теории и ме­тодики воспитания.

2.1. Философские основы воспитания: его основные фун­
даментальные характеристики.
Диалектический характер процесса воспитания.
Противоречия как движущая сила, источник вос­
питания.

Педагогическая логика как основа построения вос­питательного процесса.

Основные ошибки педагогов-практиков в наруше­нии логики воспитательного процесса, их послед­ствия и способы преодоления.

2.2. Закономерности и принципы воспитания,
«Любовь к детям» как педагогическая категория и
личностное качество педагога-воспитателя.

2.3. Понятие и формулировка цели воспитания в совре­
менной гуманистической педагогике.

Цель воспитания, стратегические и тактические задачи.

2.4. Явление «сопротивление воспитанию»: сущность,
. основные проявления, организация и методика пре­
одоления.

3.1. Воспитывающая среда: понятие, сущность, про­блемы.

Факторы и условия, влияющие на процесс воспи­тания.


Понятие «пространство воспитания», основные тре­бования к нему.

Позитивные факторы развития личности в процес­се воспитания.

Современные реалии детства как негативный фак­тор воспитания, возможности их преодоления. Социокультурная среда как фактор воспитания: по­нятие, сущность, основные слагаемые. Педагогическая культура в школе, семье, ближай­шем окружении как основа воспитания. Педагог-воспитатель как носитель культуры.

3.2. Семья как фактор развития и воспитания личности
ребенка (подростка).

Позитивное и негативное в семейном воспитании. Современные реалии детства и воспитание детей в семье: причины, проявления, возможности преодо­ления.

3.3. Понятие «коллектив»: его сущность, основные при­
знаки, воспитательные возможности.
Коллектив и развитие индивидуальности школьника.
Методика и техника создания и развития ученичес­
кого коллектива.

Негативные явления в детском коллективе, их пре­дотвращение и преодоление.

3.4. Современное детско-юношеское движение: воспи­
тательный потенциал, содержание и методика дея­
тельности, проблемы.

Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаи­модействие со школой.

3.5. Неформальные объединения детей и молодежи, вза­
имодействие с ними в процессе целенаправленного
воспитания.

4.1. Содержание воспитания в современной школе.

4.2. Деятельность как основа воспитательного процесса.
Понятие и сущность воспитывающей деятельности.



Методические материалы


Методические материалы



 


Разнообразные виды деятельности школьников в вос­питательном процессе и методика их организации.

4.3. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в те­
ории, методике и практике воспитания.
Стимулирование здорового образа жизни педагога
и воспитанников как основа воспитания.
Личностно-ориентированная программа здорового
образа жизни педагога и воспитанников: идеи, со­
держание, методика.

4.4. Пути и средства достижения цели и задач воспита­
ния в процессе обучения.

Воспитательный потенциал современного урока. Возможные формы и методы внеурочной деятель­ности учителя-предметника как средство воспита­ния.

Культурологический подход в обучении; его воспи­тательный смысл.

Воспитание учащихся в системе личностно-ориен-тированного обучения.

Воспитательный потенциал содержания и методи­ки обучения, его реализация на уроке и во внеуроч-ной деятельности.

4.5. Система дополнительного образования, ее воспи­
тательный потенциал, содержание и основы мето­
дики.

Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника.

4.6. Классный руководитель как центральная фигура вос­
питательного процесса.

Назначение и функции классного руководителя в со­временной школе.

Методические основы деятельности классного ру­ководителя.

5.1. «Воспитание» и «воспитательная работа»: схожесть и различие; понятие и сущность. Основы современной гуманистической позиции вос­питателя в системе воспитательной работы.


Педагогическая поддержка как особый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность педагогической поддержки; ос­новные условия и принципы ее реализации в вос­питательном процессе. Методика и техника педагогической поддержки.

5.2. Методы воспитания: основы теории, классифика­
ция и методика в воспитательном процессе.
Методы убеждения в процессе воспитания.
Методика организации жизни и деятельности уча­
щихся.

Методика и техника поощрения и наказания. Внушение как метод воспитания.

5.3. Средства воспитания: понятие, связь с другими ком­
понентами воспитания, классификация, примеры
конкретных средств.

