Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические учения средневековья




Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. Католическая церковь провозглашала правомерность существования крепостничества с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви. Наиболее полно идеи кононистов изложены у итальянского богослова, аристократа Фомы Аквинского (1224 – 1265), создавшего обширное сочинение «Сумма богословий». Он рассматривал такие проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», процент.

Ф.Аквинский видел основу хозяйства в частной собственности и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Накопление же золота и серебра, которые по своей природе считаются «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества.

Признавая, что торговать ради прибыли в общем постыдно, Ф.Аквинский допускает торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего или используется на честные цели (помощь бедным, религиозные и другие общественные нужды и т.п.).

Важное место в его учении занимает теория «справедливой цены». С одной стороны, «справедливой ценой», является цена, основанная на трудовых затратах, с другой стороны, он доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу. Таким образом, если первый принцип справедливости базировался на признании равенства всех участников обмена, то второй – это равенство отрицал.

С теорией «справедливой цены» тесно связаны рассуждения Ф.Аквинского о прибыли и проценте. Получение земельной ренты он полностью оправдывал, однако подобно своим предшественникам, отрицательно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Взимание процента он связывал с продажей того, чего не существует в природе. В дальнейшем, Ф.Аквинский делает попытки найти компромиссное решение данного вопроса и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга, а так как должник получает прямую выгоду в виде прибыли, используя чужие деньги, он должен поделиться ею с кредитором. Таким образом, он оправдывает взимание процента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.