Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение психотехники




Предпосылками зарождения психотехники в нашей стране явились достижения в области гигиены, физиологии, психологии во второй половине XIX — начале XX вв. а также развитие промышленности в России. Истоки знаний о психологических особенностях профессиональной деятельности связаны с именами великих отечественных ученых — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и др. Так, Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности, изучил рефлекторную природу психических процессов в трудовых актах, ввел понятие активного отдыха как средства сохранения работоспособности, развивал идею о взаимодействии органов чувств, создал учение об автоматизации движений. Павлов и Бехтерев раскрыли информационную природу сигнала и образа сигнала, подчеркнули значение мотива для деятельности, а также показали обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешним воздействием.

Серьезное внимание уделялось изучению общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев и др.). В работах данного периода решались вопросы психологического обеспечения профессиональной деятельности и закладывались основы решения задач анализа и проектирования психотехнических систем.

Существенное влияние на развитие отечественных исследований в области прикладной психологии оказали работы Ф. Тейлора по организации управления производством, нормированию труда, профессиональному отбору, приспособлению инструмента к рабо-


чему и т.д., также зарождение и быстрое распространение психотехники.

Специалисты в области психотехники провели обширный круг исследований, посвященных вопросам психологического отбора специалистов, разработке тестовых методик, раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, организации рабочего места, обоснованию построения клавиатуры пишущей машинки и т.д. Заметное место в ряду психотехников принадлежит Г. Мюнстенбер-гу, который в своей книге «Основы психотехники» (1922 г.) определил ее задачи, основные причины и методы профессиографии, изложил рекомендации по проведению профотбора и профориентации.

Наиболее интенсивно и планомерно исследования трудовой деятельности человека начали проводиться в нашей стране в начале XX в. В Институте по изучению мозга и психической деятельности, руководимом В.М. Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп и другие. В 1920 г. создается Центральный институт труда, где под руководством А.К. Гастева был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей, изучена организация двигательной активности человека в процессе труда и т.д.

Здесь были проведены первые систематические работы по изучению «человеческих факторов», а в 1921 г. вышла книга К. Та-нака «Человеческая инженерия».

Под руководством А.Е. Брусиловской, С.Г. Геллерштейна, И.Н. Шпильрейна проведен цикл исследований по профотбору, разработке методов профессиографии, изучению динамики работоспособности и утомления, рационализации рабочего места ваго-новажатого. В 1928 г. впервые были научно обоснованы психофизиологические требования к устройству кабины самолета.

В начале 1921 г. в Москве проводится 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. Начали издаваться журналы «Организация труда», «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г.— «Советская психология»). В 1927 г. создано Всероссийское психотехническое общество.

Существенное влияние на зарождение отечественной психологии профессиональной деятельности (психотехники, психологии труда, инженерной психологии) оказали зарубежные исследования


в данной области. Сама же инженерная психология стала формироваться за рубежом в годы второй мировой войны. Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи.

В нашей стране с середины 30-х годов массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены после постановления по педологии, о котором уже говорилось.

В марте 1957 г. на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве был окончательно определен переход от психотехнического направления исследований трудовой деятельности к направлению, которое оформилось как психология труда в ее современном понимании. Тогда же впервые наметилась как самостоятельная область исследований и инженерная психология, у истоков развития которой стоял и молодой в то время психотехник Константин Константинович Платонов (1906—1984) — крупный российский психолог, внесший существенный вклад в становление и развитие психологической науки. Он неоднократно бывал в Беларуси, встречался с научной общественностью республики, выступал перед психологами и студентами ряда наших вузов, проводил научные консультации, издавал книги.

Исключительная образованность Константина Константиновича (он являлся одновременно доктором психологических и медицинских наук), его летная подготовка и богатый фронтовой опыт (войну он закончил в Берлине) определили широту его научного поиска и выработали умение видеть все новое, возникающее в этой науке, которой он посвятил всю свою жизнь. Перу профессора К.К. Платонова принадлежит более 300 печатных работ.

Успел он подготовить и рукопись, написанную в жанре воспоминаний. Ее он назвал «Встречи на моем пути. Заметки старого психолога». В ней рассказывается о людях науки, с которыми встречался К.К. Платонов в разные годы. В главе «Советские психотехники» рассказывается о личных встречах с такими учеными, как А.А. Мандрыка, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн и А.И. Колодной.

К.К. Платонов писал: «Работа в лаборатории Южной железной дороги позволила мне узнать психотехнику в ее практике, т.е. «снизу». Но я хорошо смог разобраться в психотехнике и «сверху» в личном контакте с «психотехническими вождями», как их тогда называли».

