Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание и деятельность Общества психологов Беларуси




Белорусская психологическая наука развивалась в русле общесоюзной. Общество психологов СССР было создано решением Президиума АПН РСФСР при Академии педагогических наук РСФСР. На 1 сентября 1958 г. в составе Общества было 22 отделения, куда входили области и республики, и примерно тысяча действительных членов, специалистов-психологов и работников смеж-


ных специальностей Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Литвы, Молдавии и т.д.

30 мая — 1 июня 1960 г. состоялся первый учредительный съезд Белорусского отделения общества психологов СССР. Именно на этом съезде было учреждено республиканское отделение Всесоюзного общества психологов.

Итогом работы съезда явились выборы республиканского Совета общества, его президиума и ревизионной комиссии. Республиканский Совет общества был избран в составе 15 человек, в Президиум республиканского Совета избрано 7 человек.

Председателем Президиума Белорусского республиканского отделения общества психологов была избрана кандидат педагогических наук (по психологии), доцент БГУ им. Ленина Е.П. Ересь, заместителями председателя — кандидат педагогических наук (по психологии), старший преподаватель Минского государственного института иностранных языков У.М. Силенко и кандидат педагогических наук (по психологии), доцент Могилевского педагогического института А.А. Зарудная. Ответственным секретарем Президиума избран старший научный сотрудник Научно-исследовательского института педагогики БССР Р.И. Водейко.

Члены Президиума: кандидат педагогических наук (по психологии) Е.К. Матлин, кандидат педагогических наук, директор Минского научно-исследовательского института педагогики П.С. Солнцев и старший научный сотрудник этого же института З.А. Червякова.

В состав ревизионной комиссии вошли кандидаты наук В.М. Ковалгин, О.П. Сергиевич и Л.А. Ефимова.

Белорусское отделение общества психологов СССР провело ряд научно-теоретических и практических конференций и семинаров. Одна из них состоялась 1—2 ноября 1967 г. На этой конференции с докладами выступили: В.М. Ковалгин, Е.М. Матлин, Б.А. Бенедиктов, Я.Л. Коломинский, Е.А. Бондаренко, М.С. Клевченя, Г.М. Красневская, В.Н. Олешкевич, Л.Н. Рожина и др. Основные тезисы этой конференции изложены в сборнике «Материалы Белорусской республиканской конференции психологов» (Мн., 1969 г.).

На май-июнь 1983 г. в Белорусском отделении общества психологов СССР было 150 членов общества, из них 5 докторов: Б.А. Бенедиктов, Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский, Л.А. Канды-бович, А.Т. Ростунов — и 81 кандидат психологических наук.

В разные годы общество психологов Белоруссии возглавляли: Е.П. Ересь, В.М. Ковалгин, Б.А. Бенедиктов, Я.Л. Коломинский, Г.М. Кучинский.


Белорусское отделение общества психологов СССР поддерживало тесные связи с Белорусским педагогическим обществом. Ими совместно были проведены многие конференции и семинары. В Президиум педагогического общества Республики Беларусь постоянно входили психологи. В настоящее время (2000 г.) председателем является ректор БГПУ им. М. Танка профессор Л.Н. Тихонов. Долгие годы секретарем общества является Д.А. Зубко. Из психологов в состав президиума входят профессора Л.А. Кандыбо-вич, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Рожина и др.

История психологических обществ России и СССР достаточно богатая. Подробности можно узнать из учебника по истории психологии А.Н. Ждан. Ряд статей о деятельности московского, украинского и других региональных обществ психологов публиковался в психологических журналах. В частности, в «Психологическом журнале» (1996. № 5) была опубликована статья Э.А. Фарапо-новой «О работе московского отделения общества психологов в 1957—1971 гг.» Председателями в этот период были А.В. Запорожец (1957-1964 гг.), Н.А. Менчинская (1964-1971 гг.), на собраниях с докладами выступали А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Не-былицин, В.П. Зинченко и др., а также психологи из других стран: Ж. Пиаже, Н. Винер, Г. Келли, Б. Скинер, Д. Брунер, В. Франкл и др.

