Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикл с постусловием - цикл repeat




Цикл с предусловием - цикл WHILE

Пример. Составить таблицу квадратов и квадратных корней для чисел от 1 до 100.

N:=1;

While n<=100 do

Begin

Writeln (‘n=’,n,’sqr(n)’,sqr(n),’sqrt(n)’,sqrt(n));

N: =N+1

End;

В общем случае данный оператор цикла записывается так:

While условие DO оператор;

Правило его выполнения следующее: оператор выполняется до тех пор, пока остается истинным условие цикла. Как только значение условия становится ложным, цикл прекращает выполняться. Если значение условия ложно перед первым выполнением цикла, то он не выполняется ни разу. Обратите внимание на то, что после слова DО может стоять только один оператор, поэтому чаще всего после слова DO стоит составной оператор.

Приведенный в примере оператор WHILE работает так. Первоначальное значение переменной NUMBER равно 1. Оно задается оператором присваивания. Затем проверяется условие, которое в данном случае имеет вид: N<=100. Знак <= означает “ меньше или равно”. Естественно, что условие 1<= 100 истинно, поэтому выполняется оператор стоящий после слова DO. Этот оператор называется телом цикла. Он вычисляет и выдает на печать значения квадрата и квадратного корня числа 1, а также увеличивает значение переменной на единицу. Теперь ее значение равно двум, условие цикла остается истинным, и цикл выполняется еще раз. Последний раз цикл будет выполняться для значения n=100. Условие 100<=100 истинно, и цикл выполняется. Внутри цикла происходит очередное увеличение переменной N на 1, и ее значение становится равным 101. Очередная проверка условия цикла дает значение условия ложное, и выполнение цикла прекратится. Таким образом, данный цикл выдает значения квадратов и квадратных корней для чисел от 1 до 100 включительно.

Выход из цикла осуществляется, когда условие перестает выполняться, значит можно задать цикл, который вообще ни разу не будет выполняться (поставить заведомо ложное условие).

Он имеет вид:

REPEAT оператор1;

оператор2;

оператор3;

……………

оператор n

UNTIL условие;

В отличие от цикла предусловием, выход из цикла постусловием осуществляется при истинности условия. Этот цикл должен выполниться хотя бы один раз. Данный оператор цикла выполняется до тех пор, пока не станет истинным условие.

Заметим, что если в операторе WHILE условие проверяется до очередного выполнения цикла, то в операторе REPEAT - после очередного выполнения.

Таким образом, оператор REPEAT - оператор с постусловием) всегда выполняется, по крайней мере, 1 раз, в то время как оператор WHILE(оператор с постусловием) может не выполняться ни разу.

Еще одна особенность цикла REPEAT - в нем разрешается использовать произвольное число операторов.

Пример (тот же).

Repeat

Writeln (‘n=’,n,’sqr(n)’,sqr(n),’sqrt(n)’,sqrt(n));

N: =N+1

Until n>100;

Когда переменная NUMBER принимает последовательно значения 1,2,…,100, значение условия N>100 остается ложным и для них цикл выполняется (UNTIL- до тех пор, пока не). Как только переменная NUMBER принимает значение 101, то условие N>100 становится истинным (101>100) и выполнение цикла прекращается.

Заметьте, что при использовании как цикла WHILE, так и цикла REPEAT.

Необходимо принудительно увеличить значение переменной N. Если этого не делать, то цикл никогда не завершится, т.к. переменная N так и остается равным единице. Условие N<=100 никогда не станет ложным, а условие N>100 никогда не станет истинным. В результате оба цикла будут выполняться бесконечно долго. В этом случае говорят, что программа зацикливается. Оба этих цикла применяются, когда число повторений неизвестно(хотя это число можно сосчитать).

Пример. Лист бумаги разрезан пополам. Одну из полученных половинок снова делят пополам и т.д. Сколько понадобится делений, чтобы получить частицы размером с атом? Масса листа 1 грамм(М), масса атома 1Е-24 грамма.

Решение:

Program List;

Var m: real;

I: integer;

Begin

I:=1;m:=1;

While m>1E-24 do

Begin

M:=m/2;

I:=I+1;

End;

Writeln(‘I=’,I,’ делений’);

Writeln;

End.

Оператор выбора варианта

Условный оператор позволяет при выполнении программы выбирать одно из двух возможных действий. Если же необходимо сделать много взаимоисключающих проверок, то удобнее воспользоваться оператором выбора варианта.

Пусть перед нами стоит следующая задача.

Пример. Числами от 1 до 7 пронумерованы дни недели от понедельника до воскресенья. Необходимо преобразовать числовое значение соответствующего дня недели в его название и вывести на печать.

Задача легко решается с использованием последовательности условных операторов:

If day =1 then writeln(‘понедельник’) else

If day =2 then writeln(‘вторник’) else

………….

………….

If day =7 then writeln(‘воскресенье’);

Вместе с тем в языке программирования Паскаль имеется оператор, позволяющий проще, короче, и нагляднее записать решение этой задачи. Он называется оператором выбора и дает возможность выбрать для выполнения один из произвольного числа операторов, входящих в его состав. Теперь решение будет таким:

Case day of

1: writeln(‘понедельник’);

2: writeln (‘вторник’);

3: ………………….

……………………..

7: writeln(‘воскр.’);

else writeln(‘ошибка….’);

end;

Если переменная day принимает значение 1, то выполняется оператор, перед которым стоит 1:. Если day равно 2, то выполняется оператор, перед которым стоит 2: и т.д. Если же переменная принимает значение вне диапазона1…7, скажем 0 или 8, то выполняется следующий оператор.

Общий вид оператора выбора варианта:

Case селектор of

метка1:оператор1;

…………………….

метка n: оператор N;

End; {of case}

Другой вид оператора выбора:

Case селектор of

Метка1:оператор1;

………………………….

Метка n: оператор N;

Else оператор M;

End; {of case}

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.