Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в Витебске




Старейшим психологом Витебского педагогического института был Ефим Константинович Матлин (1904—1978). В высшей педагогической школе он проработал более 40 лет. Ученик П.П. Блонско-го, он успешно исследовал вопросы педагогической психологии. Его труды находят практическое применение в работах белорусских учителей, равно как и учительства в других республиках. Им опубликовано около 50 научных работ, в том числе 3 книги по актуальным вопросам педагогической психологии и высшей школы.

Родился Е.К. Матлин в г. Шклове Могилевской области в многодетной семье. Одновременно с учебой с 15 лет начал самостоятельную трудовую деятельность. С 1923 по 1928 г. учился вначале на юридическом, а затем на педагогическом факультете Б ГУ. Одновременно с 1925 г. три года работал в Минской клинике нервных болезней. После окончания университета работал преподавателем обществоведения в Сураже, а затем в Толочине Витебской области. В 1930 г. Наркомпросом БССР был переведен в г. Минск и назначен завучем Минского дошкольного техникума. После краткосрочной службы в армии с 1931 г. он работал младшим научным сотрудником в научно-исследовательском институте педагогики при Наркомпросе БССР. Первые научные публикации — статьи, брошюры — Е.К. Матлин начал издавать с 1933 г.: «Методика построения клинической беседы», «Значение логической памяти для усвоения арифметических действий», «Психологическое состояние • учащихся на экзаменах».1 Далее после ряда научных статей Е.К. Матлиньгм были опубликованы более крупные работы:

1 См.: Камушстычнае выхаванне. 1933. № 5.; 1934. №8-9; 1935. №5-6. 140


 


«Обучение письму и счету в I и II классах», «К вопросу о решении задач в 4-м классе». В журнале «Советская школа», (1940. № 6—7) опубликованы «Беседы с учителем о памяти школьников». В 1938 г. он поступает в аспирантуру в Московский научно-исследовательский институт психологии Академии педагогических наук, в котором провел под руководством профессора А.А. Смирнова экспериментальное диссертационное исследование по проблеме памяти: «Влияние сходства заучиваемого материала на освоение». Диссертация была подготовлена и защищена в 1940 г. Проведенное исследование было первой в Беларуси работой, посвященной изучению психологических механизмов произвольной памяти. Экспериментально было доказано, что сходство в заучиваемом материале оказывает как отрицательное, так и положительное действие на продуктивность запоминания, а преобладание того или другого определяется не самим фактом сходства в материале, а той деятельностью, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.

Активную педагогическую деятельность Е.К. Матлин начал после эвакуации (1941 г.) в г. Кустанай Казахской ССР доцентом в учительском институте. После освобождения Минска он был вызван для работы на родину с назначением заместителем директора Витебского педагогического института по научно-учебной работе и заведующим кафедрой. В этот период ученым были опубликованы работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности», «О повышении качества преподавания психологии», «Учение И.П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психологии» и др1.

Богатый опыт работы в высшей школе обобщен в книге «Некоторые психологические вопросы воспитания студентов». Известный психолог В.А. Крутецкий в предисловии этой работы, характеризуя автора, пишет: «Книга принадлежит перу очень увлеченного своим делом человека, преподавателя психологии с большим стажем и опытом...». Далее он подчеркивает, что система высшего образования в своем активе имеет мало работ, специально посвященных вопросам воспитания студенчества и что «...научная работа Е.К. Матлина в какой-то мере восполняет этот пробел»2.

Е.К. Матлина отличали открытость, исключительная доброжелательность, интеллигентность и человеческое обаяние, професси-

1 См.: В помощь учителю, 1947. № 4; Советская педагогика, 1947. №3;
«Советская школа», 1952. № 6.

2 Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. Мн., 1974. С. 6.


ональная эрудиция и скромность. Его труды можно оценивать как цикл работ по педагогической психологии. Подробнее см. статью М.З.Яновского [48, с.41—44].

Кафедру психологии Витебского педагогического института, а затем и университета возглавлял кандидат психологических наук, доцент С.Л. Богомаз. Он разрабатывал проблему самоанализа как условия профессионального самоопределения.

История развития психологической службы в Витебской области началась в сентябре 1989 г., когда впервые в республике в г. Орша был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы.

За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии под редакцией И.В. Дубровиной. Были также изучены программы Минского, Гродненского, Санкт-Петербургского, Тюменского, Смоленского, Харьковского, Архангельского и других спецфакультетов. Преимуществом программы является то, что в ней более половины времени отведено практике и практикумам.

В целях действенной интеграции в области подготовки психологов для проведения лекционных и практических занятий на факультет привлекается профессорско-преподавательский состав ведущих факультетов и кафедр психологии педагогических вузов России, Беларуси и Украины.

В Витебской области в настоящее время создана и функционирует психологическая служба во всех сферах образования. Однако нужно еще принять ряд мер по дальнейшему развитию и совершенствованию психологической службы в республике, о чем подробно отмечается в статье доцента А.С. Метелицы [48, с. 33—138].

Развитие психологии в Гомельском университете

Гомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Ско-рины основан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чкалова. Имя Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работала единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр -Александрович Лытко, доцент, кандидат педагогических наук. Кафедра закреплена за факультетом довузовской подготовки и профориентации. Количество преподавателей на кафедре — 16, из них 6 человек — кандидаты наук. Ведущими специалистами являются А.А. Лытко, Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко.


Александр Александрович Лытко закончил математический факультет ГГУ в 1975 г., затем аспирантуру. Основные научные проблемы, по которым делал разработки, отражены в следующих публикациях: «Динамика умственной работоспособности первоклассников-шестилеток при разной двигательной активности» (Вопросы психологии. 1990. № 1); «Воспитание у подростков моральной самокритичности» (Народная асвета. 1990. № 3).

Николай Иосифович Мурачковский — доцент, кандидат психологических наук, выпускник отделения логики, психологии и русского языка БГУ. Закончил в 1965 г. аспирантуру при МГПИ им. М. Горького, где работал под руководством известного психолога, профессора Н.А. Менчинской. Защитил диссертацию по теме «Разработка типологии школьников для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания» в Москве. По окончании аспирантуры работал 12 лет в Гродно, с 1977 г. по настоящее время занимается преподавательской и научной деятельностью в ГГУ им. Ф. Скорины. Имеет множество публикаций в изданиях «Советская педагогика» (5 статей с 1970 по 1985 г.), «Народная асвета» (с 1965 по 1985 г.), а также учебное пособие «Как предупредить неуспеваемость школьников» (Мн., 1977) и др. Эта книга посвящена актуальным психолого-педагогическим проблемам неуспеваемости и второгодничества школьников-подростков. В ней впервые выделены типы неуспевающих с учетом важнейших сторон их личности: мыслительной деятельности, отношения к учению и самоорганизации. Предлагаются рекомендации по преодолению неуспеваемости учеников разных типов. Эта книга вышла под редакцией Н.А. Менчинской и была награждена 1-й премией Академии образования СССР. Переведена и издана в ряде стран.

Сильченко Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, ее научным руководителем был Я.Л. Коломин-ский. Ею опубликованы следующие работы: «Зависимость статуса студентов от уровня их успеваемости и общественной активности» (Мн., 1985); «Взаимосвязь социально-психологических характеристик группы и рефлексивно-перцептивных способностей студентов» (в сб. «Взаимосвязь формирования личности и коллектива». Рига, 1989 г.) и др.

В настоящее время научные сотрудники кафедры психологии ГГУ им. Ф. Скорины занимаются разработкой следующих проблем: совершенствование методов определения пригодности выпускников школы к обучению на подготовительных отделениях и в спе-


циальных классах при вузе; методико-психологическая поддержка молодежи в формировании установки на продуктивный жизненный путь в постчернобыльской ситуации (выполнялась совместно с кафедрой медицинской психологии ГМИ); шахматное обучение и психофизическое развитие учащихся школ из регионов с периодическим радиационным контролем (выполнялась совместно с кафедрами факультета физической культуры).

Работниками кафедры психологии ГГУ им. Скорины проводятся различные научно-методические мероприятия. Среди них проходивший в октябре 1996 г. Международный психологический конгресс, посвященный 100-летию со дня рождения Л.С. Выготского, в котором приняли участие ученые-психологи из разных стран.

В 2001 г. в ГГУ им. Ф. Скорины прошла очередная Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология». Принято решение сделать конференции по научному наследию Л.С. Выготского систематическими.

