Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворяет. Более того. 3 страница




Воспользуюсь его схемами для описания существенных
характеристик отношений с другом (с друзьями). Как из-
вестно, Э.Берн рассматривает три относительно независимых
составляющих в человеческом Я: эго-состояние Родителя (Р -
на схемах), эго-состояние Взрослого (В) и эго-состояние Ре-
бенка, или Дитя (Д). Он их изображает в виде кружков, по-
мещенных один под другим с соответствующим обозначени-
ем буквами. Отношения с другом — ^-~^
он изображает так, если встрети-
лись два человека А и Б, то воз-
никновение дружеских отношений
отображает приведенная схема.

Сущность дружеских отноше-
ний в том, что, как отмечает
Э.Берн, нет у людей активного эго-
состояния Родителя. Друг не кри-
тикует друга, хотя может дать со-
вет, который основан на призна- —
нии и утверждении Взрослый - Взрослый или Взрослый

' См. подробно: Берн Э. Секс в человеческой любви. - М., 1990.
543


Ребенок. В науке это пытаются обозначать словом «приня-
тие» людьми друг друга, но оно мало что проясняет.

Схема Э.Берна и его пояснение к ней дают возможность
наглядно увидеть, может быть, почувствовать, что друг - это
не наставник, не учитель, а уж тем более не судья, он и не
мудрец, он реален как Я другого человека, потому что ему
доступно состояние Взрослого, он динамичен и изменчив
оставаясь самим собой, так как ему доступно состояние Ре-'
бенка, Дитя, так и хочется сказать, что благодаря ему у друго-
го человека появляется чувство собственной реальности и
возможности ее изменения.

Надо сказать, что люди могут быть друзьями и при актив-
ных эго-состояниях Родителя. Это ситуация реальной беды,
опасности - друг проявляет сочувствие и заботу, не нарушая
дружбы. Но если он сочувствует и заботится тогда, когда его об
этом не просит ситуация, он не будет другом. Отчасти поэтому
заботливые матери редко бывают друзьями своим детям.

Другой вариант, когда дружба выдерживает активного
Родителя, даже критического, - это критика других, а не друг
друга. Думаю, что самое существенное отличие друга от дру-
гого описано Э.Берном достаточно точно. Друг не критикует,
друг бережно относится к'тайне Я, зная о ее существовании.
Все-таки при всей, казалось бы, очевидности критерий на-
стоящего друга найти и описать трудно, ведь существует
множество типов отношений, где люди не критикуют друг
друга вовсе не потому, что они друзья, а например, сообщни-
ки, завистники, подлизы и прочие малоприятные люди, кото-
рые могут обходиться без критики друг друга.

Попробуем поискать еще отличительные свойства отно-
шений настоящего друга от ненастоящего. При анализе лите-
ратурных данных и жизненных наблюдений можно отметить,
что друг становится таковым не сразу, он как бы постепенно
завоевывает себе место в психологическом пространстве че-
ловека, но это место, где возникает новое качество Я - его
целостность. Думаю, читатель согласится с тем, что появление
нового требует усилий. Это усилия по установлению взаим-
ных отношений, дружеские отношения - это всегда взаимные
отношения, в которых каждый из участников обозначен и,
так или иначе, проявлен для другого. При этом они оба про-
явлены, представлены в соответствии со своими реальными
свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятности
настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справед-
ливости, она не требует от человека невозможного, сверхъес-
тественного, она обращена к его реальному Я, которое по-
настоящему может осуществить свою интегральность в пол-
ной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание.
Все остальные могут не понимать, это им прощается, но если
не понял друг - это уже катастрофа, это уже потеря, основан-
ная на переживании невозможности воплощения собственной
экзистенциальности, это обрыв нити жизни, обрыв собствен-
ного существования. Многим людям достаточно одного тако-
го опыта, чтобы потом остерегаться людей всю жизнь.

Как возникает дружба - это отношение, в котором требу-
ется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обыч-
но описывают момент возникновения дружбы как особое
явление и называют его встречей. В отечественной психоло-
гии нет практики анализа встречи как феноменологического
явления, однако исследована достаточно подробно, например,
потребность в общении у молодых людей' и другие виды так
называемых социогенных потребностей, то есть потребностей
в других людях. Юность характеризуется как период выра-
женных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в
подтверждении возможности осуществления собственного Я
находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное
переживание, которое ее характеризует, - это узнавание бли-
зости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают
как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных буд-
ничных событий.

Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время,
но так и не пережить такой встречи. Мне кажется очень верным
замечание о том, что для дружбы не имеет значения частота и
длительность контактов с настоящим другом. Важна и единст-
венно существенна содержательная сторона встреч. Встреча -
это точка роста сил Я, это момент переживания энергии собст-
венной интегрированное™, плотности, реальности бытия соб-
ственного Я. Именно встреча дает возможность пережить свою
позицию как действительно существующую, реальную, которая
может (и задает) направление в движении по жизни, осуществ-
ляющейся как индивидуальная судьба.

Во встрече время приобретает особый экзистенциальный
смысл, - все, что происходит, имеет реальный смысл, а все,
что происходит в промежутке между встречами, может вооб-
ще не иметь значения. Во встрече всегда заложена готовность
к продолжению, к возобновлению, если же с ней не связано
это переживание, то, значит, дружбе пришел конец.

' См., например: Психологические и психофизиологические особенности
студентов / Под ред. Н. М. Бейсахова. - Казань, 1977.

544

18 Г. С, Абрамов

545


Встреча дает ответ на самый Верный вопрос, который мо-
жет задать себе человек, - это вопрос о цели существования.
Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле.
Человек может быть самим собой только в соотношении с
тем, что он сам о себе думает. Познавая друга, человек позна-
ет себя Именно друг своим присугствием в жизни как бы
гарантирует независимое существование Я

Исследователи дружбы отмечают удивительный факт, что
единственный опыт, который люди могут и хотят использо-
вать, это опыт друга. Именно с ним возможно общение на
языке правды, она сообщает точную эмоциональную и интел-
лектуальную информацию о нашем Я.

Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена
кризисам, связанным с потерей уверенности в другом челове-
ке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в
развитии человека, часто для его разрешения нужен посред-
ник, который дает возможность вернуться к истокам кризиса,
уточнить и пересмотреть свои позиции.

У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство - в
ней никогда не возникает потребности изменить другого че-
ловека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство.
психологическое пространство, где высграивается его жизнь.
Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое
помогает осуществить переход на другую позицию с учетом
существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию,
он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмот-
реть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе,
которая для этого необходима. Друг помогает быть справед-
ливым в отношении собственного Я, собственной позиции.
Никто другой этого сделать не может.

Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свой-
ство настоящей дружбы, прощение до конца - это проявление
безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить
свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начи-
нается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе над-
ломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы,
направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за
неумеренного использования. Может быть.

Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерян-
ное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный
закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благо-
даря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития -
задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная при-
рода дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредст-

546

венном («беспредметном») отношении человека к человеку.
Если нравственные категории совести, ответственности, долга
отражают экзистенциальность человека, то дружба как отно-
шение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию,
ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого
процесса. Иногда кажется, что он вообще доступен не всем
людям, а только тем, кто, по словам Э.Фромма, обладает био-
фильными тенденциями - тенденцией сохранения и развития
жизни, которая отражается в его тенденции жить. Некрофил,
человек с преобладанием другой тенденции, вряд ли может
дружить, так как для него другое Я - предмет воздействия, воз-
действия без меры, то есть до возможности разрушения.

Для биофила другой человек, его Я - проявление жизни,
проявление экзистенции, которая имеет свою собственную
выраженность, нетождественную ничему другому, кроме ее
самой.

Вот это переживание полноты и целостности другого че-
ловека как проявление его сущности и есть нравственное пе-
реживание, которое делает дружбу честной и требовательной
к соответствию человека своей сущности. В дружбе главное ее
содержание - разум и способность оценивать соответствие
проявлений Я человека его собственной сущности. Друзья
судят друг друга по нравственным законам, потому что друж-
ба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви.
Любимого человека можно и ненавидеть, ненависть - обрат-
ная сторона любви; любовь не предполагает постоянства
чувств и вовсе не обязательно бывает взаимной. В дружбе
взаимность чувств и строгость соблюдения нравственных
законов составляет главное содержание. Другу не прощают их
нарушения, любимому - да.

Дружба не может существовать без нравственного отно-
шения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже оп-
ределены заранее тем. что давно и единодушно называется в
обществе человеческой добродетелью. Друг - это тот человек,
который открывает для нас эти ценности и строит свое пове-
дение в соответствии с ними.