Компьютеризация, Интернет как позитивные сред­ства воспитания.

5.4. Психолого-педагогическая характеристика воспита­
тельного воздействия; классификация воспитатель­
ных воздействий.

Приемы педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая техника как элемент педагогичес­кого мастерства; четыре группы умений педагоги­ческой техники.

5.5. Современные технологии воспитания: основные
идеи, классификация, характеристика и краткий
анализ конкретных технологий воспитания.

6.1. Школа как воспитательная система.
Психолого-педагогический анализ опыта конкрет­
ных воспитательных систем.

6.2. Теоретические и методические основы изучения вос­
питателем учащихся, классного коллектива и учеб­
но-воспитательного процесса.

«Пакет школьных методик» в арсенале педагога-вос­питателя.


 
 
6.8.

Методич*

Педагогический мониторинг: методика использова­ния в воспитательном процессе.

6.3. Теоретические основы, методика и техника плани­
рования воспитательной работы.

6.4. Теоретические основы, и методика коллективной
творческой деятельности.

Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД.

Инструментовка деятельности детей как самодея­тельности и самовоспитания.

6.5. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности. Методика создания и развития ученического само­управления.

Проблема лидерства в детском движении и в уче­ническом самоуправлении.

6.6. Индивидуальность и ее развитие в процессе воспи­тания.

Стимулирование самовоспитания школьников в про­цессе воспитания как основа развития индивидуаль­ности.

Организационные формы воспитания: понятие и сущность, характеристика разнообразных форм. Методика и техника подготовки и проведения раз­личных форм воспитательной работы. Приемы (элементы) в структуре разных форм вос­питательной работы.

Понятие «воспитание родителей», его сущность, на­значение, содержание и методика. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Система работы классного руководителя с родите­лями учащихся.

Традиционные и новые формы работы школы с ро­дителями учащихся в современной школе.


Методические материалы

2. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ*

Тематика работ дана в логике курса. Темы сгруппирова­ны по проблемам. Цифрами слева обозначены номера глав и параграфов, в которых можно найти начальный матери­ал и перечень необходимой литературы по избранной про­блеме. Уровень (научный и методический, а также исследо­вательский) определяет преподаватель (научный руководи­тель) совместно со студентом. В связи с этим может быть несколько изменена формулировка темы. Кроме того, сту­дент может избрать проблему для курсовой работы и в про­цессе работы над ней довести до уровня дипломной рабо­ты, усилив теоретический и практический (исследователь­ский) аспект. Темы работ могут стать также темами научных работ, представляемых на конкурс, и проблемами научно-методической работы начинающего педагога-воспитателя в школе. Многие темы, особенно методические, могут быть раскрыты на конкретном практическом материале.

1.1. Современные тенденции развития воспитания за ру­
бежом и в России (сравнительный анализ).
Тенденции развития воспитания в современной шко­
ле: позитивное и негативное.

Характерные особенности современной школы, их влияние на воспитание детей и молодежи. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массо­вая практика воспитания детей (подростков). Личность современного педагога (воспитателя) в свете прогрессивных идей теории и практики воспитания.

1.2. Развитие отношений к окружающей жизни в зави­
симости от возраста школьников.
Дифференцированный подход в развитии отноше­
ний с окружающим миром в зависимости от инди­
видуальности ребенка (подростка).

Развитие в процессе воспитания отношений с ок­ружающим миром в зависимости от половых раз­личий.

* Для консультирования можно обратиться к кн.: Бережкова Е.В. Тре­бования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999.


 

Методические материалы

Воспитанность как результат воспитания. Воспитание как средство преодоления трудновоспи-

туемости подростков.

1.3. Детство как период онтогенеза и процесс воспита­
ния.

Воспитание с учетом возрастных характеристик школь­ного детства.

Организация и методика воспитания с учетом со­временных реалий детства. Экология детства и процесс воспитания.

1.4. Личность современного педагога-воспитателя: сла­
гаемые мастерства и проблемы.
Педагогическое творчество применительно к теории
и методике воспитания.

Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере. Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания.

«Педагогика сотрудничества» в современной шко­ле: миф и реальность.

Своеобразие культурной позиции выдающихся пе­дагогов (по выбору).