Кафедра планирует создание с помощью итальянских ученых научно-психологического центра им. М.С. Выготского, а также участие в создании центров психологической помощи на территориях Гомельской области, подвергшихся радиационному загрязнению.

Развитие психологии в Гродненском университете

Начало развития психологического образования и научных исследований в области психологии в ГрГУ им. Я. Купалы относится к 1979-1988 гг.

Ректор ГрГУ А. В. Боданов, предвидя большие возможности развития психологии, пригласил на работу из Украины доктора психологических наук СВ. Кондратьеву.

В 1979 г. Светлана Витальевна Кондратьева была избрана заведующей кафедрой педагогики и психологии Гродненского университета. Во время войны она добровольцем ушла на фронт. В 1945 г. после демобилизации поступила на отделение психологии философского факультета ЛГУ. Научным руководителем ее дипломной работы был член-корреспондент АПН СССР, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Мясищев, а руководителем кандидатской диссертации — академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор Б.Г. Ананьев.

Длительное время СВ. Кондратьева работала на Украине в тесном контакте с академиком АПН СССР Г.С Костюком. После


перевода Львовского пединститута в Дрогобыч она создала кафедру психологии, вторую на Украине после Киевского университета.

В 1978 г. в ЛГПИ им. Герцена она защитила докторскую диссертацию по теме «Межличностное понимание и его роль в общении». В 1982 г. ею была создана отдельная кафедра психологии в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы. За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук (из них четверо — из Украины). На кафедре ведется плановая подготовка психологов с двумя специализациями «Возрастная психология» и «Юридическая психология. СВ. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологи-ческой академии и академиком Российской академии педагогических и социальных наук.

Она известна как специалист в области психологии организаторских способностей, психологии развития характера и способностей, психологии педагогического творчества.

Всеобщее признание получили ее работы по социальной перцепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем науки Республики Беларусь.

При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.

Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практическая психология» на биологическом факультете. Особым для коллектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии».

В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, педагогической и юридической психологии, а также по психологии семенных отношений и сексологии.

В настоящее время на факультете имеются две кафедры. Кафедра общей и социальной психологии (заведующий кафедрой доцент Б.П. Ковалев) является межвузовской и Гродненским медицинским университетом, где имеется медико-психологический факультет. Вторая — кафедра возрастной и педагогической психологии (заведует кафедрой доцент А.А. Семчук). Планируется открытие еще одной кафедры.

В состав факультета входят научно-исследовательская лаборатория психологии профессионального развития личности, возглав-


ляемая профессором СВ. Кондратьевой, и Центр психологической помощи населению. На педагогическом факультете университета учебный процесс осуществляет факультетская кафедра психологии начальной школы (заведующий кафедрой доцент П.Р. Галузо).

Многочисленны ученики СВ. Кондратьевой: А.С. Базилевская, К.В. Вербова, П.Р. Галузо, Т.К. Комарова, В.А. Кривошеев, Б.П. Ковалев. П.А. Ковалевский, Л.А. Семчук, Л.М. Путято, Г.Ф. Михаль-ченко и др. В своих исследованиях они доказали зависимость социальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивидуально-психологических особенностей субъекта и объекта познания; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющихся субъектами познания; выявили уровни и типы социальной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педагогического общения; установили особенности педагогической рефлексии и процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскрыли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.

Более подробно об истории кафедры психологии ГГУ им. Я. Ку-палы рассказывается в статье Б.П. Ковалева [47, с. 148—153].

Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститута

Могилевский государственный педагогический институт (МНИ) — одно из старейших в Беларуси высших педагогических учебных заведений.

В 1913 г. состоялось открытие учительского института в Могилеве. Сюда могли поступить только лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие звание учителя начального училища и «пыт работы в школе не менее двух лет.

К 16 декабря 1918 г. была закончена работа преобразования учительского института в педагогическое высшее учебное заведение с четырехлетним сроком обучения.

В июле 1923 г. СНК СССР принял декрет «О закрытии и реорганизации некоторых высших учебных заведений». По решению Наркомпроса БССР Могилевский педагогический институт передал свою материальную базу вновь создаваемому педагогическому техникуму. Сюда переводились студенты подготовительного отделения и первого курса института, часть преподавателей и обслужи-


вающий персонал. Остальные студенты института в 1924 г. продолжили учебу на педагогическом факультете БГУ.