По друзьям человека можно составить объективную кар-
тину нравственного облика человека.

Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар
жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотвори-
тельностью. или постоянной помощью, или выгодой. Об этом
так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант,
и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я про-
сто отсылаю желающих к их текстам.

547


Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу
для строительства собственной целостности, которая порож-
дает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права
переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я
других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно
здесь могут быть найдены психологические истоки правового
сознания человека. Дружба - это процесс осуществления ра-
венства Я, право - это процесс осуществления социального
равенства.

Обычно дружба не предполагает закрытости отношений,
это характерно скорее для влюбленности. Можно считать, что
цель влюбленности, цель любви в том, чтобы создать новую
общность с другим человеком, ту, которой еще никогда, нигде
не было. Вот когда она создана (или кажется, что создана),
тогда можно снова обрести интерес к личности как к таковой,
тогда взаимопонимание становится снова главным.
•— Осознание существования динамики в отношениях близ-
_ ких людей - один из резервов развития в юности. Понимание
ценности целостности другого человека как условие самой
жизни, ее многозначности и неповторимости делает людей
этого возраста более зоркими к восприятию своих собствен-
ных переживаний и переживаний других людей. Это понима-
ние и переживание его ценности происходит через осознанное
освоение знаний о человеке\не только общих философских,
но и конкретно-психологических знаний о самом себе, о дру-
гом конкретном человеке.

Кроме проблемы независимого существования своего Я -
целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с
помощью идентификации их в друге/в^ юношеском возрасте
актуальными для развития (именно психического развития!)
становятся задачи независимого существования. Для их осу-
ществления необходимы умения и навыки организации своей
социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия
ответственных решений.>

Надо сказать, что он появляется только тогда, когда есть
психологические предпосылки для его реализации, в первую
очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым
опытом экзистенциальных переживаний выбора между собст-
венным бытием и небытием. Сегодня существует огромное
количество отечественной и переводной литературы, расска-
зывающей, как принять ответственное решение о карьере и
осуществить его.

Я остановлюсь на некоторых важных, с моей точки зрения,
моментах, характеризующих возрастные особенности приня-

548

тия решений о карьере в юношеском возрасте. Прежде всего,
это необходимость прояснения для себя самого своей же соб-
ственной цели. Если обратиться, например, к конкретному
опыту работы с людьми в этом направлении', то вырисовыва-
ется поразительная закономерность - нравственная (скажем
педагогически скучновато) цель вызывает огромную мобили-
зацию сил на долгое время - на марафон творческой деятель-
ности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после
достижения их быстро наступает спад активности, чреватый
депрессией и скукой. Это не поучение - это констатация дока-
занного факта.

Кроме того, в принятии решений о карьере огромное место
надо отвести явлению, которое можно назвать социально-
психологическим реализмом - способностью определить со-
ответствие своего Я тому социальному пространству, которое
предполагает избираемая карьера. В этом не последнюю роль
играют два важнейших психологических образования: кон-
цепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я
самому себе является той силой, которая будет определять
успех в осуществлении намерений относительно своей жизни.
Решение жизненных задач, так же как и задач собственного
развития, предполагает предвидение, ориентацию на будущее
и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь
осознанную теорию (пусть и не абсолютно верную) того явле-
ния, с которым человек собирается иметь дело. Это можно
сформулировать достаточно жестко: надо только знать, что
хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкрет-
ной ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не
дает возможности двигаться к нему, поэтому устойчивость
собственного Я, а значит, и возможность противостоять един-
ственной определенности - смерти, в его конкретных прояв-
лениях как осуществляющейся жизни, значит, жизни, соответ-
ствующей своей сущности. Это очень трудно, для этого надо
преодолевать собственную дискретность, о которой так много
говорилось выше. У юности есть для этого все возможности в
интериоризации норм нравственности, в осознании своей
экзистенциальности.

Современная психология располагает большими возмож-
ностями для исследования индивидуальных особенностей
человека - его психологического типа. При выборе карьеры
мимо этого знания (может быть, полученного и другим путем)

' См. подробно-Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением -
Мн., 1994.

