Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-педагогическая деятельность Е.П. Ересь в Беларуси




Одним из организаторов этого отделения и его заведующей была Елена Павловна Ересь (1904—1985). Она родилась в Сумской области (село Землянка Глуховского района). Из семьи казаков. Отец был служащим, член коллегии защитников, мать — домохозяйка.

В 1923 г. Е.П. Ересь поступила, а в 1926 г. закончила Нежинский институт народного образования, факультет социального воспитания по специальности «учитель семилетней школы». В 1930 г. она поступила на высшие педагогические курсы при Московском пединституте им. В.И. Ленина, которые закончила в 1931 г. по специальности «преподаватель педагогических дисциплин

в педучилитах>>-

С 1926 до 1928 г. она работала в Нежинском районе учительницей семилетней школы при детском городке им. Царковского, а


затем до 1930 г. в г. Нежине учительницей опытно-показательной школы при Нежинском пединституте и заведующей районным отделением народного образования при Нежинском райисполкоме.

В ноябре 1931 г. Е.П. Ересь добровольно уехала в г. Магнитогорск по комсомольской путевке, где вначале работала заведующей методическими кабинетами и далее заведующей учебно-методическим сектором отдела подготовки кадров Магнитостроя.

В 1934 г. ее командировали для поступления в аспирантуру по кафедре психологии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где она под руководством К.Н. Корнилова провела оригинальные исследования особенностей проявления темперамента школьника.

В 1937 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование темперамента школьников». Ею был проведен анализ истории учения о темпераменте от Гиппократа до 30-х годов XX в., была разработана методика изучения темперамента и темпераментных различий у школьников. С 1937 г. Е.П. Ересь работала в качестве ассистента, потом доцентом кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

В годы Великой Отечественной войны, когда Минск был еще оккупирован, на подмосковной станции «Сходня» Октябрьской ж.д. возобновил свою работу БГУ (1943 г.), куда по специальному приглашению приехала на работу Е.П. Ересь.

Ей были присущи такие качества, как большая эрудиция, высокая требовательность к себе, умение работать в трудных условиях, дисциплинированность, ответственность и др.

Е.П. Ересь работала в БГУ и после освобождения Минска до 1973 г. доцентом кафедры педагогики и психологи, а по совместительству — в Минском государственном педагогическом институте.

Большой вклад внесла Е.П. Ересь в подготовку кадров белорусских психологов. Будучи заведующей отделением логики, психологии и русского языка, а затем и работая на других факультетах, она формировала у студентов любовь к психологии, вооружала будущих специалистов не только знаниями, но и методикой научного исследования, умением наблюдать, экспериментировать. Ныне ее ученики работают во всех областях и городах Беларуси.

У нее учились известные у нас в республике психологи Р.И. Зодейко, М.С. Клевченя, А.Я. Миленький, Н.И. Мурачковский, И.М. Розет, А.Б. Широкова, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Цыркун л др.

К моменту создания отделения логики, психологии и русского языка Е.П. Ересь работала на кафедре педагогики БГУ, вела заня-


тия по психологии на ряде факультетов: биологическом, географическом, физико-математическом, филологическом и химическом.

В 1946/47 учебном году Е.П. Ересь говорит в своем отчете о работе над докторской диссертацией. В этот же период для усиления системы преподавания и повышения профессионального уровня в БГУ приглашаются ведущие ученые из Москвы для чтения лекций студентам и преподавателям. В отчете также говорится о проведении в этом же учебном году научной сессии, где Е.П. Ересь выступила с докладом на тему «К вопросу о влиянии темперамента на характер».

Е.П. Ересь поручили руководство аспирантами 1-го курса, а на 2-м курсе и далее был определен руководителем профессор М.М. Рубинштейн. Е.П. Ересь также планировала и организовала при кафедре студенческий кружок.

Из других данных по 1955 г. следует, что 11 апреля 1955 г. ученый совет обсуждал вопрос об укреплении кафедр университета путем их укрупнения. Наряду с другими решениями постановили объединить кафедры педагогики, психологии и логики. С 1 октября 1954 г. по 1 октября 1955 г. из университета выбыло 58 преподавателей. Главная причина — освобождение в связи с сокращением объема нагрузки. В это время было закрыто отделение логики, психологи и русского языка БГУ.

