Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одномерный массив, или переменные с индексами




Символьные строковые константы

Символьный тип

Символьная константа - это символ, заключенный в апострофы (чтобы представить апостроф, его повторяют дважды).

‘A’, ‘R’,’+, ‘7’

В описании констант:

Const Sim = ‘A’;

A = ‘A’;

S = ‘+’;

D1 = ‘;’;

Символьная переменная принимает значение одного символа. Она описывается в разделе переменных как CHAR.

Var Bukwa: Char;

B1, B2, R: Char;

В операторе присваивания:

Bukwa: = ‘+’;

R: = Bukwa;

К символьным данным применимы операции сравнения, т.к. все символы упорядочены, каждый символ имеет свой порядковый номер.

Ввод символьных данных имеет особенности: символьные данные вводят сплошной строкой, без пробелов, т.к. пробел - это тоже символ!!!

Var S1, S2, S: Char;

Read (S1, S2, S3)

- - - - - - - - - - - - - - -

ABC —> S1 = ‘A’, S2 = ‘B’, S3 = ‘C’

A_B_C_ —> S1 = ‘A’, S2 = _, S3 = ‘B’

Формат: X: M

‘_’: 7 - вывод семи пробелов.

Результатом операции сравнения является логическая константа True или False. ‘A’<’B’

Встроенные функции:

Ord(x) -определяет порядковый номер символа Х, например, ORD(‘R’) = 82.

Chr(x) -определяет символ, стоящий по порядковому номеру Х, например, CHR(68)= ‘D’.

Эти две функции носят название функций преобразования.

Очевидно, что Chr(Ord(S)) = S; Ord(chr(68)) = 68.

Если С1 и С2 - переменные символьного типа, то С1<С2, если Ord(C1) < Ord(C2)

Pred(x) - дает предыдущий символ но относительно к Х, например,. Pred(‘N’) = ‘M’.

Succ(x) - определяет следующий за Х символ, например,. Succ(‘R’) = ‘S’, Succ(‘9’) = ‘:’

Справедливы равенства:

Ord (false) = 0 Ord (True) = 1

Succ (False) =True Pred (True) = False

Символьные строки - последовательность любого, в том числе и равного нулю количества символов, заключенных в апострофы. Символы - из набора ASCII.

‘Номер’, ‘Summa’, ‘_ _ ‘, ‘A+B’

‘Д’’АРТАНЬЯН’ - внутри апостроф - двойной

Const C1 = ‘ ‘;

C2 = ‘РЕЗУЛЬТАТ’;

К строкам применимы операции отношения. Результат: True или False, сравнение происходит посимвольно слева направо.

‘ABC’>=’ACB’àрезультат False, т.к. ‘B’<’C’

Переменной нельзя присвоить значение строки!!! Ограничение - максимальный размер строки, воспринимаемый компилятором, - не более 126 символов. Строка, состоящая из одного символа, называется символьной константой. Если между апострофами нет ни одного символа, то такая строка называется пустой (см. далее раздел «Регулярные типы»).

Для включения в строку символов, не имеющих физического изображения, используется их ASCII -код с символом # перед ним, например,A = ‘#31’ - это ­ - управляющий символ.

 

Массив – это упорядоченный набор однотипных элементов. Под массивом понимается конечная совокупность данных одного типа, упорядоченных по значениям индекса. Каждый элемент массив обозначается именем массива и индексом. Индекс заключается в квадратные скобки.

Если в программе используется массив, он должен быть описан в разделе типов или в разделе переменных.

Описание в разделе переменных:

Var имя массива: Array [тип индекса] of тип элемента;

Тип индекса может быть любым простым типом, кроме Real и Integer (Boolean, Char, перечислимый, ограниченный).

Тип элементов массива – это базовый тип, из которого составлен массив. Это может быть любой простой или сложный тип – вообще любой допустимый в языке программирования Паскаль.

Var A: Array [1..5] of Real;

Это массив из пяти действительных чисел: А[1], А[2], А[3], А[4], А[5].

Обычно нумерация начинается с единицы и заканчивается каким-нибудь положительным числом. Однако это совсем не обязательно.

Пример: Var B: Array [1582..1994] of Integer;

Var C: Array [-754..-1] of Integer;

(это, например, население за какие-то годы нашей эры и до нашей эры).

Массив латинских букв: (можно посчитать частоту появления в тексте):

Var Lat: Array [‘A’..’Z’] of Integer;

Массив t0C воздуха на островах:

Type Остров = (Gaiti, Sumatra, Taimir);

Var T: Array [Остров] of Real;

Поскольку тип индекса не может быть стандартным целым или действительным типом, нельзя делать следующие описания массива:

Var А: Array [5] of Real;

Var А: Array[Integer] of Real;

Пример:

Var

Massiv: Array [1..N] of Real;

Year: Array [янв..дек] of Integer;

Если несколько массивов имеют одинаковый тип индексов и одинаковый базовый тип, то допускается в описание объединять массивы в список:

Var А, В, С: Array[1..50] of Real;

Здесь объявлено списком три массива действительных чисел, каждый из которых содержит по 50 элементов:

А[1], A[2],… A[50].