Согласно Уставу общества психологов Республики Беларусь, оно является добровольной научно-общественной организацией, ведущей работу в области психологии. Общество состоит при Академии наук Республики Беларусь. В своей деятельности оно руководствуется законами нашей республики, постановлениями правительства и своим Уставом. Общество является юридическим лицом. Региональные отделения и организации общества вправе быть самостоятельными юридическими лицами.

Президиум общества и его региональное отделение имеют гербовую печать. В Уставе расписаны цели и задачи общества, состав, права и обязанности его членов, структура, отделения общества, органы ревизии общества, руководство его деятельностью, средства общества, порядок ликвидации общества и его отделений.

Последний съезд общества психологов Беларуси прошел в 1993 г. Президентом был избран Г.М. Кучинский. Общество ряд лет существовало формально. В дальнейшем его руководители не смогли довести до конца перерегистрацию, и фактически в том виде, как оно существовало долгие годы, общество психологов Беларуси прекратило свою деятельность.


История создания и деятельности кафедры психологии Лингвистического университета

Минский государственный педагогический институт иностранных языков был образован на базе факультета иностранных языков МШИ им. М. Горького постановлением Совета Министров БССР от 26 ноября 1947 г. и приказом Министерства просвещения БССР от 25 августа 1948 г. Учебный процесс начался с 1 сентября 1948 г., на трех факультетах (английском, немецком, французском) и 8 кафедрах, одна из которых — педагогики и психологии.

Следует отметить деятельность У.М. Силенко на кафедре педагогики и психологии института.

Ульяна Мироновна Силенко родилась в 1909 г. в селе Новор-жик Брянской области. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии в Ленинграде на тему: «Формирование системности знаний учащихся 8-х классов в процессе обучения (на материале изучения экономической географии СССР)». В 1957 г. избирается на должность доцента кафедры педагогики и психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков.

Вместе с У.М. Силенко более 20 лет на кафедре работала и Ольга Павловна Сергиевич. Она родилась в 1923 г. в деревне Ново-Владимировка Ивановской области. В 1950 г. закончила Ленинградский государственный университет, философский факультет, психологическое отделение. Получила специальность преподавателя психологии. В 1951 г. О.П. Сергиевич назначается старшим преподавателем по кафедре педагогики и психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. Далее она окончила аспирантуру при Минском пединституте им. М. Горького по специальности «психология». В 1955 г. ей присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии), тема диссертации — «Формирование пространственных представлений у детей в процессе начального обучения». Научным руководителем был Б.Г. Ананьев. В 1964 г. избрана на должность доцента кафедры педагогики и психологии. У.М. Силенко и О.П. Сергиевич была проделана большая работа по созданию Белорусского отделения общества психологов и по подготовке 1-го Белорусского, съезда психологов в 1960 г.

У.М. Силенко является одним из авторов учебного пособия для студентов заочников «Общая психология», изданным под редакцией А. Зарудной в Минске в 1970 г.


Предыстория кафедры такова: первоначально она была объединена с кафедрой педагогики и называлась «Кафедра педагогики и методики». В 1957 г. вышло постановление ЦК партии об усовершенствовании процесса обучения иностранному языку. До этого времени процесс овладения иностранным языком сводился только к переводческой деятельности. Но такие знания не могли давать возможность свободного владения иностранным языком как полноценным средством общения. Нужны были другие подходы, а к этому преподаватели института иностранных языков не были готовы. Новый ректор института Ф.П. Шмыгов, в прошлом дипломат, был уверен в необходимости свободного владения студентами иностранным языком. При нем набор в институт расширился, особенно на специальность «английский язык». Создалась обстановка, которая потребовала приглашения специалистов по психологии овладения иностранным языком. Одним из них и был Б.А. Бенедиктов.