Как писала А.Б. Широкова, «годы учебы оставили неизгладимый след в сознании ее выпускников, которые всегда с большой теплотой и благодарностью вспоминают своих наставников» [47, с. 40].

Значительный вклад Е.П. Ересь внесла в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором 30 крупных теоретических и практических трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. Ею были изданы книги: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы» (1955 г.); «Способности и их развитие у детей» (1956 г.); «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения». (1957 г.); «Темперамент и его воспитание у школьников» (1960 г.); «Воспитание характера» (1961 г.); «Внимание и его воспитание у детей» (1963 г.); «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе» (1974 г.).

Статьи Е.П. Ересь печатались в периодических изданиях «Народная асвета», «Савецкая школа», «У дапамогу наставнику», «Ученые записки» Московского педагогического института.

Елена Павловна Ересь — автор известных учебников по психологии, в частности, главы «Темперамент» в учебном пособии


«Психология», вышедшем в Москве под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца (1941 г.), глав «Внимание», «Темперамент», «Способности» в учебнике психологии для студентов-заочников педагогических институтов, вышедшем в Минске под общей ред. А.А. Зарудной (1970 г.). Е.П. Ересь опубликовала серию книг и брошюр специально для учителей. Многие из них после публикации в Минске были переизданы в Москве, а некоторые переведены на иностранные языки.

С именем Е.П. Ересь связано создание в Беларуси республиканского Товарищества (Общества) психологов в 1960 г. Она — почетный член общества психологов СССР.

Е.П. Ересь награждена орденом «Знак почета», была удостоена грамот Верховного Совета БССР, Министерства высшего и среднего специального образования БССР, отмечена дипломом Почетного члена общества психологов СССР, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». Е.П. Ересь была первым из белорусских психологов членом ученого совета по защите кандидатских диссертаций по психологии и педагогике в нашей республике при МГПИ им. М. Горького (1967 г.).

В книге «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы» Е.П. Ересь освещает теоретические основы индивидуального подхода к учащимся, его сущность, приводит примеры из практики учителей, рассказывает о методике изучения личности учащихся, раскрывает основы индивидуального подхода в свете учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и динамическом стереотипе, описывает требования к учителю, осуществляющему индивидуальный подход.

В книге «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе» она дает понятие и определение внимания, раскрывает физиологические основы внимания, рассматривает современные представления о нейрофизиологических механизмах внимания, описывает виды внимания, учит организовывать и воспитывать внимание и внимательность учащихся разных возрастов в процессе обучения на уроке.

В работе «Темперамент и его воспитание у школьников» Е.П. Ересь прослеживает развитие теории темперамента со времен Гиппократа до современного учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, описывает их на примере школьников, говорит о методах и приемах воспитания темперамента школьников.

В труде «Воспитание характера», написанном Е.П. Ересь в соавторстве с У.М. Силенко, авторы раскрывают само понятие характе-


ра, описывают и показывают значимость определенных черт характера человека, касаются вопросов методики воспитания характера.

В книге «Способности и их развитие у детей» Елена Павловна определяет, что такое способности и их характерные особенности; обозначает само понятие способностей, уровня одаренности; рассуждает о роли наследственности в развитии способностей; описывает физиологические основы способностей; рассматривает основные вопросы воспитания способностей у детей и некоторые вопросы воспитания высокоодаренных детей.

Работа «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения» написана на конкретном материале. Автор изучила опыт четырех школ г. Минска. Книга ставит своей задачей оказать практическую помощь учителям, воспитателям и родителям в таком сложном вопросе, как перевоспитание недисциплинированных детей. В работе дается толкование такого явления как крайняя недисциплинированность детей; рассматриваются особенности поведения дисциплинированных и недисциплинированных детей, дается понятие дисциплины; определяются уровни недисциплинированности, раскрываются причины такого явления; освещаются пути и средства перевоспитания, различные педагогические меры, методы и формы воздействия на недисциплинированных детей.

Таким образом, научные интересы Е.П. Ересь лежали в области психологии личности, индивидуальных различий, темперамента, взаимосвязи темперамента и характера, воли и способностей, индивидуального подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы, недисциплинированности школьников, внимания и его организации в процессе обучения.

Прошло более полувека, но проблемы, освещенные в книгах и статьях Е.П. Ересь, сохраняют свою актуальность и сегодня [47, с. 60-66].

Деятельность выпускников отделения логики,

психологии и русского языка Р.И. Водейко,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.