КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса
Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса. Виды резонаторов. Понятие высокой вокальной позиции. Термины грудной и головной резонаторы широко применяются в вокальной педагогике. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса – головной и грудной. Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, придаточные пазухи носа – все они не способны менять свой объём, только носоглотка, вследствие подвижности мягкого нёба, может менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью). Резонируют они тогда, когда в исходном звуке, выходящем из гортани, содержится много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ). Как было сказано в предыдущей главе, высокая форманта придаёт голосу яркость, блеск, «металличность» и полётность звука. Металлический блеск голоса зависит не от резонанса верхних резонаторов (сами по себе эти полости не оказывают влияния на исходный тембр), верхний резонатор лишь отзвучивает на правильное воспроизведение голоса. ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса, от которого зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов). Голос, лишённый ВПФ, звучит тускло, теряет всякую плотность. Нос и его придаточные полости (пазухи) представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Самая большая придаточная полость носа — верхнечелюстная или гайморова, — имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следовательно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длиною 3 см, открытая с одного конца, резонирует примерно на частоту около 3000 Гц, т. е. на область высокой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в лицевой части могут возникнуть и будут сильно выражены тогда, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем составе много высокочастотных обертонов. На эти обертоны и "отвечают" придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, убывает в силе, так как большая часть его энергии передается стенкам полостей, где постепенно гасится. По твердым тканям энергия звука, конечно, достигает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает "раскачивание в такт" находящегося там воздуха, т. е. явление резонанса. Непосредственно через воздушные пути звук в носовую полость, а тем более в его придаточные полости не попадает. Как известно, чистые гласные русского языка обычно произносятся при полном перекрытии мягким нёбом хода в носоглотку. Если нёбная занавеска поднята плохо, голос приобретает носовой оттенок — гнусавость. Таким образом, хороший певческий звук предполагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или совершенно незначительное сообщение.
На рентгеновских снимках, сделанных во время пения у профессиональных певцов, видно, что мягкое нёбо, как правило, плотно прижато к задней стенке глотки, т. е. ротовая и носоглоточная полости практически полностью разобщены. Кроме того, по воздушным путям, т. е. непосредственно, певческий звук не достигает придаточных полостей носа, потому что выходы из них узки и забиты слизью, а попадает туда путем сотрясения мягких и костных тканей лица. Это сотрясение легко почувствовать, если во время пения приложить руку к лицу, голове, задней поверхности шеи. Вибрации ощущаются под рукой совершенно отчетливо. Можно считать доказанным существование резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации; при этом голос имеет яркий, металлический, полетный характер. У слушателя возникает впечатление большой звучности, а у самого певца появляется ощущение, как будто звук подается или направляется в "маску". Многие певцы ищут это ощущение, ибо тогда голосообразование становится легким, а звук сильным и полетным. Потому и считается, что, когда звук "попал в резонатор", — голос сформирован правильно.
В настоящее время доказано, что явления, возникающие в полостях головного резонатора, сотрясая окружающие ткани и вызывая раздражение обширной зоны нервных окончаний, рефлекторно возбуждают деятельность гортанного сфинктера. Вибрационные явления в головном резонаторе — сильнейший стимулятор голосовой функции. Отсюда легко понять, почему при "попадании звука в головной резонатор" певцу легче и удобнее петь. Головной резонатор — важнейший индикатор правильного певческого звучания. На развитие резонаторных ощущений у учащихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все сразу чувствуют их, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные ("мычание" и "нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носовые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок полостей верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении. Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов порядка 3000 Гц, на которые и отвечает верхний резонатор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими в своем спектре высококачественных формант. Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди соответственно получили свое название регистры голоса — головной и грудной. Действительно, при пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы — головное резонирование, иногда называемое "маской", так и в области грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает головокружение. По-видимому, эти ощущения и вызывающие их физические явления играют значительную роль при пении. Отзвучивание голоса "в маске" один из показателей правильной организации певческого звука. Однако нельзя не отметить, что эти ощущения, так сильно выраженные у большинства певцов, у иных неярки, а в некоторых, правда редких случаях, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и характерно для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных областях. У некоторых оно появляется в той области лица, которая прикрывается маскарадной маской (отсюда и выражение — петь в "маску"); у других — у передних зубов верхней челюсти (Микиша, Моран); третьи чувствуют его в области лобных пазух (Дейша-Сионицкая), четвертые — в области темени или твердого нёба.
Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких нотах она ощущается впереди — в области передних зубов или передней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появляются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с техникой образования звука. Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.
Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона. Грудное резонирование, т. е. ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании здесь могут быть трахея и крупные бронхи — единственные воздушные полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую ткань и поэтому является прекрасным поглотителем звука. Так, трахея, длина которой около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 Гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит. Однако указать место, где образуется низкая певческая форманта, можно лишь предположительно. Некоторые приписывают ее резонансу нижней части глотки. Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно воспринимаются певцом, если он приложит руку к груди, но бесполезны для слушателя (как и в случае с головным резонатором). Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глубоком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину просвета, т. е. здесь имеется определенная возможность приспособления. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей совершенно стабильны. При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапазон, не ощущая регистровой ломки, ровным звуком. Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами правильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее сможет управлять работой голосового аппарата. Следует только помнить, что грудное и головное резонирование есть следствие правильно организованного певческого звука. Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов певческого голосообразования, голос может деградировать. Предпочтение головного резонирования, при всей важности его, постепенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звучанию, к потере органичности звука и способности полностью передавать эмоции и характер произведения. Певец начинает петь, как говорят, "только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 9890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |