Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Структурированность права





Кодифицированные акты, при помощи которых конституи-
руются и выкристаллизовываются структурные подразделе-
ния в ^истеме права, касаются прежде всего основных, базо-
вых отраслей. Именно по основным отраслям — государствен-
ному праву, гражданскому праву, уголовному праву, процес-
суальному праву (в меньшей мере, как показывает опыт, по
административному) — правотворческие органы в процессе ко-
дификации вырабатывают системные нормативные обобщения,
затрагивающие главное, что с юридической стороны объекти-
вирует эти основные отрасли,— специфический правовой ре-
жим, выраженный в особом отраслевом методе и отраслевом
механизме правового регулирования.

Вместе с тем с совершенствованием законодательства, обус-
ловленным потребностями развития экономических, а также
социально-политических и иных отношений, издаются комплек-
сные акты, затрагивающие целые сферы социальной жизни
или их участки. В этих случаях формируются комплексные
отрасли законодательства, в которых объединяется по тому
или иному предметному, тематическому и целевому признаку
юридически разнородный правовой материл. Причем если та-
кого рода компоновка юридически разнородного материала
осуществлена не путем простого корпорированного его сосре-
доточения в одном документе, а путем кодификации и, следо-
вательно, обогащения содержания права, введения в право-
вую ткань новых специфических системных нормативных обоб-
щений, то в результате могут сложиться новые, относительно
самостоятельные правовые образования.

И действительно, в правовой системе наряду с основными
подразделениями, которые обособляются по юридическим ре-
жимам, выраженным в особых отраслевых методах и меха-
низмах регулирования, имеются образования комплексного
характера, такие, как морское право, банковское право, хозяй-
ственное право, страховое право, природоохранительное пра-
во.

Эти образования являются комплексными в том смысле, что
нормы, в них входящие, не связаны единым методом и меха-
низмом регулирования, почти все они имеют «прописку» в ос-
новных отраслях (например, нормы морского права можно со-
вершенно точно распределить по таким основным отраслям,
как административное право, гражданское право, земельное
право, процессуальное право).


 

Глава седьмая

 


Юридические нормы, входящие в комплексные образования,!
продолжают оставаться в главной структуре, в основных от
раслях, и на них распространяются общие положения срответ
ствующих основных отраслей. Во вторичную же структуру от
входят, оставаясь нормами, например, гражданского, уголов-
ного, административного, трудового права.

И все же комплексные отрасли — это особая юридическая |
целостность. Нормы комплексного образования вторично, ни-
чуть не нарушая архитектоники основных отраслей и не ис-
ключая из их состава ни единой нормы, объединяются в осе
бую общность в соответствии с иным предметом регулирова-
ния и с учетом иных, пусть не главных, юридических особен^
ностей. Юридические особенности данной общности выраже^
ны не в специфических отраслевых методе и механизме регу-^
лирования, а в некоторых особых принципах, общих положе-)
ниях, отдельных специфических приемах регулирования,
детельствующих о существовании специального, хотя и не виЧ
дового юридического режима. Специфические принципы, об-|
щие положения, приемы регулирования, установленные в
зультате комплексной кодификации, имеют значение своеоб-]
разного силового поля, не только объединяющего юридически
разнородный материал в известную целостность, но и придан
щего ему специфически отраслевой оттенок, пусть и вторич-1
ный. И в конечном итоге оказывается, что хотя нормы ком-|
плексной отрасли или института можно и нужно распределят
по основным отраслям, но «замкнуть» их только в рамках ос-|
новных отраслей нельзя.

Здесь происходит своего рода удвоение (а в некоторых слу-
чаях и утроение и т. д.) структуры права, которое полностью
согласуется с философскими представлениями о возможности
объективирования того или иного явления в нескольких пере-
крещивающихся структурах, о существовании иерархии струк-
тур.

В том-то и состоит ценность многоплоскостной структуры
права, что богатство, разнонаправленная юридическая энер-
гия конкретного нормативного положения в полной мере рас-
крываются как в подразделении главной структуры, так и в
комплексном образовании. И именно в своей многомерности, в
органическом единстве основных отраслей и комплексных об-
разований правовая система способна предстать как действен-
ный, стабильный и в то же время динамичный организм, об-!


 

I Структурированность права


ладайщий значительными регулятивными возможностями и в
силу (этого глубоко и многосторонне воздействующий на об-
щественные отношения. Такое (совершенное) состояние наци-
ональной правовой системы может быть достигнуто лишь муд-
рым и искусным законодателем, в результате благотворного
влияния экономических, политических, нравственных условий,
которое в оптимальном варианте реализуются в современном
гражданском обществе.