В 1966/67 учебном году образована самостоятельная кафедра психологии. Заведующим кафедрой был избран кандидат педагогических наук (по психологии) доцент Борис Андреевич Бенедиктов. Членами кафедры были: У.М. Силенко, доцент, О.П. Сергие-вич, старший преподаватель, М.И. Мелешкевич, старший преподаватель, Э.С. Дунская, доцент, СИ. Королев. Основные проблемы, исследовавшиеся членами кафедры: психология овладения иностранными языками, а также проблемы воспитания учащихся средней и высшей школы.

Борис Андреевич Бенедиктов родился в 1918 г. в селе Сунеево Нижегородской области, в семье священника. Закончил Ленинградский государственный университет (1937—1941 гг.) по специальности филолог-романист. Участник Великой Отечественной войны. После ранения преподавал военное дело в авиационном училище г.Горького (1943—1946 гг.), затем работал учителем средней школы. В 1947 г. закончил Центральные курсы логики и психологии.

С 1 сентября 1947 г. по август 1966 г. он работал в Горьков-ском педагогическом институте иностранных языков сначала старшим преподавателем, затем деканом факультета, проректором по научной работе и заведующим кафедрой педагогики и психологии. В 1964 г. читал лекции на курсах преподавателей русского языка в Румынской Народной Республике.

В 1966 г. Б.А. Бенедиктов был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой психологии Минского государствен-


ного педагогического института иностранных языков. С 1968 г. он является деканом факультета французского языка.

С 1981 г. работал в Минском государственном педагогическом университете им. М. Горького на должности профессора кафедры педагогического мастерства. В 2000 г. ушел на пенсию с должности профессора-консультанта кафедры психологии Академии последипломного образования.

Б.А. Бенедиктов — ученик Б. В. Беляева по психологии речи. В 1976 г. в Ленинграде защитил докторскую диссертацию в педагогическом институте им. Герцена по теме «Общие и темпоральные особенности перевода и овладения языками». Им также была написана монография «Психология овладения иностранным языком». Б.А. Бенедиктов вел активную творческую деятельность. Так, в учебном пособии «Особенности формирования личности будущего учителя иностранных языков» изложены тексты лекций для аспирантов, преподавателей и слушателей ФПК (факультет повышения квалификации), где освещены основные вопросы психологии личности: темперамент, характер, способности. Дана оценка существующих теорий и взглядов на природу характера и темперамента, определена собственная позиция автора по ряду принципиальных положений психологической науки. Материалы пособия имеют четкую учебно-воспитательную направленность.

В методических рекомендациях «Учет возрастных и индивидуальных особенностей в воспитании школьников» анализируются закономерности в развитии сознания школьников, его направленность и возможности, даются соответствующие практические рекомендации.

В работе «Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и актуальные задачи психологии» рассматриваются важные теоретические и практические проблемы общей, социальной и педагогической психологии в плане их актуализации в реформе общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривается возможность внедрения излагаемого материала в учебно-воспитательный процесс.

В работе «Развитие мышления и памяти учащихся» память и мышление представлены в их системных взаимосвязях. При этом рассматриваются особенности памяти и мышления учителя, условия их развития у учащихся, специальное внимание уделяется процессу творческого мышления.

Б.А. Бенедиктов вместе с сыном Сергеем Борисовичем Бенедиктовым в книге «Психология обучения и воспитания в высшей


школе» (1983 г.) исследует широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им; осуществление сознания в речи и его направленность во внимании; развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала; психологические трудности в воспитании будущих специалистов и специфика воспитания в студенческом возрасте; совершенствование эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей студентов.

Деятельность Б.А. Бенедиктова многогранна. Он внес существенный вклад в развитие психологической науки вообще и, в частности, в Беларуси. Много полезного сделал и как председатель общества психологов нашей Республики, и как председатель специализированного ученого совета по защите диссертации.

