Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П.Л.Лавров как идеолог пропагандистского направления в народничестве




Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) – видный теоретик народничества. Он родился в состоятельной дворянской семье. Он испытал идейный подъем 1840 - ых гг., связанный с влиянием Белинского, в 50 - ых годах публиковал смелые стихи у Герцена.

Но этим интересы молодого Лаврова не исчерпывались - одновременно он готовился к военной карьере, достиг чина полковника, в качестве профессора математики читал лекции в Артиллерийской академии. В 1860 - ых гг. примкнул к организации «Земля и воля», был лично знаком с Чернышевским и другими людьми, позже оказавшимися «политическими преступниками». В 1866 г., после покушения Каракозова на Александра Второго, Лавров был арестован и сослав в Вологодскую губернию. В 1870 г. при содействии Г.А.Лопатина он бежал за границу, оставшись в эмиграции до конца своей жизни. В Париже он устанавливает связи с научными кругами, избирается членом Антропологического общества. В эти же годы Лавров вступает в Первый Интернационал, принимает участие в Парижской коммуне и постепенно превращается в главную фигуру русской политической эмиграции.

В 1873 – 1877 г. был главным редактором журнала «Вперед», а в 1883 – 1887 – соредактором «Вестника народной воли». На страницах этих изданий он ведет острую полемику против бланкизма и бакунизма, против теории заговора и «революционной диктатуры» «сверху», формулируя свою позицию следующим образом: «На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа… Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти». В 1882 г. Лавров примкнул к «Народной воле».

Основные политические взгляды Лаврова выражены в его «Исторических письмах», оказавших большое влияние на русскую интеллигенцию 70 - ых годов Х1Х в. На почве, созданной революционной пропагандой Чернышевского и призывами Герцена и Бакунина «идти в народ», книга Лаврова была воспринята как теоретическое и нравственное обоснование роли интеллигенции в борьбе за освобождение народа. Помимо этого, он является автором большого числа публицистических работ, среди которых выделяются «Задачи революционной пропаганды в России» (1873), «Государственный элемент в будущем обществе» (1875), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) и др. Характерная черта творчества Лаврова – признание «критически мыслящих личностей» основной движущей силой истории. Стремясь возродить традиции «Народной воли», Лавров не принимал марксистского учения. Он считал, что оно неприменимо к «русской почве».

Лавров органически соединяет философию с психологией и этикой, которые, в свою очередь, становятся мостом к социологии и революционной теории. Формируя свой научный метод, он опирается на левое гегельянство с его культом «критически мыслящих личностей», антропологический взгляд Фейербаха на человека, идея общественной солидарности Конта, учение Бокля о прогрессе, экономическая теория Маркса – все они были использованы и интерпретированы с позиций субъективного метода. Основные моменты политико-правого раздела учения Кропоткина таковы:

 

1) История делается людьми, которые руководствуются своими идеалами («единственным орудием и единственным предметом истории является человек»). В силу этого, человеческий идеал представляет собой движущую силу и цель истории;

2) Формирующая идеалы мыслящая личность не зависит от объективного хода вещей и может повернуть историю по пути реализации выработанных ею идеалов;

3) Основное содержание исторического процесса и цель прогресса составляет развитие человеческой личности в физическом, умственном и нравственном отношении;

4) История общества, таким образом, это борьба за прогресс и воплощение социального идеала с силами реакции;

5) Понять смысл социального идеала и этой борьбы способны лишь отдельные «критически мыслящие личности», которые благодаря образованию осознали законы развития и возвысились над толпой;

6) До последнего времени прогресс коснулся лишь меньшинства привилегированных классов, а основная масса народа находится вне цивилизации и лишена условий для полноценного развития – хотя именно она и создает все блага цивилизации;

7) Каждое поколение ответственно перед потомством за то, что оно сделало и не сделало поэтому все образованные люди должны либо бороться за прогресс, либо не мешать ему;

8) Главное орудие борьбы с самодержавием в России – критически мыслящее существо, то есть радикальная часть разночинной интеллигенции и революционно настроенная молодежь;

9) Однако ее малочисленность и неорганизованность, а также отсутствие в России демократических свобод затрудняют ее деятельность – что требует сплочения и организации всех революционных сил;

10) В качестве организующего начала революции должна выступить партия, которая призвана выработать тактику борьбы, концентрирующая и направляющая усилия «сознательных работников»;

11) Партия революционеров должна опираться на строгую внутреннюю дисциплину и быстро двигаться к цели, преодолевая внутренние распри и раздоры – сохраняя при этом разномыслие ее рядовых членов в процессе поиска истины (они должны «оставаться мыслящими личностями, не обращаясь в машины для чужой мысли»);

12) Партия должна быть дополнена «социалистически настроенными» группами общинных и артельных центрах России, которые призваны составить ядро революционной организации;

13) Несмотря на то, что государство по своей природе является злейшим врагом социализма, полный отказ от государственности сразу после революции невозможен, и оно должно сохраняться до построения зрелого социалистического общества;

14) Русский социализм опирается на систему усовершенствованных общин и артелей, и предполагает упразднение частной собственности и широкое общественное самоуправление.