7. Исходя из прикладных задач, обычно решаемых юриди-
ческой наукой, структура права вполне обоснованно характе-
ризуется в виде набора элементов — правовых норм, инсти-
тутов права, отраслей права, под эгидой глобальной структу-
ры — публичного и частного права В юридической науке это
называется системой права, хотя такое название и не вполне
корректно с философской стороны.

В настоящее время, когда перед юридической наукой вста-
ла задача углубленного познания права, овладения всем ком-
плексом сложных юридических средств и механизмов, потре-
бовалось пойти дальше и попытаться осветить черты структу-
ры права, характерные для целостных органических систем.

При таком более глубоком подходе к структуре того или
иного явления, призванном обнажить его каркас, она выража-
ется в наличии известных интегративных элементов.

Есть ли такие интегративные элементы в праве? Да, есть.

Один из них — принципы, другой — дозволения и запреты,
которые могут быть охарактеризованы как значимые элемен-
ты структуры правовых систем

Правда, в юридической литературе дозволения и запреты, а
вместе с ними и позитивные связывания рассматриваются обыч-
но в качестве способов правового регулирования. Такой подход
к указанным правовым явлениям весьма конструктивен, и в
последующем он будет использован в данной книге. В то же
время при таком подходе остаются открытыми вопросы: како-
ва субстанция дозволений и запретов? что они представляют
собой по своим структурным характеристикам?

Ответы на поставленные вопросы не представляли бы ника-
кой сложности, если бы дозволения и запреты, так же как и
позитивные связывания, выражались только в конкретных
юридических нормах — дозволительных, запрещающих, обя-
зывающих.

Но все дело в том, что в отличие от позитивных предписа-
ний, бытие которых действительно не выходит за пределы


 

Глава седьмая

 


конкретных юридических (обязывающих) норм, дозволения и
запреты, выражаясь в конкретных дозволительных и запре-
щающих нормах, в то же время, в случаях когда они| носят
общий характер, характеризуются своим собственным Йытием
в праве, занимают в его структуре свое высокозначимое) место,
выступают в виде общих и притом исходных нормативных ре-
гулирующих начал. I

При подробном и основательном анализе того или иного учас-
тка правового регулирования почти всегда можно определить,
построено ли регулирование на общем запрете или же на об-
щем дозволении. Например, регулирование отношений, свя-
занных со сделками по имуществу граждан, базируется на об-
щем дозволении (со строго регламентированными исключени-
ями из указанного общего начала); регулирование же отноше-
ний, связанных со сверхурочными работами, в российском праве
до последнего времени основывалось на общем запрете (опять-
таки с установленными в законе исключениями из этого обще-
го начала).

Что же представляют собой общие дозволения и общие за-
преты?

Этот вопрос будет рассмотрен ниже, ъ. пока достаточно пред-
положить, что общие дозволения и общие запреты расположе-
ны в глубине структуры права и выполняют интегрирующую
роль.

Выражая глубинную нормативность права, они непосред-
ственно воспринимают импульсы, идущие от экономики, поли-
тики, всей социальной жизни. И именно через систему общих
дозволений и общих запретов, так же как через систему пра-
вовых принципов, право обретает социально-политическое и
юридическое содержание, соответствующее данным отноше-
ниям.

Надо полагать, значение общих дозволений и общих запре-
тов как интегрирующих элементов в структуре права возрас-
тает в связи с процессом специализации, в соответствии с ко-
торой в правовом регулировании все больше учитываются от-
дельные варианты поведения, особенности типических ситуа-
ций, своеобразие положения тех или иных субъектов и сооб-
разно этому на разных уровнях происходит дифференциация
регулирования, затрагивающая, в частности, правовые режи-
мы. В этих условиях все сильнее ощущается необходимость


I. Субъективная сторона правовой действительности и право 201

еще большего утверждения, упрочения тех регулятивных на-
чал, Которые обеспечивают единство регулирования данных
отношений в целом. Как бы, например, ни дифференцирова-
лось правовое регулирование договорных отношений, какие бы
своеобразные факторы ни влияли на его многообразные раз-
новидности в области хозяйства, обслуживания граждан и т. д.,
необходимо, чтобы общедозволительные начала, пусть и в спе-
цифическом виде, соответствующем данным отношениям, ос-
тавались исходной базой и стержнем всего договорного регу-
лирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.