Основы культуры педагогической деятельности вос­питателя.

Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.

Методика и техника составления собственной про­граммы личностного и профессионально-педагоги­ческого роста воспитателя и работа с ней. Профессионально-педагогический и личностный рост педагога во взаимодействии с детьми. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания.

Консерватизм и новаторство в воспитательном про­цессе.

Опыт «новых школ» в истории педагогики (с конца XIX века до наших дней) и современные иннова­ционные процессы в воспитании.


 

 

Методические материалы

Самоактуализация молодого педагога через приоб­щение к педагогической науке и практике воспи­тания.

2.1. Школьный педагог как стратег движущихся сил и
логики воспитательного процесса.
Противоречия как источник развития воспитатель­
ного процесса; методика и техника их разрешения.
Философские основы воспитания и учет их в кон­
кретной воспитательной практике.

2.2. Понятие и сущность педагогической категории «лю­
бовь к детям»; проявление и развитие ее как каче­
ства личности педагога.

Реализация принципов воспитания в подходе к раз­ным категориям детей.

Культуросообразность в истории педагогики и со­временная теория воспитания.

2.3. Теория и методика построения воспитательного про­
цесса, создающего условия для самоактуализации
воспитанников.

Возможности и проблемы самоактуализации лично­сти школьника в условиях воспитательного процес­са конкретной школы (по выбору студента). Самоактуализирующаяся личность педагога как ус­ловие сам о актуализации личности воспитанников.

2.4. Организация и методика преодоления «сопротивле­
ний воспитанию» в условиях современной школы.
Психолого-педагогические основы выявления при­
чин и профилактики появления «сопротивления вос­
питанию».

3.1. Психолого-педагогический анализ современных ре­алий детства; преодоление негативных влияний. Педагогизация среды воспитания в современной школе. Педагогическая культура воспитателя. Воспитатель как носитель культуры. Педагогическая позиция воспитателя в детской (мо­лодежной) субкультуре.



Методические материалы


Методические материалы



 


Педагогическая культура школы (семьи, ближай­шего окружения школьника) как феномен куль­туры.

3.2. Педагогическая культура семьи, ее воспитательный
потенциал.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ре­бенка (подростка).

Семья как позитивный и негативный фактор раз­вития личности. Современные реалии домашнего воспитания.

3.3. Коллектив как фактор развития личности.
Структура и динамика развития ученического кол­
лектива в классе.

Методика и техника развития ученического коллек­тива в классе.

Негативные явления в развитии ученического кол­лектива, их предупреждение и преодоление. Взаимодействие ученического и педагогического кол­лективов в воспитательном процессе. Лидеры детского коллектива и воспитательная ра­бота с ними.

3.4. Современное детское и молодежное движение как
позитивный фактор развития личности.

Детские организации и школа: проблемы взаимо­действия.

Воспитательный потенциал современных детских организаций.

3.5. Неформальные объединения детей и молодежи: по­
зитивное и негативное влияние на развитие лично­
сти подростка.

4.1. Проблема национального воспитания в современ­ной школе: содержание и методика. Стимулирование саморазвития школьников в вос­питательном процессе.

Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности.


4.2. Психолого-педагогическая инструментовка дея­
тельности детей разного возраста (младшего, сред­
него, старшего) как деятельности воспитываю­
щей.

Свободное общение детей как воспитывающая дея­тельность. Игра в процессе воспитания;

4.3. Организация и методика стимулирования здорово­
го образа жизни педагога и воспитанников в школь­
ном воспитании.

Личная программа здорового образа жизни педаго­га и воспитанников как основа воспитания. Самоактуализация личности педагога через личную программу здорового образа жизни.

4.4. Как воспитывает урок по... (учебному предмету).
Внеурочная работа по предмету (...) как средство
воспитания.

Учитель-предметник как воспитатель личности. Развитие коллектива учащихся в учебном процессе. Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения.

4.5. Цель, назначение, содержание и методика работы
внешкольных учреждений дополнительного образо­
вания (на конкретных примерах).
Многопрофильное творческое объединение детей и
взрослых как условие и фактор развития личности
школьника (на конкретном примере).
Психолого-педагогический анализ и обобщение опы­
та деятельности многопрофильного творческого объ­
единения детей (на конкретном примере).
Педагогическая позиция руководителя (педагога)
многопрофильного творческого объединения детей.

