Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и церковь в XV–начале XVI вв




Ниже монарха стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Затем – служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Удельные князья и бояре обязаны были присягать на верность великому князю. Непокорных удельных князей Иван III жестоко наказывал. Своего брата Андрея Большого (1446–1493) он заточил в тюрь­му, где тот умер, его сыновей насильно постриг в монахи, а Угличский удел брата присоединил к своим владениям.

Государственно-политический строй Российского государства в XV– нач. XVI в.

При Иване III сформировалась монархия с сильной великокняжеской властью. Во главе государства стоял великий князь – «Государь Всея Руси» (официально так именовался Иван III с 1485 г.). Его власть была деспотической, т. е. неограниченной, стояла выше законов. «Мы Божией милостию Государи на своей земле изначала…, а поставле­ние имеем от Бога», – заявлял Иван III. Подданные рабски подчинялись ему. Иван заимствовал некоторые элементы золотоордынской политической системы: царь – выше всех, остальные – его холопы.

Боярская думапостоянно дей­ствую­щий совеща­тельный орган при великом князе, который решал вопросы внутрен­ней и внешней политики. Её чле­ны – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Служилые людидворяне или «дети боярские» – основная масса средних и мелких феодалов, «испомещались», т. е. получали в пользование земли-поместья за службу великому князю. Дети боярские (25-30 тыс.) составляли ядро войска – поместную конницу. (До XIV в. дворянами называли двóрню, слуг на княжеском дворе).

При Иване III действовали два государственных ведом­ства:

1. Государева Казна – государ­ственная канцелярия, ведала финансами, архивом и государственной печатью. Руководил ею казначей.

2. Государев Дворец управ­лял имуществом и землями великого князя. Возглавлялся дворским (дворецким). Ему подчинялись «путные бояре», управлявшие «путями» – отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие,стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т. д.).

Внутри Казны и Дворца возникли особые ведомства – столы, управляемые дьяками. Позднее, в XVI–XVII вв. они развились в приказы – органы управления, руково­дившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.

Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на во­лости. Станом руководил становщи́к, волостью – волостéль. Уездами управляли бояре-наместники («кормлéн­щики»). Они собирали «корм» (налоги) с населения. Власти понимали, что невозможно положить чиновнику такое жалование, чтобы он не брал взятки. Поэтому чиновники жалованье не получали, а жили за счёт поборов с населения. Это называлось кормлéниесодержание должностных лиц за счёт местного на­селения. Боярин получал назначение: принять в управление определённую территорию. Он представлял верховную власть, собирал налоги, вершил суд, руководил ополчением. Размер кормления не регулировался, собирали «по силе», столько, сколько удастся выбить с населения.

Действовало мéстничествопорядок назначения на долж­ность в со­ответствии со знатностью рода и давно­стью службы великому князю. Местничество препятствовало продвижению способных, но не­знатных людей. Часто между феодалами вспыхивали местнические споры, кто из них родовитее, выше в местнической иерархии.

С 1425 г. начался процесс замены прозвищ на фамилии у знатных лиц и у служилых людей.

Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III, ус­тано­вивший единые правовые нормы на всей территории государ­ства. Статья 2 Судебника запрещала судье брать посýлы (взятки) и решать дела, исходя из личных выгод: «...а судом не мстити, ни дру­жити никому». В уголовных делах всё решалось единоборством (полем) – за совершение тяжких преступлений – «татьбу» (воровство), разбой, «душегубство» (преднамеренное убийство), поджог и другие «лихие дела» побеждённого в единоборстве считали виновным и казнили смертью.

Статья 57 ограничивала переход крестьян от одного феодала к дру­гому. Переход разрешался только за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после, когда заканчивались сельскохозяйствен­ные работы. При переходе крестья­нин должен был заплатить феодалу «пожилое»компенсацию помещику за трудо­вые потери при уходе крестьянина (1 рубль серебром). Это были большие деньги: цена рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пу­дов мёда. «Норма Юрьева дня» явилась первым шагом на пути к закрепо­щению крестьян. В Западной Европе уже начался процесс освобожде­ния крестьян и горожан. В России же этот процесс развивался в обратном направ­лении.

