Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое учение Ф.К.Савиньи




Правовое учение Г.Гуго

 

Основоположником исторической школы в юриспруденции является Густав Гуго (1764 – 1844) – профессор Геттингенского университета, автор «Учебника естественного права как философии позитивного права, и в особенности – частного права». Виднейшим представителем этой школы был Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), изложивший свои взгляды в книге «Право владения», в брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» и в 6 - томном сочинении «Система современного римского права». Большую роль в ее становлении также сыграл Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846), основными произведения которого являются «Обычное право» и «Курс институций».

Главным объектом критики исторической школы стала т.н. школа «естественного права», которая требовала отказаться от системы феодального права и привести правовую систему в соответствии с «требованиями разума» и «природой человека» (т.е. теми принципами, которые отстаивала философия Просвещения).

Общие положения юристов «исторической школы» таковы:

1) Действующее в государстве право (публичное и частное) возникает по рациональным установлением «сверху» и в результате общественного договора, а спонтанно в результате общения между людьми и в зависимости от особенностей жизни конкретного народа;

2) Позитивное право является производным от норм обычного права, а те, в свою очередь – из глубин национального духа и самосознания;

3) Поскольку право рождается в результате естественного и эволюционного развития сознания народа (Г.Пухта: «преемственность правовых установлений является органической»), любые попытки его рационализации и улучшения, а тем более искусственного конструирования и введения системы права – бессмысленны, поскольку чуждые народному духу законы не привьются;

4) Назначение действующих в государстве юридических институтов состоит в сохранении и укреплении существующего общественного порядка (пусть даже самого реакционного), а также в постепенном упорядочивании (рационализации) норм обычного права и политических институтов (т.е. сугубо охранительные функции плюс незначительное совершенствование общества);

5) Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его полностью не могут.

 

 

Вторым по значимости представителем исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779 - 1861). Он проявил себя не только как теоретик, но также пытался активно влиять на правотворческий процесс в современной ему Германии. Когда в 1814 г. сторонник естественнонаучной доктрины Тибо предложил кодификацию немецкого права, Савиньи выступил в своей брошюре “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” против этого предложения, ссылаясь на его несвоевременность. В этой полемике, а также в сочинениях “Система современного римского права” (8 т., 1840 – 1849) и “Обязательственное право” (1851 – 1853) проявились основные принципы его правовой доктрины:

 

1) Убеждение многих правоведов о том, что право создается законодателем, является ошибочным – ибо правотворчество не зависит от случая или произвола;

2) Право всех народов складывается исторически - так же, как язык, нравы или политическое устройство;

3) Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько непосредственного восприятия юридических институтов;

4) Право проходит в своем развитии несколько основных этапов:

 

а) первоначально оно существует в общем сознании как “природное право”, находя формальное выражение в символических действиях, сопровождающих установление или прекращение юридических отношений;

б) далее, развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, обособляющихся в отдельное сословие;

в) научная обработка существующих норм права юристами;

г) собственно законодательная деятельность, предполагающая кодификацию прежних норм и создание новых.

 

При этом в Германии, как полагал Савиньи, время для активного законотворчества и кодификации не пришло – поскольку в юриспруденции царил хаос разноречивых мнений, а органическая наука, способная выработать стройное уложение, отсутствовала. Изменить положение был неспособен и предлагаемый Тибо съезд юристов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.