B[1], B[2],… B[50].

C[1], C[2],… C[50].

В качестве индекса может использоваться. выражение, частным случаем которого является константа или переменная. Элемент массива можно называть переменной с индексом. В отличие от нее переменная без индекса называется простой переменной.

Элементы массива записываются в разделе операторов как идентификатор с индексом в квадратных скобках.

B[5]:=B[3]-1;

Sum:=Sum-C[K];

P1:=A[2*3+1];

Для ввода и вывода числовых значений элементов массива используются циклы.

Пример:

For I:=1 to 9 do

Read(A[I]);

Это ввод 9-ти значений элементов массива А.

For I:=1 to 9 do

Writeln(A[I]);

Это их вывод.

Пример: Вычислить сумму 15-ти целых чисел.

Program Sum;

Var X: Array [1..15] of Integer;

I: 1..15;

Sum: Integer;

Begin

Sum:=0;

For I:=1 to 15 do

Begin

Read(X[I]);

Sum:=Sum+X[I];

End;

End.

В языке программирования Паскаль помимо явного описания массивов в разделе переменных есть другая форма описания, состоящая из двух этапов. Сначала в разделе описания типов Type указывается тип массива, затем в разделе описания переменных Var перечисляются массивы, относящиеся к донному типу.

Type имя типа = Array [тип индекса] of тип элементов массива;

Var имя массива: имя типа;

Пример: Программа с двумя процедурами: одна – для ввода элементов массива, другая для вычисления суммы и произведения элементов.

Program TI4;

Type Massiv = Array [1..20] of Real;

Var A, B: Massiv;

Sum, Pr: Real;

Procedure Vvod (N:Integer; Var X:Massiv);

Var I: Integer;

Begin

Writeln(‘Ввод’);

For I:=1 to N do Read(X[I]);

End;

Procedure Summa (N:Integer; Var X:Massiv; Var Sum, Pr: Real);

Var I: Integer;

Begin

Sum:= 0;

Pr:=1;

For I:=1 to N do

Begin

Sum:=Sum+X[I];

Pr:=Pr*X[I];

End;

End;

Begin

Vvod(8,A); (*вызов процедуры*)

Summa(8,A,Sum,Pr); (*вызов процедуры*)

Writeln (‘Sum=’,Sum:7:2,’ ’:3,’Pr=’,Pr);

Writeln;

Vvod(15,B);

Summa(15,B,Sum,Pr);

Writeln (‘Sum=’,Sum:7:2,’ ’:3,’Pr=’,Pr);

End.

В основной программе описан тип массива длинной 20 элементов, а реально используются массивы А (8 элементов) и В(15 элементов).

Пример: Расположить элементы заданного действительного массива в порядке убывания: 1 2 3 4 ® 4 3 2 1

Program Rangir;

Const N=10;

Var A: Array [1..N] of Real;

I, K: Integer; R: Real;

Begin

Writeln(‘Ввод’);

For I:=1 to N do Read (A[I]);

For K:=1 to N do

For I:=1 to N-K do

If A[I]<A[I+1] then

Begin

R:= A[I];

A[I]:= A[I+1];

A[I+1]:=R;

End;

For I:=1 to N do Write (A[I]);

End.

K - номер просмотра строки (всего N-1 просмотров)

I - номер сравнение элементов в просмотре (N-K сравнений).

Пример: Массив R состоит из 10-ти элементов действительного типа.

Type Mas = Array [1..10] of Real;

Var R: Mas;

Если в программе несколько таких массивов, то изменится лишь раздел описания переменных:

Var R, A, B, C: Mas;

В разделе операторов программы используются массивы R, A, B, C. Тип массива Mas введен формально только в разделе описаний и нигде в программе не указывается и не обрабатывается.

Пример: Найти наибольшее из 10-ти заданных целых чисел.

Program Max;

Const N=10;

Type Massiv = Array [1..N] of Integer;

Var K: Massiv;

Max, I: Integer;

Begin

Writeln(‘Ввод’);

For I:=1 to N do Read (K[I]);

Max:=K[1];

For I:=2 to N do

If K[I]>Max then Max:=K[I];

Writeln;

Write (‘Max=’, Max:4);

End.

Здесь 2 независимых цикла:

1-ый – для ввода значений массива;

2-ой – для нахождения максимального элемента.

Сначала первый элемент массива K[1] обозначается именем Мах. Затем каждый последующий элемент сравнивается со значением Мах, и если он оказывается больше, то получает имя Мах.

Пример: Составить программу определения минимального и максимального элементов заданного массива.