С 1968 г. к кафедре была прикреплена группа аспирантов, которые также исследовали проблемы психологии овладения иностранным языком.

Под руководством Б.А. Бенедиктова были выполнены диссертации Н.Я. Приваловой «Психологические особенности овладения белорусским языком как вторым» (1971 г.); Н.И. Курьянко «Аудирование иноязычной контекстовой речи» (1972 г.); А.П. Домбров-ским «Аудирование глагольных словосочетаний» (1972 г.) и др. Основной материал этих работ был получен в оригинально организованных экспериментах в лаборатории кафедры. Дополнительный материал о работе лаборатории опубликован Г.В. Лосиком [47, с. 56-62].

Первым соискателем кафедры был СИ. Королев. Он занимался проблемой эмоционального отношения к изложенному на родном и иностранном языках. Э.С. Дунская изучала процесс овладения английским языком учащимися специальных школ. На материале фильмов она исследовала временные и содержательные характеристики процесса усвоения английского языка.

М.И. Захаркевич защищал диссертацию в Киеве. Диссертация его была по проблеме образов, возникающих в связи с речью на родном и иностранном языках. Он выявил и описал этапы овладения языком и особенно лексико-грамматическим строем, интонацией в зависимости от возраста.

Всего же в институте, начиная с 1968 г., защитили кандидатские диссертации: Л.Н. Дичковская, Н.И. Курьянко, Г.В. Сумсков, Н.Т. Ерчак, М.И. Чеховских, Г.В. Лосик, М.И. Захаркевич, Л.К. Ве-литченко, И.И. Овчаренко, Я.В. Подрядчикова, З.Ф. Севко, Т.Д. Алек -


сеева. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию по психологии Н.Т. Ерчак. В течение ряда лет кафедра занималась наряду с темами синтеза речи проблемами памяти в связи с обучением иностранным языкам, а также социально-психологической проблематикой. Б.А. Бенедиктов возглавлял кафедру до 1981 г., затем — доцент А.Б. Широкова, до этого работавшая в МШИ им. М. Горького, а с 1992 г.— доцент М.И. Чеховских.

В период с 1974 по 1982 г. кафедра занималась проблемой адаптации устной речи для систем «человек — машина».

Чтение лекций ведется по общей психологии, возрастной и педагогической психологии с проведением лабораторно-практичес-ких занятий.

Материалы многих исследований были получены в лаборатории кафедры, в которой работали Л.Н. Дичковская, Г. М. Кучин -ский, А.И. Бардиловский.

С сентября 1997 г. кафедрой заведует Н.Т. Ерчак — доктор психологических наук, профессор. В составе кафедры доценты: М.И. Чеховских, А.Б. Широкова, кандидат медицинских наук Л.А. Кувшин-никова, старшие преподаватели П.С. Рак и Л.А. Шнаревич.

Николай Тимофеевич Ерчак родился 3 марта 1945 г. в д. Гоще-во Брестской области. Закончил Минский государственный пединститут иностранных языков, факультет английского языка. Служил в рядах Советской армии. С 1970 по 1973 г.— учитель английского языка в Любищицкой средней школе Ивацевического района Брестской области. В 1973—1976 гг.— аспирант кафедры психологии при государственном пединституте иностранных языков, с 1976 г.— преподаватель психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. Тема его кандидатской диссертации «Психологические особенности развития иноязычной речи у школьников и студентов», которую он защитил в 1978 г. в Киевском НИИ психологии. В 1993 г. он защитил докторскую диссертацию «Психология профессиональной речи учителя» в Санкт-Петербургском государственном университете. Занимается проблемой изучения процесса совершенствования подготовки учителей иностранного языка. Основная его монография — «Психологические основы профессиональной речи учителя».

С 1997 г. под руководством Н.Т. Ерчака проводится научно-исследовательская работа «Индивидуальные стратегии устного перевода».