549


проходить не надо Оно дает возможность уточнить содержа-
ние своей Я-концепции, концепции жизни Возможно, будет
информацией к самовоздействию

Профессиональная ориентация и подбор кадров в совре-
менных условиях - дело далеко не личное, осуществляясь как
Я-решение о карьере, оно будет отзываться на жизни многих
людей, если не на жизни всего человечества Через это реше-
ние начинается путь в практическую этику, где чувство долга
и ответственности выливается в конкретные профессиональ-
ные решения и действия.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способно-
сти проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время
уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в
условиях групповой деятельности или интимной близости, или
дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через
противостояние с другими людьми юноши обретают четкие
границы своего психологического пространства, защищающие
их от опасности разрушительного воздействия другого.

Опасность этого периода жизни состоит в том, что отно-
шения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи
с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает
предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других,
это одиночество, за ним - страх перед близостью.

Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают та-
кой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством,
а не переживания полноты жизни Может быть...

Глава 1о

О ВЗРОСЛЕНИИ
(23-30 ЛЕТ)


На рынок выхожу цветочный.

Прохладой веет от сырой земли.

И образ счастья, хрупкий и неточный,

Бессмысленно рисуется вдали.

Мне на цветы смотреть невыносимо:

Их любишь ты, они страшат меня
Своею красотой неотразимой,
Как отблесками адского огня.

Ю.Терапиано

Один сказал: «Нам этой жизни мало».
Другой сказал: «Недостижима цель».
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стертые веревки так скрипели,
Так умолкали, - каждый раз нежней! -
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней.

Г.Адамович

Вот и глава о людях, становящихся взрослыми. Хочется
уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрос-
лыми. Таких точек зрения несколько. Вот о них и поговорим в
самом начале этой главы.

Физиологическая (с точки зрения функционирования всех
систем организма). «Физиологически у многих девушек
(примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного
развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и
держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У неко-
торых женщин значительное снижение полового влечения на-
ступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жиз-
ни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего
наблюдается постепенный спад. Так, многие жены до 30 лет
жалуются, что мужья их в половом отношении слишком ак-
тивны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недоста-
точную половую активность мужей»'.

Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической
точки зрения. С точки зрения их природных свойств они мо-
гут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нор-
мы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная,
взрослость нормального здорового человека безусловна.

I Сведощ А.М. Женская сексопатология. - М., 1991. - С. 7.
552

Психологическая точка зрения может быть, думаю, пред-
ставлена теми важнейшими новообразованиями, которые вно-
сят в жизнь нормального человека создание собственной се-
мьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так
и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Осо-
бенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда
возрастной личностный кризис членов семьи приходится на
кризис межличностных семейных отношений. Исследователи
семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье
подвержены закономерной динамике, которая отражает есте-
ственное изменение в содержании отношений. Существует
множество периодизаций с указанием более-менее точных
возрастных границ разных периодов, но большинство иссле-
дователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее
хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на
рубеже' пятнадцатилетнего совместного проживания, когда
партнерам по браку 45-60 лет. (Об этом еще будет в после-
дующих главах.)

Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст
их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни,
но и критический период ее становления.

Как известно, кризис в межличностных отношениях про-
является в частых конфликтах.

Я уже говорила ранее о том, что любовь - это высшее про-
явление свободы человека, нельзя заставить полюбить - это
противно природе человека, его экзистенции. В своей любви
мужчина и женщина стремятся к созданию новой, никогда не
существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедий
любви - она одновременно высшее проявление свободы каж-
дого конкретного, живого любящего и одновременно стрем-
ление к общности, двое создают единое без потери (наоборот,
с расцветом) в них же индивидуального.

Тайна появления любви чересчур велика, чтобы писать о
ней еще что-то, все равно вывод будет тот же - это тайна.
Пусть она ею и останется. Я буду исходить в своем описании
возрастных особенностей периода взросления из того, что
друзья относятся друг к другу реалистично, честно, а любя-
щие - романтично, идеализированно. Это будет одна из воз-
можных точек зрения, но почему бы и ей не дать права на
существование, если она кое-что позволяет понять и проана-
лизировать. Воспользуюсь для уточнения своей позиции реф-
лексивными формулами, может быть, они уточнят кое-что в
понимании начала жизни в новой семье. Друзья относятся

553


друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты...», а любящие
так: «Я чувствую, что ты...» Соответственно отношения в
дружбе больше строятся по логике мышления, а в любви - по
логике чувств. Как я уже пыталась говорить в начале книги -
это две разных модальности психической реальности и для
интегрирования нужны особые усилия Я.