Судебник нёс на себе влияние деспотических законов Золотой Орды. Были введены восточные пыточные средства: битьё палками по пяткам, вколачивание гвоздей под ногти. Позд­нее появился турец­кий обычай сажать людей на кол и другие жестокие ис­тязания.

София Палеолог. В 1453 г. Византия пала под ударом турецкого султана Мехмеда II, её последний император Константин XI Палеолог (1405–1453) погиб при штурме столицы. Европа бросила Византию на произвол судьбы. Православные храмы превратились в мечети, Константинополь – в Стамбул.

Супруга Ивана III Мария Тверская умерла в 1467 г., оставив великому князю наследника – Ивана, прозванного Молодым (1458–1490). Папа римский Павел II, намереваясь окатоличить Россию, предложил Ивану III жениться на племяннице послед­него византийского императора – Зое (Софии) Палеолóг (1455–1503). В 1472 г. в Москве состоялась свадьба. Иван III заимствовал византийские традиции и знаки власти – державу, скипетр, бармы (оплечья). Гербом Московского госу­дарства стал двуглавый орёл. Москва объявила себя преемницей Византий­ской империи и центром истинного христианства («Москва – третий Рим»). София родила Ивану 12 детей, в том числе сына Василия.

Династический кризис. Иван III назначил наследником старшего сына от первой жены – Ивана Молодого, но в 1490 г. 34-летний Иван Моло­дой умер (возможно, был отравлен Софией Палеолог), оставив после себя сына Дмитрия (Внука, 1483–1509). В результате оказалось два пре­тендента на престол – 6-летний внук Дмитрий и 10-летний сын Ивана III и Софии Палеолог Василий. Возник династический кризис.

Сначала Иван III венчал на царство (именно на цар­ство, а не на великое княжение) Дмитрия. В 1497 г. он наложил опалу на жену Софию и 18-летнего Василия, посадив под домашний арест. Однако в 1502 г. царевич Дмитрий Внук вместе с матерью – невесткой Ивана III Еленой Стефа­новной «Волошанкой» († 1505) были заточены и умерли в темнице. «Разве не волен я в своём внуке и своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение», – заявил Иван III. Василий получил титул великого князя и стал соправи­телем отца. София Палеолог скончалась в 1503 г. Возможно, она была отравлена. В 2000 г. при анализе её останков был обнаружен яд.

Василий III (1505 – 1533 гг.). После смерти 65-летнего Ивана III его политику продолжил сын – Василий III (1479–1533). В отличие от своего конкурента Дмитрия Внука, Василий так и не венчался на великое княжение шапкой Мономаха.

Внешняя политика Василия III. В 1510 г. Василий III присоеди­нил Псков­скую землю. По примеру Новгорода, князь выселил из Пскова элиту – 300 лучших семей.

В 1521 г. Василий III присоединил Рязанские земли, в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск.

Отношения с Казанским ханством. В 1505 г., пользуясь смертельной болезнью Ивана III, казанский хан Мухаммед-Эмин поднял мятеж, убил или продал в рабство русских купцов, осадил Нижний Новгород. Василий III намеревался посадить на казанский престол пленного «царевича» Куйдакула, брата мятежного Мухаммеда-Эмина. Попытка московского войска взять Казань в 1506 г. закончился неудачей и большими потерями, но протекторат Москвы над ханством был восстановлен.

Отношения с Крымским ханством. После гибели в 1502 г. Большой Орды Крым заявил претензии на роль наследника Золотой Орды. Крымские татары считали, что вправе распоряжаться землями Восточной Европы, как некогда ими распоряжались их золо­тоордынские предки. Например, в 1507 г. крымский хан Мухаммед-Гирей выдал польскому королю Сигизмунду I ярлык на 15 русских городов, в том числе на Новгород, Псков, Рязань, Тулу и др. Началось почти 300-летнее противостояние Рос­сии и Крыма, которое завершится только в 1783 г., когда впавшее в ничтожество Крымское ханство будет взято русской армией без единого выстрела.

