Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомельский период жизни Л.С. Выготского




Л.С. Выготский родился в г. Орше Витебской области 5 ноября 1896 г. по старому стилю. В 1897 г. семья Выготских переехала в Гомель: Выготскому было тогда около года. Всего в семье родителей Льва Семеновича было 8 детей: 3 мальчика и 5 девочек. В Гомеле прошло его детство, школьные годы. Отсюда он уехал учиться в Москву, сюда приезжал на каникулы в годы студенчества, сюда возвратился, окончив Московский университет.

Отец, Семен Львович Выготский (1869—1931), был образованным человеком, знал несколько иностранных языков. Окончил Коммерческий институт в г. Харькове и всю жизнь был банковским служащим. Он был, как принято говорить, трудным человеком, обладал тяжелым, жестким характером. Однако это не мешало ему быть прекрасным семьянином и любящим отцом. Он знал пристрастия своих детей и привез из одной деловой поездки Льву Семеновичу книгу Спинозы «Этика», учитывая его пристрастие к философии.

Мать — Цицилия Моисеевна (1874—1935), учительница по образованию, свободно владела немецким и французским языками. Она была «человеком большого ума и доброты необыкновенной», на редкость мягким человеком. Она сглаживала все шероховатости, которые могли возникнуть из-за характера мужа.

' В доме царил культ книги. Особую склонность дети проявляли к литературе и языкам. Первоначальное образование Лев Семенович получил дома. Сдав экстерном экзамены за 5 классов, он поступил в 6-й класс частной мужской гимназии в г. Гомеле. Любимыми предметами были литература и философия [14, с. 25—35].


Гимназию Л.С. Выготский заканчивает с золотой медалью и уезжает в Москву поступать на медицинский факультет Московского Императорского университета. Но медицина его не увлекла, и через месяц он переводится на юридический факультет.

Учеба на этом факультете открывала возможности поступления в адвокатуру, а не на государственную службу. Это давало еврейскому юноше разрешение жить вне «черты оседлости».

Однако интерес к философии и литературе был так велик, что Лев Семенович одновременно в 1914 г. поступает на историко-философский факультет народного университета им. А.Л. Шанявско-го, открытый на средства либерального деятеля народного образования генерала А.Л. Шанявского (1837—1905), где учились люди независимо от пола, национальности, религиозного вероисповедания.

Когда в 1911 г. в Московском Императорском университете происходили студенческие волнения и несколько сот студентов были отчислены, в знак солидарности лучшие профессора и преподаватели (более 100 человек) ушли из университета. Большая их часть нашла приют в университете А.Л. Шанявского. Психологию и педагогику там преподавал Павел Петрович Блонский (1884-1941).

Все студенческие годы Л.С. Выготского аттестуют высшим баллом. В период учебы несколько лет он активно занимался в семинаре Густава Густавовича Шпета — «блестящего лектора, эрудита, яростного и беспощадного спорщика и полемиста»1.

Густав Густавович Шпет (1879—1937) — ученик Г.И. Челпано-ва и немецкого философа Гуссерля, у которого он стажировался. Шпет пытался сформулировать новую психологию, ориентированную на философию и являющуюся альтернативной как марксистской психологии (К.Н. Корнилова), так и науке о поведении (бихевиоризм). Шпет разрабатывал психологию социального бытия, т.е. анализ социально-исторических причин, обуславливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, индивидуальные психические особенности, а также занимался исследованием психологических основ культуры.

Л.С. Выготский писал: «Научные занятия по психологии начал еще в Университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности» [14; с. 39].

1 См: М.К. Поливанов. О судьбе Г.Г. Шпета//Вопросы философии. 1990. № 6; Г.Г. Шпет и его место в истории отечественной психологии // Вестник МГУ. Психология. 1988. № 2.


Завершая учебу в университете Шанявского, для написания дипломной работы он выбрал свое любимое произведение — «Гамлет». Черновые варианты занимали 12 тетрадей. Они хранятся в архиве в двух вариантах. Черновой вариант писался с 5 августа по 12 сентября 1915 г., когда он приезжал на летние каникулы в Гомель. Окончательный вариант был написан в Москве 14 февраля — 28 марта 1916 г.

Целиком «Трагедия о Гамлете, принце Датском, у Шекспира» впервые увидела свет через 52 года после ее написания. Она была опубликована в качестве приложения ко второму изданию книги Л.С. Выготского «Психология искусства», 1968 г. Редкий случай, когда дипломная работа студента так высоко была оценена специалистами в области лингвистики [14, с. 37—42].

Успешно закончив оба университета, в декабре 1917 г. Лев Семенович возвратился к семье в Гомель. 12 ноября в Гомеле была провозглашена Советская власть. Расположенный на перекрестке многих дорог, Гомель оказался в центре военных действий. Он был оккупирован немецкими войсками и присоединен к той части Украины, где было создано марионеточное государство во главе с гетманом Скоропадским.

Найти работу в условиях военных действий было трудно. Лев Семенович зарабатывал частными уроками. В 1918 г. от туберкулеза умер его младший брат, которому было четырнадцать лет, затем от тифа скончался второй брат.

В начале января 1919 г. Гомель был освобожден от немцев, в нем установилась Советская власть. С первых дней установления Советской власти Л.С. Выготский отдает себя практической работе в области культуры и народного образования. Педагогическую деятельность он начинает с преподавания литературы в только что открывшейся трудовой школе г. Гомеля. Из-за саботажа старого учительства работа в школе была прервана. В дальнейшем Л.С. Выготский начал преподавать литературу и психологию. Он ведет курсы общей, экспериментальной, детской и педагогической психологии в ряде Гомельских учебных заведений: школах, педтехни-куме, на учительских курсах и др.

Заслуживает внимания его послужной список в учреждениях народного образования:

1. Первая Советская трудовая школа — русский язык и лите
ратура.

2. Педагогический техникум — логика и психология.

3. Профтехшкола печатников — русский язык и литература.


4. Профтехшкола металлистов — русский язык и литература.

5. Вечерние курсы Губполитпросвета — русский язык и лите
ратура.

6. Курсы социалистического воспитания (для дошкольниц) —
логика и психология.

7. Летние курсы переподготовки учителей — логика и психо
логия.

8. Рабфак — русский язык и литература.

9. Курсы культработников деревни — эстетика.

 

10. Народная консерватория — эстетика, теория искусств, фило
софия.

11. Организатор кабинета психологии, постоянный лектор и
консультант по вопросам психологии [1, с. 47].

Деятельность Л.С. Выготского в Гомельском педагогическом техникуме

Техникум был создан в 1921 г. с целью подготовки школьных работников. Первый набор был 80 человек (250 заявлений). Стипендия студентам выдавалась в виде муки и сала. Лев Семенович работал там с 1922 г., вел логику и все курсы психологии. Сейчас это Гомельский музыкально-педагогический колледж, которому более 80 лет. Это одно из старейших учебных заведений Беларуси. Свое начало он берет от Полесской учительской семинарии, основанной по приказу императора Николая II с целью подготовки учителей Полесского края. Открытие семинарии в Гомеле было отмечено общественными праздниками. Благодаря этому семинария получила свои первые подарки, и сегодня в музее училища хранятся ценные реликвии — 76 томов энциклопедии Эфрона и Брокгауза. Исторические действия и время не только изменили образ этого учебного заведения, но и влияли на его судьбу. В 1919 г. учительская семинария была реформирована в кратковременные педагогические курсы, которые просуществовали до сентября 1921 г. и на базе которых в 1921 г. открыт педагогический техникум. Белпедтехникум в 1936 г. переименован в Гомельское педагогическое училище.

С Гомельским педучилищем связана жизнь и деятельность Льва Семеновича Выготского. 3 мая 1923 г. на педсовете им предлагается организовать кабинет экспериментальной психологии. Свои предложения он сформулировал в докладе, где определил задачи кабинета.


Деятельность кабинета была многоаспектной: учебная, исследовательская, методическая. Поскольку архивный материал, связанный с работой Льва Семеновича в техникуме, никогда ранее не публиковался, приводим протокольную запись этого доклада полностью [14, с. 65—67].

Об организации психологического школьного кабинета при педтехникуме

Задачи и характер кабинета:

1. Демонстрация психологических опытов при прохождении курса
психологии (общей и педагогической). Обслуживание Педтехни-
кума и всех учебных заведений города.

2. Лаборатория для научных исследований первичного характера
и для практических занятий по экспериментальной педагогике и
психологии слушателей педагогических учебных заведений.

3. Кабинет экспериментального исследования ребенка, дефек
тивных детей по указанию детских учреждений, нуждающихся в
индивидуальном психологическом исследовании, опытных детских
домов. Установление научных форм и методов наблюдения за
детьми и составление характеристик по научной системе при
участии или консультации доктора-психолога Петельчица.

4. Руководство работой и разработка самостоятельных обследо
ваний по изучению и учету школ и учебных заведений всех типов,
учебного опыта школьной методики, психологии учащихся, анке
ты, разработка и проведение, составление характеристик, опыт
ная проверка по поручению школ методических приемов и других
педагогических методов. Консультация устная и письменная по
всем 4 пунктам. Необходимо выработать план на первый год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.