Развернутую программу будущего социалистического переустройства России Лавров излагает на страницах редактируемого им журнала «Вперед»: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянину то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сможет воспользоваться своими легальными правами... даже в случае самого удачного переворота, - вот специально русские цели, которым должен содействовать всякий русский, желающий прогресса своему отечеству».

Как мыслитель и человек, П.Л.Лавров был исключительно сложной и многосторонней личностью. По мнению советских исследователей, Лавров, построив стройную и последовательную программу революционной деятельности, стал как бы переходной фигурой от революционного народничества к марксизму и рабочей социал-демократии. Значение Лаврова определяется и тем, что он был одним из первых народников, которые смогли в 1880 - ых годах в той или иной степени признать утопичность и иллюзорность надежд на общину и на «социалистические инстинкты» русского крестьянства, признать реальность и неизбежность развития капитализма в России, предпринять попытку поставить социализм на научную основу.

 

4. П.Н.Ткачев – идеолог заговорщического направления в народничестве.

 

Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Петр Никитович Ткачев (1844 – 1885). Он родился в мелкопоместной дворянской семье в Великолукском уезде Псковской губернии, где у его отца было небольшое имение.

Имя Ткачева связано со многими выступлениями революционной молодежи 1860 - ых гг., а его биография типична для представителя этой социальной группы. Став студентом Петербургского университета в 1861 г., Ткачев сразу же вошел в кипящую студенческую среду. Так, в течение 1861 – 1866 гг. он четырежды арестовывался за участие в студенческих политических организациях. В 1865 г. приглашается сотрудником в «Русское слово» вместо арестованного Писарева (журнал был закрыт после покушения Каракозова на Александра Второго). Вскоре Ткачев сближается с тайным обществом «Народная расправа», во главе которого стоял С.Г.Нечаев. При их непосредственном участии была разработана «Программа революционного действия». В 1869 г. он попал в руки Третьего отделения по печально знаменитому «нечаевскому делу». В 1873 г. Ткачев бежал из - под надзора полиции за границу. К этому моменту за его плечами имелся не только значительный революционный стаж, но и опыт литературной работы. Благодаря этому он заслужил репутацию сильного и яркого литератора, пишущего на экономико-юридические и литературно – критические темы. Вскоре после побега за границу он устраивается в руководимый П.Лавровым журнал «Вперед» – но вскоре покидает его из - за идейных расхождений с главным редактором. В 1875 г. вместе с группой единомышленников он приступает к изданию журнала «Набат», который ориентировал революционеров на развертывание политической борьбы с целью захвата власти партией «интеллигентского меньшинства».

Однако яркая карьера русского мыслителя – революционера прерывается тяжелым психическим заболеванием, которое приводит к его преждевременной смерти. Это, однако, не ослабило значимости его наследия. Наиболее яркие произведения Ткачева – публицистические статьи «Революция и государство» (1876), «Народ и революция», «Анархическое государство», «Возможна ли социальная революция в России в настоящее время», «Социальные отношения в России» (1875), «Открытое письмо Фридриху Энгельсу» (1874) и др.

Что касается идейной позиции Ткачева, то он в целом принимал марксистское учение, но считал его неполным, и поэтому дополнял положениями из буржуазной политико-правовой мысли. Наряду с этим, он требовал учета национальной специфики при построении социализма в России. Так, в частности, он писал в одном из писем Энгельсу: «У нас требуется совершенно особенная революционная программа, которая в такой степени должна отличаться от германской, в какой социально - политические условия России отличаются от Германии».

Основные моменты политико-правового учения П.Н.Ткачева таковы:

 

1) Русское государство лишено корней в экономической жизни, и не воплощает в себе интересов какого – либо сословия;

Более конкретно это означает, что оно одинаково давит на все общественные классы, и они одинаково ненавидят его.

2) Революционная пропаганда в народе не имеет смысла, поскольку он настолько угнетен и задавлен, что просто не воспримет ее;

Последнее усугубляется консервативным характером крестьянства, составляющего большую часть общества.