Крымские татары часто совершали набеги на русские города – в 1507 г. и др. Татары не собирались захватывать и покорять Россию и Великое княжество Литовское (ВКЛ). Помимо захвата добычи и плен­ных, походы татар преследовали цель устрашить, внушить мысль, что от крымской угрозы дешевле отку­питься. Существовал своеобразный рэкет на государственном уровне. И Россия, и ВКЛ посылали в Крым казну, или «поминки» – платежи, от которых зависело доб­рое расположение хана. В Крыму на невольничьих рынках процветала работорговля пленными христиа­нами из России и ВКЛ. Объективно России были выгодны татарские набеги на Литву, а Литве – на Россию. Обе страны пытались склонить Крым к нападению на соседа. Ханы этим пользова­лись для вымогательств новых взяток. Происходил так на­зываемый «крымский аукцион», как его назвал историк С. М. Соловьёв: кто больше даст, тот обезо­пасит себя. Некоторые историки считают, что выплаты-«поминки» XVI в. были формой дани, которую Рос­сия, несмотря на свержение ига, продолжала платить – теперь уже Крымскому ханству. Согла­ситься с этим нельзя. «Поминки» не были регулярными, чтобы их считать данью. Крупных выплат в Крым из­вестно всего несколько. Например, в 1521 г. крымский хан Мехмед I Гирей возвёл на Казанский престол своего младшего брата Сахиба Гирея, после чего они совместно совершили успешный набег на Москву. Василий III был вынужден подписать кабальную грамоту, по которой обязался выплачивать Крыму дань в том объёме, в котором она платилась Золотой Орде.

Династический кризис. В 1505 г. Василий III женился на боярышне Соломонии (Саломее) Сабуровой (ок. 1490–1542). Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После 20 лет брака Соломония так и не родила наследника. В 1525 г. князь обвинил её в бесплодии, насильно постриг в монахини и заточил в суздальский Покровский монастырь.

Опасаясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим младшим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Большинство братьев – Юрий, князь Дмитровский (1480–1536); Дмитрий Жилка, князь Углицкий (1481–1521); Семён, князь Калужский (1487–1518); Андрей, князь Старицкий и Волоколамский (1480–1537) умерли бездетными, их выморочные уделы Василий III забрал себе. Род Рюриковичей постепенно угасал.

В 1526 г. Василий III женился вторым браком на юной Елене Глинской (ок. 1508–1538) из рода литовских князей, перешедших на службу Москве. В 1530 г. Елена родила Василию сыновей Ивана (1530–1584) и Юрия (1532–1563). Юрий родился глухонемым – «без ума и без памяти и бессловесен». Иван, как известно, тоже не отличался психическим здоровьем. Умирая, 54-летний Василий III во главе государства оставил трёхгодовалого Ивана IV – будущего Ивана Грозного.

 

 

Русская православная церковь выступала за укрепление великокняже­ской власти и государства. Вопросы церковной жизни решали Церковные соборысобрания, совещания руководителей Русской православной церкви. Они избирали и назначали митрополитов и епископов.

Флорентийская ýния. Кон­стантинопольский патриарх подписал в 1439 г. в г. Флоренции Флорентийскую ýнию (объединение) с католиче­ской церковью. В ответ Василий II разорвал отношения с Кон­стантинопольской патриархией и арестовал московского митрополита грека Иси́дора, подписавшего унию. Вскоре Исидор бежал в Рим. В 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона. В 1453 г., после захвата турками Константинополя и падения Византии, русская церковь окончательно стала автокефáльной (самостоятельной). В 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две митрополии: Московскую и Киевскую.

Ереси. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникли éреси (от греч. éресис – особое вероучение) – учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Ересь стригольников (основа­тель – Карп-стригольник, или стригаль; другая версия – от «расстри­женных», т. е. священников, лишённых сана) – отвергала дóгматы (утверждения) церкви, не вы­держиваю­щие критики с позиций разума. В 1375 г. новгородских стригольников казнили.