В августе 1930 г. МПИ был восстановлен и возобновил работу в составе двух отделений: историко-экономического и литературно-лингвистического с двухлетним сроком обучения. Занятия проходили в здании педагогического техникума.

После войны МПИ в короткие сроки был заново восстановлен, обеспечен квалифицированный кадрами преподавателей. За первое послевоенное десятилетие МГПИ подготовил более 3,5 тыс. квалифицированных специалистов [29].

Вольф Соломонович Мерлин (1898—1982) — известный ученый, внесший большой вклад в развитие психологической науки, создатель пермской научной школы по разработке проблем психодиагностических индивидуальных особенностей человека (один из наиболее известных его трудов — «Очерк теории темперамента», 1964, 1973 гг.), хотя и не работал в Беларуси, но родился в Могилеве в семье учителя [15].

После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию. В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования. В.С. Мерлин всю свою жизнь считал себя учеником М.Я. Басова, с которым их свела судьба в 1924 г. в Ленинграде. На кафедре психологии Моги-левского педагогического института многие годы работала ученица В.С. Мерлина — кандидат психологических наук, доцент Людмила Александровна Вяткина, вовлекшая ряд студентов в научную деятельность по исследованию в традициях школы Мерлина В.С. влияния индивидуально-типологических свойств детей на их поведение.

Имя нашего земляка В.С. Мерлина тесно связано с биографией ныне академика РАО, доктора психологических наук, профессора Евгения Александровича Климова. В частности, в воспоминаниях А.В. Петровского [44] отмечается, что во время Великой Отечественной войны А.В. Запорожец руководил психологическим отделом в Казанском эвакогоспитале. Одной из лабораторий этого отдела руководил В.С. Мерлин. У В.С. Мерлина учился студент Женя Климов. Он очень хотел учиться и стать психологом. Но денег не было... Тогда Мерлин взял его на свою кафедру лаборантом. Климов исправно получал деньги. Много времени спустя выяснилось, что В.С. Мерлин платил ему из своих скудных средств по фиктивной ведомости. В 1953 г. Е.А. Климов окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического


факультета Казанского университета и был оставлен на кафедре педагогики и психологии для научно-педагогической деятельности. Под руководством В.С. Мерлина им была защищена кандидатская диссертация «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (1959 г.). В дальнейшем в Ленинграде Е.А. Климов заведовал отделом психологии труда во ВНИИ профобразования Госпрофобра СССР (1968—1976 гг.). Здесь он возродил опыт профконсультационной службы 30-х годов (образованной в Ленинграде) и существенно продвинул идеи психотехников 20—30-х годов.

Собственно история психологии на Могилевщине связана в основном с историей Могилевского государственного педагогического института имени А. Кулешова (ныне университета), где почти полвека проводятся исследования по различным проблемам психологической науки, осуществляемые преподавателями психологии и студентами. Становление кафедры психологии как центра, координирующего данные исследования, началось еще в довоенный период. Архивные материалы этого периода, к сожалению, были уничтожены во время Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы психологическая проблематика разрабатывалась в рамках деятельности кафедры общественных наук, заведующей которой была кандидат педагогических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная. Большую работу проводила она по распространению и популяризации психологических знаний. Предметом ее собственных научных интересов были психологические особенности мышления у школьников разных возрастов. А.А. Зарудная — автор до сих пор широко используемого студентами высших учебных заведений учебного пособия для заочников «Психология» (Мн., 1970).

Это учебное пособие было одобрено Министерством высшего и среднего специального образования БССР. Книга прошла научную апробацию крупных специалистов в области психологии: заведующего кафедрой психологии Московского педагогического института профессора А.В. Петровского и доктора педагогических наук (по психологии) заведующего кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ Ю.А. Самарина.

Пособие написали: А.Л. Вайнштейн, Минск (ощущения); Е.П. Ересь, Минск (внимание, способности, темперамент); В.И. Жуковская, Минск (речь и воля); А.А. Зарудная, Могилев (методические указания, о моделированной психической деятельности, высшая


нервная деятельность, общее понятие о личности и деятельность, восприятие, представление, эмоции и чувства, деятельность человека в экстремальных условиях, навыки, умения, привычки); М.С. Клев-ченя, Минск (мышление, воображение, характер); К.А. Комиссар-чик, Гомель (память); М.Я. Мышко, Минск (психология деятельности); У.М. Силенко, Минск (предмет, задачи и методы психологии, психика и сознание, направленность личности).

В 1953 г. произошло разделение кафедры общественных наук на ряд самостоятельных кафедр, в результате которого выделилась кафедра психологии и логики. Заведующей данной кафедрой по-прежнему осталась А.А. Зарудная. Для студентов читались лекции по общей и возрастной психологии, проводились занятия по психологии в школе. В 1955 г. происходит объединение кафедр психологии, логики и педагогики в единую кафедру педагогики и психологии, на кафедре вопросами психологии занимаются А.А. Зарудная и Л.М. Житникова. Курс психологии читался на первых курсах для студентов всех факультетов.

После выхода Постановления Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.) психологи кафедры направляют свои профессиональные усилия на решение задач, связанных с совершенствованием психологической подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

В 1965 г. кафедра педагогики и психологии реорганизуется в кафедру методики начального обучения и психологии, которой по-прежнему заведует А.А. Зарудная. В 60-е годы на кафедре ведется научно-исследовательская работа по таким направлениям, как формирование памяти учащихся в процессе учебной деятельности, развитие письменной и устной речи. С 1969 г. заведующим этой кафедрой избирается кандидат педагогических наук, доцент М.З. Мазаренко.

В начале 70-х годов создается самостоятельная кафедра психологии, которую возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Алексеевич Филь. Состав кафедры постепенно пополнялся новыми кадрами. Многие преподаватели приехали из других республик Советского Союза. Это кандидат психологических наук Л.А. Вяткина, специалист в области социальной психологии, кандидат философских наук В.С. Невелыптейн, кандидат медицинских наук И.П. Петрище, кандидат психологических наук, доцент О.Н. Тугай, В.Б. Макаревич, М.А. Ларченко, В.Д. Якутов, кандидат педагогических наук, доцент И.К. Соболюк и др. В 1975 г. в инсти-


туте создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обучение и умственное развитие». В ее рамках под руководством В.А. Филя на протяжении нескольких лет шло исследование проблемы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей». Важным результатом деятельности лаборатории явилась разработанная система логических и математических игр для детей 6—9 лет и издание на этой основе пособия для учителей, воспитателей детских садов и родителей «Логические и математические игры» (Р.Ф. Соболевский) и др.

Со второй половины 70-х годов в научной работе кафедры психологии принимают активное участие и студенты. В институте работают спецсеминары по вопросам: «Основные проблемы психологии нравственности в развитии личности младшего школьника» (В.С. Невельштейн), «Индивидуально-типологические особенности личности и деятельности младшего школьника» (В.А. Филь, Л.А. Вяткина), «Обучение и умственное развитие» (Т.П. Денисова). В 1982 г. в Могилеве проходит Всесоюзная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания», активное участие в организации которой принимают преподаватели кафедры психологии. С 1987 г. кафедру психологии возглавляет кандидат психологических наук, доцент, а впоследствии доктор психологических наук, профессор Елена Константиновна Осипова.

В 1986 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя». Работа была выполнена на кафедре психологии Могилевского государственного педагогического института имени А.А. Кулешова. Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании структуры профессионального мышления учителя, проектировании и теоретическом обосновании педагогического процесса по циклу психолого-педагогических дисциплин и методике преподавания спецпредмета с учетом особенностей этой структуры, то есть создании психологического обеспечения для эффективного управления формированием профессионально-педагогического мышления.

В 80—90-х годах на кафедре начинается работа ряда молодых преподавателей, кандидатов психологических наук, многие из которых были в прошлом выпускниками МГПИ им. Кулешова — Н.И. Берегуленко, Т.Н. Ковалевой, В.В. Авраменко, Э.В. Котляро-вой, А.В. Даниленко.


Сотрудники кафедры принимали активное участие в работе ряда международных конференций, проходивших на Могилевщи-не в 90-х годах: международная конференция «Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI в.» (февраль 1998 г., Могилев); «Теория и практика воспитательной работы в высших учебных заведениях» (1997 г., Горки).

С 1992 по 1996 г. заведующей кафедрой психологии была избрана кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ковалева. В это время по семейным обстоятельствам Е.К. Осипова переезжает в Тулу. Усилия кафедры были направлены на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в разных структурах системы образования. Впервые в Могилевской области на базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи», активными сотрудниками которого становятся кандидаты психологических наук Н.И. Берегуленко, О.Н. Тугай, Э.В. Котлярова, старшие преподаватели Н.И. Ильин, Н.В. Сараева.

Под руководством Т.Н. Ковалевой разработана необходимая учебно-планирующая документация для открытия в институте дополнительной специальности «Детский практический психолог», что позволило с 1994 г. начать подготовку данных специалистов на базе педагогического факультета и факультета дошкольного воспитания.

Развитие психологии в технических вузах Республики Беларусь

Развитие психологии в технических вузах Республики Беларусь непосредственно связано со становлением системы профессионально-педагогического образования. Начало ей было положено в 60-е годы XX в. открытием специализированных инженерно-педагогических факультетов в Белорусском политехническом институте (ныне Белорусский национальный технический университет — БНТУ) и Белорусском институте механизации сельского хозяйства (ныне Белорусский аграрный технический университет — БАТУ) с профильными кафедрами психолого-педагогических дисциплин.

Опыт работы первых в истории высшей школы СССР инженерно-педагогических факультетов в дальнейшем послужил основой для развертывания подготовки инженерно-педагогических кадров более чем в 30 вузах Советского Союза.

В 70-е годы XX в. подготовка преподавателей труда и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения


была организована в Мозырском педагогическом институте, а в начале 90-х годов — в Республиканском институте профессионального образования (РИПО).

За время своего существования на данных факультетах сформировалась плеяда ученых-психологов, внесших значительный вклад в разработку важнейших научных проблем профессионально-педагогического образования.

Развитие преподавания психологии в Белорусском национальном техническом университете

Кафедра педагогических дисциплин Белорусской политехнической академии была создана в 1964 г. как профилирующая по подготовке инженеров-педагогов. Это была первая кафедра по подготовке инженеров-педагогов на территории Советского Союза. Выпускники направлялись на работу в систему ПТУ и техникумов.

С 1978 г. для студентов автотракторного факультета БНТУ, обучающихся по специальности «Организатор дорожного движения» был введен курс инженерной психологии. В основу был положен специальный курс «Психология водителя». С 1989 г. введен курс социальной психологии, который преподается всем студентам. Сейчас кафедра ведет учебно-воспитательный процесс по следующим дисциплинам: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, инженерная психология, педагогика, методика преподавания строительных дисциплин, эстетика, культура речи, гигиена учебного труда, введение в специальность, психология и педагогика высшей школы и др.

В 1998/99 учебном году на кафедре работали: В.Г. Жак — доцент, кандидат педагогических наук; Л.А. Вайнштейн — доцент, кандидат психологических наук; И.И.Лобач — доцент, кандидат психологических наук; В.П. Самусевич — доцент, кандидат психологических наук; Е.Е. Белоновская — старший преподаватель; Т.И. Лынова — старший преподаватель; М.А. Янковская — старший преподаватель.

На кафедре первым заведующим был Василий Тихонович Петриков. Для проведения занятий по курсу «Психология» В.Т. Петриков приглашал В.М. Ковалгина, Г.М. Красневскую, Я.Л. Коло-минского. С 1980 г. кафедрой руководил Иосиф Иосифович Лобач. Он закончил инженерно-педагогический факультет Белорусского Политехнического института в 1969 г. Затем поступил на факультет психологии Ленинградского университета. Учился в аспирантуре и в 1979 г. защитил диссертацию по психологии на тему:


«Исследование формирования оперативного образа в процессе обучения».

С 1987 по 2000 г. заведующим кафедрой был Виктор Герасимович Жак. Он закончил физико-математический факультет Житомирского педагогического института и аспирантуру Минского государственного педагогического института. Занимался исследованиями в области педагогики профессионального образования. В Белорусском национальном техническом университете работал с 1964 г.

В течение ряда лет на кафедре велась работа на хоздоговорной основе по «Разработке научно обоснованной системы профессионального отбора и ориентации на ряд профессий», в частности, для, ПО «Интеграл», Брестского электромеханического завода, Гомельского завода «Кристалл» и др.

На данном этапе решаются проблемы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Разработаны модели личности инженера-педагога, различные психограммы. Психологи работают над обоснованием методики преподавания курса инженерной психологии. В настоящее время введен курс «Основы психологии и педагогики» для студентов всех инженерных специальностей БНТУ.

Недавно вышла книга под редакцией И.И. Лобача, И.Т. Кавец-кого, В.П. Самусевича «Психология управления». В ней отражены общие социально-психологические вопросы управления производственными коллективами. В августе 2001 г. в БНТУ образована кафедра «Психология», Заведует кафедрой И.И. Лобач.

История развития психолого-педагогической подготовки кадров в Белорусском аграрно-техническом университете

Психолого-педагогическая подготовка преподавательских кадров для системы аграрного образования в Белорусском аграрно-техническом университете (ранее — Белорусский институт механизации сельского хозяйства, БИМСХ) берет свое начало с 1978 г., когда здесь был создан инженерно-педагогический факультет. Головной кафедрой факультета являлась кафедра методики преподавания и педагогики. С 1987 г. по 1993 г. кафедру возглавляла кандидат психологических наук, доцент Л.И. Шумская.

Л.И. Шумская в 1979 г. в НИИ психологии Украины защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ». Цель этого исследования заключалась в изучении структурно-динамических и моти-


вационно-ценностных особенностей межличностных отношений учащихся среднего ПТУ в зависимости от степени опосредования их содержанием совместной деятельности, а также особенностей педагогического руководства.

Психологические дисциплины на факультете были предоставлены курсами общей, педагогической и социальной психологии (доцент Л.И. Шуйская), инженерной психологии (доцент И.И. Ло-бач, старший преподаватель А.Д. Лашук), психологией труда (профессор Ф.И. Иващенко) [47, с. 190]. Большое внимание уделялось организации учебных практик, в процессе которых студенты отрабатывали комплекс заданий по психологии. Преподаватели кафедры активно работали над решением проблемы обеспечения преемственности между инженерной и психолого-педагогической подготовкой будущих преподавателей специальных дисциплин в аграрных техникумах и ПТУ.

На кафедре велась активная научно-исследовательская работа по проблемам инженерно-педагогического образования, к участию в которой привлекалось значительное число студентов факультета. По основному циклу психолого-педагогических дисциплин доцентами Л.И. Шумской, А.И. Романовой и старшим преподавателем А.Д. Лашуком были разработаны учебно-методические комплексы. Для их обеспечения при кафедре была создана лаборатория технических средств обучения, функционировала замкнутая телесистема.

Для слушателей ФПК кафедрой были разработаны методические рекомендации в помощь мастеру производственного обучения.

Кафедра активно сотрудничала с аналогичными факультетами, созданными в вузах Российской Федерации, Украины, Узбекистана, Казахстана, Литвы. Л.И. Шумская являлась членом Всесоюзного общества по инженерно-педагогическому образованию на протяжении всего периода его существования.

Подготовка инженерно-педагогических кадров в БИМСХ велась до 1991 г. За этот период из стен вуза вышли свыше 500 преподавателей и мастеров производственного обучения аграрного профиля. Завершение подготовки было связано с принятым совместным решением Министерства образования и Минсельхозпрода Республики о расформировании инженерно-педагогических факультетов.

Расформирование инженерно-педагогического факультета в БИМСХ было обусловлено рядом объективных причин. Начавшиеся в 80-е годы изменения в сельскохозяйственном производстве, появление новых форм хозяйствования повлекли за собой качес-


твенно иные и более высокие требования к кадрам рабочих и специалистов, введение новых категорий работников. Соответственно изменяются требования и к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

В результате традиционная подготовка инженерно-педагогических кадров вступила в существенные противоречия с потребностями аграрных учебных заведений. Эти противоречия проявились уже в контингенте поступающих, как правило, выпускников общеобразовательных школ, не имевших предыдущей профессиональной подготовки и практических навыков работы. Наконец, традиционное инженерно-педагогическое образование обеспечивало подготовку специалистов только для инженерного набора профессий. Вне поля зрения оставались такие профессии аграрного профиля, как агрономия, зоотехника, ветеринария, экономика и управление. В связи с необходимостью обеспечения педагогической подготовки преподавателей всех основных профилей профессионального образования встал вопрос о пересмотре форм подготовки этих кадров в системе аграрного образования.