3) Политические преследования исключают легальную работу среди пролетариата и мешают его политическому созреванию;

4) Поскольку пропаганда и любая легальная деятельность неэффективны, единственным выходом остается революционная борьба с самодержавием;

5) В то же время отрыв государственной власти от социальной базы облегчает революционерам ее захват и последующее использование ее в своих целях;

6) Ведущее силой революции в условиях России должно стать сознательное меньшинство, объединенное дисциплиной в централизованную партию;

7) Партия призвана при помощи заговора захватить верховную власть в обществе, в дополнение к чему должен быть организован народный бунт «снизу»;

8) Главное для русских революционеров – не опоздать с мятежом, поскольку развитие капитализма и распад общины укрепляют реакцию и ослабляют социалистические начала в русском народе;

9) После революции государство не упраздняется, а превращается в государство «революционной диктатуры», реализующее следующие революционные преобразования:

а) обобществление средств производства и превращение сельских общин в общину – коммуну;

б) упразднение торговли и введение прямого распределения и обмена продуктов;

в) уничтожение семейного, физического, умственного и нравственного неравенства;

г) ослабление центральной государственной власти через создание органов самоуправления.

10) Новое социалистическое общество будет основано на принципах равенства, а не анархии («… и равенство, и анархия, и свобода – все эти понятия совмещаются в одном понятии, в одном слове «рабство»).

Программа Ткачева дала обоснование одному из направлений народничества. Число ее последователей к концу 1870 - ых гг. значительно возросло. В известной степени под ее влиянием в «Земле и Воле» стали усиливаться тенденции к политической борьбе, понимаемой в духе заговорщичества. В глазах народников, потерпевших целый ряд крупных неудач в период «хождения в народ» в целях социалистической пропаганды (лавризм) и бунтарской агитации (бакунизм), четкий план Ткачева стал представляться все более реалистичным с минимальной затратой времени и сил. Позднее уже совершенно независимо от Ткачева народники оказались вовлеченными в террор логикой борьбы.

В то же время классики марксизма отнеслись к ткачевскому наследию критически. Ф.Энгельс в ряде статей, написанных в 1874 – 1875 гг., подверг Ткачева суровой критике, указав на опасность и вред присущего ему авантюризма, отказа от упорной работы по привлечению широких трудящихся масс на сторону революции.

В последние десятилетия деятельность и идеи П.Н.Ткачева вызывают особый интерес как в СССР, так и на Западе. В 1920 - ые гг. некоторые советские ученые, в частности М.Н.Покровский, изображали его как первого русского марксиста, признавшего примат экономических отношений перед политической и идеологической надстройкой.

На Западе обостренный интерес к Ткачеву связан с изучением истоков большевизма и его революционной стратегии и тактики: ведь из идей и действий людей, которые в свое время казались чудаками - одиночками, выросло движение, изменившее в ХХ веке лицо мира. В частности, вышедшая в 1968 г. книга американского историка А.Л.Уикса так и называется: «Первый большевик. Политическая биография Петра Ткачева».

 

 

Глава 39. Политико-правовая доктрина российского либерализма

 

Русская либеральная мысль зарождалась в процессе постоянного противостояния и преодоления традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической вседозволенности. Она была направлена на поддержку и обоснование необходимости дальнейшего проведения социально – экономических реформ, на признание прав отдельного индивида по отношению к обществу и государству. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву, преодоление веками свойственного России (причем как власти, так и народу) правового нигилизма. При этом на фоне поднимающегося леворадикального революционного движения русские либералы стремились сочетать свои реформаторские устремления с определенной долей просвещенного консерватизма и уважения к идее государственности. Данная особенность прежде всего характерна для творчества таких мыслителей, как Б.Н. Чичерин, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич, Н.М.Коркунов и М.М.Ковалевский. Методологической базой указанных выше направлений стала философия позитивизма, приобретшая популярность в России и оказавшая влияние практически на все гуманитарные науки.

Общим проблемам государственности, а также специфике развития и роли государства в России были посвящены работы таких мыслителей этой эпохи, как К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин и А.П.Градовский.

Собственно русская правовая мысль развивалась в рамках таких направлений, как юридический позитивизм (М.Н.Капустин, Н.К.Реннекампф, С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич), социологический позитивизм (С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), психологическая теория права (Н.М.Коркунов, Л.И.Петражицкий, Н.И.Кареев). Рассмотрим творчество наиболее значимых представителей указанных выше направлений политико-правовой мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 6052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.