Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворяет. Более того. 9 страница




К этому еще добавляются беды, связанные с гипертрофией
предстательной железы, но так как они чаще подстерегают
мужчину после 50 лет, поговорим о них в следующей главе.

Приходится констатировать, что к концу периода зрело-
сти мужчина приближается изрядно потрепанным физиоло-
гически, впереди его еще ждет период климакса - начало
упадка сил.

Было бы несправедливо по отношению к мужчине боль-
шую часть описания проблем его периода зрелости посвя-
тить вопросам здоровья, но что делать, даже в книгах, на-
писанных мужчинами о мужчинах, первые страницы по-
священы морщинам, лысинам, ожирению. Те же сорока-
летние, что еще не махнули на себя рукой, в один «пре-
красный» момент обнаруживают, что не только теряют
свои мужские качества, но и просто тупеют, извините, глу-

618

пеют, их в профессиональной деятельности уже начинают
обходить молодые люди...

А ведь именно этот возраст - время, когда мужчина дости-
гает своих максимальных жизненных возможностей.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое со-
стояние мужчины не соответствует интеллектуальному
уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй
половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины
новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть
разрушительной и при осуществлении интеллектуальной
деятельности.

„ Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным
работником в своей профессиональной сфере. Однако он
работает уже иначе - умеет отделять главное от второсте-
пенного, полностью концентрируется на необходимых во-
просах, и это дает высокие результаты. "Умение отделять
главное от второстепенного приходит как следствие фор-
мирования обобщенной концепции жизни, с которой соот-
носятся собственные переживания в их конкретном прояв-
лении.

Исследователи творчества отмечают, что к концу периода
зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой
активности: лишь после 40 лет создал свои знаменитые пьесы
Генрик Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным
художником... Есть даже часто описываемая закономерность,
что выдающиеся люди проявляются, как бы освобождаясь от
своей непосредственности, после 40 лет'.

С мужчиной происходят те же закономерности, что и с
женщиной. Он должен к концу периода зрелости переос-
мыслить свое место в изменившемся социально-психоло-
гическом пространстве, где он испытывает сильное влия-
ние от переживаний, идущих от физиологических измене-
ний в организме;

Думаю, что очень часто не используется потенциал зре-
лого мужчины, связанный с осознанием им границ собст-
венного Я. Это прежде всего потенциал наставничества,
руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и
в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны
(для сохранения своего психического здоровья) обменивать-
ся с другими людьми своими знаниями и опытом, именно
через это они будут учиться новому в сфере своей специаль-
ности. Именно это один из путей осуществления мужчиной

I См. подробно: Гончаренко Н.. Гении в науке и искусстве. - М., 1991.
619


социальных ролей более высокого порядка, чем это было в
другие периоды жизни. Он становится хозяином большой
семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и
свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить
отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но
являются ей, по сути, чужими.

Одновременно возникает проблема изменения отношений
с супругой, которая вступает в период климакса (или уже пе-
реживает его). Она как никогда нуждается в моральной, пси-
хологической поддержке, для осуществления этой поддержки
нужны знания и умения, которые я назвала бы психологиче-
скими и философскими.

Как это ни грустно говорить, но период зрелости для муж-
чины - это открытая борьба со смертью, которая признаками
собственного старения и старения близкого человека начина-
ет постоянно присутствовать в конкретных проявлениях.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нор-
мальный мужчина словно заново открывает для себя радо-
сти жизни, самые простые и самые сложные - от кулинарии
до философии, - буквально в один день принимая решение
об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной
педантичностью.

Если для женщины очень значимыми ключевыми систе-
мами, определяющими решение ею жизненных задач, явля-
ются семья и работа, то для мужчины не меньшее значение
имеют друзья и общество в целом. Появляется целая серия
жизненных задач, которую психологи обычно называют
задачами установления связей вне семьи. В отечественной
литературе об этом написано до обидного мало, мне даже
кажется, что ничего не написано, а собственные жизненные
наблюдения и чтение зарубежной литературы позволяют
предполагать, что для нормального психологического само-
чувствия мужчине необходимо иметь круг общения типа
«моего клуба».