В 1996 г. в МГЛУ была создана служба психологической помощи для студентов, преподавателей и родителей. Это одна из


первых психологических служб при вузе, сейчас создана и при других вузах нашей республики.

Начиная с 1973 г. коллектив кафедры активно занимается исследованиями по хоздоговорной и госбюджетной тематике. В исследованиях принимали участие вначале под руководством Б.А.Бенедиктова Э.С. Дунская, Н.И.Курьянко, Г.В.Лосик, И.А.Макарова, Н.Т. Ерчак, Б.М. Лобанов, Г.В. Сумсков, М.И. Чеховских. По результатам этих исследований аспиранты кафедры Г.В. Лосик и М.И. Чеховских получили авторские свидетельства на изобретение устройства для автоматического определения темпа речи.

В 1980 г. члены научно-исследовательского коллектива Б.А. Бенедиктов, Н.Т. Ерчак, Н.И. Курьяненко, Г.В. Лосик, И.Л. Фольт, М.И. Чеховских получили авторское свидетельство на изобретение «Способ синтеза речи», особенностью которого является подготовка слов, необходимых для последующего синтеза.

Исследования продолжаются все годы существования кафедры. Подробнее о них говорится в статье Н.Т. Ерчака [47, с. 122—128].


Глава IX

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ В 80—90-е ГОДЫ

История развития психологии в областных педагогических институтах (университетах)

Деятельность кафедры психологии Брестского педагогического университета

С 1955 г. в Бресте работает педагогический институт. В 1995 г. институт становится университетом, в составе которого 10 факультетов. Кафедра психологии образовалась в 1977 г. после разделения кафедры педагогики и психологии. Исполнение обязанностей заведующего кафедрой психологии было возложено на старшего преподавателя кафедры Галину Сергеевну Абрамову.

С 5 февраля 1979 г. заведующим кафедрой был избран Солохо Петр Никифорович, кандидат педагогических наук, до этого возглавлявший кафедру педагогики и психологии. С сентября 1986 г. кафедру возглавила Г.С. Абрамова.

Галина Сергеевна Абрамова родилась в д. Кокур Костромской области. После окончания сельской школы поступила на факультет психологии МГУ им. Ломоносова. Сразу после окончания университета была рекомендована для поступления в аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. В отведенный для аспирантов срок подготовила и успешно защитила в Москве кандидатскую диссертацию и была направлена в 1976 г. в Брестский педагогический институт на должность старшего преподавателя кафедры психологии. Тема кандидатской диссертации «Формирование индивидуальных различий деятельности школьников (на материале письменной речи)». Тема докторской диссертации Г.С. Абрамовой — «Теория взаимодействия и опыт ее применения в психологическом консультировании подростков» (1996 г.).


Г.С. Абрамова подготовила ряд спецкурсов: «Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности психолога», который она прочитала в педагогических вузах Москвы, Ярославля, Вологды, Курска, Волгограда, Перми, Орла, Магадана, Витебска, «Проблемы профессионального становления психолога», прочитанного в педвузах Витебска, Вологды, Волгограда, Перми и др.

По заказам профессиональных объединений органов образования и по ее личной инициативе подготовлено 10 авторских семинаров для студентов, родителей, учителей, педагогов, социальных работников. Галина Сергеевна была инициатором проведения двух международных конференций женщин, а также ряда республиканских. Она участвовала в международных семинарах в Германии и Голландии по проблемам социальной работы с женщинами.

Научная работа кафедры велась в области поиска конкретных методических путей исследования педагогического общения (Г.С. Абрамова, П.Н. Солохо, С.А. Шеин и др.).

Г.С. Абрамова — автор известного учебного пособия «Введение в практическую психологию», куда входят практическая этика и практическая психология профессиональной деятельности; психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и др. Есть задания для самоподготовки и индивидуальная программа совершенствования взаимодействия подростка со взрослыми.