4.6. Специфика, содержание и методика работы осво­
божденного классного руководителя.

Классный руководитель как лидер детского сообще­ства.

Специфика воспитательной работы классного руко­водителя в «трудном» классе.



Методические материалы


Методические материалы



 


5.1. Позиция педагога-гуманиста в системе воспитатель­
ной работы современной школы.

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей.

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей.

Педагогическая поддержка в воспитательной рабо­те с проблемным классом.

Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления.

5.2. Психолого-педагогически и анализ традиционных ме­
тодов вопитания в гуманной педагогике.

Роль и методика внушения в процессе воспитания.

5.3. Жизненные «точки опоры» как средство воспита­
ния.

Воспитание отношения к природе у городских и сельских детей.

Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья. Использование окружающих ребенка (подростка) людей как средства воспитания. Развитие в процессе воспитания самоценности лич­ности.

Использование Интернета как позитивного средства воспитания.

5.4. Приемы педагогического воздействия на учащихся
в воспитательном процессе (психолого-педагогичес­
кий анализ опыта педагога — конкретного воспи­
тателя, учителя, либо своего собственного).
Саморазвитие умений педагогической техники как
средство самовоспитания профессионально-педаго­
гического мастерства.

5.5. Психолого-педагогическмй анализ современных вос­
питательных технологий (на конкретных примерах).

6.1. Психолого-педагогический анализ опыта конкрет­ной (по выбору студента) воспитательной системы • школы.



Педагогический коллектив школы как коллектив единомышленников.

«Пакет школьных методик» изучения учащихся как сла­гаемое мастерства творческого педагога-воспитателя. Изучение динамики уровня воспитанности в школь­ные годы.

Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания.

Оригинальные (творческие, авторские) системы пла­нирования в современной школе (на основе анали­за опыта конкретных школ).

Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий. Идеи и методика личностно-ориентированного вос­питания в методике коллективного творческого дела.

Организация и методика создания и развития уче­нического самоуправления в современной школе. Проблемы лидерства в детском движении и в уче­ническом самоуправлении.

Личностно-ориентированное воспитание (основы теории и методики).

Развитие индивидуальности школьника в личност-но-ориентированной коллективной творческой де­ятельности.

Самовоспитание школьника в условиях самодеятель­ности.

Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления.

Индивидуальность самоактуализирующейся лично­сти и ее развитие.

Психолого-педагогический анализ системы органи­зационных форм воспитания в школе (классе). Творческие формы воспитания и их развитие в со­временной школе.

Методика и техника подготовки и проведения слож­ных интегрированных форм воспитательной работы.



Методические материалы


Методические материалы



 


6.8. Новое в работе классного руководителя с родите­лями учащихся.

«Воспитание родителей» как проблема современной теории и методики воспитания. Творческие формы воспитательной работы с роди­телями в современной школе.

Мы приводим список, далеко не полный, словарей, справочников, энциклопедий, которыми пользовались при раскрытии основных понятий, употребляемых в тек­сте пособия. Ими студент или начинающий педагог мо­жет воспользоваться, организуя свою собственную иссле­довательскую работу по теории и методике воспитания.

Вулъфов В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся вос­питанию. М., 2001.

Гамезо М.В., Степаносова А.В., ХализеваЛ.М. Словарь-спра­вочник по педагогической психолошии. М., 2001.

Детство: краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиха-нова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.

Кашкаров С.Н. Адаптированный педагогический словарь. — М.: Гуманитарная гимназия № 1504, 1995.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога М., 1996.

Крагкий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1993.

Овчаренко В.И. Психолого-аналитический глоссарий. Минск, 1994.

Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964—1968.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Российская педагогическая энциклопедия. М.. Т. 1 — 1993 Т. 2 - 1999.

Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001.

Селиванова Н.Л. Словарь-справочник основных понятий тео­рии воспитательных систем. М., 2001.

Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребен­ников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

Степанов С,С. Психологический словарь для родителей. М 1995.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1999.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.