Именно в среде друзей и людей, близких по профессио-
нальной (или иной) деятельности, он решает задачу определе-
ния границ своего Я - идентификацию в качественно новых,
изменившихся условиях физиологического состояния и соци-
ально-психологического.

Думаю, что недаром врачи так много пишут о психологи-
ческих причинах импотенции мужчин именно зрелого возрас-
та. Нарастающая неуверенность в своих главных мужских
качествах должна быть компенсирована возрастанием уве-
ренности в себе в других сферах жизни. Просто должен быть

620

сильно действующий фактор стабилизации самоуважения,
дополняющий (если такое есть) психотерапевтические дейст-
вия супруги. Таким мощным фактором самоуважения стано-
вятся друзья и общество, которые дают мужчине признание
его ценности, основанное на отношении к его человеческим
качествам, тем, которые можно было бы назвать качествами
его индивидуальности.

О том, насколько это важно для жизни взрослого зрелого
человека, говорят многочисленные факты разводов, когда
мужчина находит в новой партнерше искусного психотера-
певта, подтверждающего ценность его индивидуальности во
всех проявлениях. Напомним, что наиболее ценимые мужские
черты выглядят сегодня так':

1) умение брать на себя ответственность;

2) способность получать удовольствие, ведя за собой других;

3) уверенность в себе;

4) забота'о поддержании равновесия в общении;

5) умение подмечать детали.

В глазах женщин такие мужские качества, как сила воли,
доброта, ум и остроумие, профессиональная компетентность
и тому подобное, играют незначительную роль. Естественно,
возможны варианты в среднестатистической шкале ценно-
стей, но в большинстве случаев образ современного мужчины
выглядит именно так.

Этот же автор описывает и женские качества, наиболее
привлекательные для мужчин (вопрос о внешности при этом
не учитывался, только личностные качества).

Получается следующий список:

1) способность к эмоциональной поддержке других людей
(настоящее материнское качество);

2) способность получать удовольствие от помощи другим
(тоже качество матери);

3) спокойное отношение к советам других людей;

4) отсутствие тенденции к соперничеству с мужчинами;

5) отсутствие излишней романтичности.

Психологи, занимающиеся проблемами межличностного
общения, неоднократно в ходе разных исследований полу-
чали сходные результаты, говорящие о том, что удовлетво-
ренность общением людей разных полов зависит от уверен-
ности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит
как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как

' См., например: Толстых А.В. Наедине со всеми. - Мн., 1990.
621


именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и
усилить имеющиеся достоинства.

С неуверенным в себе очень трудно общаться, он многого
боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реаль-
ность, в том числе и реальность собственного Я.

Уверенность в себе, или, как еще говорят, самопринятие
или наличие чувства собственного достоинства, не только
обеспечивает человеку легкость в общении с другими людьми,
но и дает защиту от их чрезмерного воздействия. Где-то здесь
проходит грань между самовлюбленным дураком и самодос-
таточным человеком, грань, которую трудно выразить слова-
ми, но легко почувствовать.

Существует известный и удивительный психологический
парадокс, давно знакомый писателям-романистам и психоана-
литикам: самовлюбленность чаще всего и есть самая яркая
форма неуверенности в себе. Это одна из наиболее известных
человечеству превращенных форм сознания, описанная еще в
мифах. Самовлюбленность мужчины, его суперэгоизм - это
уход от реальных отношений с другими людьми в фантомный
мир собственного представления о самом себе. Многие психо-
логи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине
«донжуанские» наклонности - признак возрастающей неуве-
ренности в себе.

Может быть, все не так однозначно в этой жизни, но
обычно как мужской, так и женский «донжуанский» образ
поведения продиктован такой концепцией жизни, в кото-
рой место другого человека весьма неопределенно и рас-
плывчато.

О мужской неверности написано так много, что я позволю
себе не писать ничего. Ограничусь только замечанием о том,
что женское умение разговаривать с мужчиной о нем самом -
это большое искусство, которое в век эмансипации обесцене-
но. Возможно, даже слишком.