Она является автором более 100 научных и научно-популярных работ, многие из которых переведены на немецкий, английский и французский языки. Кроме отмеченного учебного пособия ею опубликованы: «Возрастная психология», «Практическая психология», «Практикум по психологическому консультированию», «Психология в медицине» (совместно с Ю.А. Годчиц), а также такие научно-популярные книги, как «Психология в метафорах и, образах», «1000 фактов из жизни людей», «Психология только для студентов».

Под руководством Г.С. Абрамовой успешно защищены кандидатские диссертации Е.И. Медведской по теме «Особенности психологической дистанции как показателя личностного развития младших школьников»; Г.И. Малейчук по теме «Исследование идентификации как проявление динамических свойств личности с помощью клинико-феноменологического метода»; Г.В. Лагонды по теме «Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека».


В 2000 г. С. Абрамова переезжает в Данию, где продолжает свою творческую деятельность. После ее переезда кафедра делится на две: общей и возрастной психологии (заведующим избран М.А. Валитов, кандидат психологических наук, доцент, выпускник факультета психологии МГУ) и психологии (заведующий — Г.И. Малейчук). Эта кафедра занимается подготовкой психологов по двум специальностям: «Психология» (квалификация — психолог, преподаватель психологии) и «Практическая психология» (квалификация — педагог-психолог), а также двум специализациям: «Социальная психология» и «Педагогическая психология».

Вновь созданные кафедры молоды и находятся в состоянии формирования своей научной и профессиональной идентичности. При университете с 1994 г. функционирует психолого-педагогическая служба [47, с. 129—133].

В Бресте профессором кафедры Общей и возрастной психологии успешно работает доктор психологических наук, профессор Лидия Глебовна Лысюк. Она закончила факультет психологии МГУ в 1977 г. Будучи студенткой Московского университета, занималась в лаборатории М.И. Лисиной под руководством А.Г. Рузской. Изучала в течение трех лет проблему влияния общения со взрослыми на появление у детей первого года жизни новых форм взаимодействия с ними. По мнению Лидии Глебовны, это была хорошая школа организации экспериментальных исследований.

После окончания университета Г.Л. Лысюк поступила в аспирантуру на кафедру возрастной и педагогической психологии, которой руководил П.Я. Гальперин. Исследовала проблему влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное развитие ребенка. Большую научную помощь ей оказала С.Н. Карпова. Диссертация была защищена в 1982 г. Плодом их совместной работы стала монография «Игра и нравственное развитие ребенка», изданная в 1986 г. в МГУ.

Учителем и вдохновителем, в том числе и докторской диссертации Л.Г. Лысюк, считается С.Г. Якобсон. Докторская диссертация на тему «Становление продуктивного целеполагания у детей 2—4 лет в онтогенезе» была защищена в БГПУ им. М. Танка в 1997 г.

Один из основных принципов психологии — единство сознания и деятельности — в ходе исследований, по мнению автора, приобрел реальное практическое воплощение.

В настоящее время Лидия Глебовна отдает много сил психологическому консультированию. Последнее время она занимается весьма благородным и гуманным делом оказания помощи женщи-


нам-заключенным и беспризорным детям в надежде помочь им обрести в себе человека. Эта работа уже нашла отражение в статье «Женщины-заключенные Беларуси: социально-психологический портрет». Анализируя нынешний этап своего научного поиска, Л.Г. Лысюк подчеркивает, что в процессе консультирования, общения идет поиск вместе с другим человеком основ его собственной жизни, включающих в себя представления о добре и зле, о смысле жизни, счастье, свободе и ответственности. Этот поиск бесконечен, а потому она всегда в пути.

К числу основных работ Л.Г. Лысюк, помимо уже указанной в соавторстве с С.Н. Карповой, относятся: «Развитие целеполагания у детей 2—4 лет» (Брест, 1977), «Давайце гуляць разам» (Мн., 1995) и другие. Ряд работ издан на немецком языке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.