В кон. XV в. в Новгороде распространилась ересь жидовствующих (схари­изм). Ере­тиков обви­няли в иудаизме («жидовстве»), поскольку они не признавали иконы и Святую Троицу. Еретики Фёдор Курицын, Матвей Башки́н, Фео­досий Косой отри­цали церковные об­ряды, свя­щенников, монашество, иконо­почита­ние, богочелове­ческую природу Христа. В 1480 г. Ивану III так понрави­лись речи новгородских еретиков Дионисия и Алексея, что он привёз их в Мо­скву. Еретикам покровительство­вала и невестка Ивана III Елена Сте­фановна (Волошанка). Однако в 1490 г. церковный собор осудил ересь. В 1504 г. лидеров еретиков сожгли в деревянных клетках-срубах на льду Москвы-реки, а в Новгороде утопили с камнем на шее в р. Вóлхов.

Вопрос о церковном землевладении. По инициативе Сергия Радонеж­ского монастыри перешли с «кели­отского» устава к «обще­житийному». При «кели­отском» уставе монахи имели отдельное хозяйство. Со­гласно «общежитий­ному» уставу, монастыри стали общиной с кол­лективной собственностью, имели право приобретать земли. Монастырям жаловали земли князья и бояре в виде вкладов («на упокой души»). Цер­ковь стала крупнейшим землевладельцем. Иван III хотел провести секуляри­зациюконфискацию церковных земель в пользу государства.

Внутри церкви возник спор нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Нестя­жатели («заволжские старцы»), глава – Ни­л Сóрский (1433–1508), основатель монастыря под Вологдой на р. Сорке, выступали за воздержание и аскетизм, против обладания церковью богатст­вами, вспоминая библейское выраже­ние «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное».

Иосифляне, или стяжатели (глава – Иосиф Волóцкий 1439/40–1515),основатель Во­локоламского монастыря, наоборот, считали, что «бога­тая церковь – сильная церковь». Иосифляне стремились утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», утверждавшая, что белый клобук (головной убор митрополита) выше царского венца. В противовес «Повести…» было создано «Сказание о князьях владимирских». В нём утверждается, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора «Ав­густа-кесаря», а князь Владимир Мономах получил регалии (знаки царской власти) от своего деда – императора Византии Константина Мономаха. После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлян отступился от идеи секуляризации, отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство преболе [выше] царства», то теперь писал, что царя следует «почитати, а не сваритися с ним».

При Василии III нестяжа­тели подверглись гонениям: боярин Иван Берсень-Беклемишев был обезглавлен в 1525 г., богослов Максим Грек осуждён на церковных соборах 1525 и 1531 гг., князь Василий Патри­кеев (Вассиан Косой) насильно постри­жен в 1531 г. в монахи.

«Москва – третий Рим». Игумен псковского Елеазарова монастыря Филофéй (ок. 1465–1542) в 1520-х гг. в своих посланиях проповедовал теорию «Москва – третий Рим». Он утверждал, что центр хри­стианства из Рима и Константино­поля переместился в Москву. Первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в гре­хах и по воле Божьей захвачен турками. Теперь только право­слав­ная Москва способна стать мировым центром истинного христианст­ва, а Русское государство должно выполнить свою мировую миссию, спасти человечество от ересей и стать мировой державой. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал Фило­фей.

Таким образом, к кон. XV–нач. XVI в. произошло объеди­нение бóльшей части русских земель вокруг Москвы. Процесс объединения был жёстким, насильственным, желающих войти добровольно не было. В итоге об­разова­лась самая круп­ная держава Европы с населением от 6 до 15 млн. человек. Госу­дарство назы­вали Московским, за рубежом – Москóвией, но постепенно стало входить в обиход новое название – Россия.

 

**

 

.

 

 

.

 

.

 

 

.

 

.

 

 

.

 

.

 

 

.

 

 

.

 

 

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.