Вспоминаю в связи с этим услышанное - искреннее и мо-
лящее: «Ну, посмотрите и скажите, что я - молодец и все
хорошо сделал». Это были слова зрелого мужчины, обра-
щенные к домочадцам. В той конкретной ситуации они были
услышаны, а в других... где эта мольба не была столь от-
крыта и откровенна...

Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого
возраста, становятся для него не менее значимыми, чем все
другие формы выражения отношений. Мудрые женщины к
этому времени уже называют хозяина дома уважительными
словами («он», «сам», «хозяин» и тому подобное) в любых

жизненных ситуациях, чтобы ни на мгновение, ни у одного
человека не возникло сомнения в достоинствах ее мужчины.
Чтобы попробовать убедить читателей в необходимости для
мужчины такого ореола уважения, процитирую Яна Паран-
довского, писавшего в «Алхимии слова» так: «Магическая
сила слова заключается в его способности вызывать пред-
ставления, образы. Оно невидимый представитель вещей,
воспринимаемых пятью чувствами. По его заклинанию появ-
ляются люди, предметы, далекие или не существующие вовсе.
А близкие и присутствующие делаются по-настоящему реаль-
ными, лишь будучи названными. Адам только тогда стал вла-
стелином мира, доверенного ему богом, когда каждую вещь
обозначил особым названием...»

Слово, обращенное к нему, становится для мужчины и
источником силы, той силы, которая связана с возможно-
стью осуществлять контроль, ответственность и принимать
решения - как относительно себя, так и относительно друго-
го человека.

Слова сказываются на самооценке, на его представлении о
своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о
самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о
возможностях этого человека. Будем помнить при этом, что к
концу периода зрелости неуверенность мужчины в себе резко
возрастает. Остается напомнить еще раз, что с чувствами не
шутят, их нужно ценить, понимать и уметь выражать. Это
относится ко всем членам семьи, но и к мужчине тоже. Я уже
упоминала в этом тексте о том, что не выраженные чувства
укорачивают жизнь.

Итак, мужчина в зрелом возрасте (особенно к- его концу)
оказывается очень уязвимым перед следующими психологиче-
скими ловушками, каждая из которых грозит чувством своей
незначительности, неуверенности в себе:

1) ловушка психологической импотенции;

2) ловушка молодежного образа жизни (инфаркт);

3) ловушка страха перед новым, перед изменениями (про-
фессиональная деформация - ригидность мышления);

4) ловушки постоянных социальных ролей (притупление
чувств);

5) ловушка идентификации (потеря самоуважения).
Достаточно. Становится немножко страшновато за 50-лет-
них, еще полных сил и планов. Преодолеть соблазны этих
ловушек, не поддаться магическому влиянию смерти мужчине
помогает его дело. его семья, творческая сила его Я, противо-
стоящие разрушающему холоду вечности.

623


Я закончу эту главу строчками из стихов русского поэта,
жизнь которого закончилась именно в этом замечательном
возрасте - возрасте мужской зрелости:

Cecipbi - тяжесть и нежность, -

одинаковы ваши приметы.
Медуница и осы тяжелую розу сосут.
Человек умирает, песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут
Ах, тяжелые соты и нежные сети,
Легче камень поднять, чем имя твое повторить'
У меня остается одна забота на свете,
Золотая забота, как времени бремя избыть
Словно темную воду я пью помутившийся воздух.
Время вспахано плугом, а роза землею была.
В медленном водовороте тяжелые нежные розы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела.

О. Мандельштам

1 лава L\.

О ПОЖИЛОМ
ВОЗРАСТЕ
(51-65 ЛЕТ)


Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел

Ф.И.Тютчев

Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст -
это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состоя-
ние человека, сборы на «заслуженный отдых».

Мне очень трудно писать об этом периоде жизни человека,
так как просто больно видеть обездоленных нищенской пен-
сией людей, проработавших десятки лет и не имеющих ника-
ких условий для достойной жизни. Больно и потому, что те-
перь мы хорошо знаем, многие видели это своими глазами,
что старость может быть спокойной, уверенной, просто эко-
номически достойной.