Из множества исследований современной семьи я выбра-
ла наиболее близкие мне работы В.В.Столина, В.Я.Варги,
Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла,
Д.Варги. Они помогут описать, как человек решает важней-
шую задачу своего личного развития (а теперь и развития
конкретного другого человека - партнера по браку) - устрой-
ство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько
планов: физиологический, социальный и психологический.
Все эти планы, думаю, соответствуют (в большей или мень-
шей степени) проявлениям жизни, о которых говорилось вы-
ше: реальному, фантомному и полному. Физиологический
план решения жизненной задачи создания семьи и ее сущест-
вования предполагает освоение пространства своего тела и
тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни.
О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сек-
сологи и сексопатологи, но и психологи, и... сами люди друг
другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы,
знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным.
Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психо-
генных, говоря иначе, травмирующих душу факторах, кото-
рые буквально парализуют («убивают») тело человека. Сего-
дня молодые супруги без труда могут найти необходимую им
литературу. Необходимым руководством для освоения физи-
ческой стороны жизни будет не только изучение своего парт-
нера, но и самого себя, в том числе истории жизни своего те-
ла. Так, например, известно, что сексуальные трудности жен-
щин чаще всего связаны с деформированным восприятием
своего тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед
негативными последствиями секса и тому подобное.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье
очень быстро становится фантомным проявлением жизни в
том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую
общность, а копируют существующий в обществе идеал се-
мьи. Я уже говорила, что такими образованиями, как идеа-
лы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполне-
но фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его
внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздей-
ствия на человека.

554

Все фантомные проявления жизни обладают высокой степе-
нью жесткости, как я уже говорила ранее, они как бы проявле-
ние смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье сте-
реотипов поведения родительских семей - один из наиболее
распространенных ошибочных путей решения своей личной
задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий,
идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их
непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я,
переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противосто-
ять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новой семье
проявляется как творчество друг друга и творчество совмест-
ной общности - общего дома для двух разных, но единых душ.
Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего -
это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни.
Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью пол-
ной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.

Думаю, что читатель понимает: каждый план решения за-
дачи жизни в новой семье выделен относительно условно, в
ежедневных хлопотах и заботах об устройстве совместной
жизни они переплетаются в поток дня, но, смею вас уверить,
каждый из них обладает и своими законами, как свои законы
есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное
число фактических данных подтверждает тот факт, что лю-
бовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика раз-
водов ужасающа. Может быть, она отражение того печально-
го последствия развития научно-технического прогресса, ко-
торое привело к утрате человеком своей цельности и создало
массового, частичного человека, для которого встреча в юно-
сти даже со своей собственной экзистенциальностью (с собст-
венным свободным Я) приводит к отказу от него.

Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные пережи-
вания не только их сложной выраженной многоплановостью,
но и необходимостью конкретизировать их в действия. При-
чем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже
скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совме-
стное проведение времени и тому подобное. Быт, одним сло-
вом. Вот тут-то и проявляется идеальность любви, которая
проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может
быть, так: «...нелепо было бы отрицать, что в нашей естест-
венной привязанности к детям неизбежно присутствует и эле-
мент чисто физического наслаждения.

Конечно, в этой любви чувственная радость абсолютно
неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем,

555


вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой
взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим суще-
ством. Вкушаем? Да, вкушаем, поглощаем его, в душе слива-
ясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей сво-
его бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существую-
щей вовне: как и во всякой любви.

Чувство это не поддается разуму. Недаром поется в старин-
ной песне: "Кто любви не изведал, сном ее воображает..." Что
это за радость (и что за боль в беде) быть привязанным к своим
детям, быть влюбленными (я не боюсь этого слова!) родите-
лями - в полной мере может оценить лишь тот, кто это испы-
тал». Это из замечательной книги Домокоша Варги «Радости
родительских забот», книги, которую я всегда, как только с ней
познакомилась сама, рекомендую как обязательную в курсе
психологии. Эта любовь к людям, к жизни, умение не только
переживать, но и действовать, не только понимать, но и чувст-
вовать, помогают автору этой книги быть самим собой во всем
тексте - редкое, надо сказать, умение.

Мне придется вернуться к общим возрастным закономер-
ностям, их можно еще раз увидеть в этом графике «Развитие
кризисов в семейных отношениях»'.

 

Кривая, изображенная на этом графике, заставляет остано-
вить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.