Как один из путей преодоления сложившихся противоречий можно рассматривать открытие в 1992 г. на базе факультета повышения квалификации БИМСХ факультета психолого-педагогической подготовки преподавателей специальных дисциплин аграрных вузов и техникумов республики. Факультет функционировал по заочной форме обучения со сроком обучения 1,5 года. Итоговый план переподготовки завершался государственными экзаменами по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Существенные изменения претерпела кафедра методики преподавания и педагогики. Она была переименована в кафедру культуры и педагогики. Кафедра получила статус общеинститутской и стала инициатором реформирования гуманитарной подготовки в вузе. Разработанная под научным руководством заведующей кафедры Л.И. Шуйской комплексная программа «Культура» послужила теоретическим обоснованием для организации и открытия в 1990 г. в БИМСХ факультета гуманитаризации, а также предпосылкой для реорганизации института в Белорусский аграрно-технический университет.

Накопленный опыт позволил Л.И. Шуйской, работая в последующем в Республиканском институте высшей школы БГУ, сформулировать теоретические подходы к современному пониманию проблем воспитания, которые нашли свое отражение в Государственной концепции и Программе воспитания детей и учащейся


молодежи в Республике Беларусь, а также более чем в 100 научных трудах автора, в том числе, монографии «Социализация студенческой молодежи» и подготовленном совместно с Ж.Е. Завадской, учебном пособии «Основы воспитательной работы с учащейся молодежью».

Деятельность кафедры психологии профессионального образования Республиканского института профессионального образования

Кафедра начала свою работу в 1993 г. Изначально целью ставилось повышение квалификации педагогических работников в системе профессионального образования. Основной задачей деятельности кафедры было знакомство слушателей с психологическими знаниями. Однако в системе народного образования появился большой спрос на специалистов с высоким уровнем знания психологии. Назрела необходимость подготовки педагогов-психологов для общеобразовательных школ. С 1995 г. кафедра начала также готовить психологов и для системы профессионально-технического образования.

До 2000 г. заведовала кафедрой кандидат психологических наук, доцент Оксана Сергеевна Попова. Штат сотрудников с 1993 г. возрос до 12 человек. За время деятельности кафедры было подготовлено около 120 психологов для системы образования. В настоящее время по республике обеспеченность психологами профессионально-технических учреждений составляет 43%, а средних специальных учебных учреждений на 85%, тогда как 5 лет назад только 3% ПТУ имели психологов.

В последнее время возрос спрос на получение профессии психолога. В 1998 г. конкурс на поступление Республиканский институт профессионального образования — РИПО составил 4 человека на место. В основном проходят подготовку мастера производственного обучения, преподаватели ПТУ, учителя школ, руководители учебных заведений. Поступающие проходят тестирование и собеседование. Обучение длится 2 года, формы обучения — очная и заочная. В 2000 г. заведующей кафедрой избрана кандидат психологических наук Юлия Петровна Козловская.

Кафедра постоянно взаимодействует с региональными звеньями психологической службы — методическими центрами. При кафедре действует лаборатория психологического обеспечения профессионального образования, куда могут обращаться за консультацией практические психологи.


Развитие психологии в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники

Психологические дисциплины (инженерная психология и психология управления) начали преподаваться в БГУИР с 1996/97 учебного года.

Причина введения — принятие новой программы обучения в БГУИР Министерством образования Республики Беларусь.

До этого времени только в отдельных дисциплинах преподавались разделы из психологии человека, в частности, на кафедре философии А.В. Егоровым разработано учебное пособие «Диалектика сознания» (Мн., 1993), где вопросам эргономики и психологии труда отводится раздел в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека» («Охрана труда»).

Кафедры психологии как таковой в БГУИР нет. Психологические дисциплины (инженерная психология и психология управления) в БГУИР преподает кандидат психологических наук Игорь Григорьевич Шупейко, работающий на кафедре производственной и экологической безопасности.

И.Г. Шупейко в 1973 г. закончил МРТИ, а в 1983 г.— аспирантуру при АН СССР. Его работа — «Психологические факторы сложных решений оперативных задач» — опубликована в сборнике «Психологические факторы оперативной деятельности» (М., 1992).

Для курса «Инженерная психология» И.Г. Шупейко разработал учебное пособие «Инженерно-психологическое проектирование средств информационного взаимодействия для системы «человек-машина» (Мн., 1998).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.