Но попробую написать о тех психологических задачах, ко-
торые решают мужчины и женщины пожилого возраста. По-
жалуй, начну с небольшой классификации. Людей, мужчин и
женщин, приближающихся к пожилому возрасту, можно раз-
делить на следующие группы:

1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим
делом. Они активно готовятся к этому, получают дополни-
тельную специальность или просто осваивают новую, необ-
ходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало
новой жизни, когда можно заняться любимым делом с пол-
ной отдачей.

2. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправда-
ми пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому

626

не нужными, если не могут заработать достаточное, с их точ-
ки зрения, количество денег.

3. Третью группу людей я бы назвала равнодушными, они
уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию
не приносит им существенных переживаний, связанных с не-
обходимостью перераспределять жизненную энергию. Они
продолжают свое существование, давно и привычно окра-
шенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

Сначала не хотела писать об этой группе людей вообще,
но в психологии пожилого возраста давно используется поня-
тие эгоистической стагнации для описания этого унылого и
бесцветного увядания, поэтому сразу скажу о нем то, что
знаю, чтобы в дальнейшем описании говорить о жизни в по-
жилом возрасте.

Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех
людей - мужчин и женщин, которые давно уже живут вне
концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от
собственных проявлений духа и погрузились не в глубины
своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плос-
кости прошлого. Эгоистическая стагнация - это прерванная
связь с настоящим временем, это отождествление собственных
фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это
Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где
главным проявлением жизни становится собственная физиче-
ская боль, на которую Я реагирует появлением букета разно-
образных заболеваний, от которых уже невозможно изба-
виться, так как без них теряется драгоценная часть Я.

Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его лично-
стные качества, это время и момент жизни для проявления в
полной мере сущностных качеств человека - его любви к
людям и жизни или отсутствия таковой. Куда только исчеза-
ет былая разговорчивость, превратившаяся в нескончаемую
старческую болтовню. Что стало с рассудительностью, по-
чему вместо нее подозрительность? Осторожность и осмот-
рительность становятся недоверчивостью и мнительно-
стью... Неуловимое время прорисовывает далеко не лучшие
черты у пожилого человека, попавшего в эгоистическую
стагнацию, обусловленную всем ходом его предыдущей
жизни. Пожалеем этих людей и поговорим о тех, кто живет
достойно весь отпущенный им век.

Галина Петровна начала готовиться к выходу на пенсию
заранее. Она стала посещать курсы экскурсоводов, чтобы
иметь возможность жить новой жизнью. Ее никто не выгонял
с работы, там все получалось, но хотелось другого - сил для

627


нового было вполне достаточно... Она и сегодня, десять лет
спустя после выхода на пенсию, бодра, полна сил, живых
чувств, ей все интересно, и с ней интересно. У нее есть верные
друзья, нормальные отношения с домашними.

Петр Иванович после выхода на пенсию остался работать
в своем коллективе, где он раньше был руководителем. Я бы
не хотела подробно комментировать этот факт, скажу только,
что окружающие воспринимают это далеко не однозначно, а
силы, которые Петр Иванович тратит на то, чтобы не отстать
от времени в своей профессиональной деятельности, не при-
носят ему желаемого удовлетворения от ее результатов.

Это только два коротких факта о том, как перестраивается
индивидуальная судьба человека в пожилом возрасте.

Надо сказать, что сегодня, в 1995 году, два поколения
наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-
экономических преобразований: это люди зрелого и пожи-
лого возраста. Экономические неурядицы выступают для
них в очень конкретном облике царя голода, о котором в
свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать,
особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навы-
ки для налаживания социальных коммуникаций, для того,
чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чув-
ствуют. Народная театральная студия, хор ветеранов, дача и
тому подобное - немного их, возможностей для самореали-
зации. Еще, может быть, общественная деятельность, кото-
рую надо организовать самим, чтобы чувствовать свою зна-
чимость, но на нее будут уходить силы, которые не принесут
материальной выгоды - только моральное удовлетворение.
Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно
обостряют переживания человека, связанные с модальностью
«Я могу» его психической реальности. Они словно волны о
берег разбиваются при встрече с реальным Я, с реальностью
изменившихся свойств и качеств организма, с реальностью
осуществления жизненных планов...

Об этом в свое время очень эмоционально сказал Ю.Олеша:

«...в том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Я
вовсе не острю. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я
дожил, и фантастика в том, что мне как будто меня показы-
вают. Так как с ощущением «я живу» ничего не происходит
и оно остается таким же, каким было в младенчестве, то
этим ощущением я воспринимаю себя по-прежнему молодо и
свежо. И этот старик необычайно уж нов для меня - ведь,
повторяю, я мог и не увидеть этого старика, во всяком слу-
чае, много-много лет не думал о том, что увижу. И вдруг на

628

молодого меня, который и внутри и снаружи, в зеркале
смотрит старик. Фантастика! Театр!

...Теперь нас двое - я и тот. В молодости я тоже менялся, но
незаметно, оставаясь всю сердцевину жизни почти одним и
тем же. А тут такая резкая перемена, совсем другой. Здравст-
вуй, кто ты? Я - ты. Неправда!»

Напряженность этих переживаний связана с тем, что в
диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку
пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему коор-
динат для адекватной самооценки. Для его сознания старость
всегда связана со смертью, и в ней нет никакого, даже мини-
мального, очарования как в периоде жизни.

Думаю, что читатель поймет меня правильно, если я вос-
пользуюсь еще одной, в данном случае поэтической, цитатой
из стихов Михаила Светлова:

Выйди замуж за старика!
Час последний - он недалек.
Жизни взбалмошная река
Превращается в ручеек.

Даже рифмы выдумывать лень,
Вместо страсти и ожиданий
Разукрашен завтрашний день
Светляками воспоминаний.

Выйди замуж за старика!
За меня! Вот такой урод!
Не везде река глубока -
Перейди меня тихо вброд.

Там, на маленьком берегу,
Где закат над плакучей ивой,
Я остатки слов берегу,
Чтобы делать тебя счастливой.

Так и не было, хоть убей,
Хоть с ума сойди от бессилия,
Ни воркующих голубей,
Ни орлов, распластавших крылья.

В этих строчках тоже противоречивые переживания - пол-
ноты жизни (любви) и невозможности ее осуществления. Она
требует особого отношения к себе, чтобы их противоречи-
вость не переросла в трагическое неразрешимое противоре-
чие, ведущее к психологической смерти раньше физической.
Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложня-
ется, для разрешения возникающих противоречий нужны си-
лы. Что может быть их источником?


Современная геронтология дает ответ, который мне
очень нравится. Он формулируется как содержание психо-
логической задачи личностного развития, которую можно
сформулировать как задачу установления связей вне семьи,
говоря иначе, расширение, изменение жизненного контек-
ста. Как жаль, что для наших городских пожилых людей
это может закончиться скамейкой у подъезда. Сельские
жители в этом смысле в более выгодном положении - забо-
ты о хозяйстве, их нескончаемый круг, близость с приро-
дой, появление элементов досуга скрашивают остроту пе-
реживаний интенсивностью приложения сил (на физиче-
скую работу в пожилом возрасте их, естественно, уходит
больше, чем в возрасте зрелом).

Установление связей вне семьи переживается пожилыми
людьми как потенциально существующая готовность быть
полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они
готовы учить, но не всегда умеют это делать.

Навыки учительства и умение дать дельный жизненный со-
вет являются естественным следствием развития в Я-концепции
диалогичности сознания, предполагающей возможность встать
на точку зрения другого человека.

Содержание актуальных переживаний пожилых людей
способствует осуществлению внутреннего диалога, который
основан на осознании концепции жизни и собственной Я-
концепции. Именно они создают благоприятные условия для
осуществления возможного перехода от одной педагогиче-
ской позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За
этим стоит и качественно новое перераспределение ответст-
венности с близкими и чужими людьми за осуществление раз-
ных проявлений жизни.

Конечно, все это существует как потенциальная возмож-
ность, которой можно воспользоваться, а можно и не заме-
тить, продолжая существовать в мире фантомном, сюрреа-
листическом.

Недаром многие психотерапевтические направления уде-
ляют такое большое внимание работе с прошлым. Именно
оно обладает способностью создавать мир ирреальный, в
котором переживание настоящего и планирование будущего
ориентируются только на прошлое, причем давно прошедшее,
в чем, например, убеждает анализ ранних воспоминаний в
соответствии с концепцией Альфреда Адлера'.

I См. подробно: Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и ана-
лиз ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. -СПб., 1993.

630

Навыки учительства и умение дать совет для пожилых лю-
дей проявляются в социальном интересе. Психологи связыва-
ют его проявление с тремя областями объектов: 1) неодушев-
ленные предметы, ситуации или виды деятельности - природа,
наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не
связанный с его собственным Я, - это интерес бескорыстный;

2) все живое. Социальный интерес здесь проявляется как спо-
собность ценить жизнь и принять точку зрения другого;

3) вселенная и мир в целом, это идентификация как с живыми,
так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой
мира - космическое чувство жизни.

Социальный интерес и его проявление у пожилого челове-
ка позволяет переживать противоречия своего возраста через
создание живительных связей с окружением. Помнится, жен-
щина, только что вышедшая полгода назад на пенсию, с гру-
стью и удивлением говорила: «Я раньше как оглушенная бы-
ла, всей красоты природы не замечала, а ведь каждый камень,
каждый листок жизни радуется. Как хорошо, что сейчас я это
стала замечать».

Исследователи социального интереса отмечают, что с ним
связаны такие чувства:

1) чувство принадлежности к группе или группам;

2) чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во
взаимодействии с людьми;

3) чувство общности с другими людьми, переживание по-
хожести на них;

4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-
то хорошее;

5) мужество быть несовершенным - это ощущение того,
что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда
«первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;

6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть чело-
вечества;

7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим ме-
стом для жизни.

Социальный интерес связан со следующими мыслями че-
ловека о своей жизни: я человек, и мои общественные права и
обязанности равны правам и обязанностям других; можно
достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с обще-
ственным благом; процветание и выживание общества зави-
сит от решимости и способности его членов научиться гармо-
нично сосуществовать друг с другом; я убежден, что надо
поступать по отношению к другим людям так, как мне хоте-
лось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне; общей

631.


оценкой моей личности будет та степень, в которой я способ-
ствовал благополучию общества.

При этом поведение человека, осуществляющего живи-
тельные связи с окружением, проявляющем социальный инте-
рес, выглядит следующим образом: готовность использовать
свои возможности, знания или способности для оказания по-
мощи другим людям; готовность щедро поделиться тем, что
тебе принадлежит; готовность участвовать в групповой дея-
тельности; готовность признавать чужие права, знания и
опыт; стремление работать или играть вместе ради достиже-
ния общей цели или общей пользы; готовность идти на вза-
имные уступки для достижения взаимно приемлемых реше-
ний, проблем и конфликтов; умение показать другим, что ты
понимаешь и ценишь их мысли и чувства; способность во-
одушевить, мотивировать других людей; улучшение социаль-
ных условий к общей пользе.

Исследования социального интереса показывают, что лю-
ди с низким уровнем его более негативно относятся к своим
родителям и большое значение придают своему прошлому
опыту, они преувеличивают значение прошлого опыта для
своей нынешней жизни.

Выраженность социального интереса очень подвержена
влиянию стрессовых факторов - ухудшению условий жизни,
постоянного напряжения. Это повседневно, к большому со-
жалению, существует в нашей жизни, поэтому я часто чувст-
вую себя профессионально бессильной, так как знаю, что
могла бы помочь людям пожилого возраста решить их психо-
логические задачи, но ни я, ни они не могут это реализовать в
бытовой жизни.

Социальный интерес для самого пожилого человека и об-
щественное внимание к нему, обеспечивающее достойное су-
ществование, нет, достойную жизнь, позволило бы жить в
ладу с собой и с миром, а не ставить на себе крест при первых
признаках старения.

Создание личного отношения к бренности существования -
это одна из задач личностного развития человека в этом воз-
расте. Я уже упоминала о необходимости осознания концеп-
ции жизни и Я-концепции для решения всех задач этого пе-
риода жизни, свое место в этом процессе должна найти и кон-
цепция смерти, которая, как я писала уже в первых главах,
стыдливо прячется из бытовой жизни. Личное отношение к
бренности своего существования может принимать разные
конкретные формы: от обострения философско-религиозных
исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.