Program Minmax;

Const N=9; (*число элементов*)

Type Massiv = Array [1..N] of Real;

Var A: Massiv; (*массив элементов*)

I: Integer; (*параметр цикла*)

Max, Min: Real; (*максимальный и минимальный элементы*)

Procedure Maxmin (K: Integer; Var X: Massiv; Var Max, Min: Real);

Var J: Integer;

Begin

Max:=X[1];

Min:=X[1];

For J:=2 to K do

Begin

If X[J] > Max then Max:= X[J];

If X[J] < Min then Min:= X[J];

End;

End;

Begin

Writeln (‘Ввод массива’);

For I:=1 to N do Read (A[I]);

Maxmin (N, A, Max, Min); (*вызов процедуры*)

Writeln (‘макс. элемент=’, Max:4:1);

Writeln (‘мин. элемент=’, Min:4:1);

End.

В процедуре Maxmin определяются максимальный и минимальный элементы массива. Переменная J и формальные параметры процедуры K, X, Max, Min являются локальными. В основной программе происходит ввод значений массива, вызов процедуры и вывод результатов. Константа N, тип Massiv, а также переменные A, I, Max и Min являются глобальными.

Пример: Дан массив действительных чисел {Ai}, где i=1,2,3,4,..M. Пусть M = 15. Вычислить сумму элементов с 1-го по 12-ый и сумму элементов с 8-го по 15-ый. Затем найти произведение этих сумм.

Program Pr2;

Const M=15;

Var A: Array [1..M] of Real;

P: Real; (*произведение сумм*)

J: Integer; (*параметр цикла*)

Function Summa (N, K: Integer): Real;

Var I: Integer;

S: Real;

Begin

S:=0;

For I:=N to K do S:=S+A[I];

Summa:=S;

End;

Begin

Writeln (‘Ввод массива’);

For J:=1 to M do Read (A[J]);

P:=Summa (1,12)* Summa(8,15);

Writeln(‘произведение=’,P:6:3);

End.

Пример: Дан массив (Х12,…Х100). Записать отдельно положительные и отрицательные элементы.

Program Sort;

Const Nmax=100;

Var X,Pol,Otr: Array [1..Nmax] of Real;

I,N,K: Integer;

Begin

N:=0; K:=0;

For I:=1 to Nmax do

Begin

Read (X[I]);

If X[I] >0 then

Begin

K:=K+1;

Pol[K]:=X[I];

End

Else

Begin

N:=N+1;

Otr[N]:=X[I];

End;

End;

For I:=1 to K do Write (Pol[I]);

Writeln;

For I:=1 to N do Write (Otr[I]);

End.

Пример: Вычислить среднее арифметическое массива D из N элементов (N£500).

Program Sred;

Const NM=500;

Var D: Array [1..NM] of Real;

I,N,Nvar: Integer;

Sum, Srd: Real;

Begin

Sum:=0;

Writeln (‘Nvar=?’);

Readln(Nvar);

Writeln (‘Ввод массива’);

For I:= 1 to Nvar do

Begin

Read (D[I]);

Sum:= Sum + D[I];

End;

Srd:=Sum/Nvar;

Writeln(‘Srd=’,srd);

End.

Пример: Вычислить n!

Program Nfact;

Var NF, K, N:Integer;

Begin

Writeln(‘N=?’);

Readln (N);

NF:=1;

For K:=1 to N do NF:=NF*K;

Writeln(‘NF=’,NF);

End.

Пример: Найти наибольший элемент массива (b1,b2,…b100) и его №.

Program Max;

Const NMax=100;

Var B: Array [1..NMax] of Real;

I,Imax: Integer;

Bmax: Real;

Begin

Writeln (‘Ввод массива’);

For I:=1 to NMax do Read (B[I]);

Bmax:=b[1]; Imax:=1;

For I:=2 to NMax do

If B[I]>Bmax then

Begin

Bmax:=B[I];

Imax:=I;

End;

Writeln (‘Bmax=’, Bmax, ’Imax=’, Imax);

End.

Пример: Найти скалярное произведение двух векторов:

X=(x1,x2,…xn) n

Y=(y1,y2,…yn) (X,Y)=S xiyi

i=1

Program Scal;

Const N=3;

Type Vektor = Array [1..N] of Real;

Var X, Y: Vektor;

I: Integer;

S: Real;

Begin

S:=0;

Writeln (‘Ввести X,Y’);

For I:=1 to N do

Begin

Read(X[I],Y[I]);

S:= S+ X[I]*Y[I];

End;

Writeln(‘Scal=’,S);

End.

Пример: Перемножить два вектора:

X=(x1,x2,x3) _ _ _

Y=(y1,y2,y3) Z = X * Y

Program V;

Type Vektor = Array [1..3] of Real;

Var X, Y, Z: Vektor;

I: Integer;

Begin

Writeln (‘Ввести X,Y’);

For I:=1 to 3 do

Begin

Read (X[I],Y[I]);

Z[I]:= X[I]*Y[I];

End;

Writeln (‘Вектор Z’);

For I:=1 to 3 do Write (Z[I]);

End.

(x1, x2, x3) * (y1, y2, y3) = (x1y1, x2y2, x3y3)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.