Основоположником, официальным главой и теоретиком советской психотехники был Исаак Навтулович Шпильрейн.


С 20-х годов по 1935 г. он был общепризнанным психотехником. Родился И.Н. Шпильрейн 7 июня 1891 г. в Ростове-на-Дону, с гимназических времен посещал подпольные кружки и был вынужден еще в раннем возрасте бежать от ареста за границу. Среднее образование он завершил в Париже, а потом, в 1914 г., окончил философский факультет Лейпцигского университета, учился у основоположника экспериментальной психологии (В. Вундта и у основателя дифференциальной психологии и психотехники В. Штерна, у которых он специализировался как психолог. Сестра Шпильрей-на — Сабина — была ассистентом у 3. Фрейда.

С начала первой мировой войны Шпильрейн жил в Германии на положении интернированного военного. В 1918 г., во время революции в Германии, он с семьей (с женой и двухлетней дочерью) сумел вырваться на родину. Работает с профессором Г. И. Челпано-вым в Московском университете, а с 1922 переходит в ЦИТ (Центральный институт труда) к А.А. Гастеву. В том же 1922 г. Шпильрейн организует первую в стране лабораторию промышленной психотехники при Наркомтруда и тогда же — секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии. И.Н. Шпиль-рейном были основаны: в 1927 г. Всероссийское психотехническое общество, а в следующем, 1928 г.— журнал «Психофизиология труда и психотехника», главным редактором которого он и был.

В этот период наши ученые постоянно общались с представителями западной науки. В 1927 г. И.Н. Шпильрейн возглавил советскую делегацию (он сам, С.Г. Геллерштейн, А.М. Мандрыка, М.Ю. Сыркин, СМ. Василейский и другие) на IV Международной конференции по психотехнике и профессиональной ориентации в Париже. В последующие годы наши психологи и психотехники неизменно участвовали в целом ряде международных форумов: в 1928 г. на V Конференции психотехников в Ютректе, в 1929 г.— на IV Международном съезде по психологии в Нью-Гавене, а в

1930 г.— на VI Конференции психотехников в Барселоне, где было
принято решение провести VII Международную психотехничес
кую конференцию в Москве. Она и состоялась с 8 по 13 сентября

1931 г. под председательством Шпильрейна.

В начале научного пути Исаак Навтулович полностью находился под влиянием своего учителя Вильяма Штерна. Но уже в начале 30-х годов он кардинально пересматривает свое отношение к взглядам Штерна. Он пишет об этом в статье «О повороте в психотехнике»1.

1 Психотехника и психофизиология труда. М., 1931. С. 4—66. 56


Об изменении своих взглядов И.Н. Шпильрейн никогда не на-,'' ходил зазорным заявлять во всеуслышание, во время публичного выступления.

Конец жизни Исаака Навтуловича был трагичным. В начале 1935 г. он был арестован по обвинению в неуважении к правительству. Он разрабатывал тесты с применением так называемого «метода коллизий», широко распространенного и сейчас в зарубежной науке. Испытуемому задавался вопрос, правильный ответ на который надо было выбрать среди нескольких других, неправильных. Против этого метода возражали многие, считая, что непроизвольная память исследуемого может закрепить эти ответы. Но И.Н. Шпильрейн неосмотрительно вставил в этот тест вопрос «кто такой Михаил Иванович Калинин?» с четырьмя неправильными ответами...

Таким образом, период становления советской психотехники — и тяжелое, и замечательное время. Тяжелое потому, что для всей страны эти годы были временем репрессий и гонений. А замечательными они были потому, что в это время жили всесторонне развитые и эрудированные люди. Многие из первых советских психотехников знали несколько иностранных языков, а также учились у таких психологов, как Ж. Пиаже и В. Вундт. Эти люди имели огромный потенциал энергии, который отдавали на развитие советской психотехники. И если бы не крах в 1937 г. советской психотехники, может быть, развитие науки в нашей стране было бы на более высоком уровне.


Глава V

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛОГИКИ,

ПСИХОЛОГИИ И РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ БГУ

(1947-1955 гг.)

В 1947 г- на филологическом факультете БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка, которое просуществовало до 1955 г.

В книге А.И. Кожушкова и О.А. Янковского «Белорусский университет (хроника событий 1919—1984 гг.)» упоминается только одно событие за март 1948 г.: под руководством доцента Е.П. Ересь студенты отделения логики, психологии и русского языка филологического факультета обследовали психическое состояние детей, находящихся под патронажем в районных отделениях народного образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.