Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Г.Гроция




 

Гуго Гроций (1583 – 1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, новой рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Он родился в патрицианской семье, учился в Лейденском университете (изучал юриспруденцию, теологию, историю и философию). Занимался адвокатской практикой, затем перешел на государственную службу и в 30 лет занял пост государственного секретаря Голландии. В 1618 г. был приговорен политическими оппонентами – пресвитерианами к изгнанию, в 1621 г. перебрался во Францию, а впоследствии жил в Германии. Что касается его личных качеств, то это был энциклопедически образованный исследователь, создавший более 90 произведений по истории и теории государства и права, войны и мира, всеобщей истории и античной культуры. Его основной и фундаментальный труд – «О праве войны и мира» (1625). Помимо этого, политико-правовые взгляды Гроция выражены в трактате «О праве добычи» (1609), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631). Главной особенностью трудов Гроция является то, что все основные вопросы рассматриваются им в сугубо правовой, а не политической плоскости (он подчеркивал, что его интересуют нормы права как воплощение справедливости, а не соображения целесообразности и эффективности власти).

 

Основные моменты политико-правового учения Г.Гроция:

1) Если предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, то предмет политической науки – целесообразность и польза;

2) Для того, чтобы сделать юриспруденцию строгой наукой («придать научную форму»), необходимо отделить то, что возникло путем установления (т.е. позитивное право), от норм и обычаев, вытекающих из самой природы (т.е. естественное право, или «право в собственном смысле этого слова»);

3) Юриспруденция должна изучать постоянное и неизменное в своих основаниях естественное право, а не принимающее различные исторические и национальные формы право позитивное;

4) В основе естественного права лежат «предписания здравого разума» и самосознание человека как общественного существа, и оно различает среди человеческих деяний «должное» и «недозволенное»;

5) Предназначение естественного права – гарантировать человеку его права и регламентировать обязанности («оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности»);

6) Источником естественного права является стремление человека соблюдать определенные правила общежития, равная и взаимная правовая ответственность («воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возвещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания»);

7) Справедливость в обществе означает воплощение не пользы сильных, но разумного естественного закона, а государство и закон не являются порождениями человеческого страха – они рождаются в результате равноправного и разумного соглашения всех членов общества;

8) После перехода к государству и гражданскому обществу к принципу справедливости в сфере права в политике добавляется принцип пользы (обоим этим принципам должна следовать в своей деятельности государственная власть);

9) Сила государства должна быть подчинена праву (а не субъективной воле правителя) и служить для воплощения в жизнь естественного закона («Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»);

10) Государство возникло в результате выхода людей из естественного состояния – оно изживало себя по мере развития знаний, институтов и ремесел, появления частной собственности и порчи нравов;

11) Государство, основанное на праве, представляет собой союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных;

12) Сущность верховной государственной власти состоит в ее праве предпринимать действия и решения, которые не могут быть отменены никакой другой властью (т.е. обозначается важнейший его атрибут – суверенитет);

13) Для обеспечения общественного блага значение имеет не конкретная форма правления (царская, вельможная власть, свободная гражданская община, демократическая республика, и т.д.), а возможность реализовать при ней интересы и права людей (ибо «правопорядок следует оценивать с точки зрения его формы, но с точки зрения осуществления в нем воли людей»);

14) Войны не противоречат естественному праву, но нарушают принципы разума и справедливости и представляют собой противоправное деяние («справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение») – поэтому зачинщики несправедливой войны «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету»;

15) Целью отношений между государствами является мир (даже если дорога к нему ведет через войну) и общий правопорядок, основанный на принципах равенства, сотрудничества и взаимности.

Оценивая фигуру Гроция как мыслителя, можно заключить, что он выступает в истории политико-правовых учений как «отец международного права», и буржуазного юридического мировоззрения в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.