Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Гуманизм и теория права. Концепция




Поражение социализма в СССР, в других странах, объявив-
ших себя социалистическими, привело к тому, что оказалась
поверженной и его идейная основа — марксизм, и это выли-
лось в пренебрежение ко всем «измам», включая гуманизм и
либерализм.

Между тем гуманизм, как и либеральная теория, имеет су-
щественное философское и практическое значение и в науке, |



IV. Гуманизм и теория права. Концепция

и в общественной жизни. Важен он и для права, для правовой
науки.

1. Мировоззренческая, философская основа теории права,
развиваемой в этой книге, — гуманизм, общецивилизацион-
ные гуманитарные взгляды, конструктивные либеральные воз-
зрения.

Вместе с тем едва ли было бы оправданным, если бы при
рассмотрении гуманитарной и либеральной направленности
правовой теории мы ограничились декларированием одних
лишь общих положений. Общие декларации мало чего стоят,
тем более что они, как свидетельствует и прошлое наших об-
щественных наук, могут уживаться с античеловечной, тотали-
тарной сутью подхода к действительности.

Для того чтобы гуманизм и либерализм наполнились живым
современным содержанием, стали активной, позитивной силой
в жизни людей, необходимо решение непростых проблем по
крайней мере по трем позициям.

Во-первых, требуется, чтобы гуманитарная и либеральная
мысль обрела свою сердцевину, свой стержень, активный центр,
а не сводилась к декларативным лозунгам, призывам, пожела-
ниям, нашла свою жизнь и реализацию в конкретизирован-
ных, высокозначимых принципах и институтах, получила свой
индикатор. Такой сердцевиной и таким индикатором для чело-
вечества, прошедшего через истребительные войны, имеющие
идеологическую окраску, через безжалостные гражданские
столкновения, ужасы тоталитаризма, ныне, как мы видели,
стали категория естественного права и ее фокус — категория
прирожденных неотъемлемых прав человека, высокое досто-
инство человека.'

Во-вторых, необходимо, чтобы гуманизм и либерализм, в
особенности реализация их начал и принципов, имели доста-
точно глубокие философские предпосылки, связывались с по-
ниманием сути основных социальных сил, определяющих су-
ществование и развитие общества, его этапы, фазы.

В-третьих, представляется весьма важным, чтобы гумани-
тарные и либеральные начала, существенные для всякой об-
щественной науки, нашли выражение в самой материи права.
Это тем более значимо, что речь идет о сложном, противоречи-
вом соотношении писаного права с его разноплановым духов-
но-нравственным содержанием, да притом в специфических
условиях той или иной эпохи, данной страны (что, как увидит


Глава первая

читатель, станет определяющим моментом для концепции дан-
ной книги).

Начнем с краткой характеристики сложного взаимодейст-
вия социальных сил, «управляющих» обществом.

2. Сначала несколько самых общих положений о том, что
такое общество и каковы те силы, которые им «управляют».

Человеческое общество представляет собой саморазвиваю-
щуюся систему разумных существ, оторвавшуюся от жесткой
безвариантной природной зависимости и способную поддер-
живать себя, противостоять энтропии. Когда общество обрело
собственные основания для своего саморазвития как системы,
это и стало началом человеческой цивилизации.

Главная особенность общества в условиях цивилизации —
свобода, которая выражает отрыв людей от слепой природной
зависимости и которая, как и все в жизни людей, представля-
ет собой явление постепенно складывающееся, многозначное,
противоречивое, имеющее как положительные, так и отрица-
тельные стороны.

Положительная сторона свободы состоит в беспрецедентной
и оптимистической возможности развития на основе разума. В
сущности, она знаменует собой новую эпоху в мироздании,
связанную с появлением идеалов, надежд, радостью бытия.

Отрицательная сторона — это перспектива значительного
отрыва общества от природы, от реальной действительности,
возможность противостояния им. Отсюда нарастающие эколо-
гические беды, подводящие человечество к черте тотальной
гибели, а также возможность субъективного моделирования
будущего людьми, имеющими в руках орудия воздействия на
человека, следовательно, возможность насилия и произвола.

Теперь о силах, которые «управляют» обществом, опреде-
ляют его саморазвитие в условиях цивилизации и которые
также имеют разноплановый, противоречивый характер, не-
одинаковое значение. Это власть, собственность, идеи.

Власть. Это отношения подчинения и господства над людь-
ми. Власть необходима и имеет положительный характер как
средство обеспечения организованности общества, его сущест-
вования и развития в качестве единой целостной системы. Этим
функции и значение власти в основном и ограничиваются.

Вместе с тем власть имеет и негативные черты: в ней зало-
жена тенденция к самовозрастанию, централизации, исклю-


 

IV Гуманизм и теория права. Концепция


чительности, нетерпимости. В своем функционировании она мо-
жет выйти за пределы, обусловленные потребностями общества.
Власть может быть использована корыстно, в эгоистических, кла-
новых, классовых целях. Это характерно главным образом для
неразвитых, примитивных государств (к ним, в частности, отно-
сились Советы), где власть, как утверждал марксизм, действи-
тельно является машиной классового, политического господства.
Это тем более верно, если в жизни общества господствует по-
литическая, клановая, этническая ненависть. Однако отрица-
тельные стороны власти не имеют фатального характера. Они
могут быть «сняты», ограничены организационно-правовыми
мерами.

Собственность. Это отношения по поводу вещей, господство
над вещами. Собственность имеет первостепенное значение в
жизни общества тогда, когда она выступает в виде персонифици-
рованной, частной собственности. Именно тогда она является своего
рода продолжением человека, становится источником его силы и
могущества в вещах, в природе, способна активно — хотя опять-
таки разнопланово — воздействовать на поведение людей, быть
мощным стимулом их поступков.

Вопреки утверждениям марксистов, предавших частную
собственность анафеме, именно частная собственность (и свя-
занные с ней экономическая свобода и рынок) стала главным
источником человеческой энергии в экономике, стимулами
напряженного труда, ответственности за дело, «обратного»
вложения результатов труда в производство, т.е. в конечном
итоге — мощным незаменимым двигателем экономического про-
гресса.

Собственность, как и власть, имеет свои негативные черты:
она также может стать основой господства над людьми, эконо-
мического подавления человека. Она может способствовать
усилению эгоизма личности, отчуждению людей друг от друга,
нагнетанию страстей, ведущих к попранию норм морали, зако-
на, к преступлениям.

Идеи. Под идеями понимается продукт самого высокого и
значительного явления, характерного для всего мироздания, —
Разума (охватывающего в каждом человеке и его сознание, и в
известной мере его подсознание). Идеи выражают прорыв ра-
зума и веры в мир природы, вещей. Это луч света в царстве
жестких, безвариантных закономерностей и слепых случай-
ностей. Идеи образуют содержание науки, являются носите-

2-500


 

Глава первая

 


лями «откровений», выраженных в христианстве, миропони-
мания. Однако при известных исторических условиях идеи
приобретают характер идеологии — суммы взглядов импера-
тивного характера, связанных с властью.

Идеи, так же как власть и собственность, имеют в жизни
общества неодинаковое, противоречивое значение.

Идеи, особенно те, которые выражены в идеологии, могут
быть реакционной, негативной, так сказать, злой силой. Здесь
они становятся источником фанатизма, духовного порабоще-
ния человека, фактором, способствующим реализации отрица-
тельных сторон власти и собственности и противостоящим свет-
лым, позитивным сторонам Разума.

Вместе с тем смысл существования человека, надежда чело-
вечества — в этих светлых, позитивных сторонах Разума и в
соответствующих им идеях. Именно они способны облагоро-
дить жизнь людей, придать ей высокое духовное, истинно че-
ловеческое (а следовательно, гуманитарное) содержание и, что
особенно существенно, снять, умерить, взаимно погасить отри-
цательные черты власти и собственности, взаимно гармонизи-
ровать Эти мощные социальные силы.

Такого рода светлые позитивные идеи воплощены в христи-
анских откровениях и заповедях, общеморальных принципах,
естественном праве, фундаментальных правах и свободах че-
ловека. Они характеризуют смысл человеческого бытия — на-
дежду и будущее человечества, что и находит наиболее высо-
кое суммарное выражение в гуманизме, в последовательно
либеральных взглядах.

Обратимся теперь к основным фазам развития общества.
Нередко, в том числе в рамках марксистского мировоззрения,
развитие общества обозначается через формации — некие все-
охватные общественные структуры, различаемые по отдель-
ным разновидностям собственности. Широко распространено
мнение, что таких формаций пять: первобытнообщинный строй,
рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социа-
лизм (коммунизм).

Теория формаций имеет некоторое научно-описательное
значение. Тем более что собственность действительно являет-
ся наиболее «сильным» и к тому же самодостаточным факто-
ром, определяющим жизнь и развитие общества.

Но эта теория, во-первых, носит абстрактно-партийный ха-
рактер: она нацелена на обоснование неизбежности социализ-


 

IV Гуманизм и теория права Концепция


ма, будто бы возвышающегося над всеми предшествующими
эксплуататорскими формациями, а во-вторых, является одно-
бокой, односторонней: в качестве основы развития общества,
его базиса рассматривается только один фактор — собствен-
ность (при всей ее действительной значимости), а два дру-
гих — власть и идеи — относятся к числу надстроечных, име-
ющих будто бы вторичный, зависимый характер.

Между тем первичное значение в жизни общества, его исто-
рии могут иметь все рассмотренные ранее факторы. Дело лишь
в том, какой из них в данное время имеет первенствующее
значение, выступает в качестве своего рода доминанты.

В соответствии с этим в истории человеческого общества
можно отчетливо разграничить (правда, не в виде жестких
образований типа формаций, а скорее в виде главенствующей
тенденции, общей «конструкции») три эпохи, исторические по-
лосы: эпоха власти, эпоха собственности, эпоха гуманитарных
идей. Особо долгой, мучительной, застойной оказалась эпоха
власти — основа традиционных обществ.

С точки зрения перспективы (и роли в жизни людей права)
существенно важно обратить внимание на то, что основой об-
щественной жизни могут стать идеи, притом гуманитарные и
либеральные идеи.

Это как раз наиболее оптимистическая перспектива разви-
тия человеческого сообщества — современное гражданское
общество. Эта ступень развития только начинается в жизни
людей. Она вбирает в себя положительные стороны как уме-
ренной власти, так и капитализма, и все это — на основе гума-
нистических идей, отражающих самую суть, природу челове-
ческого общества, его движение к свободе. В такую полосу
развития, снимающую крайности предшествующих эпох и ста-
вящую в центр жизни общества человека с его прирожденны-
ми правами, входят передовые, экономически и социально
развитые страны.

3. Несколько слов о центральных идеях, о концепции этой
книги.

Исходный момент здесь — это понимание права (позитивно-
го, писаного права) как нормативного институционного образо-
вания, обладающего рядом высокозначимых регулятивных
свойств — всеобщей обязательностью, определенностью по со-
держанию, действием через дозволения, государственной га-
рантированностью. Благодаря этим свойствам право (писаное)


 

Глава первая

 


как институционное образование способно давать известный
эффект в общественной жизни, упорядочивать общественные
отношения, вводить поведение людей в определенные рамки и
с этой точки зрения может (только может, не более) играть
некоторую гуманитарную роль.

Но писаное право благодаря указанным свойствам может
служить и антидемократическим, реакционным режимам. Сам
по себе гуманистический потенциал писаного права ограничен
и уязвим, недостаточен для того, чтобы право как институци-
онное образование в полной мере раскрыло свое прогрессив-
ное значение, историческое предназначение.

Между тем право как раз под углом зрения своих институци-
ональных характеристик, своих высокозначимых регулятивных
свойств выявляет свою основную историческую миссию, являясь
выражением, носителем свободы личности в обществе. Именно
здесь, надо полагать, современная теория права призвана возро-
дить, «предметно» продолжить и в чем-то развить как общеми-
ровые либеральные тенденции (особо последовательно выра-
женные во взглядах Ф.Хаека, идеях правозаконности), так и,
что особо существенно, российскую либеральную правовую
мысль (Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, И. Пок-
ровского, Л. Петражицкого, И. Михайловского, С. Гессена). Нуж-
но только видеть, что именно благодаря своим свойствам как
институционного образования, присущим ему юридическим ме-
ханизмам (системе юридических дозволений, дозволительному
типу юридического регулирования, системе дозволения плюс
гарантии) право способно решать задачу, которая не под силу
никакому иному социальному явлению и образованию, — сде-
лать реальностью естественно-правовые требования свободы
личности.

Ключевая роль принадлежит здесь сложному, нередко
противоречивому взаимодействию права как институционного об-
разования с его исторически определенным гуманитарным со-
держанием, а в этой связи со своей «парной» категорией —
естественным правом, его фокусом — неотъемлемыми правами
человека, естественно-правовым требованием свободы личности,
и отсюда с идеалами и сутью правозаконности. В сложном вза-
имодействии писаного права как институционного образова-
ния, с одной стороны, а с другой — естественного права,
естественно-правового требования свободы личности и соот-
ветствующих неотъемлемых прав человека, взаимодействии,


 

IV. Гуманизм и теория права. Концепция


I

при котором происходит все большее их сближение, а в пер-
спективе формирование права гражданского общества, и заклю-
чается главное, чему посвящена эта книга и что характеризует
ее концепцию, ее замысел.

Автор рассматривает выраженную в книге институцио-
нальную гуманитарную концепцию как попытку возродить и
продолжить в соответствии с современными данными науки
российскую либерально-философскую правовую традицию, со-
единить достижения российских правоведов последовательно
либеральной ориентации с трактовкой права как нормативно-
го институционного образования.

4. Подходы к правовой действительности, претендующие на
новизну, неизбежно вызывают необходимость обогащения тра-
диционных юридических понятий, выработки новых общих
положений и в связи с этим известной рационализации и раз-
вития юридической терминологии.

Здесь, однако, нельзя забывать важнейшие- требования,
предъявляемые к научной терминологии, — ее однозначность,
строгую определенность, ясность, устойчивость, совместимость
со всем комплексом употребляемых в науке терминов. В этой
связи, например, такие все более употребляемые в юридичес-
кой литературе терминологические обозначения, как «струк-
тура права», «комплексное образование», «юридическая энер-
гия» и некоторые другие, в силу их метафоричности требуют
осторожности.

Вместе с тем, отдавая ясный отчет в условности подобных
терминологических обозначений, заимствованных из иных наук,
нельзя не сказать и о другом. К указанным терминологичес-
ким нововведениям в ряде случаев (в том числе и в настоящей
книге) приходится все же прибегать, так как иным путем не-
возможно обозначить то новое и специфическое, что раскры-
вается в результате научного исследования. Таким образом,
употребление в данной книге упомянутых терминов не столько
результат стремления автора использовать образные выраже-
ния и метафоры, сколько попытка с их помощью найти новую,
соответствующую сущности тех или иных явлений термино-
логию.

И еще одно замечание. Обогащение понятийного аппарата
науки и совершенствование научной терминологии не должны
влечь за собой утрату точности устоявшихся терминов, специ-
фической для данной науки четкости, выражающей к тому же


Глава первая

скоординированность научных понятий. Когда, например, на
основе философских, общенаучных соображений предлагается
«расширить» понятия юридической ответственности, юриди-
ческого процесса или «сузить» понятие правоотношения, то
помимо всего иного нельзя упускать из поля зрения, что это
может привести к утрате научными терминами подобающей
им строгости, определенности и как следствие — к утрате
стройности и скоординированности всего научного аппарата.

Надо видеть и то, что термины в юридической науке едины
с терминологией закона и юридическим языком практической
юриспруденции, и нарушение этого единства может повлечь
за собой неблагоприятные последствия, которые выражаются
в «расширениях» или «сужениях» для области законодатель-
ства и юридической практики. Во многих случаях углубление
теоретических знаний, широкое использование философских
и общенаучных понятий и методов должно выражаться не в
преобразовании сложившейся терминологии и придании юри-
дическим терминам нового смысла, а в том, чтобы с учетом
требований, предъявляемых к языку науки, развивать и со-
вершенствовать его, в том числе и путем введения в научный
оборот новых понятий и терминов.


Глава вторая
Право — институт социального регулирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.