Кодифицированные акты, при помощи которых конституи- руются и выкристаллизовываются структурные подразделе- ния в ^истеме права, касаются прежде всего основных, базо- вых отраслей. Именно по основным отраслям — государствен- ному праву, гражданскому праву, уголовному праву, процес- суальному праву (в меньшей мере, как показывает опыт, по административному) — правотворческие органы в процессе ко- дификации вырабатывают системные нормативные обобщения, затрагивающие главное, что с юридической стороны объекти- вирует эти основные отрасли,— специфический правовой ре- жим, выраженный в особом отраслевом методе и отраслевом механизме правового регулирования.
Вместе с тем с совершенствованием законодательства, обус- ловленным потребностями развития экономических, а также социально-политических и иных отношений, издаются комплек- сные акты, затрагивающие целые сферы социальной жизни или их участки. В этих случаях формируются комплексные отрасли законодательства, в которых объединяется по тому или иному предметному, тематическому и целевому признаку юридически разнородный правовой материл. Причем если та- кого рода компоновка юридически разнородного материала осуществлена не путем простого корпорированного его сосре- доточения в одном документе, а путем кодификации и, следо- вательно, обогащения содержания права, введения в право- вую ткань новых специфических системных нормативных обоб- щений, то в результате могут сложиться новые, относительно самостоятельные правовые образования.
И действительно, в правовой системе наряду с основными подразделениями, которые обособляются по юридическим ре- жимам, выраженным в особых отраслевых методах и меха- низмах регулирования, имеются образования комплексного характера, такие, как морское право, банковское право, хозяй- ственное право, страховое право, природоохранительное пра- во.
Эти образования являются комплексными в том смысле, что нормы, в них входящие, не связаны единым методом и меха- низмом регулирования, почти все они имеют «прописку» в ос- новных отраслях (например, нормы морского права можно со- вершенно точно распределить по таким основным отраслям, как административное право, гражданское право, земельное право, процессуальное право).
Глава седьмая
Юридические нормы, входящие в комплексные образования,! продолжают оставаться в главной структуре, в основных от раслях, и на них распространяются общие положения срответ ствующих основных отраслей. Во вторичную же структуру от входят, оставаясь нормами, например, гражданского, уголов- ного, административного, трудового права.
И все же комплексные отрасли — это особая юридическая | целостность. Нормы комплексного образования вторично, ни- чуть не нарушая архитектоники основных отраслей и не ис- ключая из их состава ни единой нормы, объединяются в осе бую общность в соответствии с иным предметом регулирова- ния и с учетом иных, пусть не главных, юридических особен^ ностей. Юридические особенности данной общности выраже^ ны не в специфических отраслевых методе и механизме регу-^ лирования, а в некоторых особых принципах, общих положе-) ниях, отдельных специфических приемах регулирования, детельствующих о существовании специального, хотя и не виЧ дового юридического режима. Специфические принципы, об-| щие положения, приемы регулирования, установленные в зультате комплексной кодификации, имеют значение своеоб-] разного силового поля, не только объединяющего юридически разнородный материал в известную целостность, но и придан щего ему специфически отраслевой оттенок, пусть и вторич-1 ный. И в конечном итоге оказывается, что хотя нормы ком-| плексной отрасли или института можно и нужно распределят по основным отраслям, но «замкнуть» их только в рамках ос-| новных отраслей нельзя.
Здесь происходит своего рода удвоение (а в некоторых слу- чаях и утроение и т. д.) структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективирования того или иного явления в нескольких пере- крещивающихся структурах, о существовании иерархии струк- тур.
В том-то и состоит ценность многоплоскостной структуры права, что богатство, разнонаправленная юридическая энер- гия конкретного нормативного положения в полной мере рас- крываются как в подразделении главной структуры, так и в комплексном образовании. И именно в своей многомерности, в органическом единстве основных отраслей и комплексных об- разований правовая система способна предстать как действен- ный, стабильный и в то же время динамичный организм, об-!
I Структурированность права
ладайщий значительными регулятивными возможностями и в силу (этого глубоко и многосторонне воздействующий на об- щественные отношения. Такое (совершенное) состояние наци- ональной правовой системы может быть достигнуто лишь муд- рым и искусным законодателем, в результате благотворного влияния экономических, политических, нравственных условий, которое в оптимальном варианте реализуются в современном гражданском обществе.
7. Исходя из прикладных задач, обычно решаемых юриди- ческой наукой, структура права вполне обоснованно характе- ризуется в виде набора элементов — правовых норм, инсти- тутов права, отраслей права, под эгидой глобальной структу- ры — публичного и частного права В юридической науке это называется системой права, хотя такое название и не вполне корректно с философской стороны.
В настоящее время, когда перед юридической наукой вста- ла задача углубленного познания права, овладения всем ком- плексом сложных юридических средств и механизмов, потре- бовалось пойти дальше и попытаться осветить черты структу- ры права, характерные для целостных органических систем.
При таком более глубоком подходе к структуре того или иного явления, призванном обнажить его каркас, она выража- ется в наличии известных интегративных элементов.
Есть ли такие интегративные элементы в праве? Да, есть.
Один из них — принципы, другой — дозволения и запреты, которые могут быть охарактеризованы как значимые элемен- ты структуры правовых систем
Правда, в юридической литературе дозволения и запреты, а вместе с ними и позитивные связывания рассматриваются обыч- но в качестве способов правового регулирования. Такой подход к указанным правовым явлениям весьма конструктивен, и в последующем он будет использован в данной книге. В то же время при таком подходе остаются открытыми вопросы: како- ва субстанция дозволений и запретов? что они представляют собой по своим структурным характеристикам?
Ответы на поставленные вопросы не представляли бы ника- кой сложности, если бы дозволения и запреты, так же как и позитивные связывания, выражались только в конкретных юридических нормах — дозволительных, запрещающих, обя- зывающих.
Но все дело в том, что в отличие от позитивных предписа- ний, бытие которых действительно не выходит за пределы
Глава седьмая
конкретных юридических (обязывающих) норм, дозволения и запреты, выражаясь в конкретных дозволительных и запре- щающих нормах, в то же время, в случаях когда они| носят общий характер, характеризуются своим собственным Йытием в праве, занимают в его структуре свое высокозначимое) место, выступают в виде общих и притом исходных нормативных ре- гулирующих начал. I
При подробном и основательном анализе того или иного учас- тка правового регулирования почти всегда можно определить, построено ли регулирование на общем запрете или же на об- щем дозволении. Например, регулирование отношений, свя- занных со сделками по имуществу граждан, базируется на об- щем дозволении (со строго регламентированными исключени- ями из указанного общего начала); регулирование же отноше- ний, связанных со сверхурочными работами, в российском праве до последнего времени основывалось на общем запрете (опять- таки с установленными в законе исключениями из этого обще- го начала).
Что же представляют собой общие дозволения и общие за- преты?
Этот вопрос будет рассмотрен ниже, ъ. пока достаточно пред- положить, что общие дозволения и общие запреты расположе- ны в глубине структуры права и выполняют интегрирующую роль.
Выражая глубинную нормативность права, они непосред- ственно воспринимают импульсы, идущие от экономики, поли- тики, всей социальной жизни. И именно через систему общих дозволений и общих запретов, так же как через систему пра- вовых принципов, право обретает социально-политическое и юридическое содержание, соответствующее данным отноше- ниям.
Надо полагать, значение общих дозволений и общих запре- тов как интегрирующих элементов в структуре права возрас- тает в связи с процессом специализации, в соответствии с ко- торой в правовом регулировании все больше учитываются от- дельные варианты поведения, особенности типических ситуа- ций, своеобразие положения тех или иных субъектов и сооб- разно этому на разных уровнях происходит дифференциация регулирования, затрагивающая, в частности, правовые режи- мы. В этих условиях все сильнее ощущается необходимость
I. Субъективная сторона правовой действительности и право 201
еще большего утверждения, упрочения тех регулятивных на- чал, Которые обеспечивают единство регулирования данных отношений в целом. Как бы, например, ни дифференцирова- лось правовое регулирование договорных отношений, какие бы своеобразные факторы ни влияли на его многообразные раз- новидности в области хозяйства, обслуживания граждан и т. д., необходимо, чтобы общедозволительные начала, пусть и в спе- цифическом виде, соответствующем данным отношениям, ос- тавались исходной базой и стержнем всего договорного регу- лирования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление