Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ближайший план работы до каникул




Необходимые меры для организации и открытия кабинета

1. Выделить комнату и мебель.

2. Приборы из бывшей мужской гимназии.

3. Необходимые приборы из физических кабинетов и музея.

4. Личный состав: заведующий, врач-консультант, лаборант, тех
нический сотрудник.

5. Деньги на организационные расходы согласно прилагаемой
смете.

6. Организация библиотеки по экспериментальной психологии
(из других библиотек взять на временное пользование).

7. Закупка новых приборов.

8. Принять летом участие во Всероссийском съезде по психоло
гии.

9. Создать психологический совет из преподавателей психологии
при кабинете.


Изготовить образцы работы кабинета по всем 4 пунктам, чтобы с начала учебного года кабинет мог сразу взяться за работу. Закончить организационную часть:

1. Обследование по научному методу (Россолимо или др.) двух
дефективных и двух нормальных детей.

2. Провести анкетирование в школе К. Либкнехта с последующей
обработкой материалов летом.

3. Разработка для разных типов школ всех отделов курса психо
логии.

4. Провести практические работы (лабораторного характера) с
маленькой группой из Педтехникума и курсов Соцвос (17 чел.).
На педагогическом совете 24 мая 1923 г., когда повторно слу
шался вопрос о психологическом кабинете, было принято решение
поручить завучу приобрести в Москве необходимые приборы. Ра
бота кабинета начиналась фактически на пустом месте: не было со
ответствующей материальной базы. Но тем не менее, эта работа
была так организована, что уже к осени (а лето — время каникул!)
была проделана большая организационная и экспериментальная
работа, которая оказалась очень результативной. Это послужило
основанием для доклада педсовету техникума 10 октября 1923 г.
Отчет о проделанном строился с учетом выполнения пунктов на
меченной в плане работы.

За это короткое время было проведено:

1) 21 демонстрация психологических опытов на курсах пере
подготовки учителей, в опытной школе, в школе II ступени, в
железнодорожной школе, на педагогических курсах Соцвоса.
Кроме того, демонстрация психологических опытов сопровож
дала учебный процесс в техникуме;

2) лабораторные занятия в кабинете экспериментальной пси
хологии были проведены за это время не только с учащимися
техникума, но также с несколькими группами учителей, повы
шающих свою квалификацию на педагогических курсах. На
этих занятиях: а) проводилось два полных исследования по
системе Россолимо; б) экспериментально-психологический
урок русского языка по методике Лазурского; в) исследова
лась внушаемость учащихся по возрастам по методике Нечае
ва; г) проводилось анкетирование школьников городских школ
по двум анкетам; д) при кабинете работала группа студентов
Московского педологического института, которая провела
исследования по системе Россолимо; е) для группы слушате
лей техникума были проведены занятия по краткому методу
психологических профилей;


3) самими студентами техникума было проведено 22 исследо
вания по системе психологических профилей и 38 кратких
исследований учащихся, поступающих в опытную школу;

4) заканчивалась обработка данных по анкетированию, кото
рую предполагалось вскоре опубликовать. Эти данные должны
были помочь ответить на вопросы: «Проводится ли у нас
совместное воспитание или совместное сидение в классах?»,
«Об умственном или душевном настроении школьной молоде
жи»;

5) изучен ряд профилей ненормального ребенка, велось иссле
дование влияния речевого ритма на дыхательную кривую,
разрабатывалась новая методика исследования памяти;

6) значительно расширилась материальная база кабинета.
В несколько раз увеличилось количество оборудования, книг,
мебели и аппаратуры. В кабинете работали 2 сотрудника
(Л.С. Выготский и доктор Петельчиц), 2 лаборантки и 2 сту
дента.

После отчета Л.С. Выготский предлагает педсовету для утверждения широкий план будущей работы и разработанное им положение о психологическом кабинете.

Анализ перспективного плана показывает, что предусматривалась многоаспектная деятельность психологического кабинета, намечалось широкое повседневное обслуживание лекционных, практических и лабораторных занятий, проводимых для студентов педтехникума, а также всех школ и курсов в городе. Предполагалось психологическое обследование воспитанников детских домов, анкетирование и обследование учащихся школ, консультации и ведение научной работы сотрудниками кабинета.

Через несколько дней (13 октября 1923 г.) после утверждения перспективного плана работы кабинета Лев Семенович выступил с интересным сообщением о сельской школе. Он, в частности, сказал о том, что современные условия сельской школы неблагоприятны для ее развития, и новое поколение школьных работников должно осуществить максимум исканий на пути ее совершенствования.

Энтузиазм и творческая работа, проводимая Львом Семеновичем в педагогическом техникуме, ценились и отмечались его коллегами. Так, в архиве есть упоминания о его премировании и о повышении оклада как преподавателю высокой квалификации: «Л.С. Выготский — преподаватель психологии. В деле преподавания предмета вносит максимум энтузиазма, педагогического такта


и эрудиции. Организовал психологический кабинет, в котором ведет научно-исследовательскую работу» [14, с. 68].

Работа психологического кабинета при педагогическом техникуме способствовала развитию интереса у учащихся к психологии и давала возможность его руководителю накапливать научные данные. С целью проверки правильности своих теоретических положений Лев Семенович проводил многочисленные экспериментальные исследования. Полученные результаты анализировались и обобщались, часть исследовательского материала становилась основой научных докладов.

Интенсивная и многогранная деятельность Льва Семеновича в Гомеле документально подтверждена удостоверением, выданным отделом Союза работников просвещения Гомеля: «В течение пяти лет Л.С. Выготский преподавал в школах 1-П ступени, в техникуме, в профтехшколах печатников и металлистов, в вечерних школах для взрослых Губполитпросвета, на курсах Соцвоса по подготовке дошкольных работников, на летних курсах по переподготовке школьных работников, в Гомельском рабфаке и в школах. На рабфаке и в школах тов. Выготский вел занятия по русскому языку и литературе, в педтехникуме и на курсах по логике и психологии (общей, детской и экспериментальной), а в консерватории по эстетике и истории искусств.

По инициативе Л.С. Выготского и его силами был организован психологический кабинет, широко поставивший обследование учащихся школ и детей из детских домов. В тоже время тов. Выготский состоял консультантом-психологом при одной из школ.

Л.С. Выготский проявил себя как один из самых активных работников Губернского дома Союза, постоянным лектором по вопросам психологии, по общим вопросам педагогики и методики преподавания литературы.

Союз считает наиболее ценным в работе тов. Выготского его курс по педагогической психологии, прочитанный в летние месяцы на курсах для сельских просвещенцев и на курсах учителей Западной железной дороги. Л.С. Выготский пробудил своими лекциями особый подъем настроения среди просвещенцев деревни Малые Дороги» [14, с. 68-69].

Результаты экспериментальных исследований, проведенных в психологическом кабинете педагогического техникума, были оформлены Львом Семеновичем в виде пяти научных работ. Одна из этих работ легла в основу опубликованной позднее статьи «О влиянии речевого ритма на дыхание». Другая — «Экспериментальное


исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексом» — так и не вышла в свет. Три из них представлены на Второй Всероссийский съезд по психоневрологии, который проходил в Петрограде. Здесь в январе 1924 г. им были прочитаны эти доклады, хорошо принятые аудиторией. Это было первое выступление Л.С. Выготского на таком представительном съезде ученых. Интересные доклады делегата из Белоруссии привлекли внимание специалистов [14, с. 70].

Многие авторы, анализирующие психологические взгляды Л.С. Выготского, например, Б.М. Теплов, рассматривают его научно-практическую деятельность лишь с 1924 г. Последнее десятилетие жизни ученого было действительно чрезвычайно плодотворным и наиболее зрелым. Но нельзя недооценивать гомельский период жизни Льва Семеновича, который знаменателен своей активностью и многообразной практической направленностью в области народного образования, культуры и искусства. К этому времени относится и начало научной деятельности Л.С. Выготского.

Проведенные Львом Семеновичем в 1919—1924 гг. исследования в области педагогической психологии, разработка им проблем психологии искусства, экспериментальные работы в психологическом кабинете при Гомельском педагогическом техникуме дали возможность подготовить ряд статей и первые крупные произведения Л.С. Выготского — «Педагогическая психология» и «Психология искусства».

Именно в этот период определились и сложились такие личностные качества ученого, как широта и разносторонность его интересов, научная целеустремленность, ярко выраженный педагогический талант, лекторское мастерство, высокая работоспособность.

Таким образом, в период жизни и деятельности в Гомеле Л.С. Выготский сформировался как самостоятельный ученый, способный вести теоретическую и экспериментальную работу. Этот этап деятельности Льва Семеновича в значительной степени определил весь его дальнейший путь, путь одного из создателей основ современной психологии и дефектологии